Этьен Кабе о принципах коммунизма

     Христианский коммунизм — политическое движение, некоторая разновидность коммунистического учения основанного на началах христианской религии созданной как религия бедных для противодействия угнетению богачами; теория, согласно которой основы коммунизма представлял ещё Иисус Христос, проповедуя всем своё учение для устройства справедливой жизни людей в обществе. Сторонниками и последователями это учение впоследствии распространилось по всему миру и несмотря на то, что единой даты образования так называемого христианского коммунизма никто не называет, многие последователи этого движения убеждены, что его корни были заложены ещё во времена первых христиан и описаны в деяниях святых апостолов. Отсюда следует, по мнению христианских коммунистов, что апостолы были проповедниками не только самого христианства, но и христианского коммунизма.

     Коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего страсть к деньгам и использование своего капитала для угнетения других людей как свидетельство антихристианского образа жизни. Термин «коммунизм» впервые использовал Этьен Кабе (1788-1856). В работе «Путешествие в Икарию» (1840) он описывает общество, в котором все люди трудятся в относительно равное для всех общее рабочее время как относительно равное количество труда в соответствии со своими способностями, а само общество организовано так, что все трудоспособные граждане трудятся для полного самообеспечения всех жизненно важными средствами для удовлетворении своих базовых социальных потребностей относительно равномерно от их общего производимого в обществе количества в соответствии с количеством труда по относительно равному для всех рабочему времени и способностей каждого в общественно необходимом труде на принципах сплочённых и хорошо развитых древних общин.

     «Не с сегодняшнего только дня народ стремится к социальным революциям: с основания мира не проходило и года, когда какой-либо народ не чувствовал необходимости свергнуть иго богатеев и аристократов для того, чтобы завоевать себе своё естественные социальное право трудиться и жить в мире и согласии по своим справедливым социально-экономическим законам. И все же, как мало совершилось революций по сравнению с теми, которые замышлялись, и как мало имели успеха революции свершившиеся, какое небольшое количество их достигло своей цели и не было позже извращено и уничтожено власть и богатство имущими...»

      «Но если бы революции имели успех, справедливо ли будет притеснять знатных и богатых? Нет, так как в насилии не будет необходимости, если они не будут нарушать ЗАКОН определяющий социально-экономическую жизнь каждого. Они такие же люди, как и бедняки, они наша братья и вместе с нами образуют то, что мы называем человечество. Но без сомнения законодательная власть должна принадлежать всему народу, а не только кучке богатеев и аристократов, нельзя им позволять угнетать других, но не следует угнетать их так, как они угнетали нас. Коммунизм, целью которого является благоденствие всех людей за свой добросовестный труд на благо всех, чтобы каждый имел необходимые блага, не должен пугать их. Мы не должны их ненавидеть, ведь их предрассудки и пороки также определяют их несовершенство, как и наши пороки, то есть являются следствием плохого воспитания и образования, плохой общественной организацией, ибо плохая организация одинаково развращает всех людей. Необходимо всех сплотить и направить на уничтожение всякого невежества и нищеты, чтобы любое угнетение и насилие, а также применения других радикальных методов были вне норм социального права в обществе, если социально-экономический закон общества не нарушается...»

      «Как же заставить всех принять принципы коммунизма?   Так, как это делал Иисус Христос, путем проповедей и дискуссий, усовещевая и убеждая богатых и бедных, чтобы все стали единым народом, где каждый трудится для всех и все для каждого, имея необходимое для счастливой жизни по количеству и квалификации своего труда!  Когда они все,  правители и производители, творцы законов и их избиратели — уверуют в принципы справедливости коммунизма, где не будет места нищете, если все добросовестно выполняют свои обязанности на рабочем месте в экономике общества и имеет необходимое для своей благополучной и счастливой жизни от общего количества производимых и необходимых каждому социальных благ по нормам от количества и квалификации своего труда при сохранении рынка на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества!»

      «Давате все вместе, богатые и бедные, все, кто уверовал в коммунизм, соберём все мнения и доказательства, которые могут убедить других жить в справедливости, и всеми возможными способами донесём это до людей! Примеров справедливых социально-экономических взаимоотношений в мире достаточно и не нужно новых заговоров и конспиративных союзов, социальных беспорядков и кровавых переворотов. Революция должна произойти в сознании людей, чтобы они не были склонны к разладу и распаду общества, а стремились к взаимопониманию и содружеству для установления справедливых коммунистических законов! Договариваться только о совместном принятии справедливых законов на уровне партийного парламентаризма, а для этого народ страны должен объединяться со своими сторонниками для борьбы против монополии капитала и любого угнетения, принимая участие в политический дебатах без каких-либо агрессивных мыслей за становление монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда вместо монополии денег! И делать это только на основе дискуссий и убеждения на тему гуманизма и равноправия, социальной справедливости и свободы от наёмного рабства, особенно при условии, когда единственным источником власти в стране является народ!»

      «Но может ли большинство не принять принципов коммунизма после всех объяснений? Это невозможно! Если коммунизм — химера, то достаточно будет грамотной и умной дискуссии, чтобы народ сам отверг коммунистическую доктрину и принял другую, более справедливую социально-экономическую систему. Но если эта доктрина — сама истина социальной справедливости, то она обретёт многочисленных сторонников среди народа, среди учёных и среди прогрессивной аристократии. За коммунизмом будущее и даст его нам могущество разума и истинность справедливости коммунистических убеждений! Моё убеждение в этом отношении настолько глубоко, что, если бы я держал насилие в такой революции у себя в кулаке, я ни за что не раскрыл бы его, хотя бы мне пришлось умереть в изгнании — таково моё убеждение в ненасильственном торжестве принципов коммунизма!»


     Кейль (Кеil), немец, род. в 1811 г ., основал на таких коммунистических началах две цветущих общины в Северной Америке (Веthel и Аurorа).

     Сначала Кейль примкнул к американской секте методистов, затем основал свою собственную, и в 1844 г., вместе со своими последователями (большей частью немецкие крестьяне, к которым присоединилась часть сторонников социальной гармонии, отделившихся в 1832 г. от общины Есоnomу) поселился в Веthel, Shelby County, Missoury. Таким образом, здесь выросла община, жившая согласно таких принципов коммунизма. В 1856 г., часть этих коммунистов отделилась и основала новые общины Аurora , Marion County , Oregon и к ним присоединялись все новые и новые члены.

      Жизнь их в высшей степени проста и проходит в упорном, настойчивом труде — сам Кейль работал неутомимо и все они не имеют понятия о том, чтобы богатеть за счёт кого-то. Дети получают только первоначальное образование, но зато на их практическое обучение обращается очень большое внимание.

     Организация общины в высшей степени проста. Не столько уставы и правила, сколько сама личность Кейля, пользовавшегося большим влиянием на товарищей, направляла жизнь общины и соединяла всех её членов в одно органичное целое.

      Кого переставала удовлетворять новая жизнь, тот волен был когда угодно покинуть её. Но, обыкновенно, вышедшие из состава общины по прошествии некоторого времени возвращались в неё снова, ибо социальное и финансовое положение всех добросовестных членов общины было вполне достаточным для благополучной жизни. Община принимала новых членов и если они уживались в течение известного времени, которое они проводили там в качестве  работников по трудовому договору, и у них завязывались дружеские отношения с коммунарами, то уходить куда-то не имело смысла.

      Коммунистические общины были основаны, главным образом, в Северной Америке религиозными сектами и социальными реформаторами. Население в большинстве религиозных общин состояло из немцев:
1) Вюртембержец, Георг Раап, основал в 1805 году общину сторонников социальной гармонии, которая сначала поселилась в Пенсильвании, затем в Индиане, и, наконец, в экономии у Питтсбурга.

2) Другой вюртембержец, Иосиф Веймелер, руководитель сепаратистов, основал общину в 1817 г .

3) Секта инспирационистов, состоящая из немцев, с 40-х годов жила в колониях Амана на коммунистических началах.

4) Пруссак Кейль основал коммунистические крестьянские общины „Бетель" и „Аврору".

5) Общины шекеров, основанные „матерью" Энн Ли (Аnn Lee), тоже придерживались коммунистических начал.

6) Особенно замечательны общины перфекционистов, созданные в средине позапрошлого столетия американцем Джоном Гемфри Нойесом.

7) Община Гонедаль (Ноnedale ) была основана в 1841 г духовным лицом Эдином Баллу (Аdin Ballon), с целью внушить христианам социалистические воззрения.


       В 1857 году община распалась. Дальнейшие опыты коммунистов связаны с именами трёх выдающихся социалистов, это общины Оуэна, фаланги Фурье и община икарийцев, основанная Кабэ. Приверженцы Оуэна повторили свой первый опыт в большем масштабе в "Новой Гармонии" в 1824 году.

      За этим опытом последовал целый ряд других. В 1832 г. движение совершенно замерло. Движение фурьеристов имело наибольший успех в период от 1842 до 1847 г. Большая группа людей, игравшая выдающуюся роль в Соединенных Штатах, стремилась осуществить его идеи. Центром их деятельности был Нью-Йорк, где их дело защищали „Тribune" Грилея и „ Phalanx " Брисбана. Возникновение Бруферма усилило фурьеристов и это движение все разрасталось, приобретая широкую популярность, но недостаток в специалистах и в хороших грамотных организаторах вызвал неудачу экспериментов предпринятых в этом направлении.

       Совершенно изолированно стоит в Америке Джозиа Варрен, который уже в двадцатых годах образовал колонию „Моderne Times ".

       Идея основания коммунистических общин в Америке иногда оживала, в особенности среди последователей Беллами.

       В 1894 году снялись с места и так называемые „вольные" с целью основания в Африке у подошвы горы Кения „вольной страны", обрисованной Теодором Гертцке в его утопии.


      Литература по теме.

     Об американских общинах подробнее всех говорит основатель Онейдской общины J . H . Nojes в своей книге „ History of American Socialismus ” („История американскаго социализма"), появившейся в 1870 году.

      Несколько лет спустя американский немец Чарльз Нордгоф (Charles Nordhoff ) сообщил свои наблюдения, собранные при личном посещении важнейших общин в интересной книге („Коммунистические общества Соединенных штатов”).

      Член Онейдской общины выпустил в 1878 году небольшую книгу о существовавших тогда ещё общинах.

      На основании этих трёх источников Генрих Землер составил свою „Историю социализма и коммунизма в Северной Америке”, изданную в 1880 году в Лейпциге.

      Получается, что опыта коммунистического развития общества в Америке и в Германии значительно больше, чем в России.
 
      Разумеется, не мог не заметить эксперименты по внедрению коммунистических принципов и Фридрих Энгельс, который в своё время составил ОПИСАНИЕ ВОЗНИКШИХ И СУЩЕСТВУЮЩИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.


Рецензии