Наследство Пророка Глава 18. В лабиринте Зверинец

- Так, значит у Вас есть какие-то соображения? – уточнил Андрей, взглянув вопросительно на товарища «Шмидта».
- Не у меня, а у Вас, - ответил ВИ, - посмотрите на пояс.
- Судя по нашим перемещениям мы двигались до Лавры от Софии Киевской, - просмотрев карту произнес Глаголев.
- Правильно, - подтвердил ВИ, - а теперь обратите внимание на боковые направления относительно монастыря.
- Символ Перуна?! – неуверенно произнес Андрей.
- Вспомните мой рассказ об этом идоле, сброшенном перед крещением, князем Владимиром, киевлян.
- Да, припоминаю, произнес Глаголев, - этот идол, кажется «выдыбнул» на берег вблизи… нынешнего Выдубицкого монастыря.
- Да, на этом месте после этого события, был основан монастырь святого Андрея Выдобожский, на основе Зверинецких пещер, - добавил ВИ.
- Почему Зверинецкие? – задал вопрос Андрей.
- Эти пещеры располагались в местности называемой Зверинец, т.к. во времена Киевской Руси здесь были густые леса, богатые дичью (зверем). Отсюда и название Зверинец. Тут любили охотиться киевские князья, и находился их загородный дворец - Красный двор.
Зверинец - впервые упоминается в 1070 году, когда гора 3виринець вместе с прилегающими дворами была подарена Выдубицкому монастырю князем Всеволодом Ярославичем. Право этого владения в 1608, 1628, 1690 и другие годы подтверждалось грамотами польских королей и русских князей.
История Зверинца связана с именами князей Юрия Долгорукого и Данилы Галицкого. Последний был здесь проездом в 1250 году, уже после «татаро-монгольского» нашествия на Киев. На Зверинце так же было и небольшое поселение, принадлежавшее Выдубицкому монастырю.
- Но вернемся к монастырю, - продолжил Андрей.
- Да, извините, - добавил ВИ, - сам монастырь над землей, как мы видим его в нынешнем виде, начал возводится только с 1070 года князем Переяславским Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, т.к. в 1054 году Ярослав Мудрый, раздавая земли своим сыновьям, подарил эти земли младшему сыну Всеволоду. Новый хозяин взял на себя обязанности ктитора (покровителя) монастыря и в 1070 году, в благодарение Богу за рождение сына, начал здесь строительство каменной церкви. Поскольку наземный монастырь стоял на самой реке, новую церковь посвятили Архистратигу Михаилу - защитнику от водной стихии.
 Кстати, монастырь святого Андрея Выдобожский с 1070 года Всеволодов монастырь, с конца 1090-х святого Михаила на Выдубичах, ныне Свято-Михайловский Выдубицкий, был вотчинным монастырем Мономаховичей (дети Владимира Мономаха, сына Всеволода Ярославича, образовали ветвь дома Рюриковичей, прозванную Мономаховичами, для отличия от других ветвей дома Рюриковичей) и довольно продолжительное время оставался резиденцией Переяславских князей.
А вот основан он, как Вы понимаете, был ранее принятия христианства Владимиром, а в 990-м году, митрополитом Михаилом, который крестил киевлян, пещерный монастырь был «Выдобожан» - легализирован как пещерный и строится на берегу там, где прибило к берегу Перуна – церковь св. Андрея. И был этот монастырь на много старше Печерской Лавры!
С конца XI по XIII века в монастыре живут и работают многие учёные монахи. Среди них были Сильвестр и Моисей, сделавшие значительный вклад в написании «Повести временных лет» и Киевской летописи.
- Я кажется начинаю понимать, - прослушав ликбез ВИ, произнес Андрей, - когда Вы напомнили об игумене Сильвестре, который переработал финал Несторовой летописи с промономаховых позиций, создав в 1116 г. вторую редакцию «Повести временных лет», и продолжил ее с 1110 до начала 1123 года; для переработки «Повести…» ему необходимы были многие другие книги…
- Именно древние грамоты и рукописные книги могли быть спрятаны монахами от врагов, которые во второй половине XI века промышляли на землях Киевских. А прятать было где! Именно в длинных галереях Зверинецких пещер! – восклицательно произнес ВИ, продвигаясь за своими молодыми сотоварищами согласно изображения на поясе прадеда Андрея Глаголева. – Кстати, последние георадарные исследования показали под Зверинцем до километра неизвестных ходов - это больше, чем известные ныне Зверинецкие и обе Лаврские пещеры вместе взятые.
- Да, - вздохнув посетовал Иван, расчищая длинную пещерную галерею, - не ожидал, что это будет так трудно. Мне кажется, что я попал на раскопки Помпеи после извержения вулкана. Мы бьем эти стены уже вторые сутки, а конца и края этому не существует.
- Вы далеко не отошли от истины, - отреагировал старик, - посмотрите на это помещение повнимательнее.
Концессионеры, после очередного достаточно «истерически могучего» удара Ивана вошли в относительно огромное по сравнению с подземными коридорами помещение, напоминающее больше поле битвы прошлых столетий…
- Я никогда не видел такое количество…- не успел договорить Семен.
- Заживо похороненных людей, - добавил старик, - смотрите в каких неестественных позах приняли они свою смерть.
- Видимо, страшная трагедия разыгралась некогда глубоко под землей, - подтвердил мнение присутствующих Андрей, - очевидно, во время нападения на монастырь здесь спрятались монахи и окрестные жители, умершие в последствии в ужасных муках от недостатка пищи и воды.
- Мало того, эти люди оказались заживо погребенными, после того, как неприятели засыпали вход в подземелье, - добавил Семен.
- А как Вы думаете, где же был вход? – призадумавшись произнес старик.
- Вход точно был не с той стороны, с которой пришли мы, - начал анализ помещения Андрей, взяв в руку свечу и медленно перемещаясь сник.
- Правильно, - продолжил ВИ, - этот ход, закрытый от непосвященных, не мог быть известен простым монахам Выдубицкого монастыря и окрестным гражданам. Видимо, погибли все, кто знал о существовании пещер, связывающих монастырь и Лавру между собой, - иначе монахи расчистили бы подземные ходы и спаслись в обители своих печерских братьев.
- Чем же они могли расчистить эти стены, если мы сами, используя специальные приборы и инструменты, прочищали подземелье двое суток чтобы выйти к этому месту, - выразился Иван, - смотрите здесь кроме плетений из тонких ремешков, монашеских крестов, поясов с вытесанными какими-то символами, кожаной обуви и разбитых глиняных посудин ничего нет!
- Но почему не могли помочь своим жителям сами Печерские священнослужители? – произнес Семен.
- Видите ли, мой достопочтенный коллега, гибель зверинецкого пещерного монастыря связывают с разрушением окрестных земель половцами в 1096 году, - сказал старик. - В ответ на весть о смерти соратника и друга хана Тугоркана, хан Боняк 20 июля, воспользовавшись тем, что Святополк с войсками еще под Переяславлем празднует победу над врагом и зятем своим Тугорканом, обрушился на Киев. И половцы лишь чуть во град не въехали, но дома на песку близ града зажгли и, поворотив, пришли к монастырю Печерскому, а другие Степаничью деревню и Германичью зажгли. Тогда же зажгли и красный двор, построенный благоверным князем великим Всеволодом на холме, который есть над Выдобочью. И все монастыри, разграбив и огню предав, окаянные в степь пошли.
- Значит сверху путь монахам отрезали так же половцы? – проанализировав произнес Иван.
- Число погибших в данной пещере составило более трех десятков человек, - подсчитывая скелеты доложил Семен, - но здесь на мой взгляд существует еще минимум около ста аккуратно сложенных усопших?!
- Может это были половцы, а может события, очевидцами последствий которых мы являемся происходили при «татаро-монгольском» нашествии 1240 года?
- Дело в том, - отреагировал ВИ на вопрос Семена, - Зверинецкие пещеры использовались для захоронения по обряду монастырской горы Афон – умершие погребались особым образом на особом месте вне пещеры и через три-четыре года, когда кости освобождались от плоти, остатки рядовой монастырской братии складывались как раз вот именно в такую общую нишу. Кости же отдельных людей, как я Вам уже однажды показывал, погребались в отдельных нишах.
Старик подошел к стене и указал на маленькое углубление левее от общего скопления монашеских костей.
– Подсветите мне, - господин – товарищ Ваня, - попросил ВИ, - здесь есть какая-то надпись, - на сырой глиняной стене со средней восьмимиллиметровой высотой букв были начертаны какие-то фразы.
Останним быша в обители сей
Кого може усыпиша
Последние же сами
Живота не пожалевши
Тайны записи Ярослава
«Правды Русской»
Потомкам оставивши
В княжем замке сохранивши.
- Что это за стихотворный «заповіт»? – удивился Иван
- Приприятнейший, знаете, текст, - ответил старик, - убирая останки монаха, видимо, написавшего данное послание будущим поколениям.
- О каком замке говорит этот монах, - переспросил Семен.
- Не говорит, а говорил, точнее, написал, - уточнил ВИ, - а указал он…
- Нашел! – произнес Андрей, - Иван, нам необходимо ломать в этом месте. Свеча чувствует выход.
Концессионеры, оставив дискуссию, принялись разбивать и разгребать накопленные веками завалы, состоящие из старых останков прошлых трагических событий…
После многочасовой трудовой эпопеи участники ощутили приятный запах родных Киевских ветров, окутавших склоны вечного города.
- Мы сейчас находимся на склоне Днепра, - глубоко вдохнув произнес старик, очищая одежду от глиняных остатков истории.
- Да, - подтвердил Андрей, - все-таки приятно ощущать себя свободным человеком, - а где территориально мы сейчас находимся?
- На территории ботанического сада, - ответил ВИ, - великолепнейшим, знаете ли месте, дело в том, что большая часть Зверинца вошла в состав ботанического сада еще осенью 1935 года. А вот, кстати, и еще одна самая знаменитая гора.
- Какая? – удивился Семен.
- Знаете где собираются западноевропейские ведьмы в Вальпургиеву ночь? – улыбнулся старик.
- Где? – спросили все практически одновременно.
- На горе Брокен в Германии, - ответил ВИ, а ведьмы наши «славянские», обосновали свою, личную гору, которая до XIX века сначала называлась Девич-гора, а в последствие Девич-гора Ориновская.
Наличие удобного для укреплений рельефа, леса, для строительства и источников питьевой воды обусловили размещения здесь человеческих поселений еще во времена палеолита. В 1979 г. здесь была откопана мезолитическая стоянка ІХ-VI тыс. до н.э.; известны также находки неолитического времени V-ІІI тыс. до н.э. (трипольская культура) и праславянской (зарубинецкой) культуры (I-IІ ст. до н. е.), а по легенде на этой горе устроила свою усадьбу сестра братьев основателей Киева - Лыбидь. До введения христианства Киевская Русь исповедовала древнеславянскую религию, тайны которой не раскрыты по сей день. Последователи этой религии совершали ритуалы поклонения Богам как раз на месте Девичь-горы - здесь имел место культ Лады и ее детей – Лели (волшебная Богиня любви) Полеля (бог светлого дня и будитель великих чувств), Живы (живителька и подательница благ), Марены (богиня, противоположной Животворящей Солнечной Яри) и Перуна (бог громовержец, покровитель воинов).
Однако с X века Лада - будучи покровительницей родоплеменного строя, стала почитаться отдельно от новых пантеонов служащих установлению феодального строя. Поэтому этой богини не было в реформаторском пантеоне Владимира Святославича (будущего крестителя Руси). В этой связи, несмотря на иную религиозную концепцию (отличия христианского монотеизма от языческого политеизма), христианство послужило только восстановлению популярности богини Лады, которая вместе с другими Роженицами Рода, стала почитаться как Богоматерь (в соответствии с монотеистическими воззрениями христианства).
Здесь в подземельях Девичь горы жрецы славян хранили книги, тайные знаки, золото. После официального запрета славянской религии жрецы укрываются от преследования в этих пещерах, где попытались синтезировать славянскую и христианскую веры и написать Новое Евангелие для последователей обеих религий. Церковь называет такие неканонические книги Апокрифы. Таким образом, в подземельях Девичь горы могут находиться древние Апокрифы. Здесь находили камни с выбитыми на них иероглифами апокрифического письма.  С течением времени апокрифисты покинули Гору, тщательно замаскировав подземные ходы. Тогда на Гору пришли монахи христиан, которые выполняли аскезы и молитвы на лоне природы.
В X-XIII ст. на территории урочища существовала сторожевая крепость. По одним данным с XII ст. по другим с XV ст. Девичь-гора принадлежит Златоверхому Михайловскому монастырю, подаренному некой княгиней Ириной. Гору стали называть Девичь-гора Ориновская, почти как Девичь-гора Орантовская, то биш Девичь-гора Богоматери или Лады.
В 1570-х годах Девичь-гора Ориновская была захвачена наместником киевского митрополита Василием Паньковичем и его сыном Михаилом и использовалась в собственных целях, и только в 1653 году возвращена монастырю. 25 августа 1699 года права Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю на владение горой Девичь Оринувской были подтверждены универсалом гетмана Ивана Мазепы.
Имения эти монастырь утратил в 1786 году, и не потому, что вышел указ об изъятии имений у монастырей (сии имения не попадали под его действие, ибо находились в пределах 12 верст от монастыря), а потому, что, как говорится, провтыкали. Деятельный архимандрит монастыря Тарасий Вербицкий вышел на покой, а новый не был назначен, и хлопотать было некому, поэтому большую часть вообще всех имений Михайловского выпросили себе другие монастыри.
Лавре досталось около 130 десятин в этих краях. Остальные земли в окрестностях были собственностью частных лиц и Выдубицкого монастыря.
В начале XIX века Девичь гора Ориновская принадлежала монастырям Печерскому и Выдубицому.
- Все складно и красиво, - решился перебить Андрей, - но причем же здесь ведьмы.
- А вот если следовать Новому Евангелию для последователей обеих религий – то с середины XIX века силу на этой горе одержал Перун с сестрой Мареной и в 60-х годах было принято решение на Девичь-горе построить укрепление, входящее в комплекс фортификационных сооружений Киевской крепости. На горе для камуфляжа был создан хутор Лысый, от которого и пошло название горы Лысая, хотя она всегда была покрыта растительностью.
Начиная с 1872 года более 100 лет, Лысая гора была «Запретной зоной» для простого смертного, обрастая мистическими сказаниями и насыщаясь отрицательной энергией переходя от Девичь-горы к Лысой, т.е. от женских к мужским энергетическим силам. 
В советские времена на Лысую гору привозили руководителей других стран, где они загадывали желания, которые частенько исполнялись. В 90-е годы XX века, когда вооруженное противостояние между Тибетом и Китаем достигло своего апогея, Далай-Лама Тибета прислал на гору буддийских монахов, чтобы они здесь молили Высшие силы о прекращении войны. Монахи молились три дня, и на третий день умер Ден Сяо Пин!
- Мне кажется, что я слышал про это место, - добавил Семен, не сюда ли прилетала перед «Великим балом» у Сатаны Булгаковская Маргарита?
- Вряд ли, - рассмеялся товарищ Шмидт, - даже после постройки Лысогорского форта и сдачи его военным в 1875 году гора не была Лысой.

 
Немецкий аэрофотоснимок Лысогорского форта в 1943 г

А вот кладбище здесь было до 1910 года, т.к. одновременно территория форта была использована для казни политических и криминальных преступников. Первых расстреливали, а вторых вешали. Казни начались здесь с 1890 г. и только за 1905-1907 гг., три палача лишили жизни более 200 человек... и именно их страшная смерть и неуспокоенные души сильно влияют на энергетику окрестностей Лысой горы...
Кстати, в Киеве существует несколько Лысых гор…, по крайней мере я знаю еще четыре. Про одну мы с Вами уже вспоминали, ту, на против которой жил Булгаков - Замковая, вторая
Чёртово Беремище (Крещатицкое Беремище - на территории парка Владимирская горка); третья небольшая возвышенность между Никольской слободкой и Выгуровщиной на Левом берегу Днепра и четвертая – Щекавица она же Скавика, Олеговка или Олегова гора.
Сегодня под Лысой горой, где существуют остатки форта, существует и целый подземный город, который состоит из целого комплекса подземелий – от сохранившихся келий древнеславянских жрецов до покинутых современных военных баз. Протяженность под землей этого города оценивается в полтора километра, а содержит этот город самые непостижимые тайны.
- Так что нам туда, - подытожил Андрей, - правда Вы мне не сказали, о чем Вы говорили с Иваном, когда я осуществлял поиски данного проема в стене?
 - Мы нашли реальное местонахождение библиотеки Ярослава Мудрого! – проречетативил Владимир Шмидт.
- И где же оно теперь, на Ваш взгляд после того, как мы выбрались наружу из Киевских подземных лабиринтов пещер? – немного напрягающим тоном выговорил Семен.
- Господа, кивнул головой старик, нам предстоит путешествие в район Межигорского Спаса-Преображенского монастыря. Я бы даже сказал, удивительное путешествие и я думаю уже окончательное…


Рецензии