Liberte, Egalite, Fratemite Свобода Равенство Брат

 

 
Великий анархист, потомок Рюрика, ученый, князь Петр Алексеевич Кропоткин.






Древние 70 годы прошлого века.
 Я выменял небольшую монетку из серебра.  1916 год. По окружности слова  Liberte, Egalite, Fratemite  Свобода Равенство, Братство. Держал её в руках полный задумчивости. Франция, капиталистическая страна, еще нет революций России, и такие слова, такие призывы на государственной монете?
Сейчас, имея Gojgle, легко выяснить, что эти слова (постановление  30 июня 1793 года) имели продолжение «или смерть.». Мрачные слова, роковое предсказание кровавого будущего.
В 1919 году Ленин раскритиковал этот лозунг. Мол, там, где есть частная собственность, рабочие не равны буржуазии. Девиз, используемый Францией и Гаити остался невостребованным Российской революцией. Кстати, очень, очень  опрометчиво , так как впереди этих слов стояло: «Единство, неделимость Республики». С такими словами в конституции Советским Республикам не было бы юридической возможности уйти. Эх, незадача!

Ну а насчет свободы. Как здесь ситуация? Вы свободны? Насколько? Да и что ЭТО такое - Свобода?
Свое понимание этого слова я представил обществу лет десять назад. Вот эта статья.





Свобода.
  
  
Сладкое слово "Свобода!".
  
"О, дайте, дайте мне свободы!"
  
"Свободен! Наконец-то свободен!"
  
  
  
Так ли уж всегда сладка свобода?
   "Мадам! Разрешите я освобожу вас от кошелька и манто!" - звучит интригующее предложение в сумрачной подворотне. А освобождения от любимой работы, от родного дома, от горячего вяления на северном берегу Черного моря? Освобождение от горячей сосиски с тушеной капустой в обед? От сигареты и волнительной женщины (для Вас, представительницы прекрасного пола, - другой вариант)?
  
  -Не передергивайте, уважаемый! Нет, нам нужна свобода не от всего! Что мы - святые отшельники? Сейчас нам нужна свобода получить это и то, а освободиться от ненужного того и этого.-
  -А через час - получить другие ценности и освободиться от других уже не нужных вещей?-
  -Ага!-
  -Да-а, переменчивы наши потребности. Так, значит, потребности формируют наши мечтания о свободе? Жажда материальных ценностей? Хлеба и зрелищ? Секса и экстрима для щекотания нервов? Проходящей мирской славы?-
  - Да, пожалуй, формируют...-
  
  
*
  
Что такое "СВОБОДА"?
  В Философской Энц. 1967 года СВОБОДА определяется как
   "осознанная необходимость и действия человека в соответствии со своими знаниями, возможность выбора в своих действиях" .
  В этом определении три варианта ответа, которые дополняют друг друга.
   И необходимость и действия и возможность.
  
   Викепедия иначе трактует эту категорию. "Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы."
  
  Действительно, разве свобода это действия? Нет, она не сами действия, а возможность выбора действий ведущих к достижению желаемого. (Правда, здесь нужно уточнение. Можно сидеть в камере и выбирать свои действия до конца срока заключения. Нужна еще и потенциально реальная возможность осуществления этих действий.)
   "... действия человека"?
  Почему только человека? Трудно провести резко очерченную грань между свободой человека и свободой высших животных. Более того, это понятие применимо и к неживым объектам. "Свободное падение...", "свободный покрой одежды..."
   "... осознанная необходимость..." ?
     Свобода определяется через свою противоположность - необходимость, несвободу. А имеет ли право на истину противоположное высказывание: Несвобода - это познанная необходимость ? Несомненно имеет, ведь это коренное определение термина несвобода.
  Тогда оба определения верны? (Мы привыкли к парадоксам. И напрасно. Два взаимно отрицающих положения реально отрицают друг друга. Нужно выявить меру истинности каждого из них.)
  
   Более ясно и приемлимо положение Свобода это познанная возможность. (В Викепедии - наличие возможности выбора)
  
  Наше обитание в этом мире можно сравнить с хождением в лабиринте. Мы выясняем пути выхода из неблагоприятной ситуации и подчиняемся необходимости сделать такие финты - повороты, которые приведут нас к выходу - свободе (возможности) обладания чем-то желанным. Нелогично называть свободой тернистый путь добычи этой свободы. Свобода это разрешение на действие, обладание. Это результат преодоления дурацких необходимостей. Регистрации в загсе, оформления документов в таможне, выкладывания наличных за вкусный пирожок...Все это не свободы, а препятствия.
    Уточним афоризм.
   Познавая необходимость ряда действий, мы можем найти путь к свободе, к познанию возможности достичь желаемое.
  Перед нами уже не определение термина "свобода", а пути её построения. Наши знаменитые предки поленились уточнить этот афоризм, а мы им доверились.
  Надо отметить, что не всякое познание необходимостей, препятствий ведет нас к свободе. Только некоторые специфичные ряды последовательных действий. Определяя свободу как осознанную необходимость (добавлю - ряда последовательных действий)надо учитывать, что во многих случаях эти умозрительные ряды действий разорваны необходимостью совершения нереальных событий. А в других случаях, для других соискателей желанного эти ряды отсутствуют вообще за ненадобностью - им, элитным искателям данной свободы разрешено обходится без ряда формальностей. (Войти в театр с черного входа. Сесть в персональный самолет, заполучить мальчика-красавчика...)
  
Свобода - это возможность совершить действия, благодаря которым появляется возможность обладать чем-то в результате этих действий или возможность отказаться от обладания - избежать неких неприятностей.
  
  Понятие "свобода" похоже на парадный, в позолоте и орденах философский мундир простенького словца "возможность" иметь или не иметь путь удовлетворения потребности.
  
*
  
Две формы свободы. Иметь и не иметь.
  Афоризм "Свобода - познанная необходимость" принадлежит Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. (Уже от него положение перешло в марксистскую философию). Им отмечен еще один парадокс в проблеме "свобода". Часто владелец раба начинает зависеть от своего раба. Становится его рабом. Свободный гражданин Рима становится рабом обслуживающего его раба. Барин Обломов становится рабом своего крепостного слуги.Не может ни одеться, ни поесть...Частный случай? Шутка мироздания?
  А ну-ка, вглядимся в свободных граждан.
 Вон, они идут стройными рядами! Дымят. Рабы привычки. Куда идут? На любимую работу - рабы обязанности работать. На очень выгодной и удачной работе - им повезло на неё устроиться! Весь день их расписан в угоду обязанностям, привычек и служению собственной и чужой материальной собственности. Моют любимые машины, подвязывают томаты, едут к дальним родственникам на пьянку. Нет, это не частный случай, это закономерность.
   Обладая чем-то, становишься зависимым от этого обладаемого.
  Свобода состоит не только в возможности владение (одна форма свободы), но и в возможности уйти от обладания. Вот эта, вторая форма свободы, освобождения от обладания чем-либо также довольно трудно осуществима и желанна.
  Две формы свободы можно увидеть на всех уровнях жизни. На физиологическом уровне, психическом, социальном. Желания живого организма постоянно меняются и требуют изменения среды.
  
  
Свобода индивида, группы, общества представляет собой переменчивый комплекс возможностей иметь нечто и, одновременно, намного широкий комплекс других возможностей не иметь.
  
  Соответсвенно изменениям смены потребностей (в физиологии, психике индивида и в общественной сфере) изменяются желанные цели и оценки своего положения как свободного или несвободного.
  Свободы человека разделяются на большие подгруппы соответственно сферам деятельности и интересов индивидов, групп и классов. Свободы обладания правами на собственность, на образование, на деятельность и на саму жизнь.
  
*
Пара слов о лозунге анархистов.
  
  Парадоксальным является еще один широко известный афоризм на тему "Свобода": Анархия - мать порядка . Это афоризм не Петра Алексеевича Кропоткина , а его последователей в послеоктябрьской России. Афоризм также не без намека на "глубокий" смысл, поэтому стоит в него вглядеться. Насколько он справедлив?
  

    
  Если добавить одно поясняющее слово к этому выражению, то новый афоризм Анархия - мать нового порядка теряет свою парадоксальную загадочность и одновременно ложность. Но теряет и свою привлекательность мудрого откровения. По прошествии какого-то времени анархии - отсутствия порядка, власти мелких банд получаем новый порядок и новые законы. С определенными достоинствами и несомненными недостатками.
   Несколько слов о взглядах великого анархиста.
   "Анархическое общество", в представлении Кропоткина, - это ассоциация равных, для к-рых нет надобности ни в какой власти, ни в каком насилии. Свободная кооперация, вольные союзы, основанные на взаимной помощи и солидарности, создадут не только новую жизнь, но жизнь красивую и свободную, где всякая тенденция к однообразию и централизации будет устранена, а частная инициатива будет поощряема."
  
*
  
Факторы определяющие наше восприятие свободы
  Как сама свобода, так и её плоды представляют собой новые формы порабощения.
  Вспомните движение Хиппи. Свободная любовь делает невозможной упорядоченную жизнь. Свобода владения чем-либо ведет к отрицанию свободы владения всех остальных вариантов бытия. Они вычеркиваются, как уже нереальные, неосуществимые для данного владельца некой ценности. Все наше бытие представляет собой иерархию оценок и попыток овладения счастьем на разных уровнях бытия. Это желанное меняется ежесекундно, ежечасно и ежегодно. Счастье обладания меняет свой облик и мы по мере возможности своих способностей выбираем (свободно) оптимальный вариант для выбора иметь или не иметь.
   Наша свобода всегда ограничена некоторыми рамками , согласно нашей внутренней организации, пола и места в социальной нише. По всему громадному набору вариантов существования. Наши цели меняются согласно колебаниям нашего организма, изменениям среды, потребностям.
   Сильная ниша - всегда сильное ущемление свободы . С хорошего места уйти трудновато, не правда ли? И так о всякой нише - семейной, приятельской, работе, местожительстве, привычек. А желанная свобода изменяется соответственно изменению комплекса занимаемых индивидом социальных ниш:
   возраста, времени (в те времена, в эти), строения государства, ниш работы, мест обитания, хобби, здоровья, вредных привычек, знакомств...
   Оценка всего этого спектра необходимых свобод производится с учетом доступности . Начинаем ценить, например, свободу дышать чистым воздухом, только тогда, когда её нет. Свободу просто находиться на грешной земле начинаем высоко ставить в своем ряду ценностей только тогда, когда крылья самолета, на котором мы летим, начинают потрескивать.
  
*
Неплохо учитывать, что не всякая свобода ведет к совершенствованию личности, и, наоборот,иногда ограничения свободы становятся причиной появления талантов и гениев. Появлению их на мировой сцене гениев.
  Как, например, затворничество из-за простуды в юности Софьи на даче среди заклеенных для будущего ремонта стен страницами из математического трактата привело к появлению на сцене мировых гениев математика Софьи Ковалевской. Как недуг, обезноживший Александра, вывел на литературную вершину писателя Александра Беляева.

Вот такая статья. Может быть стоило её изменить?  Дополнить? Удалить?
Оставляю!

Ноябрь, 2019.

И, все-таки, добавлю пару слов.
Все государства в своем развитии идут в сторону расширения прав государства эа счет уменьшения прав своих граждан. От полной анархии до полной ликвидации инициативы свободных личностей этого государства.
Это абсолютна неизбежная естественная закономерность мне напоминает химический процесс кристаллизации. Так я его и называю. Она всесуща.
В природе в результате его создаются многие породы, типа мрамора, гранита.
В психике - кристаллизация наши чувств и идей. Что упорядочивает нас, дает нам силы и сковывает одновременно.

А государства подвержены стагнации - помимо уменьшения свобод личности, увеличение все большей неэффективности, неповоротливости.
Поэтому недавняя реформа в России - шаг бескровной революции. Выполненный талантливо.
Поздравляю Россию! Впервые вижу попытку такого масштаба исправить мирным путем стагнацию государства!
У меня появляется оптимизм во взгляде на будущее.

17. январь, 2020.


Рецензии

***
Тема щекочущая и уже не одно столетие вызывающая споры и обсуждения.
Хочу начать с того, что вышеозначенная хартия, т.е. свод политических требований, с которыми выступили лидеры первой буржуазной французской революции: «Свобода, равенство, братство… или смерть!» – лозунг, ничего общего не имеющий с тем, что в действительности несут человечеству социальные революции. Речь пойдет не только о Франции того жуткого исторического периода, а о каждом отдельном требовании этого революционного наследия по отношению к нынешней, постсоветской России и странам СНГ. Итак:

Свобода…

Свобода - совести, выбора, вероисповедания. Эти виды свобод худо-бедно существовали и при Советах. Не хватало только свободы слова. Но вот в результате переворота 91 года появилась и она, свобода слова. Долгожданная, выстраданная. И что мы с этого, как говорится, получили? Мы стали материться. Прямо с телевизионных экранов. На весь мир. А кто запретит? Цензура отменена. Совесть у всех исчезла, как будто ее и не было ни у народа на остановках и митингах, ни у тех, кто заседает в Госдуме, ни у людей знаменитых, носителей культуры, которых мы прежде именно за воспитанность и уважали. Каждое телевизионное интервью – сплошной мат. На каждом канале – разврат, порно! Так было в девяностые. Через год-два появилось «пи-пи», которым все-таки стали приглушать не совсем приличные выражения. Опомнились. Мат и разврат остались только на ТНТ, благоденствуя там и по сей день, видимо, как на островке все той же свободы слова, а вернее – свободы бесстыдства. А что творится на Ютубе? Известные журналисты, ведущие телепрограмм и прочие так называемые общественные деятели, те люди, призвание которых – опять-таки нести в массы культуру, в том числе и культуру общения, обливают грязью друг друга, да так изощренно, что диву даешься! Обливают грязью руководство страны, правительство. Писатели пишут матерные книги! Писатели! Ум и Совесть народа! Когда такое было! На Святой-то Руси! И на этих книгах, на духовном этом разврате и бескультурии, заполонившем ТВ, интернет, книжные магазины, растут наши дети. Этой ли Свободы мы добивались? Неужели, чтобы чувствовать себя полноценными людьми, нам как раз именно этого и не хватало – мата и грязи! Выходит, что так. Ведь ничего другого свобода слова, по которой мы так истосковались, обществу не принесла.

Равенство…

Видимо, когда в 18 веке во Франции в преддверии первой буржуазной революции впервые появился этот лозунг, подразумевалось равенство сословий: дворянства и буржуазии. Ну, а после победы революции, захватив власть, французские буржуа о Равенстве уже и не помышляли: они просто принялись уничтожать дворянство, казнить их, а так как дворян было немало, то буржуа придумали гильотину, с помощью которой уничтожение их было поставлено на поток. Казнили детей, женщин, стариков. Головы летели капустными кочерыжками. Кровь не успевали смывать, и она заливала площади до такой степени, что зеваки, охочие до зрелищ, топтались в ней, как будто в грязи. Вот такие они, пламенные революционеры.

Братство…

А кто вам не дает? Идите на улицу, обнимайтесь, братайтесь, с кем пожелаете, хоть с медведями. Для этого никаких переворотов и не требовалось. Просто для романтического звучания выдвигаемого лозунга тогдашним идеологом революционного движения понадобилось еще одно, третье, ни к чему не обязывающее слово. Вот они его и приплели.

… или Смерть.

Почему – или? Смерть торжествовала в любом случае, вне всякой зависимости победит революция или потерпит поражение, стоило ее только разжечь…

Хочу напомнить любителям «раскачивать лодку». В одной только России в революцию 1917 года и в последовавшей за ней гражданской войне погибло более 10 миллионов человек. 10 миллионов!...

А какая из революций сделала человечество счастливым? Как были богатые и привилегированные, так и будут, независимо от того, как они называются: дворяне, буржуа или как нынче – олигархи. Были бедные, доедающие последний сухарь, и будут.

Все зависит от самого человека. Под лежачий камень вода не течет. Хочешь обрести место под солнцем – учись, получай профессию, образование. Олигархом, может, и не станешь, но уж бедным точно не будешь.

Что касается статьи Р. Погорелова, считаю ее нужной и во многом отвечающей последним вызовам времени. Очень нелегкого, надо заметить, когда некоторые известные деятели, проплаченные иностранными НКО, усиленно пытаются сбить общество с выбранного им демократического пути и привести страну к беспорядкам. Не удастся. Это страна давно уже не страна дураков.

Р. Погорелову - уважение


Ануар Жолымбетов   26.05.2020 10:10     Заявить о нарушении
Уважаемый Ануар Жолымбетов!
Я с удовольствием прочитал Вашу умную и горячую рецензию. Спасибо за отзыв, за внимание, за политическую позицию!
О революциях у меня есть статья, двумя словами о них не скажешь.
Еще раз - спасибо за отзыв! С уважением - Роберт Погорелов.

Роберт Погорелов   24.07.2020 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.