По костям стучит копытом... Набросок

    Не знаем, как вас, читатель, а нас очень интригует это двустишие:

Вот Конёк бежит по киту,
По костям стучит копытом…
   
    По  ч ь и м  костям стучит копытом Конёк-Горбунок?..  По костям Кита он стучать не может, поскольку у китов очень толстая жировая прослойка между кожей и скелетом, - никак не постучишь. Тогда, значит, на самом Ките, как на поле в «Руслане и Людмилы», разбросаны какие-то кости. В названной поэме это были кости людей, погибших воинов. Вероятно, и здесь – подобные кости? 

   Похожие стихи есть у Пушкина в наброске «Какая ночь! Мороз трескучий…»:

Не их ли кровию омыты
Твои булатные копыты!

   Здесь – "копыты" омыты кровью «лихих изменников царя», а в сказке они стучат по костям; по чьим костям?..
 

   Однозначно ответить пока не можем, - как не можем сказать и что за поле увидел Руслан. Но вообще-то, «видение» Руслана очень похоже на видение библейского пророка Иезекииля: «1. Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2. И обвел меня кругом около них, и вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи».*

   А это «весьма сухи» не перекликается ли с оценкой Иваном Царь-Девицы: «и суха-то, и тонка»; «да у ней, кажись, сухотка»… Всё это не значит ли, что от Девицы остались одни кости, - то есть, она умерла?..  Мёртвая царевна. Да ведь и в присказке ко второй части "Конька-Горбунка" - "Новый гроб в лесу стоит, В гробе девица лежит"... Что соответствует стихам из "Сказки о царе Салтане":
"Остров на море лежит, Град на острове стоит". А в "Коньке" потом будет то же - о Ките: "Поперёк его лежит Чудо-Юдо-Рыба-Кит".


   А вместо града на Ките же стоит "мёртвое село". Село без церкви. Село без Бога.

   В это село прибегает Горбунок и  -

«Вот в село он прибегает,

Мужичков к себе сзывает,

Чёрной гривкою трясёт

И такую речь ведёт:

«Эй, послушайте, миряне,

Православны христиане!

Коль не хочет кто из вас

К водяному сесть в приказ,

Убирайся вмиг отсюда.

Здесь тотчас случится чудо:

Море сильно закипит,

Повернётся Рыба-кит…».

   Подобный эпизод есть в Первом путешествии Синдбада-Морехода:

   "И мы пустились ехать по морю и достигли одного острова, подобного саду из райских садов, и хозяин корабля пристал к этому острову, и бросил якоря, и спустил сходни, и все, кто был на корабле, сошли на этот остров. И они сделали себе жаровни и разожгли на них огонь и занялись разными делами, и некоторые из них стряпали, другие стирали, а третьи гуляли...

   И путники собрались и стали есть, пить, веселиться, играть; и мы проводили так время, как вдруг хозяин корабля стал на край палубы и закричал во весь голос: "О мирные путники, поспешите подняться на корабль и поторопитесь взойти на него! Оставьте ваши вещи и бегите, спасая душу. Убегайте, пока вы целы и не погибли. Остров, на котором вы находитесь, не остров - это большая рыба, которая погрузилась в море, и нанесло на неё песку, и стала она как остров, и деревья растут на ней с древних времён. А когда вы зажгли на ней огонь, она почувствовала жар и зашевелилась, и она опустится сейчас с вами в море, а вы все потонете. Ищите же спасения душе прежде гибели и оставьте вещи!".

   В "Синдбаде" незадачливые путники оставили вещи, а в "Коньке-Горбунке" крестьяне и миряне взяли "всё, что было живота", - то есть, - все свои пожитки, - прежде чем оставить Кита. Непонятно, зачем они на нём поселились, если у них были свои дома?

  Впрочем, ведь Кит - это метафора. Метафора государства Николая Первого.

Но - что же сделал гений-Горбунок? И по чьим костям он простучал?

  В сокровищнице Древней русской литературы имеется текст, где есть и копыта, и кровь, и кости, - текст этот - "Задонщина", где сказано так:"Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита".

  Так не по этим ли самым костям и простучал наш Конёк? Ведь здесь совсем не случайно упомянуто имя "Мамай":


Утро с полднем повстречалось,
А в селе уж не осталось
Ни одной души живой,
Словно шел Мамай войной!

  Куликовская битва - это событие, с которого берёт начало Русское государство.

   
Расторгнул русский рабства цепи
И стал на вражеских костях!.., -

  так писал в своей думе о Дмитрии Донском декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев.


  Может, и Горбунок стучит копытом по костям татар?.. Откуда они на нашем Ките?..




    Не дописано. Продолжение: http://www.proza.ru/2019/11/15/1703

   








*Библия. Книга пророка Иезекииля. Гл. 37;1.

   

   


Рецензии