Как я себя продавал

На свете существуют четыре вида страха: живущий боится умереть; богатый - разориться; имущий власть - потерять её; военнослужащий - уволиться. Есть проблема инсталляции военных в гражданскую жизнь.
               
                ***

Это было давным-давно. В другой жизни, когда я ещё был военным.

Мне, тогда стукнуло пятьдесят. Это был предельный возраст для того, чтобы состоять на военной службе в моём звании. К этому времени я достиг тех высот, когда на каждом погоне должен был носить по две вышитых звезды.
 
"А с небосклона бесшумным дождём падали звёзды ..."(*). Но звездопад от вышестоящих "богов" на Олимпе проливался мимо моих погон. И я решил покинуть этот небосклон. Написал, рапорт на увольнение. Но, не тут-то было. Меня не отпускали почти два года. Служба была уже не в радость. Но, я не терял времени.

С помощью Интернета изучил почти все компании, существовавшие тогда в столице. Слово «компания», к тому времени, ещё не потеряла своего магического значения для слуха и кошелька. Котировался среди населения и имел хороший рейтинг. Из всех столичных компании, выбрал для себя десять.

Теперь нужно было достойно презентовать себя. Никогда человек так не бывает близок к совершенству тогда, когда он заполняет своё резюме. Я не знал, как правильно "своё совершенство" уложить в скупое пространство резюме.

Помогла дочь. Из имеющихся в Microsoft Office образцов резюме скомпилировала подходящее для меня. Посоветовала не расписывать свои заслуги, должности, награды и звания. Не пытаться удивлять гражданских лиц красотой военной службы.

А вот на приобретённый опыт управления, руководство проектами и на их результаты надо было обратить внимание. И описать их очень кратко. Потому как, никто их особо читать не будет. Разве что, для того, чтобы  что-то уточнить.
   
Это было для меня откровением. Мы всегда подбирали кадры изучая подробности их биографии, образования, опыта службы. Иногда  даже изучали какие успехи имели те командиры, у которых они учились службе. С кого, так сказать, брали пример в жизни. Как говорится, настали другие времена и теперь надо было жить по другим законам. Да, действительно, "мы смотрим на время, а время смотрит на нас".

Шансы мужчины, который приблизился к своему пятидесяти двухлетнему рубежу были невысоки. В объявлениях работодателей, претенденты старше тридцати пяти лет почти не рассматривались в качестве потенциального сотрудника компаний.

Тридцать три года моей службы на различных должностях, в различных регионах, тогда нашей большой и необъятной Родины, а затем в Казахстане уложились в одну строчку – «служба в вооруженных силах на офицерских должностях».

Перечислил в резюме несколько проектов созвучные с гражданскими проектами, которыми я руководил и достиг некоторых результатов.

Весь опыт своей службы я уложил в одну формулировку. «Могу сложные и сложнейшие задачи разбить на простые, найти под них эффективных исполнителей, организовать исполнение и взаимодействие между ними, а по окончании результаты задач собрать воедино и представить заказчику».
 
Старший сын сказал, что это ему напоминает один из разделов стратегического менеджмента. А когда-то это назвалось «основы научной организации труда», сокращённо - НОТ.

Забегая вперёд скажу, что именно эта формулировка заинтриговало внимание многих потенциальных работодателей и они обратили внимание на моё резюме. Это я понял, когда проходил собеседование у них на предмет трудоустройства.
 
Резюме получилось короткое, как выстрел, с фото энергичного и волевого мужчины. Теперь всю эту красоту надо было отправить работодателю. Я начал обзванивать выбранные мною десять компаний. Просил их принять факс с моим резюме и получил везде отказ.
 
Девушки, хорошо осознающие, что судьба их балует, представив возможность им трудиться и получать солидное жалование в престижных компаниях, отбивались от меня как могли. Их главной задачей было не допустить моё резюме к своему начальству, о котором никто указаний им не давал.
 
Голоса девушек почти без эмоции и участия, однотипные вопросы, манера отвечать, манера спрашивать и говорить не своё мнение, а мнение их патронов не смогли сломить меня.
 
Когда-то, ещё в детстве, девизом своей жизни я взял "БИНИНС", что означает "бороться и искать, найти и не сдаваться". Сдаваться я и не собирался. Опять же через Интернет нашёл электронные адреса их руководителей, руководителей кадровых органов и просто кадровых органов.
 
Видя такое отношение людей, фильтрующих информацию для начальства, я направил к ним своё резюме с коротким сопроводительным письмом. "Сопроводиловка" была в холодно-вежливом тоне, что смутно напоминало им традиционные письма министерств и правительства. Одним словом использовал своё умение выполнять высший пилотаж эпистолярного жанра за долгие годы государственной службы. Это должно было вызвать в HR-менеджерах ответственность. Они должны были побояться самостоятельно решить судьбу моего послания и не должны были отмахнуться от него. Таким образом, в ход пошли приёмы психологических атак.
 
Подобные письма ушли не в десять, а в семь организации. Обычно число семь для нас имеет магическое значение. Да и честно говоря, устал тратить время на представителей промежуточного звена.

Прошли некоторые события и время, пока я нашёл для себя подходящее рабочее место. Результаты моих попыток показали, что направление движения мною было выбрано верно. Я не стал посещать все семь организации, куда направил своё резюме, когда узнал, что предложения других компании не могут устроить меня. Но и не устроился в первую попавшую компанию, которая пригласила меня на собеседование.
 
Интересен был опыт беседы с первой организацией. Этот опыт показал, что красиво написанное и оформленное резюме решает многое, но не всё. А дело было так.

Нижнюю границу будущего оклада, для себя я установил ту, которая должна была покрывать разницу между денежным содержанием, которую я получал на военной службе и пенсией. Моя будущая пенсия, по моим расчётам, должна была быть значительно меньше моего нынешнего военного оклада. В том случае, когда я получал бы оклад, покрывающий эту разницу, семья не ощутила бы изменения доходов. Таким образом можно было бы продолжать размеренную жизнь, к которой моя семья привыкла. Но о размере оклада я умолчал в своём резюме.

И однажды, когда я находился дома, зазвонил телефон. Кто-то из домашних передал мне трубку. Звонила сотрудница одной из компании, куда я отправлял своё резюме.

Поздоровавшись, девичьи голос убедился, что это я и что я направлял к ним своё резюме. Поинтересовался располагаю ли я возможностью поговорить с начальником подразделения работающим с Humani Resources. Интуитивно я понял, что это начальник отдела кадров. Дал своё согласие и услышал в трубке популярную тогда мелодию, когда вас переключают к другому абоненту.

Через некоторое время в трубке раздался приятный мужской голос, претендующий на «ля» или «си» контроктавы. Судя по голосу, мужчине было где-то между тридцать пять и тридцать семь лет.
 
Обратившись ко мне по имени и отчеству, он не представляясь перешёл сразу к делу. Озабоченно спросил:
- Вы можете взять на себя руководство небольшим проектом с готовой командой? - и тут же сам ответил себе, как бы подсказывая мне ответ:
- Я думаю, это не составит для вас труда, судя по вашему резюме.

- С прежним руководителем проекта нам пришлось расстаться. На начальном этапе ваш оклад будет 700 долларов, - продолжил он далее.

Я задумался, не зная сколько это будет в тенге и поэтому не мог ответить сразу на предложение. Как-то в то время измерять доходы в валюте ещё не было в тренде. Поэтому я, ответил:
- Я подумаю над вашим предложением, - стараясь попасть в тон и темп его речи.

На том конце провода меня поняли, что, как будто меня не устраивает размер оклада и ещё раз повторили, что это только на начальном этапе. Я ответил:
- Спасибо! Я подумаю.

Посмотрев курс доллара к тенге и посчитав сколько это будет в национальной валюте, я понял, что это несколько раз больше, чем я планировал зарабатывать.

Таким образом, я понял, что надо составлять "пробивное резюме" и уметь себя выгодно "продать". Надо было развивать свои способности в этом отношении и разговаривать с работодателем в нужном ключе. Хорошо оформленное и лаконичное резюме – это только начало.
 
На встречах с другими работодателями, которые оценили мои способности только по моему резюме и предложили оклады намного выше, я уже вёл переговоры зная основные принципы этой науки.
 
Но это уже другая история ...
               
                ***

 (*) В.С. Высоцкий. "Песня о звездах".


Рецензии