Коты и кошки города Стародуба

(вот какая история выросла из рассказа "Зефир в шоколаде" http://www.proza.ru/2019/03/02/1361)

1. Кошачье задание

 - Папа, правда, мы настоящие путешественники? – спросила Лиза.
 - Конечно, дочка.
Она долго-долго ехала с папой в машине в гости к бабушке Асе. Мама с ней не ладила, часто ругалась. Поэтому бабушку Лиза видела редко, в последний раз год назад. С тех пор у подаренной бабушкой куклы отвалилась рука, а в книжках про принцесс закончились нераскрашенные картинки.
 - Папа. Ну, папа-а! А там интересно?
Папа вздохнул, устало ответил:
- Угу.
 - Так же, как на море?
 - Ещё лучше. Скоро приедем, увидишь.
Лиза ёрзала на сидении, всматривалась в тёмную ночную дорогу и вспоминала море. Его не охватить взглядом, не обойти вокруг. К нему надо лететь самолётом. На берегу моря раскинулся красивый город Сочи. Лиза вспоминала гостиницу, в которой она жила, широкий пляж, корабли и лодки. Вспомнила как гуляла с родителями по набережной, как мама учила дочку плавать, а папа строить замок из камешков на пляже. А ещё вместе с папой Лиза ходила в ботанический сад, и они кормили уток и выдр.
Жаль, не удалось попасть в дельфинарий. Маме позвонили с работы, последние дни отпуска она провела в номере, сидя за компьютером. Может быть поэтому, по возвращении домой, папа легко уговорил маму отправить Лизу к бабушке в город Стародуб.
 - Папа, а что я там буду делать? – сонно зевнула Лиза.
 - Гулять, играть. Чем ещё шестилетние дети занимаются? Ах, ты…
Машина дёрнулась, притормозила. Едва не угодив под колёса, дорогу перебежала кошка.
 - Кошек будешь считать, - решил папа. – Чтобы выучила все имена мурлык у бабушкиных соседей. Приеду, проверю.
 - Угу, - подражая папе, ответила Лиза.
Машина остановилась у небольшого домика, почти сказочного, как в темноте показалось Лизе. С деревянного крыльца им улыбалась бабушка – папина мама.
 - А когда мы в город приедем? – сонно спросила девочка.
 - Мы уже в городе, - отозвался отец, подхватил Лизу на руки и отнёс в дом.
Дальше она помнила смутно. Бабушка охала, пыталась её накормить, спорила с папой, жаловалась, что всё время одна, ругала папу за то, что он редко звонит. Незаметно для себя Лиза уснула. А проснулась в кровати в большой светлой комнате. Одна.
В первый миг она испугалась, позвала маму, папу. Потом поняла, где находится. И решила – вот оно, настоящее приключение. Лиза вылезла из-под одеяла, босиком прошла к окну, выглянула наружу.
За окном был сад. Прямо к окну протянулись ветви яблони со спелыми красными плодами. Лиза поняла, что голодна. Когда папа вчера в кафе на автозаправке усадил её ужинать, Лиза раскапризничалась, отказалась от супа и салата, требовала пирожных. Их папа, конечно, не купил. Зато купил коробку зефира в шоколаде и забыл его на стуле в кафе. Эх, сейчас бы того зефира. Девочка согласилась бы даже на суп. В животе осуждающе заурчало.
 - Так-так, - сама себе сказала Лиза и отправилась исследовать дом.
Перво-наперво она осмотрела комнату. Та пахла и звучала непривычно. Доски пола слегка поскрипывали, когда Лиза на них наступала. На окнах в глиняных горшках распустились пышные цветы. На столе у окна стопкой лежали книги. Девочка заглянула в верхнюю и прицокнула языком. Ни картинок, ни сказок. Мелкие буквы раскатились по странице рассыпавшейся крупой.
Всё вокруг было необычным. Так же, как в гостинице на море. Лиза окончательно решила не пугаться.
Тогда она отправилась дальше, обошла комнату за комнатой. И толкнув очередную дверь, оказалась в саду.
Босиком, в пижаме, она прошла по выложенной плиткой дорожке мимо яблонь и груш. Мама бы за босые ноги отругала. Но мама далеко.
Лиза шла по огороду… нет, по сказочному лесу. На одних грядках зрели желтые пузатые тыквы – будущие кареты для Золушки. На других будто солдаты на параде выстроились подвязанные к колышкам помидоры. В стороне необъятной хрустальной горой высился парник. В его влажной душной жаре, будто лианы в тропическом лесу, тянулись кверху огуречные стебли.
 - Кошки! – вспомнила Лиза, едва увидев на заборе упитанного рыжего котищу.
Тот нежился на утреннем солнышке, прикрыв глаза. Хотя нет, один глаз он приоткрыл, посмотрел на девочку и снова погрузился в свои кошачьи дрёмы.
 - Кис-кис! Как тебя зовут? – спросила Лиза.
Она была взрослой, и уже знала, что на человеческом языке разговаривают только сказочные коты. Но когда перед тобой сидит такой красивый пушистик, обязательно следует проверить – вдруг он волшебный.
 - Это Морковкин, - ответил Лизе мальчишеский голос.
Лиза обрадовалась – кот говорящий!
 - А я Лиза, - преставилась она. – Ты чей?
 - Морковкин мой, хотя дома почти не бывает. А я сам по себе, - ответил ей тот же голос. – Меня Егором звать.
Лиза поняла, говорил не кот. Она обернулась и наконец увидела мальчика. Тот сидел на самой нижней ветке дерева, болтал ногами, задевая зелёную поросль на грядке, грыз яблоко. Белобрысый, круглолицый, в смешной футболке с медвежатами.
 - Залезай сюда, Лиза. Ты внучка бабы Аси?
 - Откуда знаешь? – девочка не спешила его слушаться.
 - Твоя бабуля к моей каждый день болтать ходит. Сейчас тоже болтает. А я тут сижу. Пока папа забор не сделает, это и моя яблоня тоже.
Он сорвал ещё одно яблоко и протянул девочке.
 - Угощайся.
 - Оно же грязное, - удивилась Лиза. Мама запрещала дочке есть немытые фрукты.
 - Если сразу с дерева, то чистое.
Так у Лизы появился друг. Она рассказала ему о папином поручении.
 - Имя твоего кота я знаю. Осталось узнать имена остальных.
 - Справимся, - подумав, решил Егор. – Жаль, у меня есть только Морковкин. Если бы мама позволила забрать…
 - Лиза! Вот ты где! – в сад вышла бабушка. – Не оделась, не умылась, не ела, зубы не чистила, а уже с мальчишкой болтаешь! Пойдём-ка завтракать! Егорка, пойдёшь с нами?
 - Не, я уже ел. И яблоки тоже ел.
Мальчик подмигнул Лизе и потянулся за новым яблоком.
 - Помыл бы, - вздохнула бабушка. - Вон шланг висит на столбе.
 - Так вкушнее, - с набитым ртом ответил Егор.
После завтрака Лиза вышла из дома. Егор уже ждал её. Он притащил с собой серую кошку.
 - Таську поймал! – похвастался он. – Это тёти Светы. Мышеловка.
Кошка завозилась на руках. Но Егор держал крепко.
 - Запомнила? – спросил он.
Лиза кивнула. Мальчик опустил кошку на траву. Тася возмущённо мяукнула и побежала вдоль заборов.
 - Пойдём искать кошек? – позвал Егор.
И они пошли мимо одноэтажных аккуратных домов. Девочка во все глаза смотрела на них. Сама она жила на девятнадцатом этаже. Как шутил папа - выше только птицы и самолёты. Даже в Сочи в гостинице их поселили на пятом. Раньше Лиза думала, такие домики только в книжках нарисованы бывают. Оказывается, нет. Вот они – с резными украшениями вокруг окон, с цветами и спелыми яблоками-грушами вокруг.
До обеда Егор и Лиза бродили по улицам, расспрашивали про котов. Лиза честно запоминала клички мурлык.
Особенно девочке запомнился кот Фунтик, которого выгуливал на поводке дедушка с тросточкой. Фунтик вышагивал впереди хозяина с таким видом, будто сам его вывел на прогулку. Лапы кот ставил аккуратно, хвост задирал высоко. Егор попробовал его погладить. Но не тут-то было. Кот отпрыгнул в сторону, насколько позволял длина поводка, зашипел.
 - Смотри, цапнет. Он не любит чужих, - предупредил мальчика дедушка.
После обеда, когда бабушка распаковала Лизину сумку и достала альбом и карандаши, девочка нарисовала всех увиденных кошек. Даже имена записала, потому что уже знала буквы. Вернётся папа, она ему покажет, расскажет. Может, тогда по возвращении с работы папа будет меньше сидеть за компьютером и больше играть с ней, Лизой.
Кошки смотрели на Лизу с альбомного листа – рыжие, чёрные, пятнистые, белые. Желтоглазые и зеленоглазые. Был там голубоглазый кот по кличке Рамзес. И даже одноглазый кот Васюта. Как сказал его хозяин, кот боевой. Глаз он потерял в драке с крысой.
К вечеру за Лизой снова зашел Егор, и они продолжили знакомство с кошками и котами города Стародуба.
Когда солнце село за деревья, а на небо колобком выкатилась круглая луна, Лиза с бабушкой Асей, Егором и его бабушкой Клавой пили в саду чай. Вокруг лампы кружили мошки. Шепталась листва. В траве стрекотали кузнечики.
Лиза с гордостью показывала свой альбом. Целых десять кошек за день. Семерых она нарисовала, ещё три обязательно нарисует утром.
Невдалеке громко застучали. Мужской голос позвал:
 - Пушок, Пушо-ок!
Егор хихикнул. Бабушки переглянулись.
Стук стал громче, будто били палкой о пустую бочку.
 - Пушо-ок! – завывал голос.
 - Тьфу, - возмутилась бабушка Клава. – Будто демона вызывает.
Через забор переметнулась тёмная тень, стремглав промчалась мимо грядок, запрыгнула на сливу, с неё скакнула через забор к соседям.
 - О, ещё с одним котом встретились, - улыбнулась бабушка Ася. – Каждый вечер хозяин его дозваться не может.
 - У нас во дворе мальчик есть. Его мама каждый вечер так же зовёт, - сказала Лиза.
 - Ничего в этом хорошего нет. Мама волнуется, соседи смеются, - сказала бабушка Клава.
Они ещё долго сидели, пили чай с печеньем, ели малину. Потом бабушки повели внуков умываться и спать. Засыпала Лиза счастливой. Она не только познакомилась с десятью. Нет, уже с одиннадцатью кошками и котами, с мальчиком Егором и его бабушкой Клавой. Но и с собственной бабушкой. После года расставания обязательно надо снова знакомиться.

2. Зефир в шоколаде

Утром после завтрака Лиза дорисовала вчерашних котов, даже Пушка, которого толком не рассмотрела. Потом бабушка позвала её в сад, показывала, как надо подвязывать помидоры. Через недостроенный забор заглянул Егор.
 - Котёнок в беде! – сообщил он, на ходу обрывая спелые ягоды малины. – Лестница есть?
 - Давно нет, - расстроилась бабушка. – Отдала Полянкиным в мае, до сих пор не вернули!
 - Плохо, - сказал мальчик. – Котёнок на дереве плачет.
 - Веди, - скомандовала бабушка.
Они втроём вышли на улицу. Егор показывал дорогу. Жалобное мяуканье они услышали за полквартала. Котёнок сидел на ветке липы, на самом краешке и звал на помощь. Коричневый, пушистый, маленький, будто два Лизиных кулачка.
 - Обычная лестница тут не поможет, - вздохнула бабушка, обходя дерево вокруг. Она хоть была высокой-высокой, дотянуться до ветки не смогла бы. – Стремянка нужна. Спросила бы у Лёшки-соседа, но тот до вечера на работе.
Егор задумался, а потом запрыгал на месте.
 - Стремянка - эта складная лестница, да? – спросил он.
 - Да, она, - подтвердила бабушка.
 - Я видел такую в магазине за углом. На ней стоял охранник и менял лампочку.
Бабушка посмотрела на котёнка.
 - Малыш не дождётся вечера, спрыгнет, разобьётся. Надо выручать.
 - Побежали, - позвал Лизу Егор.
Девочка обернулась на бабушку, та кивнула. И дети поспешили к магазину.
Они вбежали в продуктовый магазин. Возле кассы стоял охранник – высокий, суровый. В другое время Лиза бы его испугалась. Но сейчас, когда на дереве жалобно плакал котёнок, девочка чувствовала себя смелее всех героев сказок.
 - Дядя, - помоги, - затараторил Егор. – Лестница нужна. Котёнок на дереве.
Охранник вначале не хотел никуда идти. Но Егор и Лиза очень его просили. Тогда охранник сходил за стремянкой, пошел с детьми. Котёнок почти не кричал, только жалобно всхлипывал от страха и из последних сил цеплялся за веточку. Лиза сама едва не заплакала от жалости.
Охранник поставил стремянку, поднялся по ней и легко снял малыша с ветки, протянул Лизе.
 - Держи своего котёнка. Как его зовут? – спроси он.
Лиза посмотрела на пушистый коричневый комочек, затихший на её руках, и тихо ответила:
 - Зефир. В шоколаде.
* * *
 - Бабушка. Ба-а-а! – через полчаса Лиза наблюдала, как котёнок уплетает купленный корм. – Зачем Зефиру другой хозяин. Он за ним не уследил. А я буду следить и заботиться!
 - А вдруг он уже домашний, просто непослушный, - возражала бабушка Ася.
Она успевала варить суп, мыть посуду, печь пирог. И ещё разговаривать с внучкой. Лиза столько дел сразу сделать бы не смогла.
 – Если в течение двух дней никто из прежних хозяев не откликнется, подумаем о судьбе Зефира.
Лиза не зря переживала. Едва котёнка сняли с дерева, бабушка попросила у продавщиц магазина лист бумаги, фломастер и написала объявление:
«Найден котёнок. Коричневый, пушистый. На вид три месяца. Хозяев просят позвонить по телефону…».
«А что, если хозяева котёнка плачут, переживают? – думала Лиза. - Я бы сама плакала, потеряйся у меня такой малыш».
И тут же поняла, что заплачет, если придётся отдавать Зефира другим людям. У неё никогда не было животных. Лиза помнила, как разозлилась мама в ответ на шутливое папино предложение взять щенка:
 - Мне что, работу бросить и зверинец развести? Если у тебя времени много его кормить-поить-выгуливать, вперёд. Без меня.
Щенка они так и не завели.
Мама с папой с утра до позднего вечера работали. Лиза днями напролёт была в детском саду. Не в простом, как говорила мама, а развивающем. Лиза училась читать, писать, говорить по-английски, танцевать, рисовать, лепить. Не было минуты, чтобы она чем-то не занималась. А когда приходила домой, наоборот, не знала, куда себя деть. Мама наскоро кормила её ужином, усаживала у телевизора смотреть мультики. А сама работала до темноты за компьютером. Лишь по выходным иногда брала дочку на прогулку в парк или читала ей детскую энциклопедию про разных животных.
Папа раньше играл с Лизой. И тогда диван превращался в морской корабль. Синий пушистый ковёр на полу в бескрайний океан. Стул и шкаф были островами, ящик с игрушками – китом или дельфином, а стол – далёким берегом. Ещё папа подарил дочке конструктор, учил собирать из него машины, башни, самолёты. Мог сидеть с ней, пока девочка рисовала, рассказывал интересные вещи. Но с начала весны и у папы перестало хватать времени на игры. И дома стало очень скучно. Если бы у Лизы остался Зефир…
Котёнок управился с кормом и умчался бегать по дому. Его совсем не смущало новое место. Он радовался всему – оброненному конфетному фантику, солнечному лучику, упавшему с цветка лепестку, мухе не стекле.
За пару часов он окончательно освоился в доме, с разбегу взмывал по висящему на стене ковру почти до потолка. И тогда Лизино сердце замирало от ужаса. Что если сорвётся, разобьётся?


Историю целиком можно прочесть здесь:


Рецензии