Версия происхождения старочеркасской станицы

 
А. П. Мельников. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки, 1917. "  рабочие почти исключительно были ТАТАРЫ, приходившие сюда из Казанской губернии и из Сергачского уезда Нижегородской, где до сих пор живёт особая их племенная отрасль - мишарь.
К сожалению, последнее время появляется очень много материалов, в которых искажается, переписывается история татар, причём нередко такие фантазёры от истории руководствуются соображениями национализма и шовинизма.
Слово «черкес» очень старо и вначале употреблялось для названия разбойничьих формирований , которые свирепствовали на берегах реки Днепра. Оно составлено из «турецко-татарских» слов «чер» или «чар» (подстерегать, искать) и «кес» (отрезать, грабить, убивать).
Николай Карамзин на страницах своей «Истории государства Российского» специально отметил глубокую древность этничности народа казаков. «Откуда произошло казачество, точно не известно, - писал историк, — но оно, во всяком случае, древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни Поляков, ни Русских, ни Татар». Казаки раннего периода своей этнической истории никогда не именовались в древних летописях Татарами. Их именовали «Черными клобуками»  (от смушковой черной казацкой папахи) или Черкассами. В Московском летописном своде ХV века под 1152 годом читаем: «Все Черные Клобуки еже зовомые Черкасы».
Первые черкесы, которых мы встречаем в истории, были бандой разбойников с большой дороги разных национальностей, среди которых господствовал «турецко-татарский» элемент. Они жили от своих многочисленных стад скота и табунов лошадей, но больше всего — от грабежа и войн, не признавали ни власти татарского хана, ни турецкого султана и назывались своими соседями разбойниками и мошенниками или, что - то же самое, «черкесами». Из-за панцирного снаряжения, которое многие из них носили, назывались они также «кайзаками». Их главная квартира носила название Черкассы и находилась на том месте, где еще и ныне стоит город того же названия на реке Днепре.
 Многочисленные Польские и малорусские беглецы усиливали эти формирования, а когда «славянский элемент» стал доминирующим, «татарская часть» - черкесов ушла на Дон; Оставшиеся на Днепре стали называться кайзаками, а позднее — козаками.
Черкесы, «татарская часть» отошедшие на Дон, основали там  поселение Черкасск, называемые теперь Старо - Черкасск.
Но до образования поселения Черкасск на Дону, здесь уже существовали  отряды  так называемых казаков.  Люди эти  себя  казаками не называли. Но  порядки  в этой местности были  взяты у  Астраханских Татар. Первыми руководителями, верховых (верхних) поселенцев были  выходцы из Орды. Там где сегодня  находится станица Раздорская, на острове «Поречный»,  была столица Донских войсковых  людей. На картах по лоции, остров этот еще называют «Татарин». Дон долго был отдельным от России государством, ревностно охранявшим свою независимость. Ещё в начале 18 столетия донское казачество было вольным государством, жившим по своим законам и состоявшим лишь в военном союзе с Россией. Конец этой самостоятельности положил Пётр I жестоким усмирением Булавинского бунта. Дон был заводчиком и последующих смут. Степан Разин вышел с Дона, и «донские казаки и мещерские » широко участвовали в его восстании. Из за этого мещерским,  было запрещено  содержать  княжеские войска.  Всех жителей Мещеры, царь перевел в состояние Государевых крестьян. Это были не крепостные, но   жить по казачьим законам, то есть, носить оружие, им было запрещено. Тем не менее, во времена  «Смутного времени» это были еще казаки и атаманами, были  местные князья.
Когда под влиянием московских великих князей Дон начал также организовываться по-военному, черкесы смешались с татарскими, московскими, а также русскими пришельцами 1870 и приняли постепенно Греческо - Христианскую веру, как и имя — казаки.
Вольная часть, которая не хотела принимать  Христианскую веру потянулась дальше на восток и осела на равнинах между Каспийским и Черным морями, севернее реки Кубани и Терека, где она смешалась с разбойничьими татарскими племенами кочевников и сделала караванную торговлю опасной. Дикие банды, которые встречались в ордах крымских и оттоманских войск под именем «черкесов», были контингентом пиратов с Днепра, Дона, Кубани и Терека, служивших только как вспомогательное войско и не находившихся под непосредственным начальством Турецкого Султана и Татарского хана.
Из исторической литературы о донских казаках XVII в. известно, что, кроме людей русского происхождения, среди казаков было немало представителей различных народов, выходцы из которых зачастую даже не были православными. В этом отношении показательно, что в 1632 г. донские казаки, отказываясь давать присягу Москве, одним из аргументов своего отказа называли тот факт, что среди них живет много "бусурман" (мусульман), которые не могут "целовать крест" (присягать) по христианскому обычаю.
 А в казачьей отписке (донесении) в Москву от 1658 г. видим такие слова: "А которые  у нас в Войске живут переезщики  иноземцы - турки, и татаровя, да и греки, и иных розных земель люди, которые переезжают к нам, к Войску, на Дон , и служат они, живучи у нас в Войске  государевы службы с нами вместе".. И хотя среди казаков были люди совершенно разного этнического происхождения - встречались даже арапы, тем не менее татар в этом перечне следовало бы поставить на первое место, ибо только они выделяются в документах в особую группу донского населения под названием "донские татары".
 "Некоторые аспекты этнических процессов в Войске Донском в XVII в. (на примере тюркоязычных переселенцев)" Отмечая неоднородный этнический состав населения донских (с. 398) казачьих городков (о чем сообщают различные источники XVI-XVII вв.), автор предпринимает попытку рассмотреть этнические процессы на Дону. С. В. Черницын констатирует, что процессы эти отнюдь не ограничивались ассимиляцией казаками восточнославянского происхождения (в первую очередь русскими) представителей неславянских народов. Среди последних автор подчеркивает преобладание на Дону тюркоязычных выходцев - в первую очередь, ногайских и крымских татар, а также турок, поскольку именно с этими народами казаки жили в соседстве и имели постоянные контакты. И хотя по большей части именно русские определяли политическое развитие Войска и основные черты культуры донского казачества, уже в источниках XVII в. упоминаются донские татары, несшие казачью службу
традиционно считается, что казачество тесно связано лишь с одним религиозным направлением — православным христианством. Это не совсем так, если учесть, что среди казаков всегда было много представителей разных конфессий.
Значительными были прослойки мусульман (башкиры, татары, горцы Кавказа, казахи и т. д.), буддистов (калмыки, буряты), приверженцев местных культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в незначительной степени встречались григориане, лютеране, католики, даже иудеи.
Последнее кажется невероятным, но, как отметил В. М. Викторин: «Многих представителей иноверцев в силу их профессиональной пригодности включали в состав казачьего сословия.
Астраханский краевед А. А. Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900-х годов в донские казаки без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей «полковых оркестров». 
Широко известен и институт служилых татар. Служилый татарин-князь (а таковых было много — Данияр, Джанибек, Касим, Нурдаулет, Якуб и т. д.) должен был являться на русскую войну со всеми своими «уланами, мурзами и всеми казаками». Служилые татары — не столько национально-этническая категория, сколько именно служебная, войсковая категория.
Золотая Орда это казачья орда, в которой существовала междоусобица. Рассмотрим  один из моментов истории того времени. Исторический факт, разгрома армии хана Сеид - Ахмеда который после стояния на Угре вернулся домой на зимовку на Дон. Этот период ознаменован как великое стояние и освобождение от Татаро - Монгольского ига. Зимовье хана Сеид - Ахмеда, находилось недалеко от устья Северского Донца, это  на месте сегодняшней станицы Мелиховской.  Особенно обидным и трагическим, было то, что пока   Сеид - Ахмед с войском, стоял на Угре, его улус подвергся нападению одним из крымских беков.
Услышав то, что Сеид - Ахмед  вернулся от Угры, шибанский хан Ибак (Ибук) с пятнадцатью тысячами нукеров, на пару со своим свояком Мусой-мирза и Ямгурчу-мирзой 6 января 1481 года достигли улуса Сеид - Ахмеда. Ибак собственноручно убил в белом шатре Сеид - Ахмеда.
Ибак (Ибук) 5 дней оставался в Орде Сеид - Ахмеда .
В тот же год, Ибак отправил письмо Ивану III посла по имени Чумгур с вестью об убийстве его врага. Ибук - это Чингизид, потомок Чингизхана, возглавлявший 15000 нукеров (монгольскую гвардию) прекратил существование великой империи восточной Европы.  Ни один “монгольский” воин хана Сеид Ахмеда не поднялся против хана Ибука и нукеров. От этого положения выиграло только Московское государство. Еще в 1465 г. Московское княжество должно было быть атаковано Сеид Ахмедом. Но случилось то -что случилось. На берегах Дона решалась судьба Московского княжества.
Хаджи Гирей, во главе крымского улуса стал на защиту московского княжества от золотоордынского хана. Ни одна из сторон не выиграла сражения. Но Москва опять избежала бедствия.
Шибаниды (Шайбаниды) — чингизиды, потомки Шибана, пятого сына Джучи от главной жены, брата Батыя (Бату).
После окончания западного похода, в 1241 Бату передал Шибану титул орлок (джихангир), главнокомандующего армией Монгольской империи. Когда во времена Великой замятни в улусе Джучи почти одновременно вымерли линии Орду Ичэна, старшего сына Джучи, правившая в Кок Орде, и линия Бату - верховных ханов улуса Джучи, Шибаниды остались единственными представителями законной линии потомков Джучи. В свою очередь, детьми Махмудека были правитель Большой Орды и основатель Сибирского ханства хан Ибак, казанский хан Мамук и сибирский хан Агалак. Ибак-хан (Сайид Ибрахим-хан, Ивак, Упак, Айбак, тат. Айб;к хан, Иб;к) (ум. 1495) — сибирский хан (1464—1495) из династии Шибанидов.
С тех пор топоним Ибук встречается на Дону. Ибук - Городок Ибак или «Стыдное Имя» имел еще второе названия - Атаманский.
Судьбы всех казачьих станиц решались в этом городке. Городок находился на острове «Васильки». И только в начале 19 века, потеряв своё  значение, перебрался вверх по Дону рядом с бывшей столицей  первых казаков – Раздорской (упоминается в Российских летописях с 1509 года, а  в 1571из Москвы прибыл посланник от Ивана 4 Грозного), ныне – это станица Мелиховская. После  разгрома Сеид Ахмеда,  часть казаков этого улуса, перебралась на Мещеру, и обосновалось там.


Рецензии