Бабушка Наталья часть 4четыре

Шла война.Люди в деревне бедствовали.Работали от зари, до зари, на трудодни выдавали крохи.Как и везде- "Все для фронта!" "Все для победы!" У одного из бабушкиных сыновей, от недоедания развился рахит. Ножки были слабые, совсем не ходил.Бабушка говорит,что он Нине, маме моей, "достался". Сама- то еще кроха была,7лет всего от роду, но ухаживала за братом, как взрослый человек. И помоет, и покормит, и на улицу выйдет с ним погулять. Даже  пайку свою хлеба ему отдавала часто, чтоб выздоровел быстрей. "Мы то на работе целыми днями,а то и ночами. Сердце всегда не на месте было, домой "летишь" и не знаешь, что тебя ждет.Все можно было вынести,но что сказать ребенку, когда он просит есть,а дома, от голоду, мышь удавилась.Заработанную  горсть муки наполовину с мякиной, не знаешь, куда и применить. Научились готовить еду,от которой вас бы сейчас отворотило после первого же  приема.Думаешь, почему мать любит затируху?На ней в основном выживали.Готовили каждый день. "Любую проруху, победит затируха (терли в руках очень крутое тесто, до тех пор, пока она не превращалось в подобие вермишели,потом его варили   в воде).Но это что,когда сильный голод пошел"голяшки"(голениша)от сапогов вымачивали, рубили,в супы добавляли.Все ремни,гужи кожанные  съели.После войны особенно, в засуху сильно бедствовали."
 Если написать подробно о том,  что рассказывала бабушка про войну, значит повторить  говоренное-переговоренное миллионы раз.
Я наблюдала за стариками, как они,все без исключения, ведут себя за столом. Когда суп ели, под каждую ложку, подставят ладошку, чтоб ни одной капельки не слетело на пол. Порежут хлеб, крошки соберут и в рот,когда откусывают хлеб, так же ладошку держат под кусочком, ни одной крошке не дадут упасть.Самым страшным грехом считалось- выбросить недоеденный хлеб. Они пережили времена, где господствовали- холод разруха, безысходность,но самый "страшный зверь", который грыз человеческую волю, был  голод. Старики знали цену хлеба, потому   относились к нему, как к Святыне.
Может другим и полегче жилось,но бабушкину семью,в то время, судьба испытывала всеми мыслимыми и немыслимыми способами.Помимо общего горя, свалившегося на головы людей, были еще и личные беды. В погреб от них не спрячешься, в лесу не пересидишь,то, что уготовано тебе, встречали, как говорится -лицом к лицу.
Как- то дед Степан пришел с работы расстроенный, ничего не сказал, но ходил темнее тучи. "Я- говорит бабушка- знала, что просто так, он не будет свою душу  терзать. Характер не тот.Что- то случилось." Поужинали, вышли на улицу, он говорит:"Посадят наверное меня, Наталья. Сегодня приезжал ко мне Кондрат, муку просил. В долг,мол, запиши. Ну это, чтобы проверить, есть у меня "черная книга",нет.Кто- то донос настрочил.Если меня  заберут,уезжай к моим, с ребятишками. Не выживешь ведь здесь одна."
"По разному выживали люди в войну.Кто работал,было на что жить, но находились и такие,которые к работе относились с прохладцей, но-как потопаешь, так и полопаешь. ПАйку такие естественно, меньшую получали.Потому жили постоянно
впроголодь, в долги залазили- у того перезаймут, у другого. Кому можно и не отдавать, кто подобрей.К кому, вообще, шли, как за должным.  Одна односельчанка у Степана голову сахара"большой кусок кускового"выпросила. Ругалась я тогда на него, свои дети с голоду пухнут, других жалеешь. Не отдаст она тебе долг, подведет под монастырь.Да разве мужики на уговоры обращают внимание? Сделали ревизию, обнаружили"черную книгу"-растрата. Осудили с полной конфискацией имущества. Описали и увезли все подчистую- в первую очередь почему- то фотографии все, награды,постель,посуду, одежду, даже детские лопатинки прихватили и фуфайку дырявую,которую на порог кидала, чтоб не дуло.Дворы подчистили, всю живность сгрузили. Когда последнюю корову забирали, не выдержала, вышла,преградила путь мужику, который ее вел,говорю:"Раз корову отбираете, поставьте меня со всеми восьмерыми к стенке,расстреляйте, все равно сдохнем с голоду." Мужик, который вел корову, бросил веревку, и не оглядываясь и ничего не говоря быстро  ушел..."    Жизнь у меня, началась, после ареста Степана, ни в сказке сказать,  ни пером описать. Слава Богу, что хоть не сослали, детей не тронули. Никуда я,конечно, не поехала. Кому я нужна со своей бороной, у каждого свои проблемы.Рюмкиных, тех с кем сильно дружили тоже"петрушили"не слабо: кого расстреляли, кого сослали семьями, кого осудили тоже с конфискацией. Вести,одна другой чернее, доходили.
 Тошно было.Эта ехидна еще масло в огонь подливала, шипела, что мало мне досталось. Да, собственно, она то здесь и ни при чем. Не было бы этой вины, другую нашли. Под Степана давно "копали".
 "Кое- какую одеженку по сараям собрала. Мешки и те пошли в ход.Худо без обуви было. Зима. А мне около двух тысяч баран колхозных сторожить надо. Намотаю на ноги солому,сверху мешковину, снизу берестину,веревками закреплю. Хожу вокруг двора, в колотушку стучу, всю ночь. Остановишься хоть на минуту, волки тут как тут, утянут барана,  меня трудодней лишат. Солома быстро перетиралась при ходьбе. Надо было снова и снова мастерить себе эту примитивную "обувку".Ног не чувствовала, так отмораживала. Все, что заработаю детям отдавала, сама с голоду, от усталости,да от холода пухнуть начала."
Как- то прихожу с работы, Нина лежит пластом. Белая,как стенка. Говорю:"Что случилось?" Молчат, как партизаны на допросе. Смотрю,дело не ладно. Платьишко подняла, а она вся в кровище.Признались-баловались, ножницы с печки кинули, она  подоспела не во время, в область печени воткнулись.Выдернули, кровь остановили, а сообщить мне, не ума.  Врач осмотрел, сказал, что если сразу не померла, то жить будет.Операцию делать, мол не будем,здесь, как Бог распорядится. Выхаживала долго. К лету только получше начала себя чувствовать. Вот потому,  всю жизнь приступами -то и мается.Нарушено все.
Через некоторое время, еще напасть- сама начала сильно худеть. Есть полностью перестала. Проглотишь что- желудок начинает резать невыносимо.Дошла,не человек- изваяние. Живот, как у беременной раздулся. Пошла к врачу, говорит:"Да у тебя, Наталья, по всем признакам солитер завелся.Глист. Где ты его могла зацепить?"Вспомнила,мед искали на поляне, под Солончиком. Там земляных пчел, развелось немеряно. Накопали сот, наелись, а он в горле дерет невыносимо, дышать невозможно. В луже  ладошкой зачерпнула воды, прополоскала рот. Немного погодя и недомогание началось.Доктор лекарство заказал, но сказал, что дела совсем плохи. Кому- то оно не помогло, умер человек. Избавиться от этой заразы практически  невозможно.Выгонишь, даже маленькая частичка останется, он снова вырастает. Не стала ждать лекарство, купила в магазине банку керосина, дождалась вечера, с детьми простилась, пошла в сарай и выпила ее залпом. На сено свалилась, помирать. Через несколько минут полез.Орала бы со страху, да детей перепугаю. Молча все это вытерпела. Через две недели еще повторила. Чтоб уже наверняка. Помаялась с желудком, но есть начала, силы появились.Избавилась за один раз. Полностью.
 Тут, мать(бабу Акулину) от переживаний инсульт колотнул, "чуднОй" стала.Я со своим горем ее здоровье подкосила,детей ее почти всех по земле разбросало, братьев, сестер моих, не узнаешь, где, кто есть.Когда ей  очередную плохую новость  про кого- то из "ребятишек" принесли, на коленки упала, заревела не своим голосом, потом с лица сменилась и замолчала. Сутки лежала. Когда встала, все заметили, что странно себя ведет: ходит, руки привычно выполняют работу,но будто ищет что постоянно.Взгляд- блуждающий стал, сконцентрировать на одном месте не может. Мебель передвигает, по углам заглядывает. Всем, кто зайдет в дом, несказанно радуется, по голове начинает гладить и ласково именами своих детей называть.Батюшка приезжал , говорит:"Акулина при жизни ангелом стала, душа  уже на небесах.Вы ее не трогайте, она счастливая теперь."Так и погасла,мама,как свечка истаяла.(42г)
"Зиму, мы с грехом пополам, протянули- вспоминала бабушка- весной полегче стало.Зелень пошла. Кеша в пристяжные записался.Да в ночную лошадей гоняли с мальчишками. Приносить стал продукты домой. Летом ягод, грибов заготовили. Картошки накопали полное подполье. Кой- какую одежку справили к зиме.
"Я,- говорит,- мама еще зернышек наношу домой. Видели с пацанами на жатве пропуски, пшеница втоптнанная в землю, осталась.Мы ее соберем всю до колоска." Ушли, а у меня сердце не на месте. И не даром ныло. Вечером друг Паша прибежал,  Говорит:" Тетя Наташа,  там вашего Кешу объезчик нагайкой исхлестал.Лежит, встать не может , кровь из головы хлещет." Беженцы к нам в деревню понаехали. Сразу же на начальственные должности попали:кто надсмотрщиком,  кто бригадиром. Над народом, как изверги издевались.Не помню,  как я тогда прибежала на пашню. О самом страшном думала.Но Кеша сидел  с перемотанной головой. Рядом сосед.  Говорит:" Жить будет твой казаченок. Крепкий и смелый."
Второй раз, тот же "палач", за семечки его и двух деревенских мальчишек, избил.Под амбар подлезли, где семечки на хранение засыпали, ножом  щель проковыряли-семечки посыпались. Тут, как на грех, снова этот объезчик и снова нагайкой их- куда попало:по рукам,по ногам, по лицу.Сыну в бровь попал,лицо разнесло, думала глаз вытечет. "Я не выдержала,пошла к нему вечером, прошла без приглашения в избу. Он за столом сидел, голову поднял, я его  по косматой харе кулаком  и съездила. Говорю:"Тронешь еще кого из моих детей, спалю ночью, собака толстопузая..." Жаловаться не пошел, и детей трогать не стал.Ждала от него какой -нибудь тихой пакости, но вроде, Бог миловал..."
.. Бабушка никогда не рассказывала про деда,говорила, что без вести пропал в войну.И все. Никаких подробностей. Не скажу, сколько они прожили вместе, дат точных не знаю. Для нее и для тысяч людей, со схожей судьбой, слово-война, растянулось в одну непрерывную цепь страданий более чем на 30лет.Русско-Японская, Первая Мировая, революция, голод , репрессии,хунхузы, Китайско-Японская,Великая Отечественная,черная оспа, война с Японией 45года, послевоенный голод- это далеко не весь список бед, которые напрямую коснулись Забайкалья и непосредственно нашей семьи.  Мы совершенно не знали, какой он был наш дед. На эту тему, тогда, было наложено жестокое табу.Детям своим она строго настрого, запрещала о нем говорить, тем более осудительно. Я слышала  разговор:дядя Кеша только одну фразу вымолвил, что -то вроде- "А он нас бросил..." Как она его строго осадила!Я даже не узнала бабушку в эту минуту. Обычно с сыновьями вела себя очень мягко,все грехи прощала, ни одного упрека, ни одного замечания. А здесь взвилась, как волчица перед прыжком.Дядя Кеша замолчал, пошел на улицу успокаиваться. Она его взглядом проводила, говорит:" Вылитый Степан в молодости. Выродился же.  Тютелька, в тютульку папа родимый и  внешностью и характером. Когда сердится, плесни воды, она в пар превратится. А глаза- то, как горят, насквозь прожечь способны."Я наблюдала-внешне она была совершенно спокойная, а в области виска и на шее  пульсировали жилки,и глаз предательски дергался, выдавая  черезвычайное,внутреннее напряжение.После этого случая я бабушкой еще больше гордиться начала. Теперь- то  уже не спросишь,чего  она боялась, на небесах они все, давно. Думаю, может того, что услышим, что- то, да неправильно поймем, может, молчание,это - стена, которую люди воздвигли тогда, чтоб защитить себя и детей от того страшного времени.

Говорят, если на прошлое не оглядываться,оно догонит и больно пнет.Наши родные новую власть не ругали, судьбу, за все, что в ней происходило, не хулили и не кляли, в словах были сдержаны, в делах наоборот, им не было равных. Когда я родилась,вся страна жила на эмоциональном подъеме: позади революции, войны,голод. Закаленные страданиями, выжившие люди радовались каждому дню, с такой же радостью, энтузиазмом трудились. Страна расцветала.Бабушка всегда  говорила: "На вашу долю, счастливое время выпало.Мирное.Радуйтесь." Может потому они молчали еще, чтоб наше детство не омрачать, на зло не настраивать, ненависть в души не сеять.Я бы, скорей всего и не узнала, о той трагедии, которая разыгралась  в нашей семье,но в нашей жизни еше раз"громыхнуло",прилетел раскат с того времени,  заставил бабушкино сердце больно сжаться от переживания,теперь уже за меня. В Закаменской школе мы учились до четвертого класса. Наша школа так и называлась -школой начального образования. С пятого по восьмой мы в Батакан ходили. Не помню перед каким праздником, и даже в каком классе нас должны были принять в пионеры.???Как будто стерли этот момент из памяти. Остальное все до мельчайших подробностей помню - как готовилась к вступлению, учила присягу. Мама летом купила мне новую форму, воротничек- стоечка, снизу гафрированная складка. Модная.Та которую мне в первом классе "на вырост" купили, совсем маленькая стала. Я новую форму  даже на первое сентября не надела.Берегла. На торжественную линейку решила идти во всем новом. Галстук у меня был атласный. Тоже новый. И еще тетя Маруся Паздникова  подарки накупила- принесла капроновые банты, шелковый галстук и шифаньер,с зеркалом, ирушечный. Говорит:"Свой гардероб теперь у тебя будет." Я сразу все отгладила и развесила в шифаньере. Думала, какой галстук взять. Решила все таки шелковый. В Батаканской и нашей
школе готовились к "Зарнице". Проводить ее планировали для всех в лесу, на берегу Газимура в сторону Бабалеихи в день приема в пионеры.Я записалась. Должна была быть участником. Мы бегали на поляну, видели, что там мальчишки дров наготовили огромную кучу, чтобы вечером развести пионерский костер до небес. В лес нельзя было заходить, там старшеклассники подготовили все для соревнования. Спрятали флаги, наделали меток на деревьях, по которым мы спрятанные предметы должны были отыскать и флаг захватить у "противника". Вечером я часа два у зеркала крутилась. Примеряла форму, думала, как заплести косы. Мама еще спортивный костюм купила, чтоб переодеться, когда пойдем в лес.Говорит:" Пойдешь домой, от ребятишек -то не отделяйся в темноте." Настроение было космическое:столько событий в один день.Я даже песню отрепетировала, думала:"Получится, спою у костра." Утром узнали, что на линейке будет присутствовать представитель с райисполкома. Он и принимать будет и галстуки повязывать. Вот,мол, вам какая честь выпала. Не знаю как у других, но у меня заныло сердце. Выстроились на линейку  во дворе.(скорей всего это было в Батакане, деревья были. Около нашей школы, на площадке не было деревьев. У одноклассников спросила, у тех чьи телефоны есть, они тоже не помнят.Говорят, помним, что принимали, а где не помним.) Нас, будущих пионеров, поставили лицом перед всей школой. Я была маленькая ростиком, потому стояла предпоследней. Кто- то из одноклассников, читал присягу, мы хором повторяли. Галстуки висели у каждого с левой стороны, на руке. Мужчина, кстати я его в первый раз в жизни видела, подходил, повязывал галстук,поздравлял и  говорил: "Будь готов!" "Всегда готов!- отвечали одноклассники и вскидывали ладошку наискосок к голове. Так, как нас учили. Я стояла, смотрела на все это, и всеми клеточками тела, каждой фиброй своей души, чувствовала- сейчас, что- то произойдет!Что мне в этом человеке не нравилось,я понять не могла.Человек приближался, тревога становилась все сильней и сильней. Впереди него, как будто кто -то невидимую тачку с камнями катил. Сделает шаг, камень падает, бум, я вздрагиваю, еще шаг- снова тоже самое. Наконец он подошел ко мне. Фамилия? Я смотрю ему прямо в глаза, набычившись и почему -то слова вымолвить не могу.Кто- то из учителей пришел мне на помощь,назвали мою фамилию. Он даже отшатнулся , как будто испугался чего.На поляне воцарилась гробовая тишина.Всего мгновение, он задержался около меня и... шагнул к моей подруге Вере,она стояла последней, повязал ей галстук, Проходя обратно мимо меня, прошипел: "Не смотри так на меня, звереныш недобитый."Галстук так и остался висеть на моей руке. Что происходило потом, я плохо помню. Вроде, кинулась к импровизированной трибуне, чтобы напомнить, что галстук мне забыли повязать. Даже руку протянула, чтобы показать. Потом резко повернулась, сначала шагом, потом бегом побежала в школу, забрала портфель, вещи. Хотела домой  идти, передумала,свернула по направлению на Бабалеиху,к костру. Прошла по тропам, по меткам нашла оба флага, спрятанные предметы-звезду, маленький флажек, записную книжку. Так хотелось перепрятать, чтоб поискали, но оставила все, как есть. По Бабалеихе, дошла до дома Сердцевых. Зайти в деревню, это значит домой сразу. А что я маме с бабушкой скажу? Меня там ждут, бабушка пообещала мои любимые вахли испечь. Самовар наверное кипятит, гоношится в кути, внучку ждет, чтоб поздравить.Поднялась к Сухому дворцу, зашла в лес,села без сил к березе, потом только дала волю слезам. За что? Что произошло сегодня?Я звереныш недобитый,кто тогда зверь?Я знаю, про деда Гаврилу, что мы из казаков. Тогда бы и моего дядю Васю, который меня на несколько месяцев постарше, в одном классе учимся, не приняли.Но ему повязали галстук, без проблем. Здесь, что -то другое, то, что я не знаю. Я подвела учителей, когда уходила, видела, как побледнели. Накажут теперь наверное ее. Но оставаться не на своем празднике, для меня было невыносимо. Как бы я себя там чувствовала, как последнее дерьмо?На небе высыпали огромные звезды. Наверное уже все у костра. Залезла на увалы,зарева не было, значит уже по домам расходятся. Надо тоже идти. Мама с Бабушкой уже знали все, кто- то донес. В душу с вопросами не лезли, но мое состояние бабушке  не понравилось. Говорит: "Давай чай пей и садись за домашнее задание." Говорю: "Нам во- первых не задавали, во- вторых я больше не пойду в школу. Лучше маме буду  помогать, на ферме." В эту ночь бабушка мне и открыла душу, про деда рассказала, про все свои страдания.  Говорит:" Дело твое,можешь,неучем стать,коровам хвосты всю жись крутить. Мать подведешь, начнут склонять на всех собранях.Потом, из школы тебя пока не исключили,так, што в "шель" как таракану, забиватца, как- то стремно. Исключат, друго дело. Но ты сделай так, чтоб ему забедно стало, старому хрычу, никак не иметца -же.Я думала его уже давно, Мать Сыра Земля с себя скинула,он вишь, в "шишки" больши выбился.Ну, че же,Богу видней. В школу иди и реши все по уму."Бабушка забайкальским сленгом начинала сыпать, только тогда, когда очень сильно волновалась. Мама тоже. Обычно они уходили в разговоре от этого.
   В школу шла, как на расстрел.Кто- то мне повязал галстук, и спрятал под вельветку. (За пацанами Вахрушевыми донашивала одежку. Кофт не было теплых.)Приняли меня в пионеры. Неформально.(Перед приемом в комсомол, карточку мою найти не могли.) Благодарна им была, от всей души. Отлегло, но радости не было. Жизнь разделилась с того времени на "До" и "После".Горький осадок остался в душе.

В восьмом классе меня записали на исторический, районный конкурс от школы. Как сам конкурс назывался,я не помню. Тему я себе выбрала"По дорогам войны".Рисовала тогда хорошо, и стихи уже писала. Работу оформила оригинально. Заняла призовое место. Награждали в Шелопугино в актовом зале административного здания.По моему в райкоме комсомола. Я тогда первый раз в жизни сходила к парикмахеру, меня очень красиво причесали. Нас фотографировали вроде даже по телевизору должны были показать.Зал был переполнен.Волновались.Около меня крутилась какая -то девочка, задавала много вопросов. На сцену надо идти, она за руку дергает: "О чем ты писала,да как ты писала?" Видимо переклинило, что не победила. После награждения все в столовую пошли,праздник продолжался, а у ней кровь из носа хлынула.Пришлось спасать. На втором этаже нашли умывальник. Ждала ее в фойе у огромного,во всю стену, окна.В первый раз в жизни была на втором этаже.Было так итересно  посмотреть на мир с высоты. Загляделась и не слышала, как сзади подошел человек.Оглянулась, как холодной водой из ушата обкатили.Ну нет!!!Когда я ехала сюда, еще в дороге слово себе дала, что сегодня никто не испортит мне настроения и я никому. Приклеила улыбку к лицу, говорю:"Ооо, здравствуйте, дед, Кондрат. Поздравьте.  Победила, представляете!"  Он говорит:"Здравствуй,но меня не Кондрат зовут, откуда ты взяла и имя свое назвал. Был говорит в зале, видел, слышал. Молодец!" Поздравил, руку пожал.Потом, резко притянул к себе,обнял. То, что я услышала, вообще в шок привело. Говорит: "Храни тебя Бог, родная моя!" И ушел.Девочка эта, думала, что теперь мне плохо. Ты говорит,на покойника похожа стала.
Дома бабушке рассказала, говорит:"Ну ты даешь,Татьяна, мы его Кондратом прозвали, потому, что к кому не зайдет, с кем близко не пообщается, семью после его визита "кондрат" бить начинает.Так говорят обычно.А ты ему вылепила."
Но от куда же я знала, мне же никто не объяснил, сказали, что родственник и все. Ну и пусть знает, как его звали.Поделом ему. Ночью думала: "Бог если захочет, любую встречу организует, Может для того, чтобы  в чем -то непонятном разобраться.А у меня,как обычно,все, ни как у людей." Правда тяжесть с сердца ушла.Этот человек был несчастен по своему, я это почуствовала.С большим грехом на душе жить гораздо тяжелее.

(Кстати в Чите, в одиннадцатом классе, на экзаменах по истории я вытянула билет, читаю задание и диву даюсь -"Великая Отечественная, основной ход событий по датам. Краткое изложение." То, что я на конкурс готовила. Судьба еще раз наградила.Сдала на пять! Там, на экзаменах, представитель из обисполкома был, ему показалось подозрительным, что я отвечать вышла сразу, без подготовки и все, без запиночки, рассказала. Наводящие вопросы начал задавать. Положено было три, по теме, я ,наверное, штук на восемь ответила.Он бы еще задавал, разошелся, да педагоги на время указали. Других уже надо было экзаменовать. 
Продолжение следует...


Рецензии