Малоизвестные татарские разности - 477

Малоизвестные татарские разности – 477


Компиляции


 
Бронепоезд «Витязь»

***

«За Русь святую, единую и неделимую»
Ф. Ф. Мейбом

<Первопоходник. Лос-Анжелес, 1971. — № 4.>
<Белая Гвардия. Альманах. — М., 2002. — № 3.>
 
Бронепоезд «Витязь» родился неожиданно при необыкновенных обстоятельствах. Первое боевое крещение он получил при защите станции Урульга и Карымская. Произошло это после бесплодных переговоров между Белым Правительством в городе Чита и Красным командованием. В возможности добиться мирного соглашения никто из офицеров, за малым исключением, не верил. Мы отлично знали, что даем красным возможность сделать перегруппировку войск, а когда они будут готовы, то без предупреждения перейдут в наступление.

К сожалению, другого мнения было Читинское Правительство. Оно было уверено, что мир уже почти подписан.
Первый удар красных был нанесен на станции Урульга с целью захвата затем узловой станции Карымской.

«Витязь» стоял на боевом участке с 1-м полком Добровольческой бригады. Командиром полка был доблестный офицер полковник Черкес. Метким огнем «Витязь» остановил красный бронепоезд «Товарищ Блюхер» и полностью уничтожил его со всем его составом, а затем сильным артиллерийским огнем заставил цепи красной пехоты залечь. Это дало возможность Добровольческому полку занять лучшую позицию. Подробности этого боя будут даны дальше.

По условиям перемирия Читинского Правительства с красными, наш 3-й корпус, под командой генерал-лейтенанта Молчанова, походным порядком перешел по территории, занятой красными, из района города Сретенска в район поселка и станции Борзя. Там же была расквартирована состоявшая в 3-м корпусе Волжская имени генерала Каппеля бригада, под командой молодого храброго генерала Н. П. Сахарова.

Я, подполковник Ф. Мейбом, автор этих воспоминаний, старый и коренной волжанин, начал гражданскую войну в Казани рядовым офицером 1-й офицерской роты, которой командовал прекрасный человек и доблестный офицер гвардии полковник Радзевич. После упорных боев под станцией Свияжск и неудавшегося обхода группы генерала Каппеля, мы, с помощью 1-го чешского полка полковника Швеца, разбили латышскую бригаду Вацетиса и начали отход, задерживая противника на каждой удобной позиции. Наконец, перейдя в контратаку, в штыковой схватке опрокинули Кронштадтскую Матросскую группу с латышским личным конвоем Троцкого. Отброшенный противник бежал к станции Свияжск, преследуемый нами. Будь у нас кавалерия, то товарищ Троцкий, находившийся среди своих бегунов, попал бы в наши руки. Было обидно, что он скрылся на наших глазах. И было больно слушать, когда из наших рядов раздались крики: «Кавалерию, кавалерию!» — зная, что ее у нас не было.

Я уже командовал офицерским взводом, когда получил приказ отправиться в Казань в распоряжение генерала К., который меня назначил в Первый Казанский стрелковый полк.

В полку только два батальона, рядовой состав исключительно татары. Получаю приказ принять 1-й батальон. В батальоне 400 татар, из которых большинство никогда в армии не были, и лишь небольшой процент служил в Императорской Армии.

В батальоне 5 офицеров и нет совершенно унтер-офицеров. Делали все, что было в наших силах, чтобы привести рядовой состав в воинский вид, но это было не так-то легко — некоторые татары не говорили по-русски. Мучаем их и себя с утра до ночной темноты в построениях и, главным образом, рассыпному строю…

…Докладываю генералу Молчанову, что приказ полностью исполнен, и прошу указания, что делать с бронепоездом. Ответ: «Назначаю тебя командиром бронепоезда»... Никогда в моей жизни я не командовал бронепоездом, к тому же я пехотинец, а не артиллерийский офицер, но, зная генерала, я не осмелился возразить ему, и мне остался один выход — «Слушаю». Приказано выехать на станцию Урульга в распоряжение начальника боевого участка — начальника Добровольческой бригады генерала Осипова и встать на охрану этого участка совместно с командиром 1-го добровольческого полка полковником Черкес.
Мы немедленно занялись перекраской бронепоезда, и его прежнее имя было заменено именем «Витязь». В это время шло еще злосчастное перемирие, но оно дало нам время на подготовку. «Витязь» был занят днем и ночью. Днем шла пристрелка различных целей, а ночью мы тихонько уходили ближе к расположению красных частей. Мне повезло, и я достал хорошего, знающего артиллерийского офицера, бывшего командира батареи в Императорской Армии, кавалера Георгиевского оружия — капитана Федорова. Он в короткий срок привел артиллерию на бронепоезде в блестящее состояние и два месяца был незаменимым учителем молодых артиллерийских офицеров…

…Приказываю заставе немедленно отходить к «Витязю». Не сомневаюсь, что идет «Товарищ Блюхер». Мы к встрече готовы. Решаю обрушиться на него всеми орудиями и сразу же идти на сближение.
Моя рука лежит на кнопке «сирены» (огонь). Беспокоит меня только мой татарин с его «Гочкисом» — крутит его то туда, то сюда, пока я не шлепнул его по затылку, а он простодушно закричал: «Давай бить красных! Секим башка!»

http://east-front.narod.ru/memo/meybom2.htm





Витязь (бронепоезд Дальневосточной армии)

***

Бронепоезд «Витязь» (ДвА)
Принадлежность
Белое движение
Подчинение
Дальневосточная армия (ДвА)
Эксплуатация
1920
Участие в
Гражданская война в России
Технические данные
Экипаж
100 офицеров и 35 солдат
Вооружение
Лёгкое вооружение
10 пулёметов «Максим»
Артиллерийское вооружение
1 дальнобойное орудие Канэ на тумбовой морской установке;
4,5-дюймовая мортира;
3 3-х дюймовых японских орудия и пушка Гочкиса на башне у командира бронепоезда

Командиры
Известные командиры
полковник Ф. Ф. Мейбом;
капитан Фёдоров, в Первую мировую войну командир батареи, Георгиевское оружие

«Витязь» — бронепоезд Дальневосточной армии.

Сформирован весной 1920 года на станции Карымская с экипажем из офицерской роты Волжской бригады.

В 1920 году при отступлении, бронепоезд отнят каппелевцами у семёновцев и переименован в «Витязь». При чём весь офицерский состав бронепоезда арестован по приказу генерала Молчанова по обвинению «в мародёрстве».

Боевое крещение получил в 1920 году при защите станций Урульга и Карымская. Произошло это после переговоров между Белым Правительством в Чите и «красным» командованием. Читинское Правительство было уверено, что мир уже почти подписан. Красные, тем временем, готовили новое наступление.

Первый удар «красных» нанесен на станции Урульга с целью захвата затем узловой станции Карымской. «Витязь» стоял на боевом участке с 1-м полком Добровольческой бригады. Метким огнём «Витязь» остановил красный бронепоезд «Товарищ Блюхер» и уничтожил его со всем составом, а затем артиллерийским огнём заставил цепи красной пехоты залечь. Это дало возможность 1-му Добровольческому полку занять лучшую позицию.

По условиям перемирия Читинского Правительства с красными, 3-й корпус походным порядком перешел по территории, занятой красными, из р-на Сретенска в район поселка и станции Борзя. Там же была расквартирована состоявшая в 3-м корпусе Волжская кавалерийская имени генерала Каппеля бригада.

Осенью 1920 года бронепоезд «Витязь» взорван экипажем при переходе китайской границы у разъезда 86.

Ссылки

http://www.whiterussia1.narod.ru/CITIZI/ZAB.htm
«Мейбом Ф. Ф.» Бронепоезд «Витязь»

https://ru.wikipedia.org/wiki/()


Рецензии