Российский научный туризм проблемы и перспективы

Герасименко Т.И., Родоман Б.Б.

РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(на примере гималайско-тибетских
и алжирских исследований)




Аннотация. В докладе рассматривается один из видов научного туризма – путешествие профессиональных географов, организация которого опирается на современную туриндустрию. Определены задачи и специфика такого путешествия по сравнению с классическими экспедициями; выявлены проблемы его организации  и реализации, раскрытые на конкретных примерах.
        Ключевые слова: научный туризм, туриндустрия, организация путешествий профессиональных географов. 

        Gerasimenko T.I., Rodoman B.B. Russian scientific tourism: problems and prospects (example of Himalayan-Tibetan and the Algerian research)
       
        Abstract. The presentation discusses one type of scientific tourism – the journey of professional geographers. It's organization has been based on the modern tourism industry. The tasks and specificity of such a trip in comparison with classical expeditions have been defined, the problems of its organization and implementation have been revealed. Ones have been revealed on concrete examples.
        Key words: scientific tourism, tourist industry, travel arrangements for professional geographers.

        В этой статье мы не ставим своей задачей рассмотреть все виды научного туризма, который можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим только один вид – путешествие профессиональных географов. Под путешествием мы понимаем передвижение по маршруту с исследовательской целью, сопровождаемое наблюдением. Частным случаем путешествий следует считать экспедиции, которые требуют особой подготовки и отличаются целями (главным образом исследовательскими), задачами и методикой проведения. Современные путешествия могут при определённых условиях быть приближены к экспедициям. Признаками (атрибутами) путешествия являются следующие: концепция путешествия; запланированный маршрут; ключевые пункты (объекты «must-see»); незапланированные заранее объекты (в том числе «неожиданные открытия»). Путешествие предполагает наличие полевого дневника и камеральных этапов – предварительного (подготовка к путешествию) и заключительного (оформление результатов). Путешествия могут быть групповыми или  индивидуальными, краткосрочными или длительными, узко специализированными или  комплексными, могут организовываться и осуществляться с опорой на сложившийся туристский сервис либо самостоятельно.
        Всё большее распространение получает научный туризм, участники которого пользуются услугами туристических фирм. Современная туриндустрия – это гостинично-транспортная логистика, рассчитанная на массового потребителя: размещение людей на ночлег и доставка их к некоторым объектам. Использование этого потенциала облегчает задачу организации (что особенно актуально для «закрытых» территорий и стран), но и создаёт некоторые специфические проблемы.
        Путешествия различаются по целям. Они могут быть обучающими, творческими, исследовательскими. Цель научной поездки учёных – удовлетворение профессиональных интересов. Географа интересуют ландшафты (природные и культурные) и образ жизни людей.
        Обычно турфирмы предлагают дискретный товар – набор известного числа достопримечательностей и мест ночлега. Географу нужен более континуальный поток впечатлений (маршрутные наблюдения) и возможность остановок в ключевых точках для сбора материала другими методами. Непрозрачные крыши автобусов и легковых автомобилей, переезды в тёмное время суток препятствуют восприятию ландшафта. Малочисленность промежуточных остановок лишает возможности личных контактов с местными жителями. Поэтому важно в формировании маршрутов принимать участие обеим сторонам –
путешественникам и обслуживающей их туристской фирме.
        Особенно ценен потенциал туристских фирм для организации путешествий в регионы и страны закрытые, не очень туристические, с ограниченным режимом посещения. В некоторые
регионы можно попасть только с использованием дополнительных пропусков (пермитов). Такая система имеет свои плюсы, потому что ограничивает поток туристов, сдерживает экологические и культурные нагрузки, способствует сохранению традиционного быта, ландшафта и прочей географический специфики, ради которой и совершаются путешествия [1, 2, 3]. К отрицательным моментам можно отнести сложности оформления и удорожание путешествия, а также обязательное сопровождение представителями принимающей стороны и ограничение свободы передвижения, необходимость отмечаться в контрольно-пропускных пунктах (как, например, в Бутане, Верхнем Мустанге, Тибете).
        Принципиальные отличия от «классических» экспедиций середины ХХ века возникли благодаря авиации, автотранспорту и новым видам радиосвязи: более короткие сроки, больше бытовых удобств, безопасность, гарантии спасения, больше возможности различных сроков и маршрутов для разных участников группы; доступность повторных поездок в те же места.
        Профессиональный географ не может жить без путешествий. Путешествие географа – это не только и не столько сбор материала для немедленного отчёта и практического применения, сколько катализатор всей его деятельности и накопление информации с непредвиденными результатами. Научные идеи и открытия как правило неожиданны и планированию не поддаются.
        Поддерживать профессионального географа значит финансировать его путешествия. Фактически эти поездки – не отдых, а продолжение работы. Но многие географы, даже находящиеся на службе в университетах и научных институтах, самые яркие путешествия осуществляют за счёт собственных средств в свои отпуска и каникулы, что становится одной из причин их краткосрочности.
        Примерами организованных научных поездок могут служить гималайско-тибетские экспедиции, организованные Центром гималайских научных исследований Санкт-Петербургского союза ученых (СПбСУ), в том числе комплексная Международная экспедиция, прошедшая с 24 июня по 19 июля 2018 г., в Непал и КНР (Тибет), а также научно-познавательная поездка в январе-феврале 2019 г. в Алжир, где основу группы составили географы ИГ РАН и других организаций. Оба эти путешествия долго и тщательно готовились с участием туристических фирм, маршруты согласовывались и уточнялись. Так, Тибетская экспедиция ЦГНИ СПбСУ готовилась два года (первые варианты маршрутов обсуждались в апреле 2016 г.). Окончательный маршрут стал результатом многочисленных переговоров, обсуждений, консультаций и согласований. Маршруты были утверждены, пермиты проплачены. Тем не менее, непредвиденные сложности возникали. В Тибете чаще и серьёзнее – от прохождения непальско-
китайской границы (строгий контроль, невозможность взять с собой какие-либо карты и информационные материалы) до отказа посещения некоторых приграничных и высокогорных пунктов даже согласованного маршрута, закрытия проезда после определённого часа, невозможности самостоятельных прогулок по некоторым населённым пунктам, запрета на фотографирование многих объектов. Запрещено фотографировать объекты военные (сооружения, запретные зоны), административные (даже резиденции местных властей) и многие религиозные (храмы, обряды, церемонии). В Алжире тоже много ограничений, включая передачу паспортов уже в аэропорту принимающей стороне, обязательный сопровождающий жандармский эскорт и ограничение самостоятельного передвижения, но там это происходило не столь очевидно и было завуалировано насыщенной программой и малым количеством свободного времени. Всё же обе
эти поездки оказались результативными по собранному материалу и впечатлениям. В ряде районов Тибета участники экспедиции были первыми европейцами, посетившими эти места. Здесь были уточнены некоторые данные и даже сделаны открытия. Путешествия дают участникам возможность уникальных наблюдений, личного переживания, новые яркие идеи, позволяют сделать на основе увиденного теоретические обобщения.
        Важная часть путешествий – контакты с местными жителями. Географу хочется заглянуть за фасад и увидеть то, чего стараются не показывать обычным туристам. В этом заключается сложность поездок в страны с ограниченным режимом посещения, в том числе в приграничные регионы с особым режимом и военным положением. Но при помощи туристических фирм неприятности от таких ограничений минимизируются. Использование турфирм гарантирует безопасность питания и определённые санитарно-гигиенические нормы, избавляет от многих неудобств и этических коллизий, связанных с частой оплатой разных мелких услуг.
        В ряде стран сложились разные цены для местных жителей и для приезжих из Европы, не только на рынках, но и у входов в музеи. С этим явлением мы, авторы этой статьи, встречались, например, в Шри-Ланке. Воспользоваться дешевизной жизни, в которой живёт местное население, не всегда получается. Однако ни в Тибете, ни в Алжире мы (Т.И. Герасименко и её спутники) с такой разницей цен не сталкивались. С точки зрения жителей стран «третьего мира» (занимающих б;льшую часть земной суши) путешествия – это досуг богатых людей, приехавших из мест с более высоким качеством жизни. Но к научным работникам из России этот взгляд неприменим. Наши коллеги – люди, как правило, с невысоким доходом, но у них структура потребления или «набор приоритетов», по сравнению с «прочими обывателями», совсем другие.
        Серьёзной проблемой для путешественников нередко бывает недостаточная обеспеченность информацией. Разителен контраст между Непалом, где на каждом шагу продаются настоящие географические карты, и китайским Тибетом, где легальное использование карт и навигаторов невозможно из-за засекреченности объектов. Указатели, топонимические и высотные, нередко вводят путешественника-географа в заблуждение или даже приводят в шок. Топонимия там запутана ещё и из-за разных местных языков (китайского и тибетского).
        Серьёзным препятствием являются языковые барьеры. Мы привыкли к использованию английского языка в качестве международного, но это далеко не везде так. В Тибете даже водитель не говорил по-английски, а сопровождающий нас гид вообще был малоразговорчив.
        Местное население, включая владельцев гостевых домов, также не знает языка, хотя доброжелательно и гостеприимно. Они изучают в школах китайский и английский языки, но у них нет мотивации, ибо большинство не имеют паспортов (лишь идентификационные карты) и не могут покидать пределы КНР. Очень мало алжирцев говорит по-английски (но многие знают французский). Разумеется, сопровождающие лица имеют отношение к спецслужбам, хотя и не афишируют этого. Гиды, водители, носильщики тщательно следят не только за комфортом и
удобством путешественников, но и за соблюдением установленного режима.
        Нередко возникают и морально-этические проблемы, связанные с разницей в менталитете. Сопровождающий индивидуального путешественника или путешествующую семью обслуживающий персонал (гиды, носильщики, водители, повара) становится частью команды, нередко с ними устанавливаются дружеские отношения, но это приводит к неловкости от того, что условия проживания и питания различаются. Такого неудобства бывает меньше, когда путешествуешь в составе сравнительно большой группы, руководитель которой решает все проблемы с местными жителями.
        Некоторые объекты и мероприятия запретны для иностранцев. Бывают и шокирующие вещи и явления, например, «воздушные похороны» людей и животных в Индии, Непале, Тибете.
        Среди многочисленных посетителей храмов с каждым годом всё больше туристов, так что все они – не обязательно «верующие», но часто – участники (актёры и зрители) своего рода театральных действий. Религиозные обряды и храмы в Индии, Непале, Таиланде стали частью мощной индустрии международного туризма. Использование ресурсов туристических фирм приводит к тому, что приходится слишком часто посещать подобные мероприятия, как и рынки и магазинчики, с которыми у фирмы есть договорённости.
        Таким образом, использование сервисов туристических фирм имеет как свои плюсы, так и минусы. При планировании маршрутов путешествий необходимо это учитывать, что в современных условиях значительно облегчает задачи и быт путешественников-географов.

Использованная литература

        1. Герасименко Т.И. Гималаи без мистики: Бутан // География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природоведения. – 2013. – № 11 – 12 (956). – С. 11 – 21.
        2. Герасименко Т.И. Влияние глобализации на традиционный образ жизни (на примере Непала и Бутана) // Разнообразие как фактор и условие территориального развития». – 2014. – С. 225 – 231.
        3. Родоман Б.Б. Непал: экзотика в объятиях глобализации // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах, вып. 6. – М.: Ин-т наследия, 2010. – С. 154 – 166.

        Опубликовано: Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Российский научный туризм: проблемы и перспективы (на примере гималайско-тибетских и алжирских исследований) // Географическая наука Узбекистана и России: общие проблемы, потенциал и перспективы сотрудничества. – Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., г. Ташкент, 13 – 19 мая 2019 г. – Ташкент, 2019, с. 80 – 82.

        Подготовлено для «Academia.edu» и «Проза.ру» 2 ноября 2019 г.


Рецензии