Наследство Пророка Глава 9. Прогулка по Печерску

После «радушного приема» и мирного разговора в Царском селе Глаголев решил немного развеется – пройтись немного пешком до отеля «Днепр», где его ожидал родственник знаменитого лейтенанта Шмидта.
Сообщение, полученное на мобильный телефон, которое Андрей прочитал перед сакраментальной фразой Валерию Владимировичу, генералу местного карающего органа «незалежної України», гласила следующее: «А не посидеть ли нам в Лукьяновской тюрьме? Вход именно там».
- Валентин Иванович, Вы пошутили? – набрав полупьяного старика, Андрей немного выпалил в прямом эфире.
- Отнюдь, мой молодой друг, - ответил господин Шмидт.
- Тогда я Вам предлагаю объединится в телефонном режиме, - проходя Печерскую Лавру продолжил Глаголев.
- Я даже готов это сделать за бутылочкой местной Массандры, - ответил ВИ, - в ресторане этого отеля достаточно хорошая кухня, а Вы решили пройтись пешком?
- Да, - отреагировал Андрей, - подходя к гостинице «Салют».
- Обратите внимание на право, - добавил старик, - что Вы там видите?
- Дворец пионеров.
- Правильно, - городской Дворец пионеров имени Н. Островского, - подтвердил ВИ, - именно здесь находился Николаевский собор Пустынно-Никольского монастыря, построенный на средства Мазепы в 1690-1696 годах.
- Мазепы? – уточнил Глаголев.
- Да, именно Мазепы. Того человека, который с тех давних пор в памяти всегда оставался противоречивой личностью. Кстати улица, по которой Вы сейчас передвигаетесь так же носит имя Мазепы, не так ли?
- Да, - задумался Андрей, а что же случилось с этим собором?
- Все очень просто, - вздохнул старик, - в 1934-м сбор взорвали, а в 1962-1965 на его месте построили Дворец пионеров. Хотя с 1831 года, после передачи собора военному ведомству в покровительство, много защитников земли Русской получило благословение на ратные поступки.
- Кстати, - продолжил Валентин Иванович, - мать Мазепы во второй половине XVII века была игуменьей женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, расположенного напротив святых врат Печерской Лавры, которому принадлежали лес и серебряные копи в двадцати верстах от города (сейчас место это между станциями метро «Осокорки» и «Позняки»).
- Она приняла монашество? – удивился Андрей.
- Мало того после финансирования Мазепой строительства церквей в Печерском районе и возведения белокаменной стены вокруг Лаврской обители – игуменья Вознесенского монастыря, по совместительству игуменья и Глуховского Преображенского женского монастыря, да еще и мать гетмана, Мария-Магдалина была достаточно влиятельной леди того времени и в мирском духовном мире.
- Я что-то напротив Лавры не заметил никакого монастыря, - перебил рассказ старика Андрей.
- Опять Вы правы, - рассмеялся товарищ Шмидт, в 1711-1712 годах данную обитель упразднили, а ее инокинь направили к числу насельниц другого Киевского женского монастыря Флоровского на Подоле, который получил двойное именование - Флоровский Вознесенский.
- А какой смысл? – удивился Глаголев.
- Понимаете, молодой человек, - послышалось в телефоне Андрея после недолгой паузы, - не только «Советы» убирали церкви. В 1707 году, до перехода Мазепы в лагерь Карла XII, Петр I-й по прилегающей к Лавре территории утвердил своим Указом строительство большой крепости, требовавшей значительного урезания Лаврских окрестностей. А вот когда предал Мазепа государя Российского и переметнулся к шведскому королю в план снесения непригодных строений попал и Вознесенский монастырь, и земля, на которой он находился, была отведена для постройки арсенала.
- Жестко, - отреагировал Андрей.
- А шо робыты? – ответил старик, - такова история, - иногда даже внешний облик города зависит от желания небольшого по размерам относительно территории столицы человека. Смотрите, один водружает, другой сносит.
- А где похоронен Мазепа? – задал вопрос Глаголев.
- Будете смеяться, но я исследовал этот вопрос, - ответил старик, - я не выговорю Вам все деньги?
- Не думаю, - улыбнулся Андрей, - мне значительно приятней даже будет послушать Ваши байки, прогуливаясь по Мариинскому парку.
- У этого парка так же очень тоже богатая история, - перевел тему ВИ, вот вы знаете почему он так называется?
- Нет, - расскажите, - Андрей присел на одну из лавочек в парке недалеко от памятника Ватутину.
- Этот парк был заложен в 1874 году по проекту садовника А. Г. Недзельского на месте дворцовой площади и военного плаца для жены императора Российского Александра II-го, Марии Александровны. Но самое смешное что сама же Мария Александровна и выделила на это свои собственные средства. Площадь этого парка, который в то время назывался Дворцовый, около 9 гектар плюс палата удельного отдела, ведавшая имуществом царской семьи. Сейчас это помещение Минздрава.
- Это маленькое здание в несколько этажей, расположенное в глубине парка? – уточнил Андрей.
- Именно - построено оно в 1874-1876 гг., в 1910-х годах Дворцовый парк еще называли Александровским по церкви здесь стоявшей или Мариинским, по названию дворца, названным так после его реконструкции в 1870-х годах, а знаете, чем этот парк «прославился»? – задал вопрос старик.
- Природой, - местом отдыха киевлян, ну, не знаю, - оазисом среди домов на Печерске, - попытался ответить Глаголев.
- На самом деле, все не так радужно, - продолжил ВИ, - с февраля 1918 года парк стали использовать как кладбище для погребения жертв гражданской войны. Началось с того (не считая, что в ноябре 1917 года на площади около входа в парк в братской могиле были похоронены рабочие и революционные солдаты, погибшие во время Октябрьского вооружённого восстания 1917 года), что во время январского восстания 1918 года погибло более 1500 человек. Так вот «Советы» не придумали ничего лучше, как вырыть в парке, в это время называвшемся Мариинским, две ямы. В одну перезахоронили в гробах, отпетых во Владимирском соборе большевиков – ближе к церкви Александра Невского, и большевиков–евреев, совершив по ним обряд по иудейским традициям.

 
Похороны в братской могиле 750 участников Январского восстания, 17 февраля 1918 года

- А во второй? – уточнил Андрей.
- А во вторую яму без отпевания «сгребали» гайдамаков и горожан. Однако в начале марта 1918 года после возвращения в Киев украинских и союзных с ними немецких войск была проведена эксгумация большого могильника. Опознанных погибших забирали родственники и перезахоранивали на городских кладбищах, но более 500 трупов остались невостребованными. Их отпели по православному обряду и закопали там же. На могиле был сооружен скромный памятник в виде земляного холма с крестом. Этот холм сохранился в парке до начала 30-х годов и был известен среди киевлян как могила 500 неизвестных офицеров. Но поскольку холм имел все-таки политическое значение, вскоре его убрали. Ну а в третьей яме…
- А была еще и третья?
- Так вот, в третьей яме, - ответил старик, - были закопаны жертвы большевистского террора.
Всего на территории парка на самом деле по состоянию на 1931 год было 15 таких вот общих захоронений (не надо забывать, что рядом находился квартал ГПУ-НКВД), и только в одной из этих могил покоится прах красногвардейцев. К началу 30-х годов безымянные могилы (кроме могилы героям январского восстания) были сровнены с землей.
А вот на смотровой площадке расположенной полукругом – любимом месте встреч киевлян, находились могилы двух легендарных офицеров сечевых стрельцов Федора Черника и Николая Загаевича, похороненных здесь в декабре 1918 года.
После этого в 1919 году парк стал называться Жертв Революции, с окончательным утверждением Советской власти в Киеве в 1920 году он превратился в Пролетарский, а с 1923 в Советский.
- А в Мариинском парке нет никакой церкви, - тем более с таким названием – Александра Невского, - вспомнив слова ВИ о захороненных сказал Андрей.
- А где Вы сейчас находитесь? – уточнил ВИ.
- Возле памятника Ватутину, - ответил Андрей.
- Вот видите, как замечательно, - добавил старик, - именно на этом месте, где стоит памятник генералу Ватутину Николаю Федоровичу, командующему 1-го Украинского фронта и располагалась церковь Александра Невского, построенная в 1889 году по проекту архитектора Николаева. В этой церкви были расположены иконы, пожертвованные Киевской городской думой «в память о чудесном спасении жизни императора Александра III при крушении поезда 17 октября 1988-го года». Колокола для храма были привезены из Москвы, а резной иконостас выполнен киевскими столярами в мастерских Даболинга. Стены храма были украшены иконами петербургского художника Торина.

 

В 30-х годах в Мариинском дворце разместилось украинское правительство - всеукраинский ВЦИК, а рядом со дворцом началось строительство здания для Верховного Совета Украинской ССР.
Учитывая, что здесь сосредоточился весь центр советской власти, нахождение поблизости какой-либо церкви было просто невозможным для того времени. По всему Киеву началась кампания по сносу культовых сооружений. Пришел черед и церкви Св. Александра Невского. В 1934-м году ее разобрали. Кирпич использовали для строительства других зданий.
- Да, вздохнул Андрей, - действительно город постепенно стал другим, даже наши дети теперь ходят и играют в парке, который совсем-таки является не парком, а сплошным могильником.
- Все мы живем на чьих-то костях, - подтвердил старик, - так что этого не избежать никому. Не обращайте на это особого внимания.
- А что касается Мазепы, то похоронен данный товарищ в саркофаге у Лаврских валов, - а на мраморной плите, которая закрывает этот саркофаг написано:
«Основателю города Москвы от
трудящихся г. Киева»
- То есть, Вы хотите сказать, что в гробу, где похоронен Юрий Долгорукий, основатель Москвы, располагающийся в фамильной церкви Мономахов, за Печерской Лаврой, похоронен гетман Мазепа?
- Вы что проводили экспертизу останков? Я читал, что Мазепу похоронили как беглеца где-то в Молдавии.
- Правильно, - ответил старик, - сначала, его «похоронили» в Молдавии, а затем останки «перезахоронили» на месте сегодняшнего «Мыстецького Арсенала», где тогда стоял женский Вознесенский монастырь! Неужели Вы поверили этим сказкам из учебников истории, тому что Мазепа, у которого целью жизни было построить независимое государство и самому править в нем, был настолько глуп, что, столкнув лбами две враждебные Украине военные силы под Полтавой, чтобы не допустить разрушения Киева и Печерского монастыря, потерпев поражение, бежал как шкодливая собака? И умер на чужбине? Это сказка, которую выдумал сам Мазепа и пустил эту «утку» в народ – о том, что он бежал с Полтавы в Молдавию, а повозку с деньгами Войска Запорожского утопил в Днепре при побеге.
Мазепа был великий тактик и стратег с прекрасным иезуитским образованием, он занимал высшую военную должность в стране и был сказочно богат.
У Мазепы была глобальная цель – свое, точнее сказать единое для его клана государство. Ради этой цели он осыпал подарками и Петра, и Карла, и польского короля - замыливая глаза. Для своей цели он создал мощнейшую базу – построил сеть монастырей и церквей с центром в древнейшей на тот момент цитадели духовной – Печерской Лавре. Этой базой управлял его ставленник митрополит Иоасаф (Кроковский) и его мать игуменья Мария-Магдалина, как мы уже ранее говорили; игуменья Вознесенского монастыря при Печерской Лавре, а при монастырях были рудники где добывали и плавили железо, серебро и золото. Еще за год до битвы Мазепа приказал спрятать сокровища, произведенные в монастырях и свезенные в Печерскую Лавру, в Лаврских пещерах. Руководила этим его мать игуменья. Затем, Иван Степанович, предвидя исход битвы значительно ранее чем Карл и Петр, передав Карлу вместо 20 тысяч своего казачьего войска около двух тысяч, уезжает для всех в Молдавию, а сам укрывается в Печерской Лавре принимая сан – тем самым продолжает бороться с Российской империей через церковную власть.
- Но Мазепу все знали в лицо, - перебил старика Андрей, - кто-нибудь да сдал бы его слугам Петра, не так ли?
- Не совсем, молодой человек, - парировал ВИ, - во-первых – архимандрит Печерской Лавры и митрополит были ставленниками Мазепы и имея в своих катакомбах запасы «золотые несметные» вряд ли стремились предать своего более чем «друга и благодетеля». А во-вторых, - продолжил старик, - гетман был болен, и его вид совершенно был не таким, каким его знали его подчиненные – высохший и далеко не свежий старец «монах» совершенно отличался от разукрашенного золотом и орденами гетмана.
Кстати, Вы знаете, что среди монахов Лавры в XVIII веке под именем рясофорного монаха Досифея более 30 лет скрывалась женщина в миру Дарья Тяпкина, о существовании которой ее «братья» узнали, раздев усопшего перед проводом в мир иной. А Вы говорите Мазепу трудно было схоронить от других!
Однако, - продолжил старик, - тайная власть продлилась только до 1721 года, в этом году Петр предпринимает церковную реформу, упразднившая чин патриарха православной церкви и назначившая патриархом царя. Так же был введен церковный синод – министерство по управлению церковными делами.
- Значит Петр догадывался, что Мазепа рядом? – уточнил Андрей, вспомнив рассказ старика о разрушении Петром и Вознесенского собора.
- Петр разрушил четко выстроенную гетманом церковную иерархию, - ответил ВИ, - и окончательно прервал все возможности Мазепы к созданию «своего», наподобие Ватиканского, правления умами подданных империи.
- Так значит Мазепа похоронен в Спасе на Берестове?
- Я думаю, да. В этой церкви были саркофаги XII века. Монахи переложили туда тела гетмана, его матери – игуменьи и сестры Александры (Олеси), умершей в 1695 году и перезахороненной вместе с матерью и братом. Там их никто даже и не подумал бы искать.
- Вы что, выкурили несколько хороших сигарет с марихуаной, - выпалил Андрей, - откуда Вам это известно.
- Было бы, кстати, неплохо, - рассмеялся старик, - но на самом деле в 1989 я участвовал в изучении этих саркофагов и видел, что в них лежит. Мы конечно отрапортовали, что прах основателя Белокаменной покоится с миром в данном месте. А что еще говорить в юбилейный год основания Москвы – что там находятся два женские скелета и хорошо сохранившейся мужской?
Мы сделали рентгенодиагностику костей мужского скелета. Он принадлежал человеку 60-70 лет, низкого роста – 157 см, страдавшего остеохондрозом и хроническим плекситом.
-Это что за болезнь?
- Заболевание нервных сплетений, - уточнил старик, - а данные скелета никак не совпадали с описанием, что князь Юрий был «толстым роста немалого». В тоже время перечисленные болячки как раз были именно у Ивана Степановича: из-за боли в позвоночнике Мазепа не ездил верхом – его всегда возили на повозке, и ростом он совпадает.
- А женщины?
- Одна из женщин была похоронена по монашескому чину, как игуменья, с подголовником.
- Да, - снова удивленно воскликнул Андрей, - но сейчас же, при этом президенте Мазепа, наоборот «герой намбер ван». Почему же это никто не опрелюднет?
- Есть те, кому это не выгодно, - ответил старик.
- Кому?
- Тому, кто не хочет отдавать никому сокровища Мазепы и бриллиант в 90 карат, а хочет найти и забрать их себе.
- Бриллиант – тот самый бриллиант, который Мазепа украл у Кочубея? – уточнил Глаголев.
- Не украл, - парировал старик, - Мазепа казнил Кочубея и отобрал все имущество, а перед смертью пытал Кочубея до тех пор, пока тот не открыл место, где находился бриллиант - в иконе Руднянской Божьей Матери, под окладом. По старой монастырской традиции самые большие сокровища всегда хранили на самом видном месте в храме: там никто бы не догадался их искать – в иконе, которая постоянно была на виду – и за ней легко было бы просто «наглядать» - охранять бриллиант, находящейся в ней.
После казни Кочубея Мазепа привозит эту икону в Киев и отдает своей матери игуменье Марии. Мать с этой иконой никогда не расставалась. После того, как Петр разрушил Вознесенский монастырь, монахини перешли на подол – во Фроловский женский монастырь. Перешла с ними и Руднянская икона, которую «потеряли» тихонько со временем те, кто похоронил чету Мазепы в Берестове.
И кроме того, - рассмеялся старик, - «нехай ті москалі знають, що їх Юрко, син князів Київських захован в нас, а не на їх території. Київ мати міст руських, а не Москва», - вот вторая причина того, что никто не открывает этот секрет общественности.
- А что есть и третья? – задумавшись продолжил Андрей, - причина скрывать этот факт.
- Третьей причины нет, - ответил старик, - хотя из всех, кто участвовал в этой экспедиции, остался в живых я один. И после изучения, предоставленного Вами пояса я хочу сказать, что это всего лишь одна треть всей карты. Я расшифровал некоторые надписи и могу с утверждение сказать, что вторая часть пояса Вашего прадеда находится именно на Лукьяновке, а третья часть – с ключами и знаками захоронений всех сокровищ Лаврских именно в Руднянской иконе Божьей Матери, которую вместе с бриллиантом в свое время забрал представитель власть имущих – именно тех, кто считает себя первородными и теми, кто считает себя истинными властителями этого города.
- «Киевичами», - вырвалось из уст Андрея, заходящего в номер и уже нажавшего на кнопку окончание разговора, - но откуда Вы знаете о них.
- Помните, как и где мы познакомились? – задал вопрос Валентин Иванович своему «юному» другу.
- Возле Софии Киевской, точнее возле могилы Владимира (Романюка), - ответил Андрей, - ну и что.
- А о чем мы говорили?
- О жизни Патриарха, о его конфликте со своим замом…
- Правильно, - подтвердил ВИ, - именно с замом – Филаретом. Филарет поставлен «киевичами» для одной цели – найти сокровища монахов Лаврских, которые тысячу лет охраняют потомки и передают из поколения в поколение тайну о их расположении. В свое время Филарет даже ворвался в Печерскую Лавру (уже став к тому времени самопровозглашенным Патриархом Всея Украины) с как Вы думаете кем.
- Кем? – уточнил Андрей.
- С сотрудниками СБУ, и оцепив здание келий монашеских, никого не подпускавшие «люди в черном», дали Филарету возможность прокричать монашеским старцам: «Собирайтесь и все сегодня же уходите в Почаев. А в Лавре начинается ремонт – монастырь закрывается на реставрацию!»
- Его конечно же выкурили, вместе с сотрудниками данной спецслужбы, но факт остался фактом – нервы у этих ребят уже сдают потихоньку. И тут Вы нарисовались со своим поясом. За Вами, я думаю, следили и вели Вас с рожденья, зная, что рано или поздно к Вам обратятся те, кто должен передать это пояс.
- Значит Вы знаете, кто был мой прадед? – немного смутившись от полученной информации сказал Андрей, - если так, тогда давайте разберем все по порядку:
1. Одна часть пояса находится у нас;
2.  Икона с бриллиантом и ключами к тайникам золота гетмана Мазепы и Лаврских сокровищ Антония + Варяжского клада – у Киевичей;
3. Третья составляющая, точнее сказать вторая часть пояса находится…
- В Лкьяновской тюрьме, в историческом местном музее, - это одежда Вашего прадеда, которую с него сняли перед тем как расстрелять в 1937-м, - добавил Валентин Иванович, выпив чашку кофе одним залпом, - об этом событии было занесено в рапорте следователя, который вел дело троицы убиенных священников…
- Одним из которых был Александр Глаголев, - добавил Андрей, а что на этой, второй половине пояса?
- А на второй половине пояса находится продолжение первой половины, - рассмеялся старик, - находится именно то, что так необходимо Вашим «доброжелателям», управляющих НКВДешниками, - теми, кто уже столько времени наблюдает за Вашей жизнью, словно снимает отдельную жизненную сериальную «мыльную оперу» с Вами в главной роли.
- И что же это? – решил узнать Андрей.
- Не знаю! – ответил старик, - но в ближайшее время они Вам скажут это сами. Единственное, что могу сказать с уверенностью – это не золото и не бриллианты – этого у них «завались». Здесь есть что-то совершенно значительно весомее всего презренного металла этого мира вместе взятого.
- Что же это может быть? – задумавшись спросил старика и самого себя Глаголев.
- Давайте подумаем об этом за хорошим бокалом Массандры, - ответил Валентин Иванович, здесь есть чудесный ресторанчик с белым роялем.
- Я составлю Вам компанию, - просто хочется немного забыться и на пьяную голову все значительно рассуждается яснее, - пошутил Андрей, - собирайтесь…

Под мелодию незабываемого стинга, допивая вторую бутылку Массандры, молодой (относительно) Глаголев в полной ясности ума и доведенный до «кондиции» задал вопрос своему «боевому старому гному», Валентину Ивановичу Шмидту:
- Так все-таки, почему Лукьяновка, почему эта тюрьма народов?
- Милый мой и очень юный друг, - ответил товарищ Шмидт, - Вы что-либо слышали о Кирилле Кожемяке?
- Это тот господин пролетарий, герой народной сказки, который убил «змия», освободив дочь Киевского князя из плена гадючьего. Он, к тому же 12 кож сразу разорвал.
- Так вот, - продолжил старик, - именно данный персонаж из былинных сказаний того периода убил этого змия, который скрывался в Змиевом (Гадючьем) яру, в группе из пяти пещер, находившиеся на месте современного Лукьяновского тюремного замка, построенного в 1863 году.
- Лукьяновской тюрьмы, - поправил Андрей.
- Как Вам будет угодно, - рассмеялся Валентин Иванович, - да, именно этого заведения, находящегося на границе с территорией, которой владел Подольский цехмейстер Лукьян Александрович в свое время, в середине XIX века выделивший земли для переселения сюда тех жителей Подола, которые пострадали от наводнения 1845 года.
- Так значит Лукьяновка бала абсолютно пустой до середины XIX века? – уточнил Глаголев.
- Можно сказать и так, - ответил старик, - но именно 6-я потаенная пещера и являлась входом в лабиринт поземной жизни Лаврских монахов, соединивших все известные им подземелья города ходами согласно карты Вашего прадеда. Вот смотрите, Валентин Иванович показал пояс священника, и Андрей увидел молодца, который практически добивал змия. Данная картинка глумления над рептилией находилась с другой, противоположной, стороны от картины в виде паутины, похожей на карту метрополитена города Москвы.
- Но почему это вход? – задал вопрос Глаголев.
- Потому что это выход, - улыбнулся старик, - обратите внимание, что далее стоит стрелочка, направленная куда-то в сторону, я бы сказал Вышгорода. Значит – этот выход из подземелий и является входом! По крайней мере это я могу утверждать с полной ответственностью!
- Железная логика, - прокричал достаточно громко Глаголев, - вход там, где и выход! За это необходимо выпить.
Заказав третью бутылку вина, господа-концессионеры достаточно быстро добрались до номера где свалились на кровати для восстановления своих сил после глобальной мозговой атаки где при помощи одного «зеленого змия» был найден вход в лабиринт подземелий со стороны другого, былинного, змия…


Рецензии