Виртуалы. Эпиктет, Цицерон и Сенека

Глава 5. Учимся не переживать. Эпиктет, Цицерон, Сенека

Если как только вы собрались выйти из дома, на улице пошел дождь, то вам, можно сказать, не повезло. Придется надеть дождевик, взять зонтик или отменить важную встречу. Дождь по вашему желанию все равно не прекратится. Стоит ли из-за этого расстраиваться, впадать в уныние? Конечно же, нет – лучше отнестись к ситуации по-философски. Это означает, принять как есть то, что вы не можете изменить. Хорошо, с дождиком понятно, а как насчет старения и мимолетности жизни? Как нам относиться к этому? Так же или же иначе?
М – Вот это дааа… Я никак не отношусь. Старею и всё. Мне даже нравится, пока ничего не болит. Василий! Как ты относишься к старению?
В – Да , как и ты… Опять  Уорбертона читаешь?
М – Да. На сегодня для знакомства Эпиктет, Цицерон и Сенека. Все в одной главе. А ты знаешь, кто такие стоики?
В – Нет. Откуда мне знать. Наверно стоят на своём мнении.
М - Данное название происходит от слова «стоя» – расписного портика, где встречались представители этой школы. Одним из первых стоиков был Зенон Китийский (334–263 до н. э.). Греческие стоики интересовались многими направлениями философии… Однако полагали, что имеет смысл переживать только из-за того, что мы действительно можем изменить, а все остальное – пустая трата нервов.
В – Я поддерживаю эту точку зрения.
М - Стоики были убеждены, что эмоции лишь затуманивают разум и мешают принимать здравые решения. Вот это точно.
В – Кто у нас первый из них?
М - Эпиктет (55–135), один из наиболее известных поздних стоиков , был рабом. Представляешь, раб философ. Эпиктет даже стал хромым из-за побоев, и когда он говорит, что его разум остается свободным, хотя и заключен в тело раба, он говорил это, исходя из собственного опыта. Он учил людей тому, как преодолеть боль и страдания.
В - Философия Эпиктета помогла пилоту американского истребителя Джеймсу Стокдейлу, сбитому во время Вьетнамской войны, не сойти с ума в плену – он провел четыре года в одиночке и неоднократно подвергался чудовищным пыткам. Стокдейл решил, что останется равнодушным, как бы жестоко с ним не обращались. Зачем беспокоиться о том, чего ты не в силах изменить? Стоицизм помог ему пережить боль и одиночество, которые сломили бы большинство других.
М - Родиной стоицизма считается Древняя Греция, но по-настоящему  расцвело только в Римской империи.
В – Пишут, что самыми знаменитыми стоиками,  были Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) и Луций Анней Сенека (4 до н. э. – 65 н. э.). В их сочинениях часто встречаются рассуждения, посвященные проблеме старения и краткости жизни.
М -  Они полагали, что старение – это естественный процесс, и нет смысла пытаться изменить то, что тебе не под силу изменить. Вместо этого нужно стремиться получить максимум от своей жизни. Я поддерживаю.
В – Давай о Цицероне поговорим. Он вел весьма насыщенную жизнь, умудряясь совмещать бытие философа с политической карьерой и юридической практикой. Написал книгу «О старости»
Ц. – Я сам расскажу. Приветствую вас, стариков, ну и читателей. Я выделил четыре проблемы старения: становится сложнее работать, ослабевает тело, физические наслаждения не приносят былой радости, приближается время смерти.
В – Это неизбежно.
Ц - мы можем (и должны) изменить собственное отношение к этому процессу. Самое главное  – признать, что старость вовсе не делает жизнь невыносимой. Во-первых, пожилые люди работают более эффективно; благодаря своему опыту они добиваются лучших результатов, затрачивая меньше усилий.
М – С этим бы я поспорила…
Ц -  Во-вторых, их тела при должной заботе не придут в полную негодность и еще послужат.
В – Согласен, но лень побеждает.
Ц – Не перебивай. В-третьих, хотя физические наслаждения уже не приносят былой радости, пожилые люди могут по-прежнему получать наслаждение от общения со своими друзьями.
В и М хором – Согласны!
Ц. - В-четвертых, я убежден, что нет никакого смысла бояться смерти, так как наша душа бессмертна. То есть мы должны принять старение как неизбежный процесс, и наше отношение к этому процессу не должно быть отрицательным.
М – Так оказывается мы живём по твоим правилам… Аргументы подобного рода встречаются и в работах Сенеки.
В – Так… Плавно перешли к Сенеке.
С – приветствую всю компанию. Как и Цицерон, я был не только ученым, но и политиком, успешным предпринимателем, автором нескольких трагедий и философских диалогов.
Ц – Ну расхвастался… Умный, умный, никто и не сомневается. Говори по делу.
С – Прошу не перебивать. Так вот. Я согласен с тобой Цицерон. По большому счету проблема заключается в нашем отношении к приближающейся (и неизбежной) смерти. Нет никакого смысла переживать о том, что жизнь коротка, – надо постараться извлечь максимум из опущенного нам срока.
М - Очень часто многие из нас в погоне за наживой или удовольствиями забывают обо всем остальном.
С - Но если не распыляться на пустяки, у нас будет достаточно времени на то, что действительно важно.
В – Пустяки – самое привлекательное. Пивка попить, самогоночки в праздник… Потом пофилософствовать о жизни…
С - Причем чем раньше человек задумается об этом, тем лучше для него, в противном случае действительно можно опоздать.
М – Чему быть, всё равно не миновать – судьба… вот уже вся голова седая…
С - И кстати, наличие седых волос и морщин вовсе не означает, что жизнь была прожита не зря, хотя многие по ошибке так и думают. Как о том, кто бросил весла, находясь в лодке, и отдался на волю волн, нельзя сказать, что он достигнет цели своего путешествия, так и о человеке, который движется по жизни бездумно, полагаясь на волю случая, нельзя сказать, что он проживет свою жизнь достойно.
В – Спорный вопрос. Я, например вообще без вёсел доплыл по течению до своей деревни. Там меня мои друзья рыбаки поймали, разбудили и домой притащили.
С - Одно из главных преимуществ достойной жизни, состоит в том, что в старости у вас не будет никаких сожалений. Но если вы растратите свою молодость на пустяки, то потом вам будет неприятно вспоминать об упущенных возможностях.
В – Опять не согласен. Мне приятно вспоминать всё, и удачи и промахи, и страшное, и смешное, достойное и не очень… Ты думаешь, что, когда я лежал и замерзал в окопе , сожалел о чём-то? Я мечтал о валенках и печке. Выжил, нашли, спасли… Были и валенки , и печка, и водка… А ещё огурчик из бочки и пирог из печки с грибами…
М – Да. Тебе тогда повезло, только ногу потерял. Сенека, а как жили стоики?
С - Идеалом  была жизнь отшельника, жизнь вдали от других людей. Только та жизнь будет действительно достойной, которая прошла в занятиях философией. Только так – размышляя о сущем – ты можешь почувствовать себя по-настоящему живым.
М – Это наши схимники. Счастливые. Ни о чём не сожалеют. День и ночь философствуют в молитвах.
В – что-то я им не завидую. Кроме чужих молитв и голода и вспомнить им нечего.
С -У меня не раз была возможность проверить основные положения своей философии на практике. Так, например, в 41 году н. э. меня обвинили в любовной связи с сестрой императора Клавдия. В результате я был отправлен в изгнание на Корсику, где провел восемь долгих лет.
М - Но потом фортуна снова повернулась к тебе лицом.
С – Меня вызвали в Рим, чтобы я стал наставником Нерона, наследника престола и будущего императора. Позднее писал для него тексты речей. Конец этой истории, увы, печален.
В – Представляешь ,Матфевна, Нерон обвинил Сенеку в том, что тот якобы принимал участие в заговоре против него. И приказал своему советнику покончить с собой.
С – Да. У меня не было выбора, кроме как подчиниться приказу, ведь в противном случае меня бы все равно казнили. В полном соответствии с заветами своей собственной философии, находясь в абсолютном спокойствии, я вскрыл себе вены.
М – А мне кажется, что столь превозносимое стоиками полное безразличие ко всему, возможно, способно уберечь вас от огорчений. Однако со временем вы сделаетесь холодным и бессердечным человеком. Пожалуй, это слишком высокая цена за спокойствие.
В – Согласен.
Старики в сумерках и не заметили, как исчезли философы-стоики. Зажгли камин, перевернули страницу книги и задремали до следующей главы…

Хорошо жить…


Рецензии