Пятак

Пятак
А вот еще история. Даже не история, а так…случай, эпизод, случившийся с моим другом Виктором и мной в 1985 году. Мы тогда учились на 4-м курсе энергетического института. История (пусть будет история, так солиднее) началась с того, что мы с Витькой пошли в ДК железнодорожников. Там, по воскресеньям собирались городские нумизматы. Это те, кто собирает монеты.
Витька где-то на чердаке своего дома откопал старинную монету, и его распирало от желания узнать ее стоимость в рублях. Ну как старинную… предреволюционную. Николаевский медный пятак 1911 года. 
Так что с Витькой все понятно, а вот я зачем туда пошел, не знаю. И было ведь чем заняться. Календарь показывал май 1985 года. Прошла, казавшая когда-то бесконечной зима, то есть студенческое время года, когда можно было всласть побездельничать, наступила весна и вскоре, ясное дело внезапно, должна была начаться сессия. Экзамены, если по-русски. Курсовые, чертежи, расчеты ждали, когда я, наконец, ими займусь. Но воскресенье это не тот день, когда студенту хочется заниматься всей этой бедой. Честно говоря, студенту ни в какой день этого не хочется, но в воскресенье особенно.
Близость сессии не мешала нам вести обычную студенческую жизнь. После занятий, например, завернуть на рынок в рабочем поселке, выпить по кружке пива. А лучше по две. Пиво пока там было, поскольку антиалкогольная война Горбачева с народом только начиналась. Потом сходить в кино, если было что смотреть. Погулять по улицам, а вечером, если суббота или воскресенье, дискотека. У советских студентов в те времена было не особенно много развлечений. И я их почти все перечислил.
Дискотеки были на любой вкус. Нет, музыка была везде одинакова. Круиз, Модерн токинг, итальянцы. А вот ребята и девчата на этих дискотеках были разными.
Если на студенческих дискотеках обстановка была ближе к камерной (стиль такой, когда мало народу и тихо), то дискотека в доме культуры КИП (комбинат искусственной подошвы) была боевой. И не переносном смысле. И это была еще не самая дыра. Таких фабрично-заводских дискотек в городе было полно. Да, что там фабрично-заводских… под окнами нашей общаги, был сад имени 1 мая, там, по средам, субботам и воскресеньям была платная летняя дискотека, собиралось там, чуть не полгорода молодежи. Там было все то же. Но других развлечений просто не было. Или дискотека, или пьянствовать. Некоторые, выбирали пьянку. Мы с Витькой старались развлечения как-то разнообразить. Надоела дискотека, можно и выпить, надоела пьянка, можно и на дискотеку…
Из дискотечных мест особенно дурной славой пользовался как раз ДК железнодорожников, на углу площади Генкиной со стороны проспекта Фридриха Энгельса. В этом районе жила самая агрессивная молодежь большого города. По слухам это вообще была не дискотека, а бойцовый клуб краповых беретов. Примерно раз в две минуты дискотека прерывалась из-за очередной драки. Дискжокей устало просил ребят жить дружно, ребята обычно не соглашались. Это при том, что милиция стояла рядом. Менты, как правило, в драки не вмешивались, разве что не давали убивать до смерти. Иногда раздраженно выволакивали кого-нибудь в коридор, но никогда местных ребят, только гостей. Как они их различали, не знаю.
Это я так, в качестве пролога…
Тащиться на ненужную мне тусовку нумизматов тоже не особенно хотелось, но Витька объявил, что потом пойдет навестить знакомых девчонок из текстильной общаги. А как его одного отпустишь? Потому и пошел с ним. Помахал чертежам рукой и пообещал, что, как вернусь, сразу ими займусь. Чертежи знали меня не первый день, поэтому, вряд ли поверили…
Ну, пошли. Ну, пришли. Время было утреннее, часов десять. По Витькиным разведданным нумизматы собирались к девяти и галдели там часов до двенадцати. Нам столько было не нужно, поэтому Витька сразу ввинтился в небольшую толпу коллекционеров, состоящих из мужчин разного возраста. В основном, на мой взгляд, древних, как их пиастры. Женщин не было.
Я тоже побродил по рядам, поглазел на ржавые кривые монеты. Подольше постоял возле мужичков, выложивших разные ордена, медали и значки. Спросил у одного из них, сколько стоит вон тот значок с красноармейцем и винтовкой со штыком. Нумизмат посмотрел на меня с презрением.
- Не продается,- процедил он сквозь зубы.
А чего тогда разложился, подумал я. Оказалось, что на обмен. Правда, потом Витька мне сказал, что все продается, просто боятся ОБХСС (был в советской милиции такой отдел, боролся с жуликами. Может, коллекционеры у них проходили как спекулянты, не знаю). Нельзя было просто подойти и сказать, ну-ка продай-ка мне эту монету, нужно было выполнить какой-то шаманский ритуал. Чтобы коллекционер поверил, что я честный покупатель ненужного мне старья, а не провокатор из милиции.
Монетами я не увлекался. Может я бы тоже ими интересовался, просто у меня их никогда не было. Старинных. Современные иногда бывали.
 Витька до этого дня монетами тоже не интересовался. Но найденный на чердаке пятак в тот же миг превратил его в нумизмата. Это, видно, на химическом уровне происходит. Стоит у тебя появиться монетке, отчеканенной до 1917 года и все, ты обречен. Тебя интересует все, что связано с старыми железяками, бывшими когда-то деньгами. Вот Витька и ходит с хищным блеском в глазах вдоль коллекций монет, разложенных в прозрачных капсулах или альбомах на чем-то вроде подносов прямо на мраморном полу. И вид воротилы принял, будто у него в кармане не медный пятак, а рубль серебром.
Первое время я старался от него не отставать, но потом надоело, поэтому из этого конвейера я выбрался и отошел в сторону. Пока ходил, прочитал на стене объявление, что сегодня в 19 часов дискотека. Вход платный, цена 50 копеек. Посмотрел и забыл. Какой дурак добровольно сюда пойдет, чтобы ему начистили клюв, за его же кровный полтинник. Есть множество других мест, вполне безопасных в плане сохранности клюва в нечищеном состоянии.
Витька подошел ко мне, широко улыбаясь, как артист Георгий Жженов, большое фото которого висело на стене. И улыбаться было от чего. Оказывается, монетка стоила вполне приличные деньги, 50 рублей. Для студента это было существенно. Тем более, что Витька, живший с матерью на окраине города, был небогат. Впрочем, тогда все жили небогато. Даже богатые…
- Ты поройся на своем чердаке, как следует, может там клад,- посоветовал я.
Витькина улыбка сбросила несколько ватт, из чего я понял, что он уже разобрал дом по бревнышку и собрал обратно, но ничего больше не нашел.
Потоптались там еще немного. Витька все никак не мог угомониться. Ему стало казаться, что 50 советских рублей как-то маловато за медный поцарапанный пятак, и он продолжал барражировать по постепенно редеющим рядам нумизматов. Я прислонился к стене и терпеливо смотрел на его попытки пристроить свою денежку в хорошие руки. Когда через полчаса Витька закончил торги и подошел ко мне, в его руках было две бумажки, на рубли не похожие. При внимательном рассмотрении бумажки оказались билетами на сегодняшнюю дискотеку.
- Неплохо,- одобрил я,- на черта тебе 50 рублей! Два 50 копеечных билета на скачки куда лучше. Ты великий коммерсант!
- Без паники, майор Кардош (венгерский боевик с таким названием шел тогда в кинотеатрах),- Витька покровительственно похлопал меня по плечу,- деньги в надежном месте.
Он перестал хлопать мое плечо и похлопал по своему карману.
Не найдя желающих заплатить за пятак больше пятидесяти рублей, Витька соблазнился на довесок к рублям в виде двух никчемных билетов на никчемную дискотеку.
- Выбрось их,- предложил я,- ты же не собираешься сюда…
- Собираюсь,- серьезно ответил Витька.
- Иди,- я пожал плечами,- хотя мог бы еще жить и жить.
В конце концов, Витька уже большой мальчик и сам должен знать, что будет, если тыкать пальчиком в розетку.
- Там лотерею обещают,- пояснил Витька свою тягу к самоубийству,- по номеру билета.
Теперь все понятно. Лотерея. При этом слове у Витьки начинались спазмы и конвульсии.
- По номеру места на кладбище,- я попытался его отговорить,- у нас сегодня текстильная общага…там тоже дискотека будет…
Витька молчал, и было ясно, что он туда пойдет, даже если к нему привязать баржу.
- Ладно,- я тяжело вздохнул,- пойдем. Только сразу после лотереи сматываем. Надеюсь, мы до нее доживем…
Попробуйте кота, который учуял валерианку, от нее отговорить. На лотерею Витька реагировал так же, хотя, если честно, у него с лотереями были… сложные отношения. Он их любил, а они его нет. С каждой стипендии, он покупал всевозможные лотерейные билеты, но никогда ничего не выигрывал. Участвовал в каких-то подпольных лотереях, с тем же успехом. Даже в беспроигрышных лотереях, где не выиграть хоть что-то невозможно, Витькин выигрыш ни разу не превышал стоимости спичечного коробка. Но не отступался, верил в свою звезду. Теперь эта звезда заманивала его на дискотеку с лотереей и мордобоем. Удержать его от лотереи нельзя было ничем. Отвлечь на время могли девушки и выпивка. Но только отвлечь и на время. Кстати, насчет выпивки…
- Слышь, нумизмат,- сказал я,- ты и сам понимаешь, что это дело надо обмыть.
- Само собой,- бодро отозвался Витька,- деньжат бы только раздобыть…у тебя, кстати, нет?
У меня отвисла челюсть. Вот хмырь!
- Понимаешь, если ты подумал про зеленую бумажку с Лениным,- сказал Витька, глядя на мою челюсть, которую я с трудом возвращал на место,- то зря. Пятьдесят рублей это пятьдесят рублей.
- Возьми оттуда хоть копейку и это будут уже не пятьдесят рублей,- продолжал преподавать мне экономику Витька,- а меньше, понял?
Вот что богатство делает с людьми! Еще с утра это был нормальный советский студент 12 группы 4 курса энергетического института имени Ленина, а к обеду стал богатеем и кровососом.
Пришлось Витьку как следует встряхнуть, чтобы вернуть его в реальность. Встряхнувшись, Витька признал, что у него заначена трешка, которую следует немедленно пустить на обмытие удачно провернутой сделки по продаже родового наследства…
Мы бросили якорь за столиком в кафе «Театральное», что на площади Пушкина. Театральным оно называлось потому, что его витрины выходили на строящийся много лет драматический театр. Строительство тоже было драматическим. Строили (вернее реконструировали, построили в 1930-е годы)  его лет десять, он несколько раз горел (во время строительства), но все же достроили в 1986 году, когда мы уже заканчивали институт. Когда построили, он опять сгорел. Так, что мы побывать в нем не успели. До театра там стояла церковь, которая не горела никогда, пока в 1930-е ее не снесли. Старики утверждали, что пожары драмтеатра это кара Божья. Может и так, но уже в более поздние времена я слышал от осведомленных людей, что на те пожары списано стройматериалов столько, что можно построить небольшой город. Так, что кому-то была не кара, а дар…

 Мы с Витькой взяли по стакану портвейна и чего-то закусить. Я торжественно поздравил Витьку с продажей пятака, мы чокнулись гранеными стаканами, и выпили эту сладковатую гадость. Закусили. Подождали, пока организм потеплел. Витька предложил повторить, но я решил, что еще рано выкладываться. Посидели, любуясь на могучие, похожие на феодальный замок стены драмтеатра и на спешащих прохожих.
Потом Витька зачем-то полез в карман рубашки. Что-то там нащупал, при этом его лицо сделалось удивленным, вытащил руку и уставился на нее. На ладони лежала монета. Я наклонился поближе и прочитал 5 копеекъ 1911 год СПб.
- Еще пятак?- спросил я,- сколько их там у тебя?
Витька изумленно таращился на пятак, потом положил его на столик. Затем вытащил из другого кармана 50 рублей и положил банкноту рядом с монетой.
- Не понял,- пробормотал он,- это тот же пятак, вот смотри, видишь царапина?
- Вижу.
- На пятаке, что я продал, была такая же царапина, на этом же месте…
- Да?- я задумался,- а ты точно отдал тому оленю монету?
- Нет,- Витька взял 50-рублевку и осмотрел ее с разных сторон,- пятьдесят рублей он мне вручил просто так, за мои душевные качества…
- Всякое случается,- сказал я,- ты задумался, он задумался. Он отдал, ты нет, и разошлись. В магазине так иногда бывает, деньги отдал, а покупку взять забыл и идешь домой, если продавщица не окликнет…
- Я сам видел, как он прячет монету в холдер,- возразил Витька.
- Не выражайся, здесь дети!
- Холдер это такой небольшой…кошель что-ли, куда помещают монеты.
- Ясно, а дальше?
- Дальше он спрятал холдер в кейс. И все. Мы попрощались, и я пошел к тебе.
- А он?
- Откуда я знаю!
- Так. А билеты на скачки когда он тебе отдал?- уточнил я.
- Билеты?- переспросил Витька, вспоминая,- да сразу и отдал, с деньгой.
- Тогда ничего не понимаю,- признался я,- у тебя точно один пятак был?
- Точно один пятак,- терпеливо ответил Витька,- было бы два, я бы запомнил. Вот этот пятак, с царапиной, видишь?
- Да вижу,- раздраженно ответил я,- что ты привязался к этой царапине? Может у них весь тираж шел с этой царапиной…
- Ну, во-первых, монеты с царапинами не чеканили,- высокомерно сказал Витька,- во-вторых, эту царапину я сам нацарапал, когда чистил. Хотя, вроде, чистить их нельзя. Вернее, можно, но не как я…
- Убедил,- прервал его я,- что будем делать?
- Пошли обратно,- подумав, ответил Витька,- мужик, наверное, очумел… ни денег, ни монеты…хотя я сам видел, как он прячет пятак.
Мы пошли обратно в железку, по пути обсуждая возможные способы возвращения монеты в Витькин карман из футляра нумизмата. Витька твердо стоял на том, что монета из его рук ушла новому владельцу. Он так подробно описал этот самый…холдер, что я поверил, да монета должна была находиться там. А не в Витькином кармане…
В ДК железнодорожников никого не было. Вернее не было никого в фойе, где утром тусовались нумизматы. Работали несколько кабинетов с детскими кружками. Мы заглянули в пару из них, но там резвилась какая-то ребятня, на нумизматов не похожая.
Подошли к вахтеру, спросили про нумизматов. Он пожал плечами. Потом сказал, что они бывают тут по воскресеньям. А в воскресеньях, по утрам. А сейчас уже день. Нет, он их не знает. Начальство знает, а он нет. Но начальство будет только завтра, в понедельник...
Мы вышли на улицу, постояли немного, греясь весенним солнцем. Погревшись, мы решили зайти в нашу общагу, и обсудить проблему с кем-нибудь из ребят. Да вот хотя бы с Федором. Федор также учился в нашей 12 группе и среди ребят слыл толковым. Природный ум дополнял опыт, полученный в ходе службы в армии. Я, населявший с ним 412 комнату, и знавший качества Федора лучше других, предложил его в качестве эксперта.
Федор был очень занят. Он вообще в последнее время не жалел себя, был очень деятелен и постоянно упрекал меня в недостатке усердия и легкомыслии. Когда утром я уходил, Федор смотрел укоризненно, всем видом демонстрируя неодобрение воскресных гуляний.
Да, так вот, Федор был очень занят. Он пил пиво. А когда Федор пил пиво, то становился подозрительным и недоверчивым человеком. Поэтому ни за что не хотел открывать нам с Витькой дверь. Пиво он пил не один, а с другим подозрительным и недоверчивым человеком по имени Саня Стрельников и по кличке кацо, запершись у него в комнате. Пили, соблюдая все меры предосторожности в виде световой и звуковой маскировки. Но, поскольку эти меры, как правило, соблюдаются только на начальном этапе попойки, громкие голоса из комнаты кацо, указали нам, где находится Федор. Удивленный тем, что он так легко обнаружен, Федор, тем не менее, полчаса отказывался открывать дверь, ссылаясь на отсутствие ключа, который кацо вроде как куда-то зачем-то потерял. Сдавленный рык кацо, подсказывающий Федору текст переговоров с нами сопровождался звуком льющегося в стаканы пива (этот звук мы знали), учащенным звяканьем стаканов и веселым чавканьем.
- Ты извини, отец Федор, что оторвали тебя от курсового по пиву,- с максимальным ядом сказал я, вспомнив его упреки в пренебрежении к курсовым работам.
- Надо же когда-то и отдыхать,- возмутился Федор,- ты-то с утра этим занят! Я полдня честно трудился над… этим…как его… Карабанов что у нас ведет?
- Термодинамику,- сказал Витька,- вел в прошлом году…
- Ладно, злыдни, не вам меня стыдить, …ну, что там у вас случилось? А то прибежали, как на пожар, орете, людей кошмарите…
- Тебя закошмаришь!- проворчал я,- давай Вить, излагай суть.
- В общем, так,- деловито начал Витька,- если в двух словах, то был у меня царский пятак, николаевский, 1911 года…
- Так,- глубокомысленно сказал Федор,- ну и…?
- Сегодня я продал этот пятак нумизматам в ДК железки за…деньги.
- Понятно, что не за большое человеческое спасибо,- согласился Федор,- дело хорошее…надо обмыть.
- Обмыли,- поморщился Витька.
- Да? По вам не скажешь…а чего тогда приперлись?
- Вот пятак, для наглядности,- продолжил Витька.
- Так,- Федор переводил взгляд с пятака на Витьку и обратно,- ну?
- Что ну?- пряча монету обратно, спросил Витька,- почему пятак у меня?
- Да, почему?- Федор вопросительно посмотрел на него. Потом на меня.
- Потому, что Витька целый стакан портвейна выжрал и по-русски изъясняется с трудом,- пояснил я.
- Ну, давай ты,- обиделся Витька.
- Давай ты,- тоже предложил мне Федор,- всю хронологию подробно, с выражением.
- Значит, дело было так,- начал я,- был у Витьки пятак, так? Пошел он в ДК железнодорожников, тот, что у железнодорожного вокзала, ясно?
- Пока да,- кивнул Федор.
- Ну, вот, пришел он туда,… мы оба пришли туда, вместе мы были, понял?
- Понял.
- Ну вот, там он продал пятак одному оленю, сечешь?
- Где-то я уже слышал эту историю,- задумчиво сказал Федор.
- От меня, минуту назад,- буркнул Витька.
- Ну, говорите уже, в чем фишка?- потребовал Федор.
- Фишка, Федор,- сказал Витька,- в том, что пятак я отдал этому оленю в его собственные копыта…
- Ну…
- Через час полез в карман, а пятак там. Тот же, 1911 года, с царапиной. Вот она, царапина.
- Ну, значит, не отдал,- пожал плечами Федор,- деньги взял, а пятак не отдал.
- Отдал,- покачал головой Витька,- он при мне спрятал его в свою тару, вроде кошелька, только побольше, холдер называется, потом в кейс.
- Так,- Федор задумался,- хорошо, но пока не вижу проблемы. Если бы ты отдал свой пятак, а деньги не получил, тогда да. А у тебя то и другое, ну живи и радуйся. Если совесть мучает, иди в железку, найди своего оленя и верни ему, либо деньги, либо пятак…за сколько, кстати, продал? А то может, надо с учебой завязывать и бегать по городу, пятаки искать…
- Ты так и не понял,- укоризненно сказал Витька, пропустив вопрос о стоимости пятака мимо ушей,- я своими глазами видел, как он прячет пятак и уходит. Уходит с пятаком, понимаешь, нет? А через час пятак опять в моем кармане. Это как объяснить?
- Ну, не знаю, может, у тебя два пятака было…
- Ага, и оба 1911 года с одинаковыми царапинами,- саркастически сказал Витька.
- Если бы у него было два пятака, продал бы оба,- вмешался я.
- Точно!- подтвердил Витька.
- Ребята, не морочьте мне голову своими мистическими историями,- поморщился Федор,- какое-то разумное объяснение есть…
Да, забыл сказать, что мы перешли в нашу с Федором комнату, поскольку храп кацо заглушал все другие звуки.
- В общем, братцы, узнаете, как было дело, расскажите,- попросил Федор,- а я пока делом займусь…
- Погоди, дай угадаю каким,…спать завалишься?
- Да.
Мы вышли из комнаты и двинули к выходу. Путь наш лежал в городскую научную библиотеку, которая находилась на проспекте Фридриха Энгельса, буквально через два дома от нашей общаги. Между текстильным и химико-технологическим институтами.

Что мы там забыли в воскресенье? Просто там работал наш…как бы выразить его статус…старший товарищ Саша Романов. Он был лет на 10 старше меня и, безусловно, намного эрудированней, чем любой из нас. По образованию филолог, занимался Чеховым. Он частенько приходил к нам в гости, так, что его знали у нас многие. Я предположил, что его знания помогут нам разобраться с этим делом.
Витька тоже его знал, хотя и не так близко, как обитатели общаги.
Правда, было воскресенье, и мы сомневались, работает ли научная библиотека, а если работает, то работает ли Саня. Но ходу туда было пять минут, поэтому мы пошли. Проходя мимо вахты, остановились.
  У вахты стоял Юра Кулешов и беседовал с Марией Николаевной, дежурным вахтером. Остановившись за его спиной, мы стали слушать. Юрка (он нас не видел) убеждал ее, что мы (я и Витька) где-то здесь, в общаге, а Мария Николаевна (она нас видела) говорила, что нет. Вернее, что меня нет, а Витьку (высокий такой, с черными волосами и дурацкими усиками по словесному портрету от Юрки) вообще не знает. При этом, Мария Николаевна, поглядывая на нас с Витькой, ухмылялась во весь рот. Мы с Витькой ухмылялись в ответ. Наконец, Юра, спинным мозгом почуял, что часть спектакля идет у него за спиной и обернулся.
- Здорово, Снеск, здорово, Вовастый,- жизнерадостно поздоровался он,- а я вас ищу.
- Здраствуйте, товарищ Изящный,- отозвался Витька.
Снеск. Так Юра называл Витьку. Вроде как буквальное прочтение английского слова СHECK. Слово должно читаться как чек, а Юрка читал снеск. Он считал, что это прикольно, Витька почему-то тоже. Какое отношение слово CHECK имело к Витьке, я уже не помню. Скорей всего никакого.
Вовастый, это его импровизация, ко мне так никто не обращался.
Изящный…эту кличку Юра придумал сам себе и охотно на нее откликался. Правда, так его никто не звал. Только Витька, и то когда ему что-то было нужно.
- Вас с собакой не найти,- радостно улыбаясь, сообщил Юра,- говорят, вот только здесь были и уже нет…
- Ты с собакой?- спросил я, поглядывая на часы. До скольких там работает научка, если работает…
Юра оглянулся на вахтершу, хотел видно пошутить, но Мария Николаевна нахмурилась, и он не стал.
- Ну, говори, что хотел и мы побежали,- нетерпеливо сказал я.
- Погоди,- медленно сказал Витька,- ща нам Изящный свою версию выдаст.
Я посмотрел на Изящного. Ну, а что? Юрка не дурак, хоть и самый воспитанный среди моих друзей.  Что касается знаний и опыта, тут, правда, он такой же, как и мы. Но почему бы нет.
Мы присели в два креслица тут же, в фойе, или как там называлась прихожая в общаге. В общем, недалеко от вахты, причем одно ухо Марии Николаевны было все время направлено в нашу сторону.
Поскольку кресел было два, а нас трое, уселись Витька с Юркой, а я подошел к вахте. Пока Витька рассказывал Изящному свой детектив, я решил позвонить в научную библиотеку и узнать их рабочий график. Из вежливости хотел спросить про научку Марию Николаевну, но передумал. Она бы решила, что я издеваюсь. По справочнику набрал номер научки. Сначала было занято, потом свободно, но трубку никто не снял.
Витьке изложить всю историю много времени не потребовалось и когда я, положив трубку, вернулся, Витька уже закончил.
Изящному сказка понравилась. С довольным видом он уточнил пару деталей, которые, по-моему, к делу не относились, и выдал.
- Ребята-октябрята, да это же неразменный пятак!
И замолчал, наслаждаясь театральной паузой. Мы тоже помолчали.
- Судя по вашим тупым лицам,- куражился Изящный,- вы это словосочетание слышите впервые, да?
- Ну почему,- возразил я,- у Стругацких есть книжка «Понедельник начинается в субботу», там тоже бегал неразменный пятак…
- Ты думаешь, что этот пятак, как в сказках, сколько не трать, все равно вернется к хозяину?- уточнил Витька.
- Точно!- подтвердил Юрка,- судите сами. Имеется пятак. У него есть хозяин, Снеск. Снеск покупает…так, что он там покупает? Да, пятьдесят рублей! А через некоторое время, в вашем случае через час, пятак возвращается к хозяину Снеску. Все точно, это неразменный пятак!
- Толково!- похлопал я ему,- купил пятьдесят рублей…
- Да неважно!- воскликнул Юра,- пятак послужил средством платежа.
Витька задумался.
- Кулешадзе, ты все ставишь с ног на голову. Это пятак продавался, а не наоборот.
- Ну, какая разница!- убеждал Изящный,- продавался, покупался…суть одна. Ты на свой пятак получил советскую денежку. То есть совершил покупку.
- Так, погоди,- Витька поморщился,- это все детские сказки. Какой неразменный царский пятак в советское время. Он по определению не может быть платежным средством в наше время.
- Так он, пятак ваш, не знает, какое тут время, советское или нет,- парировал Юрка,- пятаки, они же темные, особенно царские.
- Твою версию легко проверить, Юра,- улыбаясь, сказал я.
- Каким образом?- спросил Юрка. Витька тоже вопросительно посмотрел.
- Доставай свой неразменный царский пятак,- скомандовал я.
Витька, молча, достал монету и протянул мне. Я покачал головой.
- А теперь, Виктор Дмитриевич вы покупаете у Юрия Дмитриевича на свой пятак …сколько у тебя при себе советской валюты, Юра?
- Рубль.
- Значит, на свой пятак ты покупаешь у него советский рубль. Начинайте сделку.
- Чего?- возмутился Виктор Дмитриевич,- а не хрен ли ему в грызло, за рубль. Пятьдесят!
- Не дури, Витя,- попросил я,- мы ставим эксперимент…
Витька неохотно протянул Юрке пятак, тот достал свой смятый бумажный рубль. В полной тишине они обменялись денежкой и уставились на меня.
- Ну, вот, товарищи капиталисты, мы полностью воспроизвели события утра в ДК железнодорожников,- важно сказал я,- за исключением того, что у нищеброда Юрика не нашлось пятидесяти рублей, но это неважно. Принцип соблюден, так?
- Да,- согласился Витька.
- Ну, наверное,- неуверенно сказал Изящный.
- Дадим пятаку час на возвращение в Витькин карман и встречаемся на этом месте в …3 часа.
- Не потеряй,- предупредил Витька Изящного,- убью.
- Вообще-то в моих планах на сегодня не значилось проведение тут с вами валютных экспериментов,- нахмурился Юрка,- дела, знаете ли.
- Ну, потерпи, Юрик,- сказал я,- процесс запущен.
- Запущен,- проворчал Юрик,- А мне что тут делать?
- Ну, пошли с нами.
- Нет, ну вас…Снеск, ты засунь лапу в карман, может пятак там уже,- предложил Юра Витьке.
Витька порылся во всех карманах и помотал головой.
- Ты сам поройся,- рявкнул он Изящному.
- А вот он пятак,- издевательски засмеялся тот, протягивая руку.
Пятак лежал у него на ладони.
Витька посмотрел на отскочившего подальше шутника, потом на меня, и мы пошли к выходу.
Научная библиотека не работала. Мы с Витькой постояли у закрытых дверей, периодически дергая здоровенную дверную рукоятку (вдруг откроются) и собирались отправиться восвояси, как вдруг из-за угла появился Саша Романов собственной персоной. Видно вышел из какой-нибудь боковой двери. Оказалось, что именно сегодня, в выходной он готовил статью о Чехове в столичный журнал. Я, кажется, говорил, что он был серьезным знатоком жизни и творчества Чехова, а тут вроде намечалась круглая дата Антон Палыча, то ли рождения, то ли смерти…
Увидев нас, Саша удивился. Он знал, что наша тяга к знаниям была не настолько сильна, чтобы мы ломились в научную библиотеку по воскресеньям.
Потом предложил пойти в «три шара» поесть, а то он голоден. «Три шара» было кафе на углу улицы Ленина, если подниматься от площади Пушкина. Называлось оно как-то иначе, но студенческая топонимика окрестила его тремя то шарами, то поросенками, то еще как-нибудь с числом три. Почему три, не помню. Наверное, студенты ходили туда есть пельмени исключительно по трое.
По пути Саша принялся излагать нам основные тезисы своей статьи. До Чехова мне дела не было, поэтому я прервал его гладкую речь и озвучил причину нашего появления в научке. С выдержками из выступлений Федора и Юрия по теме и Витькиными комментариями. Саша задумался.
- Припомни,- сказал он Витьке,- ты при торге не клялся? Неважно о чем, неважно чем.
- Да нет,- почесал затылок Витька,- зачем?
- Ну, может в разговоре, случайно, не придавая значения.
Витька стал вспоминать. Потом пожал плечами.
- Вроде нет,- сказал он,- да я вообще никогда не клянусь…так, иногда, для придания веса словам…несерьезно.
- Вот-вот, несерьезно, для веса, в том торге не клялся?- пытал его Саша.
- Кажется, не клялся. Да я уже не помню все дословно…а это важно?
- Может и не важно,- Саша, сверкнув очками, посмотрел на нас,- а может ты продал душу дьяволу…за пятак.
- Дьяволу?- переспросил Витька,- может, рассмотрим менее фантастические версии?
- Правда, Саш,- поддержал его я,- то пятак неразменный, теперь дьявол…ну, что мы в тридевятом царстве что-ли…
Саша, взявший пельмени, теперь их задумчиво жевал. Мы пили виноградный напиток. Так в кафе красиво называли сильно разбавленный сок.
- Есть и менее фантастическая версия,- прожевав, сказал Саша.
- Ну!- хором сказали мы с Витькой.
- Сами посудите,- предложил Саня,- после продажи монета осталась у Виктора, так?
Мы с Витькой посудили и согласились.
  - Это значит что?- лениво спросил Саня.
- Что?- опять хором спросили мы с Витькой.
- Значит, Виктор монету не отдал,- снисходительно пояснил Саня.
- Да отдал я монету!- рявкнул Витька.
За другими столиками народ посмотрел на нас.
- Витя, спокойнее,- сказал я Витьке.
- Монету я отдал,- шепотом крикнул Витька,- а он ее взял.
- Ну, вот видишь, нефантастические версии ты не принимаешь,- констатировал Саня.
- А еще нефантастические версии есть?- спросил я.
- Есть,- ответил Саня,- например, у Виктора было две монеты. Одну он продал, а со второй нас мистифицирует…
- Зачем?- спросил я.
- Да низачем…просто так…выходной день…душа праздника просит, приключения какого-нибудь.
- У меня была одна монета,- усталым голосом сказал Витька,- а приключений у меня и без монеты хватает.
- А еще, может Виктор талантливый фокусник, вроде Дэвида Копперфильда, ловкач, Ленина взял, а пятак умыкнул,- продолжил Саня.
- Ну, нет,- уверенно опроверг эту версию я,- Витькиными граблями фокус не покажешь. Он из своего кармана мелочь достать не может без того, чтобы половину не уронить. А ты хочешь, чтобы он из чужого…, да так, чтобы олень не заметил.
- Понятно. Вы скорей поверите в сказочные версии,- сказал Саня,- ну, неразменный пятак, чем не версия? Кстати, пятак не объявился?

- Нет,- ответил Витька,- я проверяю.
- Или вот…из той же серии…проклятая монета,- продолжал Саня.
- Не слыхал,- покачал головой Витька,- что это такое?
- Ну, кто-то наложил на монету заклятье…или проклятие.
- И что?
- И отдал врагу или спрятал где-нибудь. А ты нашел. Ты где ее нашел, кстати?
- На чердаке.
- Одну?
- Одну.
- Вот,- кивнул Саня,- скажи, мой друг, как можно потерять монету на чердаке? Теряют на дороге, на полу под плинтусом, в огороде…
Вдруг Витька замер и тревожно взглянул на меня.
- Кажется, я и правда там клялся,- выдавил он,- мы вроде говорили, что монета хорошей сохранности и этот мужик сказал, что редко такие видел. А я зачем-то сказал, что нашел монету в огороде. Он засомневался, что она могла так сохраниться в земле. Ну и я сказал, что мол, клянусь, сам откопал.
- А зачем врал?- сурово спросил я.
Витька виновато пожал плечами.
- Ну, поклялся он и что?- спросил я.
- Продал душу дьяволу за пятак,- хладнокровно сказал Саша,- вот что.
- Саша, ты в курсе, что Деда Мороза не существует и подарки детям на новый год покупают родители?- спросил я.
- Слышал,- улыбнулся Саша.
- Как можно продать дьяволу, которого не существует, душу, которой нет, клятвой, что монета была в земле?
- Какой-то это не наш…подход,- поддержал меня Витька,- ты вообще комсомолец, Саня?
- По возрасту выбыл,- сообщил Саня,- а продать то, чего нет, тому, кого не существует можно нечестной клятвой.
- Ну, все, Витя,- подмигнул я Витьке,- кранты тебе. Теперь париться тебе в аду.
- Дайте хоть институт закончить,- попросил Витька.
- Но это легко проверить,- продолжал Саша,- продал он душу или нет.
- Как?
- Ты, Витя, не сможешь зайти в церковь,- сказал Саша.
- Ну, давай проверим,- предложил я,- где у нас действующие церкви?
- Голубая действует, кажется,- задумался Витька.
- Да,- подтвердил Саша.
- Ребята,- первым опомнился я,- давайте сеанс экзорцизма пока отложим. За церковь могут и из института попросить. А без диплома, как говорит Витька и в ад не возьмут…
- Перестань,- поморщился Саня,- не 37-й год.
- Пустая трата времени,- сказал я,- которого, кстати, нет. Кулешов, наверное, нас уже ждет…с собакой…
- Подождет,- ответил Витька,- у меня его рубль, он его не бросит.
- А у него твой пятак.
- Что будем делать?- спросил Витька.
- Предлагаю найти твоего оленя-нумизмата,- предложил я,- все станет ясно.
- Где его искать?
- Ну, во-первых, если монета у него пропала, он и сам будет тебя искать. Во-вторых, дискотека. Он тебе впарил билеты на нее, может и сам там будет. Ну, а в-третьих, если не найдем сегодня, пойдем в следующее воскресенье к твоим друзьям нумизматам в железку.
Витька молчал.
- Ты в лицо его помнишь?- спросил Саня.
Витька пожал плечами.
- Вроде …хотя я больше на Ленина смотрел…он мне визитку совал, да я не взял, зачем она мне. Помню, там было, кандидат исторических наук, коллекционер.
- Да, с визиткой было бы проще,- сказал я,- фамилию не сфотографировал?
- Нет.
Мы проводили Сашу до остановки на троллейбус и он уехал, попросив, как и Федор, когда все разъяснится, ему рассказать…
Юра нас ждал. Он сидел на стуле возле Марии Николаевны и обсуждал с ней вопросы воспитания ее внуков. И хотя Юра не обладал достаточным опытом в этом вопросе, его умение участливо слушать и в нужных местах вставлять поощрительные междометия, обеспечило ему доброжелательное отношение нашей вахтерши. Увидев нас, Юра, извинился, встал и пошел нам навстречу.
- Спасибо, что дождался,- сказал я.
- Что-то вы не спешили,- не удержался от упрека Юра,- из-за вас день пропал.
- Как там неразменный пятак, не рвался ко мне?- спросил Витька.
- Нет, он у тебя смирный. Гони мой рубль,- ответил Юра.
Они с Витькой обменялись валютами. Витька положил свой пятак в нагрудный карман рубашки и пожал Юре руку. Юра постоял еще немного и пошел к выходу.
- А ты чего, кстати, нас искал?- спросил его Витька.
- Не помню уже,- у двери проворчал Юра,- на черта вы мне понадобились. А, вспомнил. Кто-нибудь курсач по тепловым двигателям сделал? Завтра Яблоков будет интересоваться.
Вот черт! Яблоков был наш препод по тепловым двигателям. И точно, в понедельник был срок сдачи курсового. Не то, чтобы прямо уж срок, у курсовых сроков не было, но Яблоков грозил, что после какой-то даты курсачи принимать не будет. И дата оказывается завтра! А я у Яблокова в личных врагах ходил!
 Юра ушел…
И мы ушли. Пошли бродить по городу. Бродили, пока стрелки на часах не начали приближаться к 7 часам вечера.
Под косыми взглядами местных ребят мы с Витькой зашли в грохот дискотеки и прибились поближе к эстраде. Если лотерея будет, то, наверное, где-то здесь. Не в скачущей  же толпе. Мы тоже немного потряслись, оглядываясь. Трезвых, кроме нас, никого не было. Через час стало понятно, что никакой лотереи не будет. Бурлившая вокруг нас местная молодежь, ребята, а равно и девушки, багровели лицами все больше. Сначала я думал от бликов светомузыки, но они и шатались все сильнее. То и дело ребята толпой выходили из дискотеки на разборки, иногда драки вспыхивали прямо на танцплощадке. Все, как и ожидалось. Нам тоже пару раз предлагали выйти на «поговорить», но мы не соглашались. Держались рядом. Провести час в этом аду было уже подвигом, но поскольку за него медаль не давали, мы решили больше не рисковать и стали пробираться к выходу.
У выхода нас и ждали.
- Вот они!- крикнул невысокий мужичок, в джинсовой куртке. На вид ему было лет 40. Для молодежной дискотеки, на мой взгляд, староват, но кто их тут знает, может у них это пора расцвета. Облик этого мужичка мне смутно кого-то напоминал…
- Вить, а это не твой олень?- крикнул я Витьке в ухо.
Витька ответить не успел, потому, что нас обступила группа ребят. Человек пять-шесть, настроенных довольно агрессивно.
Окруженные этими злыми ребятами, мы вышли с ними на улицу. Остановились у входа в ДК, потом пошли к проспекту Энгельса. Нашего согласия на эти перемещения никто не спрашивал. Наконец остановились у фонаря. В его свете мы рассмотрели ребят, а они нас. Заговорил мужичок.
- Ребята, вы зря так поступили,- сказал он в качестве вступления.
Мы с Витькой молчали. Трусами мы не были и к драке были готовы. Драться мы умели и в уличных схватках участвовали не раз. Хотя шестеро на двоих это перебор. Портреты отреставрируют, это к гадалке не ходи. Ну, ладно, раз так карта легла…
- Где монета, ребята?- спросил мужичок.
Мы с Витькой посмотрели друг на друга. Вот оно что. Значит и правда, пока мы искали этого нумизмата, он искал нас. А пятачок, похоже, Витька ему все-таки не отдал. Хотя и свистел, что сам видел, как олень убирает монету в …как там эта хрень называется….
- Мы сами тебя искали,- ответил Витька,- или пятак отдать, или деньги вернуть…
- Конечно,- с сарказмом воскликнул мужичок.
- Главное, сами хотели понять, как пятак снова оказался у меня,- продолжал Витька,- ведь я видел, как ты спрятал монету в …
- Ах, сам видел!
- Иван Иванович, разрешите я им объясню, что такое хорошо, а что не очень!- попросил самый дерганый из ребят, приплясывая от нетерпения.
- Не надо, Сережа,- отклонил его просьбу мужичок,- мы этих жуликов сейчас в милицию сдадим.
Стоявший рядом с Сережей, другой дерганый парень видно решил, что у Ивана Ивановича спрашивать разрешения не обязательно и ударил Витьку сбоку. Витька, не ожидавший удара, отшатнулся, но я, следивший как раз за этим парнем, врезал ему прямо в нос. И понеслась…
Они мешали друг другу, и любой из них уступал любому из нас, но их было слишком много. Тем более что озверевший Витька в основном бросался на ударившего его парня. А четверо месили меня. Я с трудом отскакивал, уворачивался, отмахивался, но все равно получал больше ударов, чем наносил. Четверо, потому, что Иван Иванович всех уговаривал прекратить. И пытался нас разнять. Топтались мы примерно с минуту, дольше описывать. Потом вдруг драка прекратилась. Я снял Витьку с парня, с которого он уже снимал скальп и оттащил в сторону. Все стояли (кроме парня, который с трудом поднимался) и тяжело дышали. С минуту продолжалось перемирие. Потом я подошел к предводителю этих команчей.
- Слушайте, Иван Иванович,- я сделал паузу, потому что еще толком не отдышался.
Иван Иванович и команчи слушали.
- Мы, правда, вас искали…часа в два приходили в железку…можете у вахтера спросить…
Они молчали.
- Потом решили пойти на дискотеку…с лотереей…билеты же ваши были, думали, может, придет.
Иван Иванович внимательно смотрел на меня.
- А если бы не встретились сегодня, пошли бы к нумизматам в следующее воскресенье.
- Это все здорово,- ответил Иван Иванович,- но не объясняет, почему ваш друг так поступил!
- Как поступил?- воскликнул я,- да он сам хочет понять, как у него осталась монета, которую он вам отдал и деньги, которые вы ему за монету заплатили.
Витька подошел и стал рядом, сурово глядя на Ивана Ивановича. Потом достал пятьдесят рублей с Лениным и швырнул их на землю. Команчи заволновались.
- Я возвращаю ваш портрет,- процедил Витька,- монету оставляю себе…пошли Володь.
Иван Иванович вздохнул, поднял упавшую банкноту и сказал, обращаясь к Витьке.
- Подождите, молодой человек, и я верну… ваше имущество.
Он достал из прозрачного футляра монету.
- Кидаться не буду, просто возьмите.
Он протянул руку. На ладони лежал пятак. Советская пятикопеечная монета, 1961 года чеканки.
Мы с Витькой смотрели на его ладонь и молчали. Потом Витька взял советский пятак и положил на свою ладонь.
Вот оно в чем дело было! Витька отдал нумизмату советский пятак, думая, что отдал царский…
- Понятно,- признал я,- мой друг по ошибке отдал вам пятак 61 года, но… вы то как его взяли?
Иван Иванович пожал плечами.
- Сам удивляюсь,- ответил он,- ваш друг ведь чуть раньше подходил ко мне. Я рассмотрел николаевский пятак, оценил его, потом он ушел, кому-то еще предлагал. Но я знаю, сколько этот пятак стоит у коллекционеров, никто больше не даст. Поэтому, когда ваш друг подошел снова, я предложил ему в качестве бонуса билеты на эту дискотеку, которые взял своим студентам. Они знали, что я сегодня тут буду, попросили…
- Я был уверен, что он отдал мне тот пятак, что я смотрел,- продолжал Иван Иванович,- да и очки уже снял, когда монету брал. Обнаружил, что это не та только дома.. В общем, сложилось все в цепочку.
- А что не вернулись сразу?- спросил Витька,- мы же вернулись.
- Вернулся, как только обнаружил…подмену,- криво улыбнулся Иван Иванович,- видно разошлись по времени…и вахтера о вас спрашивал…не видал, говорит.
- Да, вахтер у них из общества слепых. А может, разные вахтеры.
- Может.
Мы по-прежнему стояли у фонаря. Все успокоились. Дышали ровно. История из таинственной с оттенком мистики превратилась в бытовую. Из дальнейшего общения мы узнали, что Иван Иванович, преподаватель из госуниверситета, кандидат исторических наук, коллекционер со стажем. А ребята, его студенты, занимаются в его историческом кружке, или как там он у них называется…
Наверное, настоящий ученый, раз такой рассеянный…с улицы Бассейной…
Я предложил Ивану Ивановичу купить у Витьки пятак 11 года еще раз, но Иван Иванович улыбаясь, отказался. Сказал, что для своей коллекции он предпочитает менее рискованные покупки.
Мы попрощались менее враждебно, чем встретились и пошли своими дорогами. Скорей всего, неплохой он мужик, этот Иван Иванович. Кто не расстроился бы на его месте? Я бы расстроился. Правда никогда не видал препода, который своим студентам покупает билеты на скачки.
Надо узнать, если в универе преподы и пиво студентам носят, перевожусь туда...
Мы шли с Витькой по проспекту Фридриха Энгельса в сторону нашей общаги. Я старался заправить рубашку в джинсы так, чтобы не видно было, что половины пуговиц нет. Куртку пришлось снять и нести в руке, она испачкалась
(хотя вроде не падал) и оторванный погончик некрасиво болтался. Лоб горел (потом там обнаружился приличный синяк) и настроение было не очень…
Упрекать Витьку не было никакого смысла. Оставалось уточнить лишь пару деталей… да и то необязательно.
- Тебе надо в цирковое переводиться, Вить,- посоветовал я.
- Почему?
- У тебя талант. Всучить опытному монетчику пять копеек как царский пятак… Ты практически Игорь Кио. Я бы так не смог.
- Не смешно,- буркнул Витька.
- Нет, правда, у тебя призвание дурить людей. Сначала подкатил к нему с настоящим пятаком, потом ловкость рук и счастливый олень уходит с дыркой от бублика. А ты с его денежкой. Гений!
- Угу,- Витька думал о чем-то своем.
- Все-таки я кое-чего не понимаю,- я остановился.
Витька тоже притормозил.
- Что ты не понимаешь?- без интереса спросил он.
- Вот ты идешь продавать антикварную монету, не может быть, чтобы ты ее нес вперемешку с другими монетами,- сказал я,- ты наверняка отделил пятак, нет?
- Пятак лежал в нагрудном кармане рубашки. Один. Пока ходил по нумизматам, я каждый раз доставал монету из этого кармана, потом прятал,- подумав, ответил Витька,- у меня вообще из мелочи были только две монеты по три копейки, на трамвай. В кафе расплатился, там все ровно было, без мелочи. А из тех, что были три копейки потратил, когда к тебе ехал, другая вот…
Он порылся в карманах куртки, брюк, рубашки и ничего не нашел.
- Не знаю, где другая,- сказал Витька.
Я с интересом смотрел на него.
- Слушай, нумизмат, скорей всего вторая трехкопеечная монетка была пятикопеечной. Тогда это объясняет, откуда взялись пять копеек, которые ты перепутал с царским пятаком, несмотря на то, что царский похож на наш так же, как ты на Ясера Арафата.
- Сам ты Арафат! Пятаки как раз похожи. Диаметр, или как это у них называется, одинаковый, вот смотри…
Витька в сотый раз за сегодня достал царский пятак. Потом достал пятак советского образца и сложил вместе. Царский был заметно больше и толще…
- Да, не похожи,- согласился Витька,- ну и что?
- Ничего. Как тебя мама из дома одного отпускает?
Витька вздохнул и побрел дальше. Я догнал его, и мы побрели вместе.
На повороте в общагу мы разошлись. Я пошел в свою комнату ремонтировать одежду и делать курсовой по тепловым двигателям, а Витька на остановку трамвая. К ним в Воробьево тогда ползал 5 трамвай.
Через неделю Витька продал свой царский пятак за пятьдесят советских рублей. Я стоял рядом и следил, чтобы все было честно…


Рецензии