Пётр I и мусье

Однажды государь Пётр I Алексеич решил наведаться в одну губернию. Жил там приятель егоный — губернатор Пал Фёдорыч.
Вот приехал Пётр I в губернию да и пошёл по улице. Да пошёл не в картузах всяких, а в рубахе обычной да шапку снял и на бедняка прохожего надел.
Идёт он, идёт, и видит — кибитка приятеля егоного. Ну, государь и схитрил — мимо прошёл. Видно, выходит из этой кибитки мусье некий во фраке. Увидел государя да и крикнул:
— Эй, бедняк, не видал ли ты тут царя-государя, who go to my governor*?
— Что Вы, что Вы, Ваше высокородие! — испугался государь. — Как не видали! Он вот только что да на троечке к Вашего скородия губернатору уехал!
Надо сказать, что Пётр Алексеич терпеть не мог, когда его встречали, и решил провести исполнителя-чинопочитальца.
— А не ты ли государь? — прищурился мусье. — Меня, купца 1-го лейб-гвардии ордена Самого Государя Купечества по вопросам Всякой Всячины Об Овощах И Иностранных Вопросах, не проведёшь!
— Да что Вы, Ваше высокородие! — усомнился государь. — Я Пётр-Опята, Алексея жёлтого сын. Отец мой — староста колпинский, человек уважаемый. Егоную большую палку каждый крестьянин побаивается!
— Ты не шути со мной шутки, miel agaric**! — закричал мусье. — Я человек tetu***! — кричал он, размахивая руками. Видно было, что это слово он учил очень много раз и, кажется, очень рассердился.
— Ваше высокородие! — огорчился нежный, но хитрый царь Пётр. — Я ж говорю! Палку, дубовую, в 200 пудов! А я ему дом не так давно, третьего или, кажись, пятого дня поставил!
— Как! — гордо заметил купчишка. — Я не интересуюсь делами простого народа, а интересуюсь делами Высшего света! Это же ясно как то же, что и баран уставится на крашеные ворота! Тьфу ты, опять деревенская поговорка!
— Но и бедных любить надо! — очень умно заметил государь Пётр Алексеич.
— Молчать! — крикнул купчишка. — Я, купец Сметанкин, бедняков в России не терплю! Они только и делают, что даром проедаются, песни поют, пляшут да поговорки придумывают! И ещё они некультурные, pas elegant****! А мы, Высший свет, люди культурные, милые, скромные и лучшие в мире! Я к государю и обращаюсь уже каждый год с просьбой создать этим грубым невежам-крестьянам налог на деревню! И каждый год государь меня не слушает! Будь я царём, я бы поставил на место этих наглецов народных!
— Ну, и высказали Вы мне своё отношение к крестьянам! — грустно заметил царь Пётр. — Не будь я членом Высшего света, я полез бы с Вами в драку, но я, к сожалению, не сын какого-нибудь старосты или тяглового мужика.
— Ха-ха, мой друг! — засмеялся купчишка. — За оскорбление особы приближённого к царю рода уже можно резолюцию подавать! К тому же, ты сын старосты колпинского, Алексея...
— Ну, а об этом поговорим на совете! — сказал государь и надел на себя государеву шапку, кою достал из холщового своего мешка.
— Государь! — обомлел мусье и упал на колени. — Батюшка царь! Не гневайтесь! Умоляю Вас, Ваше Государское, то есть...
— Ну, друг! — сказал государь. — Ещё раз обидишь хоть единого бедняка, я создам закон о порке особ служащего царю рода! А пока — до свидания!
С этими словами он ушёл к губернатору и рассказал этот случай ему, а он уже мне. Вот такая эта история!

2017 г.

* Who go to my governor (англ.) — который идёт к моему губернатору.
** Miel agaric (фр.) — опёнок.
*** Tetu (фр.) — своевольный.
**** Pas elegant (фр.) — не элегантные.


Рецензии