От храма до Стены плача

Каждый раз, собираясь рассказать о чем-то из своей поездки, я лезу в дебри.В дебрях открываются новые дебри, и там, дальше, снова полно интересного. Конечно, я опасаюсь запутаться. История сплетается с религиями, религии перекликаются между собой, и даже науке неожиданно находится своё место рядом с ними.

Чтобы оказаться у Стены Плача, нужно пройти возле металлоискателя и положить вещи на ленту интроскопа, как в аэропорту. Смотрят очень внимательно, но быстро. К стене ведет широкая лестница. Кругом одни гладкие камни, над ними купола, а ещё выше вьются птицы.

Начало постройки относят к периоду Ирода Великого, который решил расширить и укрепить Храмовую гору. Когда-то на горе стоял Первый храм, построенный царем Соломоном почти три тысячи лет назад, где хранился Ковчег со скрижалями Завета и другие священные вещи.

Создание в древнем Израиле центрального Храма олицетворяло объединение иудейского царства. По представлению древних евреев, это была точка соприкосновения неба и земли, изначально необходимый компонент мироздания, вершина мыслимых совершенств, безусловная ценность. Но большинство толкований говорит о том, что храм нужен был не Богу - людям.

В 586 г. до н. э он был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Через полвека при царе Кире Великом иудеям разрешили отстроить храм снова. Работы велись под руководством Зоровавеля, потомка царя Давида. Постройку завершили при царе Дарии, спустя 70 лет после разрушения Первого храма.

Разграбление, осквернение завоевателями, последующее очищение, восстановление, войны вокруг – тяжелая и переменная судьба ждала эту святыню. Примерно в середине царствования Ирода Великого, то ли в 19, то ли в 22 году до н. э по разным источникам он решил расширить и укрепить храмовый комплекс, надеясь улучшить свою репутацию у иудейского народа. Строительство большого масштаба и величественный архитектурный комплекс были окончательно завершены уже после его смерти, при Агриппе II, всего за шесть лет до окончательного разрушения храма римлянами в 70 году нашей эры.

Это произошло 9-го Ава по еврейскому календарю. Некогда в тот же самый день этого месяца вавилоняне сожгли Храм Соломона.
 
Сэр Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. Святыня была для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира. Он верил, что в этом строении закодированы законы природы и Божественная Истина, и их возможно расшифровать в пропорциях между различными его частями.

Ещё Храм является центральным символом масонства. Энциклопедия масонства издания 1906 года гласит: «Каждая ложа есть символ иудейского храма».

Считается, что Храм когда-то стоял на том месте, где находится сегодня Купол Скалы, построенный Абд аль-Маликом в 637 году. Это мусульманская святыня, под которой прячется краеугольный камень мироздания. Купол находится рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса. Он закрывает выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж (вознесение на небеса.

Стена Плача в сегодняшнем Израиле – все, что осталось от восстановленного когда-то Иродом храмового комплекса, звавшегося Вторым Иерусалимским храмом. В её основании есть камни, присутствовавшие при событиях, описанных Ветхим и Новым Заветом.

Существует легенда, будто Западную стену строили бедняки своими силами, а остальные стороны возводили рабочие, нанятые богатыми сословиями, и поэтому, когда Первый храм был разрушен, лишь она уцелела, На самом деле Стена Плача не является частью Храма, но располагалась близко к ней, поэтому превратилась в самую значимую святыню для еврейского народа. Столетиями здесь собираются верующие, это место - объект паломничества и горячих молитв. Наиболее ранний письменный источник, где упоминается Стена, относится к IV веку. Длина её кладки - 57 м, высота – 19 м, двадцать восемь рядов камней – под землей, и семнадцать поднимаются к небу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Стена складывалась без раствора, каждый последующий ряд был смещен немного смещен вглубь от предыдущего.Средняя высота её камней 1—1,2 м, длина от 1,5 до 3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, но есть такие, что ещё тяжелее, включая один экстраординарный, так называемый, Западный камень. Весит он примерно 570 тонн, составляет 13 метров в длину расположенный в северной нижней части стены.

Случается, рассказывают источники, что на стене проступают капли, похожие на слезы, говорят, что тогда прилетает белый голубь, и сидит неподвижно, издавая печальные звуки, больше похожие на человеческий стон.
 
Записки с сокровенными желаниями, с жалобами и просьбами может оставить в стене последователь любой конфессии. В наше время несколько христианских лидеров, включая папу Иоанна Павла II, папу Бенедикта XVI и папу Франциска, посетили Стену и даже оставили в её расщелинах молитвенные записки в знак уважения к святости этого объекта.

Традиционно мужчины могут подойти к левой части стены, а женщины к правой.Принято омыть руки, прежде чем касаться реликвии. Мужчины должны быть с прикрытой головой. Открытые плечи, колени тоже оскорбительны для этого места. Отходить от стены следует, не поворачиваясь к ней спиной.

Мой супруг подошел к процессу вкладывания записки творчески. Оглядев стену, он нашел выемку выше роста, где так просто не достать, и подбросил туда свою записку.

В моей части туристки подходили и отходили, менялись местами, но я оказалась рядом с девушкой, читающей молитвы из маленькой зеленой книги, и прислоняющейся в такт лбом к камням. Не так то просто было ее обойти. Она пришла сюда не на пять минут.

Щелочки меж камней были забиты до отказа. Пока с трудом пристраивала свою бумажечку, из соседней выемки что-то вывалилось наземь. Я огорчилась, чувствуя себя виноватой. Правда, дожди в это время редко, записки уберут только к Пасхе, да и много записок лежит у стены на гладких камнях. Эти письмена не выбрасывают. Собрав, их перемещают в специальное захоронение на Масличной горе.

На площади у Стены израильтяне приносят военную присягу, празднуют национальные праздники. Когда перед отъездом мы собрались и, уставшие, вполуха слушали экскурсовода, группа подростков, наверное, ученики старшей школы, пели, фотографировались, шумно выражали свою радость по поводу своего приезда сюда, заглушая слова гида.

Я сняла косынку, и где-то там и уронила ее, оставив в этих удивительных местах. Закат был очень красивым, а вот сфотографировать птиц, кружащих у Золотого Купола, так и не удалось.


Рецензии