Мои вторые родители

        Анекдоты про тещ – враки! Признаюсь честно – мои теща и тесть  были золотыми людьми. В начале знакомства  нам мешали языковой барьер, разный уклад жизни. Но нас объединяло взаимное уважение и любовь к Валюшке, моей жене и их единственной дочери.
        Сейчас-то я понимаю, что вломился в их семью неожиданно, словно снег на голову. Я познакомился с будущей женой, будучи студентом, бойцом строительного отряда. В Тюмень не поехал. Заработки там были выше, но не хотелось кормить комаров. Поэтому стал бойцом ССО  «AQUA». Кстати, не без гордости признаюсь – название придумано мною. Отряд должен был работать на головном участке канала  Днепр – Донбасс. Мы приехали, обустроились и в ближайший выходной рванули на рекогносцировку в ближайшее село. Командиру отряда надо было договориться с директором клуба по поводу организации концерта. У нас были более прозаические намерения – хотели завязать деловые отношения  с аборигенами на предмет проведения древнейшей операции  «деньги – товар». Короче, прикупить что – нибудь поесть. Ведь питались мы в общей столовой,а основной контингент работающих составляли «химики» (условно освобожденные заключенные), поэтому кормежка была не ахти. Даже в разгар лета фруктов и овощей почти не видели.
        И вот на сельской улице нам повстречалась девушка. В глубине души до сих пор подозреваю, что какие – то высшие силы все же подсуетились. Потому что та девушка оказалась моей Судьбой, той половинкой, на поиски которой некоторым не хватает всей жизни. Во всяком случае, искра-проскочила!И  я потерял голову. Конечно, знакомство имело свои плюсы – молоко, свежие фрукты и овощи, один раз даже самогон (на ее день рождения). Но был и большой минус. На свидания приходилось бегать после напряженного рабочего дня, а это  километров восемь в один конец по разбитой дороге через кучугуры. Впрочем, скоро я так натренировался, что преодолевал это расстояние  за 45 минут. Благо, места были безлюдные и никто не мог лицезреть мои занятия бегом. Насколько я знаю, этот способ передвижения называется волчья рысь-когда чередуются бег трусцой и быстрая ходьба.
        Но я не подбивал баланс плюсов и минусов. Просто нам было с ней очень хорошо, легко и интересно. В отличие от других знакомых девушек, с которыми я всегда чувствовал себя  скованно, зажато и не знал, о чем говорить. Мешало одно – Валюшка всегда была окружена подругами, а в компании я становился неловким и косноязычным. Но постепенно она оттаяла и стала допускать прогулки вдвоем. Впрочем, вела себя очень строго, не позволяла никаких вольностей, так что в то удивительное лето до поцелуев и, тем паче, объятий, дело так и не дошло.
Ну, а со студентами, попытавшимся составить мне конкуренцию, я разобрался самостоятельно, решительно и беспощадно. Одному из них, самому настырному в желании приударить за ней, предложил потренироваться в фехтовании на саблях. Он был мастер спорта по фехтованию и взял сабли в стройотряд, дабы  поддерживать спортивную форму. Вот только не взял экипировку. Для непосвященных: в фехтовании на саблях, в отличие от рапиры и шпаги, допускаются не только уколы, но и рубящие удары. Наверное, помогли занятия боксов и выработанные ими резкость и реакция. Отхлестал его от души. Другие конкуренты вполне  реально оценили ситуацию и  превратились просто в друзей моей девушки.               
        Валины родители приняли меня легко и естественно. Видимо,  разглядели во мне что-то надежное. Надеюсь, оправдал их надежды, хотя относительно себя особых иллюзий не строю. Понимаю, что не всегда был идеальным мужем и отцом. Но нашей семье уже более тридцати лет, а это говорит о многом. Жаль, что жизнь отпустила им так мало времени, и они не успели в полной мере убедиться в правильности сделанного выбора.
        Мне было легко с ними с первого дня знакомства. Валин отец был настоящим хозяином. Я так завидовал его крестьянской основательности, хозяйской хватке. Суматошная городская жизнь не способствовала, к сожалению, развитию у меня этих качеств. Он разговаривал со мной как с равным, и это так льстило моему юношескому самолюбию. С какой гордостью показывал он мне хозяйство, водил по саду и огороду. Сейчас, поковырявшись на несчастных четырех сотках дачи, понимаю, каких трудов стоил ему царивший там порядок.
        Тесть считал что я, как крымчанин, должен хорошо разбираться в виноделии. Как мы дегустировали с ним вина и вишневки! Огромный ассортимент, от души налитая пол-литровая банка, рукав на закуску… Расплата была одна – головная боль утром и нотации жены. Зато как много и хорошо было переговорено на самые разные темы. Жаль, что жизнь не признает сослагательного наклонения. А как замечательно было бы посидеть с ним сейчас за бутылкой хорошего вина! Насколько интереснее было бы поговорить ему со мной нынешним – повзрослевшим и понюхавшим жизнь.
        Он, кстати, бывший фронтовик. Про таких говорят-труженик войны. Воевал рядовым стрелком три года. Две медали, три легких и одно тяжелое ранение. Никогда этим не хорохорился, не пользовался льготами, не любил ходить на встречи в школу, куда его приглашали,  не веселился в День Победы и не любил вспоминать войну. Как-то он со мной разоткровенничался и сказал, что война-это кровь, пот и грязь.Ну о каких подвигах он мог рассказывать школьникам-если ему довелось в окопе  заталкивать кишки в распоротый осколком живот друга-с которым вырос на одной улице?  Каждый раз 9 мая я выкладываю на столе военные билеты и награды тестя и отца( он хоть и не воевал, но как военный водолаз принимал участие в ликвидации последствий войны-обезвреживая в море бомбы и мины).Наливаю им по 100граммов, прикрыв стопки ломтями черного хлеба, выпиваю свою стопку и с болью в душе вспоминаю обоих. 
        А теща.… Это вообще особый разговор. Как не кощунственно это звучит, я любил ее больше, чем мать. Меня так поддерживала ее деликатность, когда по-городскому неумело я пытался помогать по хозяйству. И как  гордился своим отцом, когда услышал от нее восторженные отзывы  о том, как он лихо косит. Меня смешила ее наивная конспирация, когда она тайком от меня, в те времена непримиримого атеиста, возила крестить моих детей. И как благодарен сейчас ей за это. Как и за то, что не встревала в наши семейные конфликты, пряча обиду и горечь в душе. Ведь притирались мы с супругой трудно, только искры летели. Но Валина мать рассуждала здраво – жить нам, и конфликты разрешать должны сами. А до чего была она хлебосольна! Готовила просто, но очень сытно и вкусно. С какой ностальгией до сих пор вспоминаю ее колбасы. Иногда покупаем кровянку на рынке. Слов нет, колбаса вкусна – но с тещиной не идет ни в какое сравнение. И не могу простить жене, что не может приготовить такую же вкусную, как у матери, икру из баклажанов. А сын с умилением вспоминает бабушкины борщи.
       С ней, кстати, связаны незабываемые казусы. Однажды она решила навестить нас. Получаем телеграмму-встречайте такого-то числа в Симферополе. Без указания поезда и номера вагона. Мы узнали расписание. В течение суток в Симферополь прибывают штук восемь поездов, следующих из Днепропетровска или через него. Последним поездом( рабочим) поехал в Симферополь. Хорошо, что та симферопольском вокзале широкие мраморные подоконники, а ночь по-летнему теплая!Людей было много, все скамейки были заняты, поэтому коротал время, кемаря на подоконнике и прислушиваясь к объявлениям по вокзалу. Выскакивал на перрон, встречая каждый поезд к того направления и бегал вдоль состава, высматривая ненаглядную тещу. Ох, и икалось ей, наверное....Утром-встретил. Оказывается, поезд был проходящий, поэтому билеты продавали перед самым приходом. Пугалась в тоннелях. Ужасалась-как мы живем среди гор. Ее, жительницу равнины, они давили.Один раз выбрались на пляж. Сидела под навесом, не раздеваясь. Ну не принято было у них в селе пожилым людям купаться! А в это время Аленка, моя семилетняя дочка, решила поплавать. Увидев это, теща бросилась ее "спасать"!Оскальзываясь на камнях, прямо в платье, громко костеря нас на весь пляж... При том, что сама плавать не умела.А мы просто не успели рассказать ей, что я научил внучку плавать еще в прошлом году. 
       Сейчас, оглядываясь через прожитые годы, понимаю, какую сложную, тяжелую жизнь прожили  родные мои тесть и теща. К сожаления,, я так и не стал звать их папой и мамой, несмотря на всю свою любовь. Жалею. И кляну себя за то, что сделал им так мало хорошего. И многое не сказал. И не отдал всю любовь и нежность.
Вернуться бы в прошлое…
Апрель   2006


Рецензии
Хорошие слова сказаны в адрес тёщи и тестя. За душу берут

Екатерина Сергеевна Шмид   19.12.2019 23:17     Заявить о нарушении