21. Ступени

Небо падало на него чёрным покрывалом, склоняя до самой земли. Снег невыносимо белел и обжигал руки. Перчатки куда-то подевались. Пальцы никак не желали справиться с замком на куртке. Зима побеждала, залезая под рубашку.

Игорь почти не чувствовал тела. Словно видел себя со стороны – вот поднимается нога, вот ладонь захватывает снег и протирает лицо, вот снежинки застряли в бороде... Хотелось лечь, провалиться в тёплый сон, чтобы всё скорее закончилось! Но впереди над старой дверью горел фонарь. Мягкий оранжевый свет звал домой и Игорь шёл.

Ноги по колено проваливались в сугробы, то и дело напарываясь на острые ветки кустов. Хотя он шёл по дороге… Откуда здесь кусты? Или это не кусты? Тогда что бьёт его по ногам? Или кто?! Игорю стало страшно.

«Не смотри!», - приказал внутренний голос и мелькнуло воспоминание из детства. Когда ночью казалось, что под кроватью что-то есть… главное было не смотреть! Тогда оно не тронет.

Горло раздирала обида. Захлёбываясь кашлем он не мог понять, почему должен проходить через это один? Где те, кто наливал ему до краёв? Ведь только что! Буквально, только что он сидел за заставленным столом! Вокруг смеялись, кто-то бренчал на гитаре, в дальнем углу бубнел телевизор, а на балконе курили. Как он оказался на улице? Почему он один? Почему он всегда остаётся один?

Игоря шатало или это мир разваливался? Вокруг было так темно и тени метались средь деревьев. Какие-то неправильные тени, ведь уличные фонари давно не горели. Откуда они взялись? Стоило замереть, как со всех сторон раздавался шёпот: «Падай, падай, падай». Игоря била дрожь. Хотелось кричать: «Прочь от меня», - но нельзя. Нельзя показывать, что ты их заметил, тогда есть шанс!

Главное не останавливаться, смотреть только под ноги и говорить. Говорить, говорить, говорить! Неважно что, лишь бы слова лились потоком и разрушали тишину. Игорь не чувствовал тело. Сейчас оно двигалось нехотя, подчиняясь лишь приказам вслух:

- Ну что, моя хорошая, опять провалилась? Ну давай, поднимайся! – уговаривал он ногу выбраться из-под снега. Но стоило одной ноге зависнуть в воздухе, как вторая цеплялась о ветку. Игорь падал, то на локти, то на спину. Лежать на спине было хуже всего – тьма давила!

Дышать было тяжело. Словно кто-то сидел на груди. Чтобы встать, приходилось сначала переворачиваться на бок, потом ползти к дереву или столбу. Тогда, держась за них, удавалось подняться на ноги и идти дальше. Спина сгибалась под незримой ношей, но это ничего – привычно. Он всю жизнь тащит на плечах груз проблем. Привык.

Игорю стало жаль себя. До слёз! Вот всегда у него так! Он ко всем с открытой душой, ничего не жалеет, последнюю рубашку отдаст, по первому зову придёт! А в ответ – ничего! Казалось бы, вокруг всегда толпа друзей, все его любят, всем он нужен. Но стоит оступиться – и никого. Ну вот как так выходит?

«Мир трещит по швам», - думал он. Просто ему не везёт, вот и попадает в его трещины. А другие остаются там, на целой стороне. «Не тащить же их за собой?» - думал он и вдруг закричал, что есть духу:
– Не дождётесь! Я никого не потащу за собой на дно!, – и сам испугался того, как далеко разнёсся крик. Эхо застыло в сугробах, Игорь закашлялся и сказал тише: – За всех отдуваюсь! Один за всех!

Игорь вспомнил, как в детстве играл с друзьями в мушкетёров. Вызывали на бой пацанов с соседней улицы и бились с ними на деревянных мечах. Мечи стучали глухо, сердца бились громко, а мамы из окон кричали: «Пора домой». Тогда его не бросали. В самой отчаянной схватке рядом оставался Мишка – хилый очкарик, который был слабее всех, но всегда прикрывал ему спину. Мушкетёры друзей не бросают!

- Мишка, Мишка, где же ты теперь? – сказал Игорь, сжимая ладони в кулаки. Игорь не верил тому, что видит. Только что его ладони были маленькими, мальчишескими и сжимали деревянную рукоять. И вдруг стали большими и покрылись мозолями. Когда он успел постареть? Ветер завывал и бил по лицу безразличием. Нужно было идти, пока тело ещё слушалось.

- Ну давай, ступай, ступай! – просил ногу. Колено с трудом разгибалось, ботинок шаркал по бетону. Игорь всё-таки дошёл до подъезда и даже поднялся на первую ступеньку! Осталось ещё четыре и он попадёт внутрь, оставив зиму позади.

- А, чёрт тебя подери!, - крикнул Игорь отчаянно - нога его предала! Соскользнула, тело завалилось на бок. Ступени врезалась в рёбра и стало нечем дышать. От боли он забыл, что нельзя выдавать себя. Хватило одного взгляда, чтобы его сковал ужас. Тени нависли над ним и смеялись: «Упал!», «Теперь он наш!». А ведь он почти дошёл! Почти… Теней было так много, а он совсем один. Как же он от этого устал…

Игорь закрыл глаза. Стало тепло. Смерть уселась на груди, мешая дышать, как вдруг он услышал знакомый стук и сквозь ресницы пробился свет…

- Эй, чо разлёгся? А ну вставай! – крикнул детский голос над самым ухом. Игорь с трудом разлепил веки и увидел деревянный меч и Мишку - друга детства, точь в точь такого, каким он был сорок лет назад. Игорь встал на колени, спиной к зиме, и заплакал. Мишка был одет в оранжевую футболку и синие шорты, на щеке была свежая царапина. Друг улыбался. От него пахло летом.

- Я задержу их! А ты иди! – крикнул мальчишка, которого не могло здесь быть. Мишка давно умер. Спился, как ушла жена. Он сам был на похоронах и видел, как опускали в землю гроб! Так как же он оказался здесь? Да ещё и ребёнком? Игорь был слишком пьян, чтобы думать об этом. Пьян и счастлив! Впервые за долгие годы кто-то пришёл ему на помощь! Игорь засмеялся и вспомнил забытый девиз: - Один за всех!

- И все за одного! – улыбнулся Мишка и заслонил друга от Смерти. Тьма взвыла, но ничего не могла сделать. Игорь подполз к двери. Дотянулся до ручки и кое-как заполз внутрь. Из подъезда лился тёплый оранжевый свет, пахло домашней выпечкой и мёдом. А в квартире на втором этаже, с геранью на подоконнике, ждала молодая мама. И вся жизнь была впереди!

Игорь встал, расправил плечи и на миг обернулся, чтобы сказать спасибо. Но друга уже не было. Только зима и ночь, и протяжный вой где-то вдалеке… - Спасибо – сказал Игорь в пустоту и закрыл дверь.

В подъезде было также холодно, как на улице. Разве что без ветра. Одинокая лампа освещала ободранные стены со вздувшейся краской, пахло сыростью. Игорь вцепился в перила и медленно потащил себя по ступеням вверх. Когда-то давно у него был друг. И этого достаточно.
26-27 ноября 2019 г

С любовью, Ева Истр.
Рассказ из цикла "Каждому нужен Дом". Комната № 19 «Ступени»
#ева_истр #eva_istr #каждому_нужен_дом #каждомунужендом #рассказы #новеллы #сборникрассказов


Рецензии