Чума. Глава двадцатая Знакомство с Ги де Шолиаком

   Врачи приближались к недостроенному Папскому Дворцу. Один из предыдущих Пап перенёс резиденцию во Францию. Что было на руку Аделарду. Это событие известно как Авиньонское пленение Пап продолжалось до сих пор.
   Но чумные доктора не интересовались религией, врачи хотели только излечить больных. Француз уже забыл об ужасных картинах могущества болезни и спешил к придворному врачу.
   Их ждало неприятное известие.
-В резиденции Его светлейшества Папы Римского Климента Шестого карантин. Господин Ги де Шолиак ненадолго остановился в Папском Дворце, а Сам Папа Римский уехал в свою дачу. Господин Ги де Шолиак никого к нему не пускает, - ответил страж.
-Но нам как раз и нужен сам Ги де Шолиак, - даже немного грубо ответил Аделард.
   Стражник посмотрел на Аделарда.
-Мы подумаем, что можно сделать, - ответил солдат, и его сменили. Но он скоро вернулся. – Мы ничем не можем помочь.
-Передайте господину Ги де Шолиаку, что я – ученик Раймона Шалена де Винарио! Это великий лекарь, как сам господин придворный врач!
   Услышав это, стража неохотно. Но зашевелилась.
   Врача вновь заставили ждать. Но прошло немного времени, и задул сильный-сильный ветер. Различный мусор кружило в воздухе и сдувало, ветра завывали над городом, пригоняя огромные тёмно-синие тучи.  В такой же цвет и окрасилось пространства с наступлением дождя. По городу-призраку пронёсся звон колоколов с разных углов Авиньона. Чёрные крупные хлопья посыпались с чёрного небосвода. Дышать стало тяжело, мёртвый дождь только усилился.
   Стража надела несовершенные противогазы, и они сказали:
-Мы не можем позволить ученику великого врача находиться под дождём из зачумлённого Индийского моря.
   Клювастых завели внутрь дворца и отвели в свободные комнаты, которые им щедро отвели после осмотра на заражённость.
-хорошо, что нас хотя бы сюда пустили, и нам не пришлось искать ночлег под моровым дождём, - вздохнул Аделард.
-Согласен, но в такое время нельзя обходиться без особых мер предосторожности.
-Нужно незаметно пробраться к господину де Шолиаку.
   Раздался стук в дверь. Из-за неё высунулся пожилой мужчина.
-Зачем вам незаметно пробираться ко мне? Вы ученики господина Раймона Шалена де Винарио?
-Господин Ги де Шолиак? – мужчина кивнул на вопрос Аделарда, вскочившего с места, и, получив ответ, он поклонился. – Я - Аделард, это мой друг и товарищ – Рашиди! Большая честь видеть вас и быть с вами знакомым!
-не стоит. Ты и сам ученик великого врача. Как он, кстати, поживает? – спросил де Шолиак, уже зайдя в комнату и закрыв дверь.
-Он…, - смутившись, грустно ответил врач, - господин Раймон Шален де Винарио заснул на веки и покинул этот мир…
-О, очень жаль, соболезную, - опечаленно ответил Ги де Шолиак. – Что ж, не будем о грустном. Прошу пройти в мой рабочий кабинет.
   Он вышел и повёл врачей по коридору величественной Папской резиденции. Лекари преодолели довольно большой путь, прежде чем пришли на место. Они зашли внутрь.
   Уже в коридоре чувствовался запах целебных трав, что казалось, очищали саму душу. Но в таком кабинете без должного проветривания могло стать плохо. Пред глазами обычных лекарей сразу предстали дорогие лекарства придворного врача: жемчужины, янтарь, сапфиры, смарагд, свежайшие травы, чистейшие настои, лучшие врачевательные приборы.
   Аделард и Рашиди в той же степени ослепляла и роскошь кабинета, даже скорее зала. На стенах висели дорогие картины, гобелены, на постаментах, бережно установленных, возвышались древние рукописи, статуэтки, инструменты и бюсты. Папский кошелёк легко мог позволить себе такое, но половину из этого, были уверены врачи, преподнесли как подарок.
   Аделард был уверен в том, что лекарство было у Ги де Шолиака, но не спешил он переходить к цели экспедиции из соображений этики.
-Ну, вот здесь я работаю, временно, конечно. Вы можете пользовать всё, что здесь есть, пока пребываете во дворце. Всё-таки, врач - врачу помощник, - сказал великий лекарь. – Но для начала расскажите о своём пути и целях его.
-Всё началось с появления чумы… с тех трёхсот монахов, что погибли в один день…, - уставившись в пустоту перед собой, начал Аделард. – Когда чума стала подходить к ближайшим городам Франции, я уже решил отправиться в экспедицию на поиски лекарства от болезни. Нас было… четверо. К сожалению, господин де Винарио, видимо, предвидев вспышку чумы, отправил меня раньше, чем я намеревался выдвинуться, и умер в течение недели.
   Рашиди гулял по библиотеке, что была в рабочем зале придворного врача Папы Римского. А сам Ги де Шолиак настороженно и внимательно слушал Аделарда.
   Он продолжал:
-Затем героически и трагически погибла Аланис, я любил её и был любим. Скорбь продолжалась неделю и сопровождалась унынием. Но мой ученик – Винцеслао в это время без отдыха лечил всех, кто обращался к нему за помощь, и при уходе хорошем и правильном многие выживали. Пока инквизиция не обвинила его в колдовстве, в отсутствие  права лечить, сказав, что помандер – это шкатулка с отравляющими снадобьями. В итоге его сожгли на рассвете, а вместе с ним была сожжена надежда и вера, и улыбка, что спасали жизни жителей. Поэтому я стал тщательно выбирать путь, по которому мы будем следовать, но занялся я этим слишком поздно…. Рашиди - мой последний друг и родной человек, и потерять его - для меня значит потерять всё, - Аделард умолк. Затем, взбодрившись, сказал:
-К вам мы пришли, что бы узнать, нет ли у вас лекарства, не знаете ли вы чего-нибудь о нём и тому подобное. По пути мы собирали разного рода информацию о чуме, но она лишь подчёркивает ужас этой болезни.
-И что же вы нашли? – поинтересовался Ги де Шолиак.
-Только то, что было известно ещё нашим предкам. Бубоний хорошо справляется молодыми бубонами, лечение чумы лёгочной не сильно отличается от лечения чахотки. Железо помогает, но только сильным духом и телом. При бережном уходе за больными могут быть спасены многие, но врачей для этого не хватит. Их, кстати, осталось мало, неопытные быстро погибают, так же как и умелые, принимая смерть от своего врага. Не уследив за ним. А что вы можете добавить? Я слышал, вы болели чумой. Как вы выздоровели? – спросил Аделард.
-Я шесть недель вскрывал и прижигал бубоны. Единственное, что я могу добавить это следующее: поражённую материю нужно вывести как можно скорее, а болезнь лишить силы, давая природе справиться с ней. Вообще самый надёжный способ излечить чуму – не заболеть ей вовсе, затем идёт способ с обессиливанием и слабым развитием, а после прижигание из-за нужных качеств. Извини, Аделард, я ни чем не могу помочь. Мои знания скудны. Их, возможно, было бы больше, если б я не сидел тут, заточив пленённого папу Климента Шестого в пленение меж двух каминов. Да и библиотека прежних Папских врачей осталась в Италии.
-Что вы, господин де Шолиак, ваша информация поможет нам. Я лишь прошу сообщить мне о чём-то новом, если это станет вам известно. Я готов на всё ради спасения больных, это мой долг как врача!
   Папский врач рассмеялся:
-Аделард. Ты меня порадовал. В юности я тоже был такой, стремился к изучению и спасению всех людей. И, как видишь, я много добился и многих спас. А известность и слава, которые я получил, помогают мне спасать ещё больше больных. Но вернее сл славой и известностью поступил Раймон Шален де Винарио. Некоторое время он отказывался от всех важных должностей, которые были предложены, чтобы ничего не мешало ему лечить всех больных независимо от их материального положения. Я уверен, что ты пойдёшь по такому же пути, точнее уже пошёл. И, даже если ты не найдёшь панацею, то до последнего вздоха больного будешь пытаться его спасти и бороться за его жизнь. Я помогу, чем смогу, в ближайшее время подниму архивы. Размять кости мне не помешает. Никого кроме Папы Климента Шестого лечить мне не дают. А он и не болен, благодаря моим заботам. В общем, чувствую себя бесполезным, а отправляться на вылазки и лечить горожан, мне, в силу своего возраста, тяжеловато. Ладно, Аделард, можешь поискать что-нибудь в моей библиотеке, а я продолжу обход. Кстати, когда будете уходить, возьмите с собой столько лекарств, сколько будет нужно. Врач хоть и лечит умом, а не лекарством, но последнее должен иметь.
   Ги де Шолиак ушёл, оставив врача в раздумьях. Вскоре пришёл Рашиди.
-Узнал что-нибудь полезное? – спросил он.
-Не совсем. То, что мне сообщили, я знал и так. Но мы точно знаем, что пока лекарства нет. Надёжнейший способ вылечить человека болеющего – выявить болезнь на ранней стадии. Но там нам дали разрешение пользоваться библиотекой, и я уверен, эта робота принесёт пользу, - ответил врач и направился к стеллажам.
-Собираешься работать без отдыха? – заметил Рашиди.
-У меня нет времени на это. Нужно найти лекарство, - с какой-то грустью и некоторой манией ответил врач.
   Рашиди всё понял.
-Отсутствие отдыха только ухудшит твою работу. Глупо было надеяться на то, что Ги де Шолиак даст тебе лекарство сиюминутно. Он тоже честный великий врач, поэтому случись, что у него обнаружилось бы снадобье, излечивающее чуму, то он тут же распространил бы его по всему миру.
-Я был наивен, но сейчас нужно узнать о лекарстве и найти его. Я думаю, это должно быть то, что совмещает свойства ослабевающего и прижигающего. Либо придумать, как обезболить раскалённое железо…
-“Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat, quae vero ignis non sanat, insanabilia reputari oportet” – говорил Гиппократ, - вдругпроизнёско-то.
-Не могу согласиться, - завёл разговор с невидимым собеседником Аделард. – Сейчас всё наоборот. Огнём убивают, железом калечат, возможно, лечат, возможно, убивают, а лекарством исцеляют, но редко.
-Смотря, что назвать исцелением и лечением…, - голос растворился в зале, оставляя только еле слышное эхо.
-Кто это был? – спросил Рашиди.
-Наверное, кто-то из работников резиденции.
-Но этот человек прав. Если отбросить нравственность и мораль, то огонь излечивает мир от чумы. Сожжение тел и заражённых без права на возможность спасения уничтожит чуму, но только при руководстве здравого ума. Но последнее в наше время – редкость. Людям проще неиствовать, бояться, молиться и умереть, всё бросив, всех проклиная, чем послушать наставления врача и спастись. Но я не должен считаться с этим. Решил спасти людей, значит спасу столько, сколько смогу.
   Врач задумался и через несколько минут сказал:
-В течение трёх дней будем искать сведения о лекарстве, после чего. Обозначив маршрут, на случай обнаружения полезной информации оставим тут его копию. И двинемся в путь. Главной задачей экспедиции с этого момента будет не нахождение лекарства, а спасение больных, избавление от чумы, вразумление оставшейся власти и людей.
-Но для начала, здоровый отдых, я обязан следить за тобой, раз ты следишь за мной и печёшься о моей жизни, - поставил точку Рашиди.


Рецензии