Завещание М А Глава 26. В Лаврской келье
Время надо пополнять событиями,
тогда оно летит незаметно.
Любовь - это такое чувство, ради
которого человек, не задумываясь,
отдаст все, включая свою жизнь.
Отец Константин жил в тихом заброшенном тупике – около гостиницы для прихожан, паломников и священнослужителей – за тяжелыми кованными воротами, прятался вход в обитель отца Ярослава Савчина.
Жилище было сложено из бревен, набито войлоком, сверху огранено дранкой и отштукатурено. Широкие окна были окружены затейливыми витражами со сценами из священного писания. Когда на этих витражах заиграл солнечный свет, Ярослав подумал, что находится, не в жилом помещении, а в какой-то старинной церкви.
Внутри комнаты находился большой стол, на котором лежал ноутбук, подключенный к сети интернет, справа от стола находилась кровать и несколько стульев. Все стены были полностью покрыты полками с многочисленным количеством книг. Одна из которых лежала на столе.
Ярослав взял ее в руки и прочитал в слух: «Чудотворные деяния иконы Казанской Богоматери».
- Отец, что это за икона, - спросил Ярослав.
- Самые значимые события, затрагивающие судьбу земли Русской, были отмечены пророчествами, - ответил Константин, - независимо от характера чудес, они в той или иной мере являлись пророчествами, предзнаменованиями бедствий и славы нашей земли.
В начале 1941 года старцу Валаамского монастыря во время службы в храме случились видения:
В первом видении ему предстала Божья Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай и семь святых молившие Спасителя о сохранении земли Русской. Спаситель отвечал о невозможности Богу терпеть эти беззакония, но святые продолжали просить его, и он сказал: «Я не оставлю Россию».
В втором видении Божья Матерь и святой Иоанн Креститель стояли перед престолом Святителя и умоляли его о спасении России. Он ответил так, как и в первом видении «Я не оставлю Россию».
Третье видение состояло в том, что Божья Матерь, стоя перед сыном своим, слезно молила Его о спасении земли нашей: «Вспомни, сын мой, как я стояла у Креста твоего и хотела встать на колени перед ним». Спаситель сказал: «Не надо, я знаю, как Ты любишь землю Русскую, и ради слов твоих не оставлю ее, накажу, но сохраню».
- В этом году началась Великая Отечественная война, - прервал Ярослав повествование своего отца.
- Да, началась страшная война, - продолжил Константин, - в которой фашистская Германия вознамерилась уничтожить нашу стану, ее народ, но Господь, посылавший предупреждения через святых людей, и на этот раз не оставил нас и образом предупреждал свои чада.
Зимой 1941 г., когда немцы рвались к Москве, страна стояла на грани катастрофы. Тогда почти никто не верил в победу.
Гитлеровцам казалось, что с захватом Москвы будет достигнута конечная цель блицкрига – разгром нашей Родины. Когда ВОВ только началась, патриарх Антиохийский Александр III обратился к христианам всего мира с молитвенным обращением о 1-й материальной помощи России. После обращения Александра III митрополит Антиохийского патриархата Илия стал горячо молится за спасение России от погибели. Он просил Божью Матерь открыть путь спасения России в каменном подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери, затворившись без пищи и воды, и не ложась спать он исступленно молился перед этой иконой. Наконец, после трех суток бдения ему явилась в огненном столпе сама Богородица и объявила, что он, как истинный молящийся и друг России, избран для того, чтобы передать промысел Божий народу российскому. Если все, что определено, не будет выполнено, то Россия неминуемо погибнет. Богородица передала весть Илье: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри и духовные академии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город. Перед Казанской иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия, должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Владыка связался с представителями РПЦ и советским правительством и передал им все, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополитов Алексия и Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, так как видел в этом последнюю возможность спасти положение. Все произошло, как было предсказано.
Город на Неве был спасен, он выстоял, хотя многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. Подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран самой Божьей Матерью. И пока Казанская икона находится в городе и есть молящиеся, враг не сможет войти в город.
После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом была спасена Москва. Разгром немецко-фашистских полчищ под Москвой – это истинное чудо является молитвами и заступничеством Божьей Матери.
Затем Казанскую икону повезли в Сталинград. Там перед ней шла непрекращающаяся служба – молебны и поминовения о погибших воинах шли один за другим. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий не прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов в реку, ибо с ними была чудотворная икона. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению.
После этого икону привозили на самые трудные участки фронта, где положение было особенно отчаянным и в места, где готовились наступления. Священники служили молебны, солдат окропляли святой водой. И пришло время славы российского оружия и славы заступников и молитвенников за Русскую землю: Божья Матерь по их молитвам отгоняла врагов. Рассказы о чудесах приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих.
Тоже было и при штурме Кенисберга, немцы гибли тысячами, а пленные потом говорили, что в небе перед штурмом видели Богородицу и у всех абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела - и наши войска преодолели сопротивление и взяли город – неприступную крепость.
Глубоко символичен и тот факт, что Киев – мать городов Русских – был освобожден нашими войсками 22 октября в день чествования Казанской иконы Божьей Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно – ведь от этого города пошла земля Русская, здесь произошло крещение города, избравшего православную веру.
Во время ВОВ было открыто 20 000 православных храмов, молилась вся Россия. Молился Иосиф Сталин. Церковь благословила Отечественную войну Русского народа и благословение это было утверждено на небе. Не счесть, сколько офицеров, не говоря уже о солдатах, молилось перед боем. Открывались духовные семинарии, академия, возобновлена работа и в Киево-Печерской Лавре.
- Это именно та самая чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которая была и с ополчением в 1812 году? – спросил Ярослав.
- Да, - ответил Константин, - она. Наступило время возвращения веры на Русской земле, как и предсказал Авель.
В 1947 году Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию, так как все пророчества, переданные им, сбылись. Он вызвал к себе патриарха Алексия и спросил:
- Что подарить Илие в знак благодарности?
Алексий предложил подарить икону Казанской Божьей Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными камнями из всех областей России, чтобы вся страна участвовала в этом подарке.
По указанию Сталина лучшие мастера изготовили панагию и крест. Митрополиту преподнесли крест, панагию, икону – наградили премией за помощь нашей стране во время ВОВ, но от премии монах отказался, передав 200 000$ детям-сиротам у которых родители погибли во время войны.
Илия сказал:
1. Крест я положу на стол нашего кафедрального собора в Ливане – крест из России должен всегда лежать на престоле.
2. Икона Казанской Богоматери всегда будет находится в алтаре и всегда будет напоминать мне во время богослужения о России.
Ныне чудотворная икона Казанской Богоматери с венчиком митрополита Илии стоит во Владимирском соборе Санкт-Петербурга – как знамение благодатного покрова Богородицы.
- Это все описано в этой книге? – спросил Ярослав.
- Не совсем, - ответил Константин, - мало кто знает, что с патриархами проводил большое количество бесед Андрей Свердлов, который отдал приказ всем представителям НКВД найти по всем лагерям и вернуть священнослужителей, кроме того пророчества Авеля, монаха, предсказавшего множество событий из жизни земли Русской, гласили именно о том же, что и передал Сталину митрополит Илия в то тяжелое для страны время.
Как и в 1812 году, так и в 1941-1945-х российская армия отбила вероломное нападение врага и гнала его до самой его же родины – в 1812-м до Парижа, а в 1945 – до Берлина.
Но так было не всегда, - продолжил отец Константин, - иногда наши правители использовали веру в Бога в качестве влияния на людей и управление их сознанием исключительно в своих, личных целях.
В 1943 году И. Сталин решил использовать в политических целях десятки миллионов русских за рубежом, а заодно и попробовать сплотить население новых стран Восточной Европы с идеей возрождения Третьего Рима! – Москвы православной.
Иосиф вызвал в Кремль трех митрополитов: Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), и после краткой беседы о восстановлении РПЦ под контролем КПСС и советских органов власти, распорядился выделить самолет и велел с помощью работников МГБ собрать по концлагерям оставшихся в живых «лояльных», по мнению вышеназванной «троицы», епископов для избрания нового «Патриарха».
Тогда же было срочно проведено несколько сомнительных хиротоний, и в итоге 19 человек объявили себя православным собором, на котором 8 сентября 1943 года, в нарушение многих основополагающие канонов Вселенского Православия, провозгласили Сергия Страгородского "Патриархом всея Руси".
При новом Патриархе Московском и всея Руси c 4 февраля 1945 года новую религиозную структуру – Московскую патриархию – в СССР назвали по-новому «Русская православная церковь», вместо «российской».
Тогда в феврале 1945 года за казенный счет власти СССР организовали в Москве так называемый «Поместный собор РПЦ». К действующему, никому не отмененному уставу Российского православия, утвержденному в 1917 при избрании патриарха Тихона, порядок созыва и проведения указанного «собора» не имел никакого отношения: организаторы попрали и требования действующего Устава, и каноны Вселенских соборов, прибывавших на так называемый собор иностранных гостей, прежде всего представителей восточных православных церквей, коммунистическая партия подкупила щедрыми подарками. Красноречивым подтверждением этому может служить, например, письмо патриарха Алексия I председателю Совета по делам РПЦ генерал-лейтенанту Карпову от 20.11.1947 года: «Наряду с идейным тяготением к Москве, Антиохийский патриарх имеет надежду, что РПЦ и в особенности Русское Правительство возобновит давнюю традицию систематической материальной помощи бедной Антиохийской церкви на школы, на церкви, на отдельных особо неимущих иерархов и т.д. Именно государство само, а не через церковь в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую церковь, исходя из государственных соображений о необходимости поддерживать Православие на Востоке…
Митрополит Илия вызвался быть нашим официозным (не официальным) посредником между нами и патриархами греками, и тут, по его мнению, решающим фактором является степень нашей возможности совать им деньги…»
В конечном итоге, в результате работы Поместного собора в 1945 году, было принято «Временное положение об управлении РПЦ» полностью противоречащее нашей Православной церкви.
Это положение превратило Московскую патриархию в особую организацию, где три человека во главе с так называемым Патриархом Московским и всея Руси получили власть большую, чем Поместный собор, и право по управлению церковью еще более диктаторски, чем Петровский Синод.
- Вот какие официальные записи я имею об Алексии I, - продолжил Константин.
Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский; 1877 - 1970) - Патриарх Московский и всея Руси.
Родился 27.10.1877 г. в Москве в древнем дворянском роде Симанских, придерживающихся церковных правил, при крещении он получил имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского.
С 1888 до 1891 года обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.
В 1891 году был переведён в аристократическое учебное заведение — Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»), директором которого в то время был известный монархист В. А. Грингмут.
В 1896 году, поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее.
В 1899-1900 годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.
В 1900 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.
9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество епископом Арсением.
17 марта 1902 года рукоположён во иеродиакона - «чёрный диакон» (монах в сане диакона).
21 декабря 1903 года рукоположён во иеромонаха (монах, имеющий сан священника).
В 1904-1906 годах - инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное писание Нового завета.
В 1906 году стал архимандритом (один из высших монашеских чинов для лиц, занимающих церковно-административные должности) и ректором Тульской духовной семинарии.
В 1908 году в Туле, был избран председателем губернского отдела Союза русского народа - крупнейшей монархической организации империи.
С 6 октября 1911 года - ректор Новгородской духовной семинарии и, одновременно, настоятель монастыря св. Антония Римлянина.
С 28 марта (ст. ст.) 1913 года епископ Тихвинский, 2-й викарий Новгородской епархии (епархиальным архиереем был архиепископ Арсений (Стадницкий).
27 мая 1913 года был утверждён в должности председателя Новгородского Епархиального Училищного Совета.
С 8 января 1917 года стал именоваться первым викарием Новгородской епархии.
В январе 1920 года вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК.
С 21 февраля 1921 года епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии.
29 мая 1922 года, после ареста митрополита Вениамина (Казанского), вступил в управление епархией.
В октябре 1922 года был арестован и сослан на три года в город Каркаралинск (ныне в Карагандинской области), где имел возможность служить в городском храме.
В марте 1926 года ему было позволено вернуться в Ленинград, где он продолжил борьбу с обновленчеством.
В сентябре 1926 года назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже – Хутынского.
С 1927 года по 1935 год - член Временного Патриаршего Священного Синода.
С 19 мая 1932 года - митрополит Старорусский.
В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским.
С 05.10.1933 – областной митрополит Ленинградский.
С 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года - весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде. Награжден медалью за оборону Ленинграда.
4 сентября 1943 года был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле.
8 сентября 1943 года в Москве, в только что переданном Московской Патриархии под Патриаршую резиденцию особняке в Чистом переулке, участвовал в архиерейском соборе по избранию патриарха Сергия
С 10 декабря 1943 – митрополит Ленинградский и Новгородский.
С 15 мая 1944 года в силу своего старшинства среди прочих епископов Русской церкви, кончины патриарха Сергия и по его завещательному распоряжению становится Патриаршим Местоблюстителем (временно исполняющий обязанности Патриарха).
С 31 января по 4 февраля 1945 года в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках, участник первого Поместного собора РПЦ, на котором 2 февраля избран Патриархом Московским и всея Руси и интронизирован 4 февраля.
10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха со Сталиным, в которой с церковной стороны участвовали также митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай Колчицкий, управляющий делами Московской Патриархии; правительство, кроме Сталина, представлял В. М. Молотов.
С 27 мая 1945 года по 26 июня 1945 года Патриарх Алексий, с разрешения Сталина, обеспечившего ему «личную охрану в штатском», совершал первое в истории московских первосвятителей паломничество в Святую землю, нанеся визиты восточным патриархам.
С открытия на Пасху 1946 года Троице-Сергиевой лавры - её священноархимандрит, в этом же году началось и оборудование летней резиденции Патриарха в Успенском монастыре в Одессе.
Весной 1946 года Патриарх прикрыл своим именем одно из неоднозначных событий в истории русского православия советского периода: по секретному решению правительства СССР Украинская греко-католическая церковь на территории СССР была упразднена, а её паства и духовенство (за исключением заранее арестованных епископов) «воссоединены» с РПЦ, которая получала в «бесплатное пользование» все греко-католические храмы Западной Украины. Все мероприятия «по отрыву приходов греко-католической церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви» были разработаны органами госбезопасности и Советом по делам РПЦ в марте 1945 года и одобрены лично Сталиным.
В мае 1948 года совершил поездку по Украине – посетил Киев, Харьков, Полтаву и Чернигов.
В июле 1948 года в Москве проводит Совещание Глав и Представителей поместных Православных Церквей (первоначально мероприятие задумывалось руководством СССР как вселенский собор «для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской»), которое осудило экуменическое движение и унию как орудие экспансии папизма. На Совещание, однако, не прибыли предстоятели Восточных греческих патриархатов.
В 1952 году, к 75-летию Патриарха, правительство предоставило Московской Патриархии территорию бывшей усадьбы Колычевых-Боде Лукино (Переделкино). Там была устроена подмосковная патриаршая резиденция.
17 мая 1958 года Патриарх, вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем), был принят Н. Хрущёвым как главой правительства СССР, после чего в конце 1958 года начала осуществляться новая широкомасштабная кампания по искоренению религии в СССР, инициированная Н. Хрущёвым: храмы (особенно на Украине, в Белоруссии и Молдавии) закрывались сотнями, многие сразу же уничтожались. Было закрыто более 40 монастырей, включая Киево-Печерскую лавру.
В 1961 году не смог противостоять требованию Совета по делам Русской православной церкви ограничить роль настоятелей в приходах чисто богослужебно-пастырскими обязанностями, передав все хозяйственно-финансовые функции исполнительным органам религиозной общины (прихода), то есть приходскому совету и старосте, которые фактически назначались органами государственной власти.
В последнее десятилетие жизни Патриарха огромное влияние на него и на повседневное течение церковного управления оказывал его личный секретарь Даниил Андреевич Остапов, потомственный слуга дворян Симанских; внешнеполитическая деятельность Патриархии была полностью в руках Председателя ОВЦС архимандрита (впоследствии митрополита) Никодима (Ротова).
17 апреля 1970 года в 21:40, в канун Лазаревой субботы, Патриарх скончался в Переделкине от «сердечной недостаточности» на 93-м году жизни.
С 18 апреля до 14:00 20 апреля гроб с телом новопреставленного находился в Богоявленском соборе, что в Елохове. После обнесения гроба вокруг собора (в его ограде) траурная процессия направилась в Троице-Сергиеву Лавру, где 21 апреля, после литургии преждеосвященных даров, в неотапливаемом Успенском соборе было совершено отпевание по иерейскому чину. Погребён возле могилы глубоко чтимого им митрополита Макария (Невского) в крипте Успенского собора Лавры.
- Однако, кроме этого официоза, митрополит Алексий, ближайший сподвижник Сергия, избранный «Патриархом всея Руси» на «соборе» 1945 года не каноническим открытым голосованием, дискредитировал себя активным пособничеством ГПУ и участием в обновленном расколе в 1922-1923 годах – так о нем говорят наши архивы.
За верное служение КГБ Алексий постоянно получал свои «30 серебряников», правительственный ЗИС, дачу, отдых в Крыму, круизы на комфортабельных пароходах, спецвагон для железнодорожного передвижения, прод. и мед. спецоборудование. До самого распада СССР Московская патриархия снабжалась деликатесами и алкоголем с кремлевской базы.
Все сотрудники сталинско-брежневской церковной иерархии награждались за заслуги в деле «строительства коммунизма» орденами, медалями и почетными грамотами, в т. ч. и от КГБ СССР. А Алексий I стал рекордсменом по орденам – 4 ордена Трудового Красного Знамени (16 августа 1946, 8 ноября 1952, 8 ноября 1962, 6 ноября 1967)!
Сталинская Патриархия прославляла своего крестного отца паче всех святых. Вот как описывают впечатления от встречи с И. Сталиным 10 апреля 1945 года патриарх Алексий I и митрополит Николай: «Полные счастья видеть лицом к лицу того, одно имя которого с любовью произносится не только во всех уголках нашей страны, но и во всех свободолюбивых и миролюбивых странах, мы высказывали Иосифу Виссарионовичу нашу благодарность... Беседа была совершенно непринужденной беседой отца с детьми». – Отца с детьми! Что может быть красноречивее этого беспощадного саморазоблачения Патриархии?
А в 1947 году по случаю празднования 800-летия Москвы патриарх Алексий I заявляет, что ведомая им религиозная организация осуществляет: «молитву за всех доблестных руководителей нашей страны во главе с нашим Великим мудрым Вождем, твердо ведущим нашу Родину по издревле священному пути мощи, величия и славы».
Смерть основателя РПЦ Генералиссимуса И.В. Сталина в 1953 году стала тяжелым ударом для его «духовных чад». Поминая Сталина как «Генералиссимуса Иосифа» Алексий прочитал: «Великого Вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила великая, общественная… и наш народ потерял эту силу… Ни один вопрос, с которым бы мы к нему обратились, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. Память о нем для нас незабвенна...»
Придя к власти, первый «перестройщик», Хрущев, решил поставить православных служителей культа Сталина на место. В отместку за почитание Сталина он предложил им самим начать новое массовое закрытие приходов, духовных семинарий и монастырей. «Орденоносные» советские владыки стали сами спешно доказывать ненужность религии социалистическому обществу и поспешно закрывать приходы. Наиболее преуспевшие в этом архиереи удостаивались наград и повышения по службе. С 1958 по 1964 год количество приходов сократилось более, чем в 2 раза! Воспротивившийся этому архиепископ Калужский Гермоген (Голубев) был беззаконно лишен кафедры и заточен в монастырь на тюремных условиях.
Слившаяся с КГБ сергианская иерархия была в принципе неспособна заботиться об интересах верующих. В 1961 году руками патриарха Алексия I и будущего патриарха Пимена, Сергея Михайловича Извекова, правящего 03.06.1971 по 03.05.1990, все духовенство было полностью отстранено от влияния на хозяйственно-административную жизнь Церкви, так что приходские священники стали наемными работниками у сформированных советскими исполкомами «двадцаток», - учредителей приходов, каковыми на самом деле являлись не верующие, а зачастую ветераны КПСС и КГБ. В результате по требованию властей так называемая «20-ка» могла в любой момент закрыть храм или расторгнуть договор с политически нелояльным священником и сделать его безработным, по сути.
- Отец, но почему ты так подробно рассказываешь мне именно про Алексия I? – удивился Ярослав.
- Потому что он очень напоминает Вашего Филарета, - ответил Константин.
- Нашего? – переспросил Ярослав.
- Именно этого раскольника, который пытается внедрить Чекистское православие на исконной русской земле, - продолжил святой отец, - он был здесь с твоими коллегами – пытался старцев выселить в Почаев, рассказывая, что ремонт в Лавре намечается.
- И что было дальше?
- Дальше? – ответил Константин, - дальше был изгнан он, словно волк с Лаврской земли. Проклят. Он раскольник – сам уйдет в вечную погибель, время еще не пришло.
Отец Константин к окну и продолжил:
- Киев – это мать городов Русских, второй Иерусалим. Было крещение Руси, а не крещение Украины. Все вернется.
- А откуда тогда возникла Украина? – спросил Ярослав.
- В Польше была тайная иудейская столица, - Константин перевел свой взгляд на Ярослава, - иудеи постоянно понуждали поляков захватить часть Руси. И когда поляки захватили часть Руси, то отдали иудеям в аренду монастыри и церкви – окаталичили наших людей.
Иудеям не понравилось наше слово Русь – поэтому отдали они земли наши еще и на словесное поругание – Малороссия, затем – Окраина и уже в окончании Украина, - так стали величать с их подачи землю Русскую. А имя у страны, как и у человека, влияет на ее судьбу. Мы не должны сочетаться с католиками – нет нам там веры! Как нельзя разделить троицу – Отец, Сын и Святой дух, так и нельзя разделить земли наши Украину, Россию и Белоруссию.
А Православная церковь – есть тело Христово – а разве можно разделить тело?
- Да, - утвердительно ответил Ярослав, - в этом что-то есть.
- Все начнется здесь, на берегах Борисфена, - продолжил Константин, - после множества испытаний и кризисов, нашей земле предстоит стать колыбелью новой цивилизованной идеи и именно Православная соборная апостольская церковь возродит веру человечества в свои силы и принесет мир и согласие на всей земле.
Согласно пророчеств, именно на Украину и только на нее одну возложено создание совершенно новой, неведомой многим религии. Формирование ее начато в 990 году, когда Владимир крестил Русь, а вот закончится в далеком будущем.
- Согласно каких пророчеств? – уточнил Ярослав.
- Это я тебе расскажу позднее, - ответил отец Константин, - возьми.
Отец протянул сыну ключи и медальон.
- Что это?
- Это ключи от моей обители, - ответил Константин, - теперь это и твой дом. Приходи в любое время, изучай книги, отдыхай. Можешь пользоваться моим компьютером.
- А зачем он тебе? – задался вопросом Ярослав.
- Это очень интереснейшая вещь, - интернет – мы имеем свой сайт, мы поддерживаем отношение со многими нашими монастырями – в этом есть свое положительное зерно, - ответил Константин.
- Большая часть наших монахов в Ионинском монастыре поддерживают множество сайтов и ведут онлайн службу.
- Это в том монастыре, что расположен в Ботаническом саду на Зверинце? – уточнил Ярослав.
- Именно в нем, - улыбнулся Константин, - та я бываю очень часто, особенно сейчас, весной, ну что давай еще пройдемся по Лавре, я думаю тебе это не повредит.
- Отец, - выйдя из обители Константина Ярослав решился задать вопрос, - а нельзя ли нам зайти в пещеры к мощам святых, я много слышал о них.
- В этом нет никаких проблем, я приведу тебя к гробу преподобного Онуфрия, - ответил Константин, - а по дороге расскажу тебе о всех чудесах нетленных мощей.
С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. Нетление святых мощей есть чудо, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны для очевидцев, но терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья, а потому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры.
Святость святых не содержится только в их душе, но и неминуемо распространяется и на их тело. Почитая святых, мы почитаем их личность в ее целостности, не разделяя ее на святую душу и святое тело.
Во время большевистской сатанинской компании по дискредитации православных святынь было вывезено из церквей и монастырей 63 раки со святыми мощами. Слава Богу, все они были возвращены.
Я присутствовал в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы и совершал молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей. По его завершении началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. Уже при изъятии первой частицы священники были удивлены. И было чему удивляться. Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копией, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находилась белоснежная пористая и мягкая ткань. В музее анатомии Военного госпиталя мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью, похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань святых мощей резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью. Таких результатов нельзя достичь никакими способами искусственного бальзамирования - при бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, - а тут разрыхленность, белоснежность, - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы не владеют. Кроме этого в мощах сохранилось не только пожизненная внешность, но и кожа лица - не сморщено-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый с желтовато-янтарным оттенком. Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и около зубных тканей.
Когда всматриваешься в дни земной жизни святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые свойства и дарования были для святых несущественными и незначительными. Главными для них были смиренномудрие, молитвеность, покорность воле Божьей, служение Господу. И церковь, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уже не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъектурой. Не истлевают тела угодников Божьих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых - после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается.
История нашей церкви знает множество случаев обретения мощей святых. Среди них - мощи преп. Евстратия Печерского взятого в плен половцами и потом проданного в рабство, где его морили голодом и на праздник Пасхи распяли на кресте, а потом бросили в море (в 1096 г.). Наши верующие отыскали тело страдальца и привезли его в Киев, где мощи его и поныне почивают в Антоньевых пещерах. Гроб другого святого - преподобного Сергия (преставился в 1391 г.) был найден в воде. Несмотря на тридцатилетнее пребывание во влаге, святое тело преподобного сохранилось цело и светло, самая одежда на нем нисколько не повредилась. Святые мощи Митрофана (преставился в 1703 г.) 128 лет находились в грунте влажного чернозема и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными. Тело святого князя Глеба (мученическая кончина его последовала в 1015 г.) лежало на берегу Днепра (близ Смоленска) на открытом воздухе, без всякой защиты около пяти лет и оказалось совершенно целым, нимало не повредившимся от воздушных перемен и от близости воды, было бело и цвело, как живое. Мощи святого страстотерпца перенесены были Ярославом в Вышгород и положены вместе с телом св. Бориса в церкви св. Василия. Вскоре в новый храм, открытый в Вышгороде перенесли мощи братьев и тела были белы как снег, и ангельские их лица сияли небесным светом. Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе. Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости.
Ни время, ни земля, ни атмосферный дух не коснулись разрушительно святых тел, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами. В христианской церкви нетление тел святых почти всегда соединялось и соединяется со множеством других необычайных чудесных явлений. Эти чудесные явления и особенно чудодейственные исцеления, иногда так бывают поразительны, что свидетели их из неверующих обращались ко Христу и делались истинными христианами. Само открытие мощей какого-либо святого предваряется и сопровождается чудесами.
Когда Господу бывает угодно явить людям нетленное тело святого, творятся кроме многочисленных чудесных исцелений другие дивные знамения, указывающие на лежащее в известном месте нетленное тело Божьего угодника: иногда, например, сам угодник является разным лицам во сне или даже наяву и возвещает Божью волю об открытии своего нетленного тела; иногда об этом возвещается через распространение благоухания над его могилой. Когда, таким образом, на основании этих признаков верующие вполне удостоверятся в прославлении святого нетлением его мощей и в Божьей воле на их открытие, тогда уже приступают к открытию мощей, которое бывает торжественно, в присутствии множества народа.
Не все чудеса от святых мощей совершаются для исцеления телесных недугов и болезней. Совершались и совершаются чудеса с целью вразумления маловерующих и вольномыслящих. Много было случаев, когда вольнодумцы, желая поглумиться так или иначе над святыми мощами, испытывали на себе явную кару Божью за это и после того делались истинно верующими.
Был случай недавно: посетили Лавру твои сослуживцы и начали говорить они о мощах. Один из них промолвил: «Воля ваша, друзья мои, а я никак не поверю, чтобы в этой раке более ста лет лежало тело нетленное. Это все обман корыстолюбцев. Пойдемте со мною к этой раке, я опущу туда руку и скажу вам по осязанию, из чего состоит обожаемое вами тело».
- И что? - спросил Ярослав.
- Подошли они к мощам, и Ваш полковник опустил руку в гроб. Внезапно рука неверующего какой-то неведомой силой была отброшена назад так сильно, что он сам тотчас же отскочил от гроба. Бледный и полумертвый, он выведен был своими товарищами из храма.
- И где эти люди, не приходили больше?
- Заходили как-то, просили покрестить их и благословить. Но не готовы они, сказал я им и дал прочесть несколько книг для начала. Не стоит несведущими и неподготовленными идти на согласие с Господом.
- Взяли книги?
- Взяли и я думаю снова скоро придут, вот тогда и продолжим общение с ними, - улыбнулся отец Константин.
Когда Константин и Ярослав подошли к мощам преподобного Онуфрия, Ярослав заметил возле гроба монаха с небольшого роста юношей, стоящих и молящихся, совсем неслышными голосами произнося повторяющиеся фразы.
- Что делают они?
- При мощах святых врачуются разные телесные недуги, вразумляются неверующие и маловерные. Эти мощи истощают многоцелебное миро – а юноша излечивается от болезни – он ослеп в детстве и постепенно монах Варлаам его приводит снова к состоянию нормального восприятие всего.
- Восстанавливает зрение? – переспросил Ярослав.
- Да, это абсолютно нормально, - ответил отец Константин, - главное верить…
Ярослав покидал Лавру немного в смятении – противоречивые чувства одолевали его – что делать, как для начала завести разговор о том, что необходимо ему. Он чувствовал себя младенцем, только делавшим первые шаги в мире праведности и духовности.
- «Завтра продолжим», так мне сказал напоследок отец, - повторил Ярослав.
- Завтра я спрошу у него о письмах Авеля, или нет, пожалуй, позже, необходимо самому понять отца и эту православную веру – довольно чиста она и совершенно сродни моему сознанию, - думал Ярослав.
- Завтра, - повторил Ярослав и направился в сторону своего дома, решив пройтись пешком практически через весь город…
Свидетельство о публикации №219110200336