Виртуалы и Пиррон

Глава 3. Мы ничего не знаем. Пиррон

В – Матфевна, ты всё знаешь?
М – Только дурак всё знает.
В – Тебе вредно общаться с философами… Сегодня поговорим с самым знаменитым скептиком Пирроном.
М –Ну, приглашай.
П. – Здравствуйте, здравствуйте. Вызывали?
В – Ну, как сказать… Это всё Матфевна. Вечно копается в книгах… Извините, если побеспокоили…
П – Ничего, мне самому интересно знать что обо мне пишут.
М - Как и Сократ, ты не оставил нам ни строчки, поэтому все сведения о тебе мы можем почерпнуть только из книг других людей, написанных спустя несколько веков после твоей смерти .
В - Диоген Лаэртский (180–240) писал, что ты жил в Элиде, где был столь популярен, что тебя освободили от всех налогов.
М – А ещё пишут,  что твой скептицизм  на практике проявлялся в довольно причудливой форме.
П – Моё эксцентричное поведение  было следствием моих взглядов! – Старики начинали его раздражать. - Я полагал, что, так как наши органы чувств запросто могут ввести нас в заблуждение, то и не стоит им полностью доверять. Например, в темноте мы можем принять кошку за лису или наоборот.
М - Скажем, зачем, переходя улицу, смотреть по сторонам? Ведь можно и не попасть под машину! Но даже если и попадешь, то какая разница, жив ты или мертв? Ну что за чушь.
В – Я считаю, что большинство историй о тебе - враньё,  но какие-то из них, вероятно, и в самом деле происходили. Так, например, о тебе рассказывали, что ты сохранял полнейшее спокойствие на палубе корабля во время ужасного шторма.
П – Я медитировал. В молодости я побывал в Индии. Поэтому  моя философия  близка к мистицизму, ведь мистики тоже считают мир иррациональным – недоступным для понимания разумом. Короче, вам не понять…
В – Да ладно тебе, не обижайся, выпей моего божественного напитка, ощутишь благодать…
М - Как бы там ни было, нельзя отрицать того факта, что твои слова не расходились с твоими делами – ты жил так, как учил жить других. Твоё умение сохранять спокойствие в любой ситуации производило сильное впечатление на окружающих.
П - Причина  этого спокойствия коренилась в том, что  все на свете может быть поставлено под сомнение. Зачем переживать, если мы все равно не знаем истинного положения вещей.
В - Если бы нам довелось встретить тебя в наше время, скорее всего мы бы сочли тебя сумасшедшим
П – Я бы, в свою очередь, подумал , что большая часть ваших убеждений несостоятельна, и они, ваши дурацкие убеждения, являются помехой вашему спокойствию. ! 
В – Ты утверждал, что никто и никогда не постигнет подлинную природу реальности, ибо это знание недоступно простым смертным.
П - Хотите быть счастливым, не забивайте себе голову всякой ерундой.
М - Нам следует отказаться от суждений, если хотим жить в мире с собой?  По твоему мнению, чтобы быть счастливым, нужно быть свободным от желаний и не беспокоиться о том, что произойдет в будущем?
П -  И нет таких событий, которые имели бы значение.  Если вы действительно захотите жить, как я советую, то с вами произойдет следующее. Вы станете немыми, так как вам нечего будет сказать по какому-либо вопросу. В итоге вы освободитесь от всех забот. А это лучшее, чего может достигнуть в жизни человек.
В – Вот это дааа… Я читал, что далеко не все сторонники скептицизма были столь же радикальны, как ты.
М – Если порассуждать, то  всех великих философов можно в той или иной степени отнести к скептикам, в противовес к догматикам.
П - Мне, согласно легенде, удалось достичь свободы от всех забот, но большинство из вас не столь удачливы. Одним из наиболее распространенных страхов является страх смерти. Прочитайте о греческом философе по имени Эпикур. Он предлагал собственное решение этой проблемы.
М – Непременно… До свидания, память о тебе будет жить века.
Пиррон молча исчез, не оставив следа, только пустой стакан от выпитой самогонки на черносливе.
Хорошо жить… Такие люди приходят в гости…


Рецензии