Игрушечный народ. Миф чукчей

Игрушечный народ. Миф чукчей.

Название народа чукчей произошло от слова «чаучау» (богатый оленями). На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч 908 человек. Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».Живут чукоты недолго.  . Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ. К огромному сожалению, государство не уделяет должного внимания здоровью народа чукчей. К чему это может привести? У нашего государства есть многолетний, преступный опыт пренебрежительного отношения к малым коренным народам России. Государство допустило непоправимое: уже вымерли алагорцы и кереки.... К о следующий?...

Среди приморских чукчей и азиатских эскимосов широко распространён миф о том, как молодая девушка создала людей, оленьи стада, морских животных и жилища. В 1948 году этот миф записал П.Я. Скорик со слов жителя села Уэлен, 62-летнего Уватагына. Вот краткое изложение этого мифа — сказки (с небольшими авторскими вариациями...).


В селение Мэмэрэнэн жил старый чукча с женой и незамужней дочкой. Однажды, старик сказал дочке: «Стар я становлюсь, дочка. Тяжело мне  стало однако еду добывать, оленей пасти, нерпу бить. Решил я дочка, выдать тебя замуж за старого богача Бэмэрэна... Знаешь, сколько у него оленей?»

«Не знаю, отец»

«Много. Не сосчитать! Вот и отдам тебя за него. Рада, дочка?»

«Нет, не рада. Не выйду за него замуж»,

«Почему?»

«Не хочу жизнь свою молодую губить!» 

«Ну, тогда не будешь в моем доме жить. Иди куда хочешь!»

«Ну и пойду! А замуж не пойду!»

Рассердился старик: «Ну я кончил увещевать тебя. Не нужна ты мне больше. Отправляйся куда хочешь.  Сегодня еще в яранге ночуй, а  завтра уходи, куда хочешь. Вот так, я все сказал»

«Ну и пусть я тебе не нужна! Всё равно не пойду замуж!»

«Ты, дочка, упрямая, словно моржиха!» - вздохнул старик и улёгся спать с женой..

А девушка не стала спать ложиться. Достала свой мешочек со своими любимым игрушками, - косточками и зубами нерпы, моржа, оленя, кита, китовым усом и шкурками мышей, - и вышла из яранги. На небе сияла большая луна, освещая всё вокруг.

«Замечательная погода!» - сказала девушка и направилась к лодке отца. Лодку отца нашла. Ремень взяла, гарпун, копье, нож, весло. Сказала сама себе: « Это всё возьму. Мне это нужно!»

Нагрузила на себя всё добро и пошла в селение Кэныпек, а когда пришла, то сказала: «Неважная эта земля, лучше дальше пойду!». И пошла в селение Уэлен. Пришла. А селение маленькое было, - всего одно жилище, - землянка. Девушка громко крикнула: «Открывайте! Это я!»

А в землянке старик со старухой жили. Уже спали. Старик вставать не хотел и жене приказал посмотреть, кто пришел. Встала старуха и кричит: «Кто там?»

«Это я!» -  громко отвечает девушка.

«Ну кто ты?» - кричит старуха.

«Мэмэрэнэнская я» - кричит девушка.

«А, это ты, непослушная! Нехорошая ты девушка! Стать женой старого Бэмэрэна не захотела, отцу не покорилась!»

«Всё равно замуж не пойду!» - кричит девушка.

Стала старуха мужа будить, который опять крепко уснул. Трясёт его трясёт, наконец разбудила. Тот проснулся, спросил:

   «Что такое? Чего трясёшь? Может чего захотела?»

 « Девушка пришла, мэмэрэнэнская».

 «Что ей надо?»

«Разве ты не знаешь? Это та, которая отца не послушалась!»

Муж сказал: « Пусть уходит!»

Старуха ему говорит: «Ну хоть мяса ей дай!»

Муж разрешил: « Пусть поест!»

Пустила старуха девушку в земляку и мяса ей дала. А у девушки аппетит хороший, много ест...

Тут старик и говорит: «Ну, довольно есть! Не хочешь замуж выходить — иди куда знаешь. »

Покинула девушка землянку и дальше пошла, и пришла в землю Утен. Села на берегу моря и решила в игрушки свои поиграть. Взяла зубы нерпы, бросила их в море и говорит: «Завтра проснусь, много нерпы на берегу моря появится, однако». Потом моржовые зубы взяла, высыпала немного на песок; сказала: «А это — моржи на песке. Моржовое лежбище, однако» - Остальные бросила в воду, сказала: « Вот это я моржей бросила!»  Достала китовый ус с китовой косточкой, далеко в море бросила, сказала: « Теперь все сделала: нерп создала, моржей создала, китов создала.....»

Потом из камня и дерева землянки построила. Взяла два камня и сказала: «Этот будет хороший мужчина, а это — хорошая женщина, и родят они мальчика и девочку». Потом взяла два больших камня и сказала: «Сильные это будут мужчины, однако!»

Затем девушка сшила всем из мышиных шкурок одежду: кухлянки, штаны, керкеры, торбаза. Опять сказала: «Ну, хватит мальчиков и мужчин. Скоро здесь много-много людей народится..»

Отправилась  девушка в тундру к Ээт-реке. Там много камней набрала — белых, черных, пестрых. Из них много оленей сделала, и сказал оленям:

«Это я вас сделала! Теперь оставляю вас. Пойлу оленевода делать»

Сделала девушка из кустарника жилье, покрыла его травой.  Потом взяла другие взяла камни и сказала себе: «Теперь оленеводов сделаю. Два камня положила на землю и сказала: «Ты будешь женщиной, а ты мужчиной.»

Взяла ещё камни,  совсем маленькие,  и сказала им: « Ты будь мальчиком, а ты — девочкой! Растите и размножайтесь! Это я, плохая девушка, создала вас, чтобы вы хорошими были.»
В одежду  всех одела, положила в ярангу и сказала: « Завтра проснетесь, что-то услышите, очень испугаетесь, а это олени будут хоркать, много оленей. Ну а теперь спите!»

Ушла девушка к реке, сделала себе шалаш и спать улеглась. Утром проснулась и пошла к реке, чтобы напиться. Наклонилась к воде и увидала своё отражение, и увидела лицо старухи, ну прям бабушки... Испугалась девушка, да потом догадалась, что она от тяжелой работы состарилась. Все знают, как тяжело детей делать. А оленей - ещё тяжелее... А сделать нерп и моржей — вообще тяжеленный труд. А кита сделать? А?.....

Тем временем, проснулись и мальчик идевочка, которых наша героиня из камней сделала, и в один голос воскликнули: «А где наша бабушка? Пойдём бабушку искать!». И побежали они бабушку искать, и нашли её возле реки, и закричали:

«Бабушка! Бабушка! Мы есть хотим! Накорми нас!»

Тогда повела «бабушка» своих «внучат» к морю, показала им на нерп и моржей и сказала» «Вот ваша еда! Убейте и наслаждайтесь жирным мясом!»

«А как убить то? Мы не знаем.... Мы не умеем....» - «внучата» отвечают.

Пришлось «бабушке» взять гарпун и показать «внукам», как надо убивать нерпу и моржа. Убила она нерпу и моржа, сняла с них шкуры, туши разрезала на куски, которые они все вместе понесли домой. А когда пришли они домой, «бабушка» научила «внучат» вырезать котелок из камня, разжигать костёр и варить на огне мясо....

Когда все наелись до отвала, «бабушка» научила «внуков» как из шкур моржа и нерпы лодку сделать, чтобы на ней на кита охотиться, как оленей разводить, как рыбу ловить....
Время шло, люди, созданные бабушкой из камня, стали размножаться, и вот так появилось селение Утен. Бабушка, уж давным давно ушла в иной мир, а жители Утена о ней и сейчас помнят и добрым словом поминают: «Ох, спасибо мэмэрэнэнской старушке, нашей создательнице! Теперь все лучше становится жизнь. Очень теперь Утен вырос. Все больше мужчин становится. Хорошо теперь стало. Все сделала бабушка: оленей, нерп, моржей, китов. Все создала бабушка».

 


Рецензии