Сказка на Самайн

Холодным осенним вечером улицы города казались безжизненными. Редкие прохожие спешили по домам, подняв воротники, чтобы укрыться от пронизывающего ветра. Мелкий противный дождь заливал мостовые, стучался в окна и поливал грязно-жёлтые листья на тротуарах. В тёмном переулке раздались шаги. Какой-то прохожий торопливо шёл по улице, проклиная погоду и людей, сидевших сейчас дома, перед очагом.

Он остановился у входа в таверну. "Сытый лепрекон" - было написано на потёртой деревянной табличке. Изнутри доносилась весёлая музыка и звонкое пение менестрелей. Прохожий решил заскочить погреться и, быть может, пропустить пару стаканов. Когда на улице такой холод, грех не выпить.

Несмотря на позднее время, внутри было людно. Звенели бокалы, горожане громко смеялись, шутили и подпевали музыкантам. Прохожий сел за стол и заказал себе кружку крепкого доброго эля. Пока он ждал заказ, к нему подошёл незнакомец.

- Вечер добрый. Ужасная погода, не правда ли?
- Да, отвратительная,- Прохожий окинул незнакомца недоверчивым взглядом. Перед ним стоял высокий, крепко сложенный мужчина в чёрном плаще. Один глаз у незнакомца был зелёный, а другой почем-то жёлтый.

- Могу я составить вам компанию?
- Вообще-то я предпочитаю сидеть один.
- А если я угощу вас выпивкой?- Незнакомец лукаво улыбнулся.
- Ну, так с этого и надо было начинать. Прошу.
- Благодарю,- Незнакомец присел на деревянную скамью.
- Как тебя зовут?
- Джек. А сам-то ты кто будешь?
- Важнее не кто я, а что у меня к тебе за дело. Джек, я ведь не просто так к тебе подсел. Я хочу угостить тебя самым дорогим и крепким элем в этой таверне. Такой ты никогда не пил. Это самый вкусный напиток, который тебе когда-либо доведётся попробовать в жизни. Всё, что мне понадобится взамен - твоя душа.
- Моя душа? Это шутка?
- Ну какие тут шутки, Джек. Я говорю абсолютно серьёзно. Меня зовут Люцифер. Да, тот самый. Дьявол, сатана, нечистый, называй как хочешь. У меня много имён. И мне нужны новые души, а ты как раз подходишь.
- Я попаду в ад?
- Ты в любом случае туда попадёшь. Так зачем тянуть?
- Ты врёшь! Откуда ты знаешь?
- Брось, Джек. Я вижу тебя насквозь. В рай тебе дорога закрыта, ты им не подходишь. А вот для меня самое то. Но перед этим я дам тебе возможность сделать то, что ты любишь больше всего. Сегодня ты можешь пить, сколько пожелаешь. Неплохо для последнего дня на земле, согласись?
Джек задумался. Если ада всё равно не миновать, почему бы не воспользоваться возможностью пить весь вечер за чужой счёт.
- Идёт. Самый дорогой эль. Столько, сколько я захочу.
Люцифер ширко улыбнулся.
- А с тобой приятно иметь дело, парень.

Они просидели за столом несколько часов. Около полуночи почти все постояльцы разошлись и таверна начала закрываться.
- Итак, Джек, ты готов?
- Готов. Но как ты собираешься платить за выпивку? Откуда у тебя деньги?
- Всё просто: я превращусь в монету. Этой монетой ты заплатишь, потом выйдешь на улицу и подождёшь меня.

Дьявол щёлкнул пальцами и исчез, а на столе появилась блестящая золотая монета. Никто, казалось, не заметил этого фокуса. Джек покрутил монету в руке. На ощупь она была, как настоящая: отшлифованный гладкий металл сверкал в свете факелов.
- Прости, приятель. Я передумал умирать,- Джек сунул монету в карман, где всегда хранил маленький крестик на цепочке. Люцифер оказался в ловушке. Лишённый своей силы, он стал беспомощен.
"Эй! Что ты делаешь?" Голос звучал будто изнутри Джека.
- Спасаю свою жизнь. Ты же не думал, что я добровольно отдам сво душу?
"Парень, не дури. У нас был уговор. Ты не сможешь уйти из таверны не заплатив".
- Я что-нибудь придумаю. Выйду через чёрный ход или ещё что. Я не готов отправиться в ад. Если хочешь выбраться, вот тебе новая сделка: свобода в обмен на время. Я тебя отпущу, а ты забудешь про меня ровно на десять лет. Идёт?
"Хорошо. Пусть будет по-твоему. Десять лет и ни днём больше"
Джек заплатил монетой за выпивку и вышел из таверны.

*****
- Срок вышел, Джек. Я выполнил свою часть уговора, теперь твоя очередь.

Они стояли неподалёку от городских ворот, посреди фруктового сада. Каждый день, десять лет подряд Джек возвращался этой дорогой домой. Но теперь путь ему преграждал Люцифер. Его жёлто-зелёные глаза внимательно смотрели на кузнеца.
- Итак? Ты готов?
- Да, конечно. Но раз я попаду в ад, это значит - я умру. Поэтому у меня есть право на последнее желание.
- Опять твои фокусы, Джек? Ты уже перехитрил меня один раз. Второго не будет.
- Нет-нет, никаких фокусов, обещаю. Я всего лишь хотел попросить тебя сорвать мне с дерева яблоко. Люди говорят, в этом саду самые сочные плоды. Но за всю жизнь я так их и не попробовал. Так позволь мне насладиться их вкусом напоследок?
- Почему ты не полезешь за ними сам?
- Я не особо умею лазать по деревьям, но уверен, у тебя хватит ловкости и сил, чтобы добраться до верхних веток. Неужели ты откажешь мне в столь безобидной просьбе?
Люцифер вздохнул.
- Ладно. Я уважаю последние желания смертных. Но потом я заберу твою душу.
- Обещаю, так и будет.

Дьявол скинул плащ и полез на дерево, ловко перебираясь с ветки на ветку. Он быстро добрался до верхушки, сорвал спелое яблоко и начал спускаться обратно. Но когда достиг нижних веток, то натолкнулся на невидимую преграду. Что-то удерживало его, не давая слезть на землю.

- Что происходит? Джек, что ты сделал?
- Прости, но тебя так легко одурачить,- Рассмеялся кузнец.
- Я не надеялся, что ты поведёшься на мою нелепую просьбу, но всё же решил попробовать. А ты действительно полез на яблоню. Это же смешно. Ах да, видишь ли, пока ты лазил за яблоком, я вырезал на дереве крест. И ты снова попался в ловушку. Похоже, прошлый раз тебя ничему не научил.
- Что ты хочешь на этот раз?- Злобно спросил Люцифер.
- То же, что и десять лет назад - жизнь. Я отпускаю тебя, а ты меня. Только теперь мне нужно больше времени.
- Сколько?
- До конца моих дней будет в самый раз. Я хочу наслаждаться жизнью, пить, развлекаться. А в аду с этим сложновато, знаешь ли.
- Осторожнее, Джек. Шутки с дьяволом опасны. Кто знает, чем это для тебя обернётся.
- Так мы договорились?
- Ты дал мне слово!
- Ну, я его нарушил, людям это свойственно. Ты ведь прекрасно видишь наши пороки. Так что выбор у тебя небольшой. Если, конечно, не хочешь провести вечность, сидя на яблоне.
Люцифер обречённо вздохнул.
- Хорошо. Ты получишь, что хочешь.
- Замечательно,- Джек срезал слой коры, на которой был крест, и улыбнулся Люциферу.
- С тобой приятно иметь дело. Хотел бы я сказать "до скорой встречи", да не могу.
Джек развернулся и зашагал прочь, оставив дьявола одного посреди облетевшего сада.

*****
- Где я? Что это за место?
- Ну надо же, кто почтил меня своим присутствием. Давно не виделись, парень. Ты какой-то бледный. Ах да, ты же умер.

Джек, вернее, то, что от него осталось, стояло перед коваными решётчатыми воротами. Черты его тела были расплывчатыми. Вместо глаз тёмные провалы. На полупрозрачном скелете висели невесомые бесформенные обрывки одежды, в которой его похоронили.

- Что со мной теперь будет?
- Раз ты здесь, в рай тебя не пустили. Какая жалость,- Люцифер усмехнулся.
- Это ад? Я попал в преисподнюю?
- Нет, это всего лишь чистилище - то, что находится между раем и адом. А за этими воротами начинаются мои владения.
- И я попаду туда?- Испуганно спросил кузнец.
- За все свои грехи ты, безусловно, заслужил наказание. Но твоё желание сбылось - в аду тебе места нет, Джек. Помнишь, я сказал, что нельзя шутить с дьяволом? При жизни ты два раза одурачил меня. Думал, я забуду? Ты нарушил своё слово, и за это твоя душа будет скитаться по миру до самого судного дня! Ты не найдёшь покоя ни среди живых ни среди мёртвых. Вечная темнота и одиночество - вот что тебя ждёт.
- Нет-нет-нет, постой! Так нельзя! Не оставляй меня здесь одного. Я не заслужил этого! Я хочу на свет! Сделай что-нибудь, помоги мне!
- Хочешь свет? Будет тебе свет!
Люцифер швырнул Джеку под ноги уголёк, от которого исходило слабое жёлтое свечение.
- Кусок угля?
- Его свет - единственный, который теперь у тебя будет. Прощай, Джек.
Железные ворота со скрипом отворились и Люцифер скрылся в тумане.

****
- Мама-мама, а призраки существуют?
- Да, солнышко. И каждую ночь, в канун всех Святых, они могут проникнуть в наш мир. Поэтому мы делаем фонарики и ставим во дворе. Свет отпугивает злых духов. А внутри тыквы свече не страшен ни ветер ни дождь. Не бойся. Никакие призраки нас сегодня не тронут.

Джек бросил тоскливый взгляд на расставленные по саду фонари и пошёл прочь. В руках он сжимал маленькую репу. На дне этой репы уже несколько веков светился тлеющий уголёк.


Рецензии