Наследство Пророка Глава 16. В лабиринте-воздух

История, как истинное отображение действительности, что постоянно меняется с течением времени, никогда не отображалась правдиво. Под видом «научного познания изменений», история, как наука, всегда была подтверждена влиянию правящей идеологии и преподносилась в зависимости от общественно-политического строя общества. Именно поэтому, историческое прошлое каждого народа (нации или народности) изучалось и признавалось по двум принципам: свидетельства самого народа и свидетельства со стороны об этом народе…
Такие данные собранные, переписанные и записанные мудрыми умами наших земель и иноземными их современниками были сокрыты вместе с библиотекой Ярослава Мудрого где-то в подземных лабиринтах Киевских пещер…
- Смотрите, - произнес Семен, что это может быть?
На полу в одной из подземных ниш, заполненной остатками «пикника» древних диггеров, в свое время прорывших в «особых киевских» грунтах града очередное углубление, лежал фрагмент березовый коры, на обратной стороне которого были начертаны какие-то символы.
«А ще хто найде сей ход, той найде великий клад Ярослава», - прочитал старик, - судя по всему мы движемся в верном направлении.
- Неужели за этой стеной находятся сокровища! – восклицательно, чуть не подавившись собственной слюной произнес Семен, - Иван, необходимо разломать этот последний плацдарм перед так долго желаемыми нами ценностями.
- Не спешите, - урезонил старик, видя, как самый неслабый из присутствующих приготовился к штурму стены, - возможно за ней Вы ничего не найдете.
- Ничего? – удивился охлажденный такими словами Иван.
- Мне кажется, что этот фрагмент оставлен кем-то на данном месте не случайно. Эта надпись написана на дощечке шрифтом, применяемым в XVIII веке, а теперь взгляните на стену: - старик подсветил стену и прочитал надпись, вычертаную на долгие века: «Выкопан грошей горшок».
- Значит табличку оставили… - смущенно изложил свое мнение Семен.
- Более того, на радостях эти кладоискатели совсем не притронулись к остальным вещам, находящимся в захоронении.
- Захоронении? – удивился Андрей.
- Давайте изучим оставшиеся предметы, - предложил ВИ.
Концессионеры собрали и аккуратно разместили на большой простыни все «неинтересные» для прошлого поколения кладоискателей «остатки былой роскоши» наших предков. Это были керамические посудины с изображением креста.
- Это, наверное, горшки первых христиан, - обрадовался Семен, решив, что старик именно в этих предметах нашел более ценные экземпляры, подтверждающие теорию раннего «обожествления» языческих славян.
- Не совсем, - ответил господин Шмидт, крест в сознании граждан римской империи и наших язычников был орудием позорной казни! Потребовалось несколько поколений, чтобы этот крест стал тем, чем он является сейчас – распятием. А вот обратите внимание на этот экземпляр. – Старик указал на стоящую с боку остальных предметов вазу: наиболее распространённые символы христианской веры того периода, - это изображение рыбы и виноградной лозы.
- Но где же здесь лоза? – удивился Семен, рассматривая две волнистые линии, изображенные на вазе.
- Две волнистые линии параллельные земле – это изображение говорящее, что в сосуде находится вода, - улыбнувшись добавил старик, - а перпендикулярно расположенные линии говорили о нахождении в сосуде вина – также линии и являются типичным для славянской керамики отображением виноградной лозы.
- Но на этой вазе еще вычерчены какие-то символы, - изучив изображение произнес Андрей.
- Да, Вы правы, господин Глаголев, - подтвердил старик, - эта ваза преинтереснейшая находка и как выражается Семен, - потянет на миллион долларов.
- Неужели? – удивился Семен, а что же в ней такого ценного?
- Это ваза с изображением календаря, - ответил ВИ, - календарь расположен кругом на широком поле венчика и состоит из 12-ти секций – от января до декабря, если двигаться по часовой стрелке, каждый месяц обозначен символом или несколькими символами, обозначение которых связано с сельскохозяйственными циклами.
Вот смотрите, изображения косых крестов помещены в клеймах – по одному на знак – январю, марту, а июню – два знака – они означают давнюю традицию добывания «живого огня». Это происходило трижды в год – в период зимнего, летнего солнцестояния и в весеннее равноденствие. 
- И что это дает нам необычного? – спросил старика Иван.
- А то, что сказанное мной относится к языческим традициям славян, но и имеет место в их христианском обновленном обиходе: - Январский знак будет соответствовать празднику богоявления (крещения Иисуса Иоанном Предтечей), который отмечается 6 января; - Мартовский знак символизирует христианскую пасху, то есть распятие Иисуса на кресте и его воскрешение на третий день, он семантически слился с днем весеннего равноденствия; - а на июнь приходилось два праздника, связанных с идеей креста и крещения, - добавил ВИ.
- Поэтому и 2 креста, - поддержал Иван.
- Да, добавил старик - сошествие святого духа (троица или пятидесятница) и Иоанна Крестителя.
- Так что, получается на языческие праздники наложили христианские? – снова удивился Андрей.
- Да, но не только, - повторил старик, - а вот эта ваза говорит нам совершенно о другом. - ВИ показал присутствующим следующее керамическое изделие, - вот Троица (Семик, или Ярилин день) – символ «молодое дерево»; -  Иванов день (Купала) — два косых креста; - Ильин день (Перуна) – знак грома, или колеса (или плавно оформленного шестиугольника) с шестью спицами. И эти вазы, как Вы видите находятся в одном захоронении.
- Захоронении? – удивился теперь Иван.
- Да, - подтвердил старик. - Вот смотрите. - Он направил факел в самый дальний угол стены. – Здесь две могилы. Одна язычника, другая христианина.
- Почему Вы так решили?
- В одном захоронении – нет ничего – ни одной монеты или металлических предметов – пряжек, украшений, заколок. Следовательно, покойника клали в могилу абсолютно нагим – без одежды, окутывая в ткань. Это противоречит языческим представлениям о материальной загробной жизни. В этой могиле нет даже остатков жертвенной пищи, бытовых предметов, оружия, - того, что как раз находится в могиле номер два.
- Если я правильно понял, здесь похоронена семья? – высказал свое мнение Андрей.
- Да – она – христианка, он – знатного рода язычник.
- Знатного рода? – удивился Семен.
- Именно, - добавил старик, - во-первых, - внутри яма женщины, не имеющая ничего кроме керамической посуды для хранения жидкости, поддерживающей ритуальный культ омывания усопшей по христианской традиции – кувшин с вином, водой и елейным маслом, оббита с внутренней стороны деревом. Это могли в то время позволить себе знатные семьи. А могила язычника – мужа, если не учитывать золотые и серебряные монеты, забранные нашими предшественниками кладоискателями, явно находившиеся здесь, «забита» до отказа уже сгнившими медными запонками и пряжками, и большим количеством яств.
Старик указал на кости маленького размера, очень в первом приближении напоминающие молочного поросенка и нескольких куропаток.
- Но самое интересное находится вот здесь, - старик указал на какой-то металлический брусок, лежащий недалеко от вазы, - это формочка для отлития крестиков.
- Ну и о чем это говорит?
- Если бы мы нашли сам крестик, - добавил ВИ, - то их могли бы привезти и одеть на супругу и этого знатного вельможу, а здесь формочка! Она говорит о массовом местном производстве.
- Значит в давние времена до Владимира в Киеве была христианская община? – уточнил Семен.
- Не просто была, а «плодилась и размножалась» совместно с языческими своими соплеменниками, - ответил старик. – И прекрасно, значит с ними уживались!
- Но причем здесь подпись, гласящая о кладе Ярослава! – восклицательное произнес Андрей, - и что эта табличка может делать в захоронении людей, которые явно в несколько сот раз старее Ярослава Мудрого?
- Эта табличка не имеет ничего общего с данным захоронением, но ее нахождение здесь не случайно, - произнес ВИ, - мы находимся под Храмом Святой Софии Киевской.
В 1037-м году в Софийском соборе была основана первая в Киевской Руси библиотека – именно этими книгами, собранными Ярославом Мудрым из переданных ему по наследству от пращуров своих рукописных творений как местного производства, так и в свое время «экспроприированных» из захваченных территорий, пользовались летописцы, князья и просвещённые люди Киева. Но что произошло с ней после смерти Ярослава, как Вы уже поняли неизвестно. Эта табличка говорит только о том, что в начале прошлого века, точнее в 1916-м году была найдена точно такая же надпись в подземных галереях Софии, через некоторое время снова берестовая табличка «всплыла» во втором экземпляре – и вот следующий фрагмент, аналогичного содержания.
- Просто какое-то ксерокопирование, - рассмеялся Семен, - какая же из них реальная?
- Я думаю, что никакая, - ответил Андрей.
- Действительно, - поддержал старик, - одни считают, что это подделка, другие, что это правда, - но никому не удалось найти ту ниточку, которая провела бы их по запутанным лабиринтам столетий и разгадке тайн «сокровищ Ярослава» …
- Но почему тогда Вы считаете, что мы находимся под Софийским собором? – удивился Иван.
- На это есть несколько причин, - ответил ВИ, - первая из них заключается в том, что скорее всего, в свое время, чтобы оттолкнуть возможных посягателей на свое богатство, Ярослав издал специальный указ разбросать такие таблички в разных местах с целью дезинформации о реальном нахождении библиотеки. Находившие табличку с минимальным «благом» в виде, максимум горшка серебряных монет, нечестивые на руку дестроеры захоронений с «чувством выполненного дела» удалялись на заслуженный отдых, рассказывая всем, что именно они нашли клад – сокровища князя киевского. Происходил по статистике выброс таких берестяных начертаний недалеко от храма Софии Киевской.
- А второе, - перебил старика Семен.
- Второе, - старик подошел к Андрею и передал ему фрагмент берестяной коры, - смотрите на надпись в низу текста.
- Здесь нет никакой надписи, а только символ, - произнес Андрей.
- Какой? –уточнил старик.
- Похоже на цветок ромашки, - ответил Андрей.
- Правильно, - добавил ВИ, - именно это изображение и является родовым гербом Ярослава Мудрого.
- Значит сам Ярослав и распространял дезинформацию, путешествия по лабиринтам подземелий киевских? – спросил Семен.
- Но я думаю, что путешествовал и «распространял» эти таблички он только в пределах Софийского собора, - ответил старик, - причем специально уведомив всю общественность об этом, что и было записано в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам».
Кстати это вся историческая информация о библиотеке, дошедшая до нас в официальных источниках, - вздохнув, закончил он.
Итак, - подытожил Андрей, - известна точная дата и указано место расположения библиотеки – Софийский собор. – Но нет точного количества книг, - упомянута фраза «книги многи».
- Да, - подтвердил старик, - это место – Софийский собор стал центром всей Киевской Руси, и, хотя вблизи собора и проводились знаменитые Киевские Вече, однако сам собор стал резиденцией митрополита и первой для греков кафедральной церковью, которая должна была затмить роскошь и славу Владимирова кафедрального храма - Успения Богородицы (Десятинная церковь). Для греков этот храм был нежелательным символом автономии русской церкви, да и мощи 4-го Папы Римского хранящегося здесь не давали им покоя. Для предания своего возвеличивания митрополит Феопемтом в 1039 году повторно освещает храм и в середине года отбывает в Константинополь, где участвует в патриаршем синоде.
Десятинная церковь теперь отошла в тень, несмотря на то, что там покоились останки крестителя Руси, его греческой супруги Анны и его бабушки княгини Ольги. Итак, произошел целый канонический переворот, и русская церковь влилась в русло Константинопольского патриархата как одна из его митрополий. На нее распространялись права патриархов по наставления митрополитов, вызова их к себе на соборы, суда над ними, апелляции на суд митрополитов.   
Приняв церковную зависимость от Константинополя, киевская церковь стала зависимой не только от константинопольских патриархов, но и в определенной степени от византийских императоров. Образование национальной церкви не соответствовало ни религиозным, ни политическим интересам греков. Они хотели иметь в Киеве свою колонию и не допускали, чтобы в Киеве правили митрополиты – русы, и чтобы сформировалась национальная церковь. В связи с чем организовали здесь первую школу, мастерские переводчиков и переписчиков книг – «И начала вера христианская расширяться и процветать, черноризцы и монастыри множиться, так как Ярослав любил церковные уставы и чины духовные почитал; а кроме того к черноризцам и книгам прилежал, читая часто во дни и в ночи… переводя с греческого на славянский язык. Также повелел книги многие составить для учения народа, да наслаждаются учением божественным...».
 - А насчет книг? – меркантильно уточнил Иван, - сколько их было в объеме? 1000, 10000, или более того?
- Давайте анализировать, - подумав начал товарищ Шмидт, - у Ярослава в школе и в мастерских было не более 20-ти переводчиков вместе с приглашенными из других земель. Чтобы перевести 500 томов им необходимо было бы просидеть без перерыва на минимальный отдых 13 лет.
Рукописные книги того времени стоили дорого. Счастливый же обладатель одного манускрипта в то время был несомненно богачом. Десяток книг стоил состояние. А сотню книг мог позволить себе лишь человек голубых кровей. Так и сам Ярослав… книги, книгами…, но не все же книжки читать, и князю нужно на что-то жить, да и повоевать не грех с нехристями. И ходил Ярослав в 1038 году на ятвягов и победил их, но градов их взять не мог, ибо не хотел со стенами биться и людей терять, скота же и имения по селам множество побрав, возвратился.
- Всего лишь сотню? – не обращая на похождения Ярослава задумчиво-взвешивая произнес Семен.
- Да, - как бы читая его мысли улыбнувшись произнес старик, - каждая рукописная книга была настоящим шедевром и имела свое неповторимое лицо. Двух одинаковых книг не было и не могло было быть! Тексты писали на дорогом и редком для того времени, как его называли «пергамине».
- Что это за «пергамин»?
- Этот материал выделывался из кожи телят или молодых овец, - и для затравки добавил ВИ, - для написания книги среднего размера требовалось едва ли не целое стадо телят. Оклады же этих рукописных – украшались золотом и серебром, обильно посыпались каменьями драгоценными – алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом.
- Так что же Вы сразу этого нам не сказали! – закричал Семен, - вот где, значит, драгоценности прятались – в книгах!
- Да, - грустно улыбнулся старик, - до настоящего времени уцелело совсем немного – единицы рукописных книг. И находка еще одной стала бы подлинной сенсацией в научном мире. А теперь, представьте себе, что было бы если бы отыскали десяток, сотню и даже тысячу книг Ярослава Мудрого!
- Теперь становится понятно, почему Ярослав тоже оберегал свою коллекцию, произнес Иван.
- Действительно, - подтвердил Семен, - нет ничего удивительного, что такое множество раз пытались найти эту библиотеку великого князя.
- Князь Ярослав Мудрый «положил книги» в Софийском соборе Киева, - логично предположить, что и первые свои тайники у Ярослава так же были здесь, в подземельях – на всякий случай, для оперативного захоронения достаточно тяжелых и объемных манускриптов.
- Смотрите, если сейчас пройти от подобранной дощечки, - старик начал делать медленные шаги, - мы обнаружим…
- Заваленный «современными» кирпичами тупик, - рассмеялся Семен.
- И еще простым хозяйственным мусором, - добавил Иван.
- А вот здесь, дерзайте, - добавил старик.
Трое более молодых людей принялись спешно разгребать останки жизнедеятельности «аборигенов» XX века, планомерно погруженных с верхних слоев современности в пучину лабиринтов своих предков…
***
- Здесь когда-то были раскопки, - послышался сверху, над головой концессионеров женский протокольный голос видимо достаточно вжившегося в роль экскурсовода, - а теперь пройдемте в глубину заповедника.
- Мы в раю? – произнес Иван.
- Нет, - тихо ответил старик, - мы как раз и находимся в Софийском соборе.
- Здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись земли Русской, переписывались и переводились книги, проводилась церемония восхождения князей на Киевский престол, прием послов. Так же здесь располагаются и усыпальницы великих князей, - продолжал речетативить сухой голос экскурсовода, уводящих приезжих, - в XI-XIII веках Собор неоднократно разорялся половцами и печенегами, а в 1240-м татаромонголами, – ханом Батыем храм был разрушен… а теперь пройдемте, посмотрим настоящий бриллиант Софии – фрески XI века, созданные византийскими мастерами…
 Вдохнув воздух свободы, плавно перемещающийся через обычный зеленый штакетный забор, ограждающий участок земли около Собора Софии Киевской, Семен в силу своей специфичности отсиженного произнес:
Да, нам повезло, что туристы обходят это место стороной, между тем это место очень приинтереснейшее для быстрого и незаметного заметания следов. Оно укрыто от посторонних глаз, - Семен обратил внимание на табличку: «Раскопки».
- Вы абсолютно правы, - добавил старик, никто не сможет подумать, что именно здесь расположен вход в таинственные подземелья.
- А обнаружить его помог нам, его величество случай, - спокойно произнес Андрей, кстати господин Шмидт Вы говорили и указывали нам на совершенно разумные и здравые действия, словно были в этом месте не один раз?!
Старик, немного смутившись, ответил: - Вы абсолютно правы, только я был в этом месте не изнутри, а много раз подходил к данному забору с наружи и мне никак не получалось «зайти! За территорию этих зеленых преград.
В свое время ко мне, за определенную конечно плату, в период развала Союза нашего, попал один пренеприятнейший отчетец археологической экспедиции 1916 года, хранившийся более 70 лет в Петрограде, причем за это время никто даже не открыл и не разрезал страницы, не придав за период пролетарского правления этому отчету вообще никакого значения.
Вот что значилось в протоколе археологической комиссии:
1.Раскопки проводились силами солдат из школы прапорщиков, обосновавшейся в бывшем духовном училище Софийского собора;
2.Солдаты «совсем отбились от рук и не слушали археологов, а начальник школы самолично занимался кладоискательством».
- Так вот, кто разрыл захоронение, - воскликнул Семен.
- Скорее всего, - кивнул головой старик, - именно под «чутким руководством» этого начальника школы солдаты «прорыли параллельно траншею и чуть не разрушили фундамент строений софийских». А так как время было не спокойное – 1916-й все-таки, то раскопки решили приостановить – шла война, - голод, разруха царили в Империи…
- Значит этот неприятный зеленый забор с горкой битого кирпича и есть вход в Софийские подземелья? – произнес Андрей.
- Из которого мы и выбрались только что, - вздохнув ответил старик.
- Значит библиотеки здесь никакой нет, - добавил Андрей.
- Уже нет, - произнес старик, - но отрицательный результат, это тоже результат, пора идти вниз – и продолжать наши поиски…


Рецензии