Ч. 134 Планы и их исполнители

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/11/01/1259


3 августа войска Кауфмана вернулись в Хиву. Часть хивинских земель Кауфман, обладавший огромными полномочиями, передал бухарскому эмиру за помощь в походе и доставку продовольствия русским войскам.

На правом берегу Амударьи русские войска и хивинцы приступили к строительству форта Петроалександровска, в котором должен был остаться внушительный гарнизон для присмотра за Хивой.

Карательная операция на туркменские племена навела ужас на население Хивинского ханства.

Хивинский поход был самым трудным и самым успешным из всех военных действий России в Средней Азии. Печать воспевала этот подвиг, писали, что «безмерных лишений, которым подверглись здесь роты линейных батальонов и кавказских полков, не выдержала бы никакая армия в мире». Кто бы сомневался!

Выплату контрибуции, учитывая разорённое войной состояние городов и селений ханства, распределили на двадцать лет, но с процентами 5,5% в год. Фактически Хиве предстояло выплатить двойную сумму. В отличие от Бухарского эмирата, где российским правительством было разрешено эмиру иметь двадцатитысячное войско и 20 орудий, Хивинскому ханству иметь свою армию запрещалось.

Для контроля за выплатой контрибуции и за действиями хана и строилось новое укрепление с сильным русским гарнизоном. Форт располагался в стратегически очень удобном месте, что позволяло русским контролировать самую населённую часть страны.

Русские купцы и служащие получили массу преимуществ, о которых раньше не могло быть и речи. В Петербурге ликовали. На участников похода пролился даже не дождь, а ливень наград. Захватывая Среднюю Азию, российское правительство отбирало в своё распоряжение только стратегически важные территории, а захваченным государствам оставляло внутреннюю самостоятельность.

Так было удобно и выгодно. Пусть, мол, туземцы, как называли жителей Средней Азии, сами между собой разбираются, а что нужно России, будет получено и с помощью туземной администрации.

В Петербурге строились грандиозные планы, которые иногда просачивались в печать. Русское правительство не собиралось останавливаться на Хиве. Теперь была поставлена задача окончательно покорить воинственных и независимых туркмен, выйти к Герату, и, как говорилось в одном издании Генерального штаба, Герат – и есть тот «ключ», который искал Великий Пётр, и, может быть, недалеко то время, когда мы тем ключом отворим настежь заветные «врата».

Царскому правительству уже мерещилось побережье Бенгальского залива, даром, что ли, гулял в тех местах купец Афанасий Никитин!

Мерещились и Черноморские проливы, которыми, как считали в Петербурге, турки владели по недоразумению. Прибивал же щит к тем воротам князь Олег! Но до русско-турецкой войны оставалось ещё четыре года.

Солдат в эти планы не посвящали, и думали они только об одном: как бы поскорее вернуться домой. В том походе солдатам пришлось сражаться не столько с противником, который был плохо вооружён, не обучен и слаб, сколько с непривычным климатом.

Одежда, обувь, бельё – всё было изорвано. Не получая горячей пищи, измученные палящим зноем, без воды, с воспалёнными глазами и пересохшим горлом они шли по пустыне, куда их послала Родина в лице хорошо одетых, сытых людей в Петербурге, которым такое и не снилось.

Они тащили на себе грузы, оружие, потому что лошади и верблюды падали, гибли от солнечных ударов, теряли рассудок, зарывались голыми в землю, чтобы спрятаться от испепеляющей жары, стрелялись, чтобы покончить со всем этим ужасом.

Но зато их потом хвалили: «И здесь, как в Севастополе и всюду, дисциплина русского солдата была выше всех ужасов природы. Ни слова роптания, ни единого неповиновения,  и только немое ужасное молчание, с которым некоторые подходили к начальнику и, стоя перед ним, тоскливо смотрели ему в глаза».

Это не ново, о терпении нашего народа известно с незапамятных времён.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/11/03/1583


Рецензии
Мне показалось очень знаково то, здесь в качестве иллюстрации выбрана картина В. Верещагина, художника нетерпимого к любой фальши и лицемерию.
Получился замечательный творческий тандем писателя и художника, где вы оба стали единомышленниками, не принимающими войну, живописующими контрасты и ужасы любых военных действий ...



Наталья Николаевна Максимова   13.09.2020 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, очень лестное сравнение. Могу равняться с великим художником только фамилией.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.09.2020 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.