Наследство Пророка Глава 17. В лабиринте-Лавра

- В 1040 году проникновение Византии в духовный и культурный мир Руси, хоть и с попустительства Ярослава, однако заставило последнего задуматься о союзниках, которые могли б содействовать ему в этом противостоянии. И он начинает налаживание международных отношений со Священной Римской империей, которая противостояла константинопольской религиозной верхушке, послав в Германию свое посольство. Сам же Ярослав, а в последствии и его наследники, начал создавать собственную церковную иерархию, - «добивая» чашечку горячего чая произнес старик на одном из очередных привалов, - и для этого необходимо было иметь собственные монастыри.
- Если я правильно Вас понял, - перебил Андрей, - поэтому на Киевской земле и выросли, словно грибы православные монастыри.
- Именно, - добавил ВИ, - и главным среди них был Печерский. Я думаю, что искать нам книги Ярослава, необходимо, как раз в нем.
- На это есть веские причины? – выразился Семен.
- Смотрите, вскоре после создания монастыря, в нем вводится так называемый Студийский устав, который требовал, чтобы «монахи в свободное время читали духовные книги». Это способствовало созданию в Печерском монастыре большой библиотеки, у истоков которой стоял митрополит Илларион.
А было это так - Ярослав же после смерти митрополита русского Кирилла І, поскольку имел со греками великое несогласие, не желая более патриархам цареградским допустить над Русью властвовать и богатство истощать, велел, собрав епископов русских, по правилам святых апостолов избрав, митрополита поставить. Епископы же, сошедшись, избрали и поставили в митрополиты Иллариона - пресвитера (священнослужитель - ниже епископа и выше диакона) в любимой резиденции боголюбивого князя Ярослава в селе Берестове, в церкви там стоящей святых апостолов Петра и Павла (! – замете), который был русом, а прежде него все, кроме Михаила, были греки и болгары.
Илларион же, будучи мужем благонравным и книжным, став русским митрополитом, развернул интенсивную работу по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский язык.
Здесь сделаем небольшое отступление и скажем что основная масса литературы (летописи, религиозные сочинения и др.) писалась на церковнославянском языке, т.е. на древнерусском диалекте старославянского или древнеболгарского языка, на котором во второй половине IX века Константином и Мефодием и их учениками были сделаны переводы греческих богослужебных книг. Первоначально он распространялся церковно-книжным путем среди южных и западных славян, а после крещения Руси стал широко распространяться тем же путем и среди восточных славян.
Однако ни одна из форм церковнославянского языка не была тождественна с древнерусским языком (сведения о котором чрезвычайно отрывочны ввиду малочисленности письменных памятников), хотя на Руси использовались оба и, естественно, они не могли не влиять друг на друга. В тоже время церковнославянский язык, никогда не был разговорным, на нём мог общаться только узкий круг людей.
Сам же древнерусский язык так же не был единым, а включал множество разных диалектов и представлял собой результат их процесса сближения, который способствовал объединению восточных славян в составе Киевской Руси. В XI веке в древнерусском языке выделяются диалектные зоны с разными этническими наслоениями в формировании диалекта: юго-западная (иранское наслоение), западная (балтийское), северо-западная (балтийское и нормандское), северо-восточная (финно-угорское), юго-восточная (финно-угорское и иранское).
Правда, кроме множества устных диалектов существовала и относительно стандартизированная письменная форма древнерусского языка, использовавшаяся в основном для юридических документов. Считается, что в основе этого письменного языка в Киевской Руси лежал древнекиевский диалект, который можно ассоциировать с протоукраинским языком, а графико-орфографическая система древнерусского языка, так же, как и древнеукраинского только начинала складываться с середины XI века.
Однако ж вернемся к нашей библиотеки, - дожевывая бутерброд промямлил старик.
- Но причем же здесь Илларион, если книгами реально мог распоряжаться только тот, кто получил одобрение у Ярослава, - и причем здесь Лавра?
Илларион – участник реформы византийского канонического права на Руси: он являлся одним из составителей Церковного устава Ярослава Мудрого, закреплявшего правовую независимость русской церкви и основы ее материального существования. В 1053 году был принесен в жертву международным государственным интересам - примирением между Русью и Византией, санкционированным династическим браком дочери императора с сыном киевского князя. Он вернулся в Печерский монастырь простым монахом, - отреагировал ВИ, - и стал живым связующим звеном между книжниками Ярославовой библиотеки, переводившими довольно широкий по тематике круг произведений, и книжниками Киево-Печерского монастыря - первыми русскими историографами, о чем и говорится в писания о нем из Киево-Печерского Патерика: «Сей черноризец бяже бо хитр книгам писати, сей по все дни и ночи писаше книги».
- То есть Вы хотите сказать, что любовь опального митрополита к книгам была притчей во языцех, - произнес, «добивая» свою порцию горячительного Андрей.
- Возможно, - улыбнулся ВИ, - переход Иллариона из Софии в Киево-Печерский монастырь не был очень уж спешным и неожиданным. Он мог заранее подготовиться к этому и вывезти библиотеку или ее часть в монастырь, т.к. кончина Ярослава в 1054 году тоже не была неожиданной. Князь, который прошел уже 70 -летний рубеж, заблаговременно готовился оставить мир и оставил, как мы помним завещание, и немаловажное значение здесь имело разделение церквей, произошедшее в этом же году.
- Так получается, что это событие могло послужить началу Печерского Лаврского книжного собрания? – добавил Семен, - а забранная у Софии книжная библиотека быстро увеличивалась собраниями игуменов и простых монахов?
- Я думаю это отчасти правда, - ответил старик, - именно в XI веке, после смерти греческих иконописцев, расписавших монастырские храмы Лавры, в Успенском соборе, где расположились их книги греческие, на хорах, в правом углу собора достаточно оперативно возникло в «несколько раз книг более, чем ранее было», причем книги эти распределили на две части – церковные книги и «ученые».
- А «ученые» могли возникнуть в Лавре… - сказал Андрей.
- Из Софии киевской, - продолжил мысль Андрея Семен.
- Кроме того, - добавил старик, - «Киево-Печерский Патерик» неоднократно уточняет о том, как Никон и Илларион писали книги, а Феодосий Печерский «прял нити для переплетов».
- Значит Илларион забрал книги у своего князя? – удивился «догнавший» ситуацию Иван.
- Я сказал, что эта версия отчасти правдива, - ответил старик, - дело в том, что в 1106-м году Печерская библиотека была пополнена за счет Николы Святоши.
- Николы Святоши? – уточнил Андрей.
- Под этим именем принял постриг в монахи Святослав, в крещении Панкратий, сын черниговского князя Давида Святославича, правнук Ярослава Мудрого. Он передал в дар свою часть книг в Лару, значительно превышающую «общее количество книг Печерских». Данными книгами как раз и воспользовался Нестор Летописец при написании своей знаменитой «Повести временных лет».
- Значит книги находятся в Лавре и нам нечего искать их под землей, - резюмировал Семен.
- Все это конечно было бы так, - отреагировал старик, - если бы не одно, но. Печерская библиотека, успешно пережившая «татаро-монгольское» нашествие, так же была утеряна.
- Как? – в недоумении произнес Иван, - и эта также пропала, когда?
- 22 апреля 1718 года в Лавре вспыхнул грандиозный пожар. Сгорели не только древние деревянные постройки; серьезно пострадали и каменные здания. Все превратилось в пепел.
- Значит библиотека не пропала, а сгорела, - сделал вывод Андрей.
- Так думали и местные хроникеры событий, - ответил старик: «От неприятностей иноками было сбережено множество рукописей, некоторые неизвестные даже учеными мужами того времени – подлинные грамоты великих князей и государей наших русских, несколько тысяч печатных книг – все истреблено огнем. Потеря невозвратная!».
-Но есть одна загвоздка, - улыбнулся ВИ, - в 1653-м году один из монахов проговорился, что слышал в Печерском монастыре есть прекрасное книгохранилище с бесчисленным количеством книг, в том числе пергаментных работ Византийских. Книгам тем не менее 1500 лет в отдельных экземплярах, остальные же периода князя Ярослава Мудрого. И хранилище это находится…
- В подземельях Лаврских, - добавил Иван.
- Вы как всегда правы, - улыбнулся ВИ, - монахи обычно прятали свои бесценные реликвии в своих пещерах. Прятали действительно часто, а вот возвращали на свое место, спрятанное далеко не всегда.
- Следовательно монахи предполагали, что в Лавре будет пожар?
- Может быть и так, - добавил ВИ, - кстати из самых надежных мест для тайников книг старинных – именно лабиринты Ближних и Дальних Лаврских катакомб. А во время Ярослава Мудрого они как раз и существовали. Именно по потаенным ходам Илларион пронес в Лавру книги от Софии Киевской в свою келью, которая и была тем местом, где писал книги в дальнейшем Илларион и был хранителем ценнейших церковных реликвий от иноверцев.
- Но почему именно в кельи, и откуда у Вас такая определенность? – спросил Семен у старика.
- Дело в том, что мы сейчас как раз и находимся недалеко от этой кельи, - улыбнувшись произнес ВИ. - Мне посчастливилось еще в мои молодые годы несколько лет подряд бывать в этих местах, на основании моих похождений я составил карту пещерных Лаврских лабиринтов.
- Так значит, мы дошли по пещерным ходам из Софии в Печерскую Лавру? – удивился Семен.
- Да, - подтвердил старик, - мы как раз и находимся в Лавре, точнее под ней, где-то в районе подземелья Свято-Успенского собора, взорванного в 1941-м году. Именно «благодаря» взорванной святыне немецкие археологи, которых понаехало вместе с фашистскими войсками, занявшими Киев, ничего не смогли найти ценного и увезти из Лавры к себе в Германию.

- А что это? – удивленно воскликнул Семен.
- Это гроб одного из основателей монастыря, Феодосия Печерского, - ответил старик, - кстати, драгоценный. На его украшение пошло 50 гривен золота и 500 гривен серебра. Эту священную реликвию вместе с другими святынями спрятали от «татаро-монголов» в 1240-м году.
- Как можно было забыть о таких сокровищах! – облизывая губы, почти прокричал Семен.
- А как могли забыть о монастырской казне, которую нашли в 1898-м году? – отреагировал ВИ.
- Казне? – переспросил Семен.
- Да, - подтвердил старик, - при очередном ремонте Успенского собора на его хорах обнаружили большой деревянный бочонок и четыре оловянных сосуда, доверху заполненных золотыми и серебряными монетами. Весило золото 1 пуд 22 фунта 47 золотников, серебро 18 пудов. Помните господин Глаголев, я Вам об этом рассказывал.
- Да, - подтвердил Андрей, - оказалось, что казну, как Вы говорили, умышленно припрятали после пожара 1718 года.
- Ну что же нам делать с этим золотым саркофагом? – потирая руки произнес Семен.
- Ничего, - отреагировал старик, - но понимая Вас мы передадим нашу находку в общий государственный фонд как единое целое произведение. После оценки Вы получите свою долю.
- Действительно. - Я как-то об этом не подумал, - успокоившись произнес Семен, - Вы вовремя остановили мой порыв пилить этот огромный прямоугольник на части.
- Но почему этот саркофаг был забыт самими монахами? И не найден был до сих пор? – удивился Иван.
- После ужасной эпидемии чумы 1769-1771 годов многие монахи не выжили, особенно боле пожилые жители Лавры, - ответил старик, - кроме саркофага этого много еще вещей потеряно было.
- В том числе и библиотека Ярослава? – резюмировал Андрей.
- А теперь взгляните на это, - старик указал присутствующим на металлическую станину, стоящую в углу данного подземного помещения, - это первый печатный станок первой на Руси типографии.
- Что, даже раньше Острожской? – удивился Андрей.
- Значительно, - подтвердил ВИ, - так что Библию первую все-таки в Лавре издано было в печатном виде.
- А как на счет «Киево-Печерского Патерика», - задал вопрос Андрей, - Вы постоянно в своих рассказах упоминаете это произведение.
- «Киево-Печерский Патерик» был самым древним и наиболее известным на Руси, - ответил старик, - упоминаемые в нем Лаврские подвижники совершали свое земное служение в XI – начале XIII веков. При этом сам «Киево-Печерский Патерик», как единая книга, оформлялся позднее, на рубеже XIV-XV веков. В состав этой книги вошли творения, написанные разными авторами в разное время и в разных местах.
- Что это за творения? – уточнил Андрей.
- Это посвященные лаврским подвижникам отрывки из древнерусских летописей, составленные преподобным Нестором Летописцем (умер в 1111 году), «Житие преподобного Феодосия Печерского», творение святого епископа Суздальского Симона (умер в 1226 году) и современного ему лаврского инока Поликарпа, - ответил старик, - ну что прогуляемся до кельи Иллариона по лавре подземной.
- Почему по лавре подземной? – переспросил Иван.
- «Лавра» - в переводе с греческого – «улица», - ответил старик.
- А что есть отличия в подземных помещениях Лавры?
- Лаврские подземелья делятся на четыре вида, - улыбнулся ВИ: - собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, ионическим кладбищем и местом паломничества; - потаенные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; - хозяйственные погреба, имеющие порой много камер отделений и этажей; - инженерные коммуникации – отопительные и водоотводные каналы.
Проходя сквозь лабиринт подземелий Андрей, наблюдая за кельями усопших монахов, произнес:
- Кстати, я читал про 120 человек, входящих в Собор Преподобных Печерских, если я правильно понимаю, мы сейчас находимся среди них?
- Не 120-ти, - уточнил, передвигаясь за Андреем, старик, - в 1917-м, к моменту Октябрьской революции в Ближних и Дальних пещерах можно было увидеть 118 гробниц с поучивающимися в них мощами святых. Вместе с лежащими «под спудом» мощами преподобного Антония в Ближних пещерах и преподобного Феодосия в Великой Лаврской церкви, а также почивавшими в указанном храме мощами святого митрополита Михаила, число святы достигла 121.
Помимо Лаврских святых в Собор входили некоторые святые, чья земная жизнь не была связана с Лаврой, но чьи мощи оказались здесь при тех или иных обстоятельствах.
- С чем это связано? – спросил Иван.
- Это связано с тем, - добавил ВИ, - что почитание Печерских святых всегда было тесно связано с Лаврскими пещерами как местом подвига и пребывание мощей большинства преподобных. Но в силу указанного обстоятельства, при упоминании Собора Печерских Святых к последнему не относили многих других подвижников Руси, временно живших в Лавре. Между тем, это знаменитые подвижники.
- Кто, например? – уточнил Андрей.
- Например: - святой Серапион Владимирский; - Стефан Брестский; - Макарий Овручский; - Феодосий Черниговский; - Иннокентий Ростовский. - Все они по праву могут относится к преподобным Печерским святым, - произнес старик, и еще хочу добавить, что в 1643 году к Преподобным Печерским были причислены еще десять епископов древнерусского времени, являвшихся выходцами из Лавры. Один из них св. Дионисий Суздальский, постриженик Лавры.
Та же к лику святых были причислены и: - митрополит Петр Могила; - Павел Тобольский; - Филарет (Амфитеатров); - Владимир (Богоявленский). – Почивают они в Лавре, а вот другие святые: - Досифей; - Феофил Парфений; - Паисий; - Алексий; - Иона Киевский; - Паисий Величковский; - Кукша Одесский. – почивают в пределах Киева – вне Лавры Печерской.
Кроме того, на иконах Собора Преподобных Печерских изображаются так же святые: - князь Владимир; - князья Борис и Глеб; - княгиня Ольга; - мученица Варвара.
Будете удивлены, - добавил ВИ, - с 30-х годов XVII до 30-х годов XX века здесь хранится и перст святого архидьякона Стефана.
А одна из мироточивых глав в этих пещерах принадлежит св. Клименту Римскому и принесена была еще в древнерусское время.
Таким образом, Собор Преподобных Печерских насчитывает 160 человек! – заявил, шагая старик, - подвижников по «житиям», которых можно изучать историю православия от Рождества Христового до 60-х годов XX века и чьи земные труды совершались в пространстве от Иерусалима на юге до Петербурга на севере и от Рима на западе до Сибири на востоке.
Вот это и есть самое главное богатство нашей земли – память и уважение традиций наших предков, принесших себя в жертву ради благосостояния и духовного обогащения земель Русских! – закончил ВИ.
Я слышал, что согласно древним былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Ильи Муромца? - задал вопрос Иван, так давно крутившейся в его голове.
- Этот вопрос не был упомянут в «Киево-Печерском Патерике», - начал разъяснение старик, - но это нашло отражение в ряде других письменных источниках.
- Например? –переспросил Андрей.
- Например, - в посвященной описанию Лавры и изданной в 1638-м году книге «Тератургима». В ней лаврский инок Афанасий Кальнофойский пишет, что в пещерах почивает святой Илья, которого еще называют Чобитком – богатырь, который однажды отбился от врагов своим сапогом – чобитком. А в Софийском Соборе была гробница богатыря Ильи Муромца.
- Значит до Лавры эти мощи перекочевали также из Софии! – подытожил Семен.
- А какой рост был у Ильи? – поинтересовался Иван.
- Рост Ильи Муромца был 177 сантиметров, что для Древней Руси было внушительно, - ответил ВИ, - кроме того, хочу Вам сообщить указания былины на неподвижность святого Ильи 30 лет соответствует действительности. После изучения позвоночника св. Ильи ученые сделали такой вывод. И опять же, кроме того, на теле найдены были боевые раны, одна из которых стала, видимо, смертельной.
- А когда жил Илья? – завершил свой расспрос Иван.
- Сильный, развитый в физическом плане Илья, согласно того же «Тератургима» жил в XII веке, - спокойно шагая ответил старик.
- Вы сказали, что мощи Антония пребывают «под спудом»? – решил разобраться со словосочетание Андрей.
- Это значит, что мощи не найдены до сих пор, - ответил ВИ, - перед своей кончиной преподобный Антоний преподал братии назидание, а затем направился взглянуть пещеры. И в это миг между ним и его учениками «обрушилась земля».
Когда же иноки попытались раскопать завал, то «на встречу им вырвались огонь и вода».
- Мистика какая-то, - произнес Семен.
- Вот мы и пришли, - подойдя к маленькому и абсолютно неуютному помещению произнес старик, и, подсветив фонарем стену, вздохнув, прочитал: «Книги Ярослава, иноком Илларионом принесенные, Лаврскими братьями сохраненные, в пещерах сбереженные! И вскоре предстанут пред потомками нашими во всей красоте и чистоте правды земли Русской исконной и освещенной свыше» …
- Значит, не судьба, - произнес Андрей, - значит нам предстоит далее продолжать поиски сокровищ Ярослава Мудрого… Есть ли какие-либо версии?
- Есть, - ответил старик, - нам не так далеко предстоит пройтись от данного места. Я думаю, мы на верном пути…


Рецензии