Москва в июле 1991 года

РЕПОРТАЖ ИЗ ПРОШЛОГО

Эпиграф:

— Михаил Сергеевич, как бы вы хотели, чтобы о перестройке говорили через пять-десять лет?
Лицо Михал Сергеича смягчается и становится мечтательным.
— Я думаю, я на это надеюсь, что тогда-то перестройка и начнётся по-настоящему.

Из телеинтервью 1987 года


Когда-то я ездил в Москву по два раза в неделю. А тут на раскачку ушло полгода, и когда вдруг возникли разного рода препятствия — вечером не мог найти бумаги, утром не сработал будильник, а потом оказалось, что отменён утренний экспресс, — я решил, что на этот раз доведу задуманное дело до конца, и в половине первого уже стоял на платформе Большая Волга, а три часа спустя шёл в густом потоке людей на Савёловском вокзале.

Скверное впечатление производит Москва на приезжего! Кругом мусор, и ветер время от времени подымает его вверх, чтобы перенести на новое место. Конечно, вокзал не показатель, но и в центре оказалось не чище. Если бы только мусор! Скученность населения, спешка и раздражительность москвичей — всё это было и раньше, но новые времена всё это усилили и ужесточили, и даже свалившаяся в конце июня на город благословенная теплынь не пошла москвичам на пользу. В общественном транспорте (будь то метро, трамвай или пригородные электрички) порой нелегко дышать, а стоит кому-нибудь из товарищей по несчастью открыть рот, чтобы что-то сказать или, не дай бог, зевнуть, как приходит на ум грустная мысль, что и зубная паста, кажется, изобретена совсем недавно и ещё не получила должного распространения.

Что до раздражительности… В магазине «Свежая выпечка» наблюдал безобразную сцену: мужчина и женщина (скандал вспыхнул из-за того, что женщина хотела взять хлеб без очереди) пять минут обменивались репликами «подонок» и «шалашовка». А ведь им под пятьдесят… Где же та самая славянская мягкость, ужель и она канула в лету? Или это мигранты? — одна из тех идей, которые нам «подбрасывают» прибалты. Да нет, чистокровные славяне, природные русаки…

Я вышел на станции метро «Улица 1905 года» и наперегонки с мусором, с которым нам было по пути, поспешил к зданию «Московского комсомольца». Меня встретили приветливо.

— Принёс?

— Да вот тут… — засуетился я, извлекая из сумки свой опус.

— Это понятно. А с приездом? У нас уже всё готово!

И ответственный секретарь газеты жестом фокусника сорвал салфетку с тарелки — и я увидел пирамиду аппетитных бутербродов… Противопоставить мне было нечего, я нашёл подходящий предлог и поспешно ретировался. В буфете влил в свой обезвоженный организм два стакана компота, полстакана кофе (здесь его почему-то подают в стаканах), вгрызся в свежий окорок, заедая салатом из капусты, — и почувствовал себя человеком.

Мои дела на этот день были закончены. Я погрузился в метро и вышел на проспекте Калинина — этой, как говорили раньше, вставной челюсти Арбата. Взглянул на дома-книжечки Совета Экономической Взаимопомощи, где ещё недавно клерки разных калибров ходили с бумажками из кабинета в кабинет. СЭВ распущен, что с ними сталось, где они зарабатывают себе на кусок хлеба с маслом? добродушно и немного иронически размышлял я — и вдруг остановился, поражённый неприятной догадкой: или до сих пор ходят?

Арбат. Накрапывает дождь, трое музыкантов, спрятавшись под кронами деревьев, играют мягкий джаз. Сбоку подлетает уличный художник, спрашивает деловито;

— Портретик не желаете?

— Нет, благодарю…

Срабатывает будильник Кашпировского; вижу платный туалет — вовремя! 20 копеек... это по-божески! Роюсь в кошельке. Интересно, с налогом, или без?

У метро книжный спекулянт сворачивает товар — рабочий день окончен. Смотрю на Гумилёва, на цену — и шагаю дальше. Что в Москве на высоте, так это цены… Снова книжный лоток. «Незнайка на Луне», старое издание, в двадцать раз дороже первоначальной цены. Журнал «Андрей» тридцать пять рублей; просмотр — рубль. Вперёд — подумаешь, искушение святого Антония!

Книжный магазин. Табличка: «Марксизм-ленинизм». Неужели ещё что-то продают? Подхожу ближе — фантастика, криминальные романы, сказки для самых маленьких. И среди всего этого разнообразия — «Самопознание» Бердяева, за каких-то шесть рублей, да ещё в твёрдом переплете!

Неужели по этой цене и продают?! Да! И тут, едва наступает моя очередь платить, касса выходит из строя… Молоденькая кассирша пытается разобраться, в чём причина.

— Девушка, я за сегодня успею книгу купить?

— Ждите.

— Чего?

— Сейчас придёт заведующая.

Приходит заведующая, они принимаются изучать кассовый аппарат вместе и общими усилиями приводят его в действие.

— Шесть рублей и тридцать копеек налог, первый отдел.

Девушка, неожиданно засомневавшись, пересчитывает на счётах, пробивает чек  — и снова в сомнениях:

— Так, шесть рублей тридцать восемь копеек... Подождите, я совсем запуталась…

— Не надо считать, всё уже посчитано, я вам говорю, а вы не верите, что у вас было по арифметике, не хочу вас обидеть?

— Пять. Иначе бы меня сюда не посадили…

Но что особенно угнетает в этом городе, так это огромное количество старых, больных и по-детски беспомощных людей. На проспекте Мира женщина попросила помочь довести мужа до дому. Она держала его за левую руку, я — за правую; она боялась, что он снова упадёт. Мужчина с испитым лицом шёл без посторонней помощи, если не считать того, что с обеих сторон его поддерживали за локоть, — и вдруг остановился — выгнулся; его начало трясти; я крепче сжал его локоть. Потом он весь как-то обмяк, открыл глаза и посмотрел на правую руку — она медленно сжималась в кулак… И мы снова пошли, и через каждые двадцать шагов всё повторялось.

— Дай вам Бог здоровья, — сказала женщина, доставая ключ. Я кивнул, и у неё на глазах выступили слёзы. На стене болтался обрывок предвыборного плаката: «Россия обязательно возродится…»

Выхожу на станции «Университет». Альма-матер! Оглядываюсь по сторонам. Неужели и здесь грязь? Нет, по-прежнему чисто, и вообще всё, кажется, по-прежнему, только пирожки с повидлом, которые мы когда-то ели, теперь продают в пять раз дороже.

Пересекаю Ломоносовский проспект и вторгаюсь в университетские владения. И здесь чисто; правда, вот досада, вижу немного мусора в сторонке — но тут же успокаиваю себя: это строительный мусор. А сидящие в креслах перед физфаком Лебедев и Столетов даже покрашены.

А вот и Главное здание с золотым шпилем, сияющим на солнце, и пятиконечной, пока ещё, звездой. Михаил Васильевич по-прежнему равноудалён от физфака и химфака… Слабая надежда на то, что удастся пройти через Клубный вход МГУ, улетучилась, едва увидел милиционеров, которые парились у входа. Одиннадцать лет назад их ограниченный контингент неожиданно появился здесь (то ли в связи с подготовкой к Олимпиаде-80, то ли в связи с вводом советских войск в Афганистан), да так и остался. И Афганистан в прошлом, и от Московской олимпиады одни воспоминания, а они всё ещё несут пограничную службу. Что поделаешь, если ректор Московского университета не видит в их присутствии ничего необычного, никакого противоречия с университетскими вольностями?

Обогнув Главное здание, выхожу к сухому бассейну, по обе стороны которого выстроились бюсты великих учёных. Иду, вывернув шею, и вглядываюсь в лица великих, как Черчилль, обходящий войска почётного караула по прибытии в Москву 1942 года. «Тимирязев! — Я! Менделеев! — Я!» Как в недавнем номере «Комсомолки»: «Рядовой Ломоносов! — Я! — Два шага вперёд!»

Спускаюсь к Мичуринскому проспекту. У биофака стоять автобусы 111-го маршрута, шумно дышат, разинув рты и обнажив внутренности с движущимися приводными ремнями. Удивительный по своей нелепости памятник Ганди. Незабвенный кинотеатр «Литва»… «Литва»! — как много в этом слове для первокурсника слилось!

Перед отъездом из Москвы звоню бывшему однокурснику. На стене телефонной будки читаю объявление: «Красивые смелые девушки, желающие иметь свои фото, сделанные отличным мастером, пишите до востребования» — и номер почтового отделения. Загружаясь в последнюю электричку, вижу подростков, едущих на ночь глядя неизвестно куда и неизвестно зачем. Не эти ли юнцы одолжили у радикального депутата Беляева велосипед? Как знать!

Александр Расторгуев,
Москва–Большая Волга,
июль 1991 года


Рецензии
Саша, дорогой! Не преминул зайти на твой сайт после посещения тобой моего. Петух... Кукушка... Не догонишь, так хоть согреешься. Сознательно остановился на твоем относительно раннем творчестве, решив понос-тальгировать о прежних временах и отдохнуть от правки читанных сегодня научно-непопулярных статей. Спасибо, удалось! По поводу: рядовой Ломоносов! - Я! - вспомнилось: идет надзиратель по коридору, ключами позвякивает, песенку поет: Лютики, цветочки у меня в садочке… Иванов! - Я! Петров! - Я! Сидоров! - Я! - А куда вы на х.. денетесь!? Лютики, цветочки... Ну... за свободу!

Евгений Молчанов 3   23.01.2020 12:31     Заявить о нарушении
Понимаю, Женя... Через что ты прошёл!

Александр Расторгуев   23.01.2020 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.