Сверхразумные игры

Сверхразумные игры

   В своё время я был большой любитель социальных и политических игр. Видимо, в жизни не осуществилась мечта идиота, и я искал свою реализацию в подобных действах. Это забавляло меня, придавало силы, и побуждало делать весьма интересные выводы. Игры эти были похожи то ли на тренинги, коучинги, как это модно сейчас, но всегда они были с каким-то потусторонним смыслом, примерно, как в рассказе «Вавилонская библиотека»  Хорхе Луиса Борхеса.

   Это было нечто подобное игре «Мафия». Только не хватало  в них главного – они уводили меня от реалий желаемой будущей жизни, создавая лишь иллюзию будущего. Каждый раз я был опустошён. Но вот одна игра  зацепила моё философское воображение. Кто её придумал – марксисты? Антикапиталисты? Не знаю. Это не разглашалось. Но подразумевалось, что каждый в этой игре должен узнать существующую систему и убедиться в её порочности.

   Наткнулся я на них случайно в соцсетях: время, место, симуляция, раскрытие темы – всё заинтересовало меня в пояснениях. И, недолго думая, я двинулся навстречу.

   Просторный светлый зал с видом на залив (место я не называю сознательно). И, первое, что бросилось мне в глаза – это большая надпись: «Пусть каждый в себе воспитает честного гражданина, и тогда в стране не останется места для …» Последнего слова в лозунге не было. В этом состояла задумка игры – каждый должен был догадаться сам, что подразумевается.
- Что ж, посмотрим, - подумал я.

   А тем временем, в зал, где посередине стоял стол с какими-то кнопками, стульями и велотренажёрами, стали собираться люди. Они были абсолютно разные по возрасту, достатку, виду. Мужчины и женщины. Я не обнаружил каких-то товарищей или идейных групп. Или это сознательно ими скрывалось. Так как в предупреждении к игре это правило звучало: среди участников не должно существовать устойчивых кланов. Но было видно, что всех пришедших тема игры интересна.

 И вот, когда все собрались  за столом, и стали друг друга осматривать в нетерпении, появился ведущий.   Это был весьма опрятный молодой человек, с подвижной мимикой и притягательной внешностью. Чёрный блестящий костюм. Когда он начинал говорить, вместе с речью двигались и его руки, как бы отвлекая слушателей от сути, и в тоже время, придавая словам большей убедительности. Но похож он был более на фокусника, чем на ведущего.
- Здравствуйте. Я вас приветствую, как участников социальной игры, автор которой пожелал остаться неизвестным. Названия у неё тоже нет. Чтобы выйдя из этого помещения, никто не мог высказать свои подозрения властным структурам. Надеюсь, что все ознакомлены с правилами?
Многие потупили взгляды, поскольку, как это бывает в коллективе из незнакомых людей – никто не желал брать на себя ответственность за общее мнение. А это так важно. И вопрос этот прозвучал не просто так.
- Да, - ответил кто-то
- Главное, - никто не может покинуть проект до полного его окончания. Что ж, тогда начнём. Вас 20 человек. Представьте себе, что вы трудитесь  внутри собственного государства, на его и своё благо. Ваше утро начинается с работы. Команда «Работа!» заставляет вас идти на велотренажёр – прототип вашего предприятия, где вы начинаете приносить материальные блага – вы крутите педали, а он вырабатывает ток. У каждого стоит счётчик, где указывается – сколько  вы наработали киловатт. Каждый киловатт приносит вам 5 тысяч коинов. Для начала игры у каждого должно стать  по 5 тысяч коинов.
Игра начинается!
Утро.

После этой команды ассистенты закрыли на замки входные двери. Загорелись табло на стенах, а свет чуть был приглушён. Пока не все ещё привыкли к командам, и прозвучавшее «За работу!» застало многих врасплох. Начало было забавным. Кому-то было легко адаптироваться, и он сразу нашёл своё место. Секундомеры были включены и тренажёры-предприятия стали посылать на счётчики свою прибыль. А ассистенты  следили за «эффективностью» каждого «предприятия». Мы старались от души. И через некоторое время, слегка почувствовав усталость, добились нужных результатов. Ассистенты вручили каждому по пять больших жетонов.
- Прошу всех за стол, - объявил ведущий.

Стол был большим и круглым и вмещал 20 человек. Напротив каждого была большая красная кнопка.  Я знал, что в начале каждого круга необходимо было сделать взнос – налог. Первый взнос стоит 5 тысяч коинов, последующие по 1 тысяче. Ассистент собрал с нас деньги и положил их на середину стола.

- А теперь слушайте внимательно, - произнёс ведущий. Все эти деньги заберёт себе тот, кто нажмёт кнопку … - он сделал паузу, - вторым! Результаты будут высвечиваться на табло – всё по-честному.

   Надо признать, что никто не ожидал такого начала, и многие в нерешительности занервничали, кто-=то поднял руку над кнопкой. Но как быть? В глазах многих читалось недоумение! А как бы вы поступили в такой ситуации? Сговора быть не могло, как мне объясняли  - люди отбирались не просто случайные, но и точно незнакомые друг с другом.

   И тут вдруг, что это? – У молодого паренька, сидевшего напротив, не выдержали нервы, и он щёлкнул по кнопке, и сразу же за ним -0 какой-то тип в сером костюме. Щелчки посыпались по всему столу. Но было уже поздно. Победителем стал Александр М.

День.
- Александр, теперь вы самый богатый человек этой страны. И у вас два пути, - начал ведущий, - 1. Модернизация и ремонт старых предприятий и 2. Их покупка в собственность по 5 тысяч коинов каждое. При этом у вас налоговая льгота.
- Я их покупаю, - сказал удачник
- Выбор сделан! Теперь они приносят прибыль вам.

Утро, - скомандовал ведущий, За работу!
И мы все ринулись  восполнять  свои потери от первого круга. Теперь время оказалось у всех ограничено. И кто успел – тот столько и заработал. За переработкой строго следят профсоюзы. Ассистенты сняли показания, и выдали всем их плату. Кому 5 тысяч, кому -4, а кому-то 3.
- Итак, для начала следующего круга все должны заплатить налог государству по 1 тысяче, и по 1 тысяче – владельцу предприятий.
После этого начала кто-то остался в игре и ни с чем, кто-то с мизером. Но что будет дальше?
- Объявляются выборы Президента. Кандидатуру выдвигает тот, у кого больше всех денег.  Надеюсь, вы понимаете, что нигде, никогда ещё не происходило иначе!
   У меня оказалось только три тысячи коинов, и у соседа тоже – 3, у соседки справа – 2. А у Александра – 20 тысяч. Право выбора оказалось очевидным. Александр указал  на того парня, который нажал кнопку первым в начале игры.
- Он
   С чего он сделал такой выбор? Жест благодарности? Или налаживание связи? Поиск человека слабовольного, которым можно управлять? А вы как считаете?
   
   Паренька звали Юрий. Он был далеко не похож на Юрия Гагарина, а по характеру – не Юрий Долгорукий, и щёки его зарозовели.

- Итак, кого предлагают «безденежные»? У нас ведь имитация демократии, - заявил ведущий.
«Безденежные" указали на меня. Но когда ведущий сказал, что каждый голос засчитывается от 5-ти тысяч, я сел на место спокойно. И Юрий стал президентом. За выборную кампанию Александр заплатил 20 тысяч, следовательно, денег у него не осталось. Были зачитаны права и обязанности Президента, среди коих значилось: «президент выполняет требования элиты и остального общества, если оно образует денежное большинство». Всем раздали листовки – вопросы завтрашней повестки дня: налог на создание полиции или на модернизацию производства.
   Вечер давался на совещания. Президент и Элита удалились на совещание в отдельную комнату. А нам предоставили пространство для обсуждения.
- Не зря всё это, - воскликнул я
- Что не зря?
- Если мы так и будем плестись в хвосте, то о нас так и будут вытирать ноги
- Но что мы можем?
- Объединяться, - сказала симпатичная и бойкая девчушка, - завтра трудимся, и объединяем голоса.
- Да, тем более что у Александра завтра будет минимум!

Ночь. Все снова за игровым столом. Темно. Вдруг загорается свет и ведущий командует:
Утро! За работу!
Мы срываемся с мест и бежим к своим тренажёрам. Они работают с трудом. Как-будто кто-то специально подкрутил их гайки, и подсыпал пыль в смазку. Я еле набираю  4 тысячи. Опять налоги, и осталось только две. Даже, если у каждого по две, то у всех – 36, а у Александра – только 18!
Ведущий:
- На повестке выбор: или модернизация производств или создание полиции. Государство не может не без того, не без другого.
- Понимаете, у меня астма, я не могу больше крутить педали, - проворчал какой-то старик. Было уже давно заметно, что присутствие в игре его тяготит.
- Так, по очереди высказываемся все, - сказал ведущий.
- Государство, - это когда богаты все, и все в равной степени допущены к управлению страны, - начала бойкая. А богатство начинается не с выколачивания денег с тех, кто как может, зарабатывает, а в помощи им – в обновлении оборудования, инновациях, изобретениях. Посмотрите, на что похожи наши производства!
- Да, и крутить всё тяжелее. И тяжёлый труд давно пора заменить  механизированным.
   Выступления были вялыми. Многие уже, видимо, побаивались будущих результатов. А вы бы что сказали?

Президент начал с бумажкой. По всему было видно, что это речь не его:
- Друзья. Сограждане. Спокойствие государства – прежде всего. Будет спокойствие, будет солидарность, придут инвестиции, а пока каждый должен трудиться  на своём месте, проявлять свой талант, индивидуальные качества! Кто вам мешает самолично всё модернизировать? Кроме того, учреждение полиции – это целых три вакантных  места. Это освобождённый от производства труд. Кроме того, кто проголосует «За» полицию, и будет рассматриваться, как кандидат.
Ведущий:
- Объявляется голосование, - Кто за модернизацию производства?
Из 19-ти руку подняло  14. И я уже было начал праздновать победу, но в подсчёт голосов  вмешался финансовый минимум. У наших противников оказалось совокупно 26 тысяч коинов, что при делении на 5 давало  им 5 голосов. В наших же рядах набралось 28 тысяч коинов, что в пересчёте тоже давало 5 голосов. Это была ничья. А, следовательно – проигрыш? А почему, собственно, для голосования они ввели такой ценз? Чтобы подтянуть игру к реалиям жизни необходимо её утяжелить. И вправду, в жизни там, где творится настоящий выбор, нет, даже там, где он формируется, вы не встретите человека с тощим кошельком. А вам часто приходилось формировать выбор? Так вот. Настоящая демократия начинается не на самих выборах, а ещё задолго до них.

- А как вы попали на эту игру? – Спросил я тихо у старушки, сидевшей от меня через человека
- Мне подарили билет внуки на 80-ти-летие
- Понимаете, у меня астма, - снова запричитал Павел Фёдорович
- По правилам вы можете списать ненужного работника и приобрести наёмного. Всего 20 тысяч…

И тут я понял, что мы окончательно начинаем проигрывать системе. Для нашего выигрыша нет ни капли шанса. Всё настроено так, чтобы количество условностей неравного состояния постоянно росло. Игра продолжалась ровно столько, чтобы не закончится. Нам не давали скатиться к банкротству, но и возвыситься до влияния на управление мы тоже не могли. К концу игры вместо того, чтобы сплотится вокруг одной идеи, среди игроков стали образовываться мелкие кланы для продвижения своих интересов. Но общего фронта не получилось.  Старики своё отвоевали, но не считали нужным научить чему-то молодёжь. Да и чему они могли её научить? Мы находились в такой системе впервые, и никто до конца не знал, как себя повести. Система всегда подчиняла нас, давая бесконечный выбор, но, не обещая правильного.  Мы начинали понимать, что эта игра ради игры. И смысл её находился далеко за пределами самой игры. Где-то на песчаных пляжах с пальмами или в офшорных зонах, куда уходила львиная доля нашей прибыли.  Когда я пытался выяснить, каков же должен быть исход, мне объяснили, что всё рассчитывает и ведёт Искусственный Интеллект. Эта игра – наполнение опытом его памяти, его тренажёр, который он будет в дальнейшем использовать в управлении обществом. Это узнал я уже много позже, когда всё чаще стали говорить об Искусственном Интеллекте в управлении  обществами и Государствами.


Рецензии