Наследство Пророка Глава 15. В лабиринте-дорога

Хорошо, - топая сквозь мрак Киевских лабиринтов, произнес Иван, развивая поднятую тему о подстраивании христианских праздников под прошлые, языческие торжества, - традиционно в ночь перед Рождеством Христовым мы в детстве ходили колядовать – собирались в группы, переодевались в различных сказочных персонажей и пели песни, засыпали хозяев соседних квартир, получая всякого рода ценные подарки в благодарность. Это тоже было «передрано» у язычников?
 Коляда, - тихим голосом ответил Валентин Иванович, - является не «передернутым», как Вы выразились праздником, а примером христианского синергизма – сотрудничества.
Это можно назвать как угодно, - перебил Андрей, - именно их-за свои языческие корни празднование Коляды в старину подвергалось серьезным гонениям и запретам, не так ли?
Да, - подтвердил ВИ, - действительно в 692-м году вышел строжайший запрет на Коляду Константинопольским собором, а в 1684-м был последний запрет на поклонение Коляде. Но постепенно трактовка праздника изменилась, от поклонения Коляде ушли, а колядки стали «христианизироваться»: в песнях стали появлятся библейские сюжеты, а в христианской традиции колядки соединились со святками. Сегодня колядки уже христианский праздник.
А кто такой Коляда? – задал вопрос Семен.
В языческой традиции, Коляда – славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный бог праздновался в день зимнего солнцестояния 21 или 22 декабря – всегда в один и тот же день, как и все остальные главные славянские праздники – Купала, Масленица, связанные с четырьмя ежегодными астрономическими событиями. Коляда у славян знаменовала повторный цикл. Нарождающееся солнце выступает в образе ребенка. Младенец – это дик Солнца, издревле называемый Коло, - отметил старик.
Очень похоже на христианские традиции, - произнес Иван.
Да, особенно если добавить, что у языческих славян этот праздник знаменовал серьезный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого, нового года…
Это, конечно, очень интересно, прервал выступление старика Андрей, но согласно данным карты мы давно должны были выйти к месту нахождения этого изображения.
Да, - поддержал Андрея Иван, - мне уже порядком надоело разламывать и расчищать проходы – а впереди все равно пустота, ободранные и ничем не привлекательные стены.
Обратите внимание что находится у Вас над головой, - улыбнулся ВИ.
Взглянув вверх, присутствующие обнаружили углубление, совершенно определенно переходящее в какой-то новый и до сих пор неизведанный ими тоннель, вдалеке которого виднелось отверстие, напоминающие в первом приближении канализационный люк.
- Это путь на свободу? – обрадовался Семен.
- Если хотите, то можете назвать это и так, - ответил старик, - скорее всего это выход, но с другой стороны вход в лабиринт. И, я думаю, нам стоит полностью изучить данное место уже с наружи…
- Что там? – прозвучал голос Ивана, адресованный самому невысокому и малогабаритному из участников поисков, буквально прошедшему по живому телу каждого из них, словно по канату, только с одной целью достичь желаемого конечного пункта.
Валентин Иванович Шмидт, вцепившись руками за край верхней части прохода, высунув голову тих произнес:
- По-моему нам всем стоит это увидеть!..
Зажженные факела, брошенные в центр достаточно большого помещения дали возможность лицезреть настенную старинную мозаику, заполняющую собой купол и стены, окружающие взобравшихся по очереди во внутрь концессионеров. На каждой из плиток, словно как из каждой строки Евангелия на присутствующих смотрели 12 апостолов. Посредине данного творения ранних периодов земли Русской, точно над куполом находился колодец, в котором, после тщательного дегустирования Семеном, оказалось достаточно неплохая по вкусовым качествам прохладная вода.
- Ошеломляюще, - выговорил Андрей.
- Немного даже устрашающе, - тихо поддержал своим голосом Иван.
- Сем же? – улыбнулся Семен, допивая из ладоней очередную порцию местной жидкости.
- Посмотрите внимательнее, - ВИ обратил взгляд присутствующих на лица изображенных, - все ли Вас удовлетворяет во взглядах этих джентльменов?
- У них совершенно отсутствуют глаза, - заметил Андрей.
- За исключением одного, - перебил Семен.
- Правильно, - подтвердил старик, - за исключением именно одного из них, держащего в руках крест.
- Что это за люди? – задал вопрос Иван, - почему они расположились вокруг колодца? И кто этот единственный «зрячий»?
- Это Андрей, Ваш тезка, - произнес ВИ, направив свой взгляд в сторону Глаголева, - Андрей Первозванный, родившийся в Вифсаиде - городе на берегу Генисаретского озера.
Есть апостолы, чьи изображения выписаны или как бы выложены евангелическими стихами с наибольшей щедростью и полнотой. Таковы Петр и Иоанн, если же взять весь Новый Завет, то и Павел. Однако от большинства из них осталось лишь имя, все остальное – житие, мученичество, прославление… Рядом с этими Апостолами как бы «первого ряда» и остальными Андрей стоит где-то посредине, образ его сложен лишь из нескольких евангельских стихов. Изображение его неизвестно всем на нашей земле, кроме тех, кто мог его видеть.
- Видеть Андрея Первозванного? – удивился Семен, - апостола, жившего в начале нашей эры?
- Именно, - улыбнулся ВИ, - вот Вам и подтверждение моих слов, - смотрите внимательнее – только один из 12-ти написан с достаточно четким изображением физиономии. Остальные «товарищи» просто дополняют его своим присутствием согласно историческим событиям, известным Вам с детства.
А как раз поэтому именно вот изображению мы можем восстановить всю фигуру Апостола, или, скажем, услышать ту весть, которая нам через него посылается.
- То есть, Вы хотите сказать, что автор этих изображений лично видел апостола? – удивился Семен.
- Не апостола, а апостолов, - перебил Семена Андрей, - посмотрите внимательнее у соседа также присутствуют глаза, только они, как бы закрыты. Как Вы, господин Шмидт, это можете объяснить?
- Да, - подтвердил ВИ, - но об этом, втором позднее. Начнем с первой главы Евангелия от Иоанна: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: Мы нашли Мессию (что значит «Христос»); И привел его к Иисусу, Иисус же сказал: Ты – Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит «Камень».
- Так значит первым повстречал Христа не Петр, а Андрей? – уточнил Иван.
- Да, - продолжил ВИ, - Андрей на первых порах был учеником Иоанна Крестителя, сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. От него будущий апостол должен был впервые услышать слова, которые в устах Христа станут радостной вестью: «Приблизилось Царство Небесное».
Величайший из пророков, «рожденных женами», Иоанн Креститель проповедовал о наступающем мессианском царстве и о суде, время которого, по слову апостола Петра, «должно начаться с дома Божьего».
Именно приближение «царства» и разгадал Андрей, давший начало его в явлении Иисуса из Назарета: «Мы нашли Мессию, что значит Христос».
Именно Андрей, будучи ловцом, рыболовом, увидя Христа, спешит сообщить об этом Петру, затем Филиппу. Филипп в свою очередь становится «ловцом» Нафамаила. Апостольские сети и сегодня остаются символом мессии, даром благовествования.
 - Сетевой маркетинг какой-то, «пирамида» духовности, - отреагировал Семен, - в чем же секрет этой «ловли» людей? Откуда у этих апостолов власть над человеческими душами?
- Еще раз уточним, - ответил старик, - «призвание» Андрея начинается с посещения Господа. Иоанн Креститель, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий»». Услышав от него слова сии, Андрей пошел за ним, взяв с собой Петра. А Иисус назвал этих рыбаков, покинувших свои лодки: «Я сделаю Вас ловцами человеков».
- Так значит именно Андрей был Первым, кого привлек Христос?
- Да, но смысл деяний Андрея не ограничивался тем, что он позвал за Христом брата своего и остальных апостолов, - добавил старик, - Андрей указал Иисусу на мальчика, у которого было пять хлебов ячменных и две рыбины – перед дальнейшим их умножением и насыщением голодных. Кроме того, во время встречи с язычниками греками-эллинами, пришедшими на праздник в Иерусалим и желающими увидеть Иисуса – как особу, - Мессию, - подтверждение пророчества. Именно Андрей, получивший от Филиппа информацию об эллинах, донес и эту информацию до Иисуса.
- Типичный грамотный маркетинг, - рассмеялся Семен, четко обладающий чутьем 100%-го попадания в яблочко.
- Это все, что сказано про Апостола Андрея в Писании, всего лишь три упоминания? – спросил Глаголев.
- Да, - отреагировал старик, - Вы правы господин Глаголев, - образ Андрея выписан немногими, казалось бы, случайными штрихами. Но в Священном писании ничего не случайного не бывает. Штрих эти точные и тонкие, столь тонкие, что кажутся они почти теряющимися если вглядываться в них внимательнее, создают своего рода Апостола, как бы изображение на витраже.
И Вы правы, Семен, - продолжил ВИ, - всюду Андрей появляется как посредник, как вестник: Он приводит брата Симона, которому надлежит стать князе Апостолов, говорит Иисусу об эллинах, которые хотят его видеть, доносит до Него слова о рыбаках и хлебе, которые накормят толпу людей и это совершается накануне распятия и прославления Иисуса.
А за этими деяниями Андрея угадывается и скрывается недосказанное: «ловец человеков» делает этих человеков учениками-апостолами спасителя: хлеб земной становится хлебом небесным; посредничество между Иисусом и иноплеменниками делается Мессией. Мессия несет в себе Пасхальную весть. При этом самого Апостола Андрея мы практически не видим.
- Не значит ли это, что пришедший, как проповедник на земли наши, Приднепровье, Апостол Андрей, благословивший эти холмы и равнины, водрузивший крест на горе, названной потомками в честь его имени, благословил рождение города, которому в последующем предстоит стать твердыней и центром веры Христовой? – улыбнувшись посмотрел на старика Андрей Глаголев.
- Подобно своему первому учителю Иоанну-крестителю, возвещающему о суде и о царстве Андрей говорил практически о том же, но добавлял, что и суд, и царство приближаются, сменяя по очереди друг друга себя в земной истории. Суд или кризис может коснутся всего, даже и того, что считается святым для каждого из нас, неотделимым от нашей веры. Андрей в своем пророческом деянии говорил: «За каждым своим кризисом, Христос возвращается обновленным. И после каждого кризиса, в каждую эпоху и до скончания веков будут приходить люди со словами, в которых присутствие духа святого будет вновь и вновь обновляется, как обновляется природа наша».
- Не хотите ли Вы сказать, что из земли этой мир наш придет новый спаситель? – удивился Иван, - тот, кто заново сможет возродить веру нашу.
- Все может быть, - улыбнулся ВИ взглянув на Андрея, - все может быть…
- Тогда расскажите об Апостоле Андрее подробнее!
- Хорошо, слушайте, - произнес старик, - Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым он на горе Елеонской открыл судьбы мира сего, а после крестной гибели Господа, святой Андрей Первозванный стал свидетелем Воскресения и вознесения Христова в день Пятидесятницы. После воскресения Иисуса, в Иерусалиме произошло чудо сошествия святого Духа в виде огненных языков на Апостолов. Так вдохновлённые Духом Божьим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных языках, наречиях о великих делах Господа.
12 учеников Господа разделили между собой страны, куда они должны были нести Евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу.
Святому Андрею, по жребию, выпали обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Эллады (Херсонеса) вдоль Черного моря.
Почти всюду, где оказывался Апостол Андрей власти встречали его жестокими гонениями, он претерпел множество скорбей и страданий. Опираясь на железный жезл с изображением животворящего креста рукоположил в сан Византийского епископа Стихия, одного из 70 апостолов Христа. Апостол Андрей освячивал знамением своим только те территории, которые по его чутью должны были изменить в дальнейшем ход истории.
- Одним из таких мест стали и наши земли? – произнес Андрей.
- «Видите ли горы сия? Я ко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог воздвигнути имати» - прочитал слова, написанные под изображенными мужчинами старик, словно подтверждая слова своего компаньона, - эту фразу Апостол Андрей произнес, остановившись на холмах, на которых в последствии и был построен наш город.
- А что было дальше? – попросил старика продолжить Иван.
- А дальше Апостол Андрей Первозванный установил на месте нынешней Андреевской церкви крест, благословив это место, - закончил ВИ.
- Красивая легенда, - произнес Андрей, - я понимаю, что мы сейчас располагаемся как раз под этой церковью?
- Значит мы на Андреевской горе? – прокричал Семен, - это рядом с домом моих очень близких друзей, я с ними провел практически все детство.
- Насчет легенды Вы правы, - улыбнулся ВИ, - действительно возможно этого и не было, многие так считают. Об этом говорят даже и тексты «Повести временных лет» в первом своем писании 1039 года. Но что Вы можете сказать об этом месте?
- Я на это не могу ничего ответить, - в ответ старику улыбнулся уже Андрей, - пока для меня данная территория просто Terra Incognita. Хотя, действительно, вторая редакция «Повести временных лет» дописанная в 1116 игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром по указанию Владимира Мономаха подтверждает «товарища» Андрея, Апостола Христова на этих землях, - продолжил ВИ. – Мы действительно находимся в нижней палате первой церкви, построенной на месте, где Андрей Первозванный водружил свой животворящий крест. Около 1086 года от Рождества Христова трудами великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, на этой горе соорудили деревянную церковь в честь воздвиженского креста – Крестовоздвиженскую. Эта церковь была разрушена в 1240-м, но только ее деревянная часть.
В XVI-XVII веках на том же месте одна за другой строятся две деревянные церкви. Последняя из них в 1724-м от «ветров великих развалилась». И в 1754 году под руководством господина Мичурина, была построена уже каменная церковь в честь Андрея Первозданного.  Главными святынями церкви стали: часть святых мощей Андрея Первозванного привезенные из Италии и подаренное императором Александром евангелие в драгоценном окладе.
- Но почему до сих пор это место не было известно многим, - удивился Иван, - ведь строили же каменную церковь и, следовательно, явно подготавливали и вырывали фундамент для будущего высотного строения.
- А кто Вам говорит, что об этом месте никто не знал? – отреагировал старик. – Просто основные каменные работы выполнялись солдатами и монахами Киево-Печерской Лавры, тогда она находилась на территории Старокиевской крепости.
Кстати, высота церкви 87,3 метра и имеет в плане форму четырехконечного креста, а фундамент церкви спрятан в двухэтажной постройке – стилобате. Он держит на себе внешне лёгкое, исполненное в стиле барокко 46-метровое здание. - добавил ВИ, - а улицу к ней ведущую назвали Андреевской, так тогда было принято.
- Точнее Андреевским спуском, - попытался поправить старика Семен.
- К сожалению, Вы не правы, - тут же отреагировал старик, - та Андреевская улица, ныне часть Владимирской, тогда начиналась от внутренних ворот в вале города Владимира – ныне пересечение Большой Житомирской и Владимирской. А спуск, о котором вы говорите был очень узким, неровным и неудобным, как таковой застройки на нем не было.
Современное название Андреевский спуск, уже как улицы, получил только в середине XIX века после постройки как Вы помните в 1842 году Десятинной церкви. Тогда Андреевская улица была переименована в Десятинную, а спуск получил название Андреевский.
- Но почему в Андреевской церкви не колоколов? – решился на вопрос Иван.
- Действительно, поддержали Андрей и Семен.
- Все очень просто, - улыбнулся ВИ, направив свой указательный палец в сторону колодца, из которого испил воду Семен, - во времена, о которых мы ведем речь место, где теперь течет Днепр было похоже больше на море. И когда святой Андрей пришел и поставил на этой горе крест, море все ушло в низ – отступило. Но некоторая часть его спряталась, осталась под Андреевской горой. Когда же построили церковь, то под престолом открылся этот колодец. В церкви нет колоколов, так как согласно поверья, при первом же ударе вода проснулась бы залила не только Киев, но и все Левобережье.
- Так значит из этого колодца и может произойти затопление Подола?
- Не только Подола, но и Оболони, - добавил ВИ.
- Так что мы снова окажемся только на Андреевской горе вокруг бесконечного количества воды?
- Ну, не только на Андреевской, здесь рядом есть еще две горы – Замковая и Уздыхальница, - ответил старик. – Городок Киев возник из нескольких поселений расположенных над Днепром.
На Замковой горе, которая до этого называлась Хоревицей, в честь одного из братьев Кия после того как в 1362-м году Киев оказался под властью литовских феодалов, был возведен замок, строительство которого закончилось в 1380-м году. Замок был достаточно могучим с хорошими оборонительными стенами – один из самых больших на Приднепровье оборонительных комплексов от татар. Этот замок имел двойные деревянные стены, между которыми была насыпана земля. Там же располагались пороховые погреба, хранилища для оружия и продовольствия. Пятнадцать боевых башен шестиугольных и одна воротная башня венчали эти высокие стены. В 30-ти казармах располагалась только охрана замка. Замок был неприступным.
- И где же сейчас этот замок? – задал вопрос Иван.
- Более 100 лет он был неприступен и только в 1482-м году крымский хан Мегли Гирей разрушил этот бастион, разграбил и сжег город. Но замок восстанавливается в середине XVI века и южный отрог возвышенности именуется как гора Клинец. И уже окончательно, после пожара 1608 года и освободительной войны 1648-1654 годов замок больше не восстанавливался.
- А почему эту гору называют Многоликой? – задал вопрос Семен.
- Все очень просто, - улыбнулся старик, - просто эта небольшого размера возвышенность у наших жителей осталась в памяти киевлян сразу под пяти именами.
- Хоревица, Замковая, а еще как?
- Третье название этой горы – Киселевка, - добавил ВИ, - в XVII веке воевода Адам Кисель – последний представитель польской администрации в Киеве здесь находился. Но в 1653 году данный «товарищ» убежал с остальными своими соратниками и никому более ненужное сооружение было сожжено и разграблено.
На опустевшей Киселевке возникло стихийное кладбище, отошедшее в XIX веке к расположенному под горой Фроловскому монастырю. С тех пор гора получила название Фроловской, а еще называли ее Лысой…
- Странно, а я думал, что название Замковая гора – походит от построенного на ней Замка Ричарда Львиное сердце, - добавил Семен.
- Совершенное заблуждение, - отреагировал старик, -Доходный дом Замок Ричарда находится не на Замковой горе. Он был построен только в 1902-1904 годах в связи с отказом заказчика из Питера воздвигать это строение на берегах Невы. Проект выкупил у его создателя Марфельда наш господин Орлов, который в те времена имел участок на Андреевском спуске, и поселил в этот дом художников, скульпторов и другой бомонд.
А название замку, будете удивлены еще более приятнее присвоил Виктор Некрасов только в 1967-м году, написавший «Дом Турбиных».
- Это о доме №13 на Андреевском спуске, - показал эрудицию Иван, - доме, где родился и вырос Булгаков.
- Ошибаетесь, - перебил его старик, - господин Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года на улице Воздвиженской 10, а в доме №13 на Андреевском спуске, куда переехала семья Булгаковых, был пережит Михаилом период гражданской войны.
- А вот как раз, как раз, между Домом Турбиных и Замком Ричарда, - продолжил старик, - расположена самая «романтическая гора» - Уздыхальница – «гора вздохов». Хотя романтики там, правда, особой нет. Упоминается эта гора с середины XVI интереснейшим событием, Уздыхальница была выше Замковой и ее необходимо было «унизить копанием», чтобы с ее вершины нельзя было обстреливать замок. Во время земляных работ нашли пещеру древнего отшельника, а в ней, как торжественно сообщает летописец, - "горшок ни с чем, а больше ничего" – это к тому как сохраняются тайны, – вкинул старик Ивану и продолжил. - В период же Киевской Руси напротив горы находился военный лагерь младшей дружины князя. Барышень туда не пускали. Но, если какая-то начинала тосковать по возлюбленному, она поднималась на гору напротив, махала милому платком, посылала воздушные поцелуи и вздыхала. Вот и стала гора узыхальницей…
- Кстати, - добавил старик, - по тоннелям, лестницам и галереям «дома Ричарда» можно было попасть на верхушку Уздыхальница и наслаждаться Вам, Семен, видом на Подол, Оболонь, Московский мост, Воскресенску, Троещину…
- Господин Шмидт, - перебил старика Андрей, - Вы сами считаете это правдой?
- Что именно? – удивился ВИ.
- Действительно ли здесь, на наших холмах, где в далекое время жили «значительно отстававшие по своему развитию славянские племена», мог появится Апостол Иисуса Христа?
- Это мы сможем узнать только в случае, если найдем библиотеку Ярослава, - ответил старик.
- Причем здесь книги? – парировал Андрей, - на Ваш взгляд есть ли разумное зерно в таком повествовании?
- Ничего просто так не бывает, - начал ВИ и после непродолжительной паузы продолжил, - понимаете, во все времена тот, кто достигал величия, богатства и власти, со временем сам становился «добычей» для идеологов, окружающих создание последнего в плане определения его «истинных» знаменитых «корней» - прародителей. Даже самый обычный в прошлом «пролетарий», выбившийся в люди хотел чувствовать себя рыцарем с древнейшей историей своего «генеалогического» прошлого. Недаром еще в XVI веке Иван IV, московский правитель, пытался вывести свою родословную от первого римского императора Октавиана Августа, а сами римляне провозглашали своим родоначальником полулегендарного Энея. Еще с первых веков нашей эры существовало понятие апостольских кафедр, основанных учениками Христа. Так основателем римской кафедры считался Петр, иерусалимской – Иаков, сын Алфея, эфесской – Иоанн Богослов, гиеропольской – Филипп, и так далее. Позднее стали появляться новые епархии, но первые, древнейшие были окружены ореолом морального превосходства. Правда, большинство городов епископских: Пергам, Эфес, Коринф, Смирна и другие утратили свое значение. Подверглись разгрому Иерусалим и Александрия. Возникли новые крупные города, - в первую очередь – Константинополь, город, которого в I веке нашей эры вообще не существовало, - он был заложен римским императором Константином Великим на месте древнегреческого поселения Бизантия в начале III века. Постепенно из первых центров лишь Рим (кафедра апостола Петра) сохранил значение важнейшего фактора.
- Но Рим так же пал! – перебил старика Иван.
- Как ни странно, но падение Римской империи в V веке нашей эры не только не повлекло к падению Римской именно христианской общины, а наоборот, содействовало еще большему подъему ее авторитета. Она начинает претендовать на роль не только вселенного идеологического центра, но и носителя политической организации.
 - Если я правильно понимаю, моральный авторитет Рима в значительной мере почивал «на лаврах» на имени основателя папского престола – Петра, считавшегося первым среди Апостолов, как мы понимаем первым со своим братом Андреем, последовавшим за Христом, - прокомментировал речь старика Андрей Глаголев.
- Да, - подтвердил ВИ, - именно поэтому на тот момент Константинополь не мог противопоставить историческому Риму что-либо равноценное. Второй Вселенский собор 381 года нашей эры признал «новый Рим» - Константинополь, равным старому Риму. Четвертый Вселенский собор 481 года подтвердил это решение. Римская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Константинопольская епархии были провозглашены патриархиями. Однако, причисленный к апостольским кафедрам Константинополь чувствовал себя не очень уверенно рядом с традиционно утвердившимися епархиями.
- И, значит, отсутствие надежной исторической традиции было компенсировано легендой? – улыбнулся Семен.
- Да, - снова подтвердил ВИ, - действительно возникла версия о создании Константинопольской (византийской) церковной кафедры братом Петра – Андреем Первозванным. Царьградская епархия получила не просто основателя из числа апостолов, а именно того, кто в смысле церковного авторитета мог с успехом конкурировать с основателем римской церкви – Петром.
Когда же Киевская Русь, многочисленное количество раз побеждавшая Константинополь, ставшая сильной и значительно могущественней других территорий, после решения Владимира еще и окрещена была в христианство, стал вопрос в сферу какого апостола войдут ее земли. А античные писатели показывали нас – скифией…
- А скифия входила в сферу влияния и походов Андрея Первозванного, - продолжил Иван.
- Правильно, - улыбнулся старик, - книги, забранные Владимиром после похода на Корсунь как раз и включали многие записи древних историков об апостольских маршрутах по землям восточным – славянским. И именно в этих книгах и было отражено реальное положение дел о всех местах, в которых побывал Андрей Первозванный.
- Так значит в библиотеке Ярослава, среди книг, наследованных от его прародителя Владимира и находится вся информация – ответ на вопрос: был ли здесь Апостол Андрей, или нет? – произнес Андрей.
- Кроме того, - старик обратил внимание всех на изображение на стене. Эти древнейшие рисунки показывают, что все-таки что-то было реально. Кстати, второй товарищ, стоящий рядом с Андреем и имеющий глаза, - старик указал на рисунок апостола, расположенного рядом с человеком, держащим в руках крест, - это брат Матвей, избранный 12-м апостолом после самоубийства Иуды Искариота. Именно с ним и приходил Андрей Первозванный в страну Мармидонян.
- Мармидонян?
- Да, - подтвердил ВИ, - мармидонянамы византийцы называли Русь, той территории, где Апостол Андрей водрузил крест, символизирующий грядущее торжество новой эры блестящего расцвета города в будущем. Тем самым византийцы поставили Киев на один уровень с Константинополем.
- Но почему и когда все-таки наши земли приняли христианство? – задумавшись, произнес Андрей.
- В то время, после 313 года нашей эры, когда согласно Миланскому вердикту христианство больше не преследовалось и становясь основной религией по всей империи Рима, она постепенно перемещалась на все новые территории; не исключением уже в IV веке стала и наша земля Киевская. Однако, вместе с утверждением роли ведущей религии христианство коренным образом меняет свою социальную сущность! Новая вера перестала быть религией угнетенных и обездоленных и превращается в религию господствующего класса, приобретая консервативный характер. Она стремится к увековечиванию и сохранению всех вековых существующих еще с давних языческих времен порядков, не отрицает частной собственности, не призывает молнии и громы на головы богачей, а угрожает проклятием тем, кто зарится на чужое добро.
Благодаря такой «эволюции» христианство открыло широкий путь в варварские страны. Религия рабов и угнетенных не могла рассчитывать на успех в обществе, которое только начало переходить к классовой структуре: обедневшие слои населения еще не оформились в стабильные категории, противостоящие зажиточным слоям – богачам и правителям, в то же время, молодая общественная верхушка прекрасно осознавала идеологический потенциал новой религии. Поэтому у нашего, «варварского» народа христианство вводилось именно только зарождавшейся государственной властью.
Вот смотрите, что написано далее, - старик подошел к стене и зачитал: «Быть основание Его (Киева) в лето Христа 334-е».
Это уже более поздний рисунок на церковной стене, - разъяснил ВИ, - дочертанный к общей диораме последователями христианского учения.
- Откуда эта странная дата? – заявил Семен, - ведь в истории Киева первая половина IV века вообще ничем не отмечена. Почему не 232-й или не 450-й годы?
- Действительно поддержал Андрей, что должно было привести автора этих строк к такой дате и поставить в текст именно ее?
- На мой взгляд, ничего странного в этом нет, - улыбнулся старик. – В Константинополе и Корсуне хранились старые тексты, в последствии перекочевавшие частично и в Киев, в которых упоминается, что сразу после утверждения христианства в империи к Константину приходили правители разных стран, чтобы получить из царских рук символ власти. Среди этих паломников упоминается и «правитель Руси», который получил от императора титул и сан «царского кравчего», имя правителя было…
- Кий, - добавил Андрей.
- Правильно, - подтвердил старик, - это говорит сразу о нескольких важных утверждениях: - реально, 30-40-е годы IV века можно считать началом христианизации Руси; - предки правителей Руси поддерживали активные отношения с Царьградом практически с самого основания «второго Рима»; - в Киеве задолго до летописного 988-го года существовала христианская община, возводились церкви, переписывались книги.
- Следовательно Киев, - исходя из Вашей логики, был так же у истоков христианства и христианской церкви, рядом с Константинополем? – проанализировав, произнёс Андрей.
- Именно! – вскричал старик, - мало того не рядом, а практически в одно и тоже время! Смотрите, Константин перенес из Рима двор в новую столицу в 331-332-м, а умер Константин в 337-м. Следовательно Киевского князя он мог принимать в…
- 333, 334,335,336-х годах, - воскликнул Иван.
- Да, - улыбнулся старик, - именно с этого времени Кий и преобразовал свой городок в Христианский город Киев! Третий Рим, как предсказал Апостол Андрей Первозванный.
 - Но Третьим Римом называют Москву, - уточнил Семен.
- Должен был быть Киев, - ответил старик, - но об этом давайте поговорим в следующий раз.
- Я думаю, что все эти разъяснения и о Кие - основателе нашего города, и о дате основания самого Киева мы найдем в библиотеке Ярослава? – спросил Андрей.
- Возможно, но я хочу отыскать книги эти и по другой причине, - ответил ВИ, снова взглянув на настенные рисунки 12 апостолов Иисуса Христа.
- По какой? Что Вы хотите в этих рукописях найти? – произнесли почти одновременно остальные присутствующие.
- Евангелие от Андрея, - помолчав произнес старик, - самое древнее писание, в котором возможно и было изложено реальное повествование о событиях того периода, участником которого был Апостол Андрей.
- Евангелие от Андрея? – еще раз уточнил Андрей Глаголев.
- Да, - подтвердил старик, - дело в том, что жизнеописание Иисуса Христа, Евангелие, переводимое как Благая весть, входит в состав книг Нового Завета. Наиболее известные из них – четыре Евангелие от Матвея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три содержат много параллельных мест и именуются синоптическими, написанными с XVIII века параллельными столбцами, после того, как в 1776 году Иоанн Якоб Грисбах издал их именно в таком виде в Синопсии.
Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже других Евангелистов с целью дополнить их. 
- Я слышал, что Евангелие построены по принципу притч, - произнес Семен.
- Да, - подтвердил старик, - каждый из авторов делал упор на моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Хотя, часть событий есть в одних и отсутствует в других синоптических Евангелиях.
- А есть и другие Евангелия? – задал вопрос Иван.
- Есть, - добавил ВИ, - неканонические – не признаваемые историческими христианскими церквями за истинные, - Евангелия от ессеев, египтян, Иуды, Фомы, Петра, Марка, Варнавы и другие; -их называют Апокрифы
Отказ от этих текстов объясняется сомнением в подлинности этих текстов и достоверности описываемых в них событий. Состав книг Священного Писания (куда вошли и Евангелия) был зафиксирован церковью только в IV веке, однако структура этих четырех Евангелий, имеющих Божественное происхождение, была признана христианами к концу II века. В дальнейшем отцы церкви написали толкования Евангелий: - Иоанн Златоуст в IV веке; - Феофилакт Болгарский в XI веке.
Но самое важное, - добавил ВИ, - что оригинальных текстов, написанных самими этими четырьмя авторами, не существует. Старейший из найденных манускриптов датируется концом II века нашей эры.
- То есть это не оригинальные тексты, непосредственно написанные самими авторами, а переизложение их последователями и учениками данные? – подытожил Андрей.
- Именно так и есть, - улыбнулся старик, - но по существующей информации именно у нас, в Киеве хранится оригинал «Благой вести» от Вашего тезки, который и сможет без посредников пролить свет на истинное положение вещей того периода.
- Так вот о чем говорил и что реально ищет наш общий знакомый, СВ, намекая на свое «первородство», - промолвил Глаголев.
- Вы очень догадливы, - улыбнулся старик, - эти документы как раз и смогут пролить свет на многие тайны прошлых лет…
- А как же сокровища? – вопросительно произнес Семен.
- Это и есть самое главное сокровище, - объяснил Андрей, - и стоит оно значительно более, чем все вместе взятое золото, находящееся в подземельях нашего города…

Бывает нечто, о чем говорят:
«Смотри, вот это новое,
но это было уже в веках,
бывших прежде нас»
Екклесиаст I, II


Рецензии