Здравствуй, Римма!

   Держу в руках книгу, подаренную в свое время Риммой Андриановной Дышаленковой. «Прощальное слово о знахаре. Алатырь -камень. Беловодье. Аркаим». Обращаюсь к этой книге, когда нужен какой-либо совет, или разговор по душам, или просто отдохнуть от бешенного темпа жизни, погрузившись в атмосферу общения с Риммой. Услышать ее низкий, с хрипотцой голос, неторопливую манеру вести разговор, после которого чувствуешь прикосновение к кладезю мудрости и материнской доброты.  Сейчас, спустя годы, для меня это, как напутствие и ответственность перед лицом Жизни.
Прежде чем позвонить, всегда волнуюсь, как бы звонок не был не во время, ибо писатель, поэт  такого плана, мне думается, всегда находится в потоке своих мыслей, может быть даже создания произведения. Но всегда на другом конце провода чувствую открытость и доброжелательность,  внимание и искренность. Все в ее доме исполнено атмосферой таинственности и, я бы сказала, мудрой сказки или древнего мифа. Небольшой низкий столик, за которым происходит чайная церемония с «Чашей Грааля», алтарь с  царством минералов и мудрец Лао-дзы, книги, книги, книги,  картины. Одна из них на полу с изображением уральского пейзажа. Римма перехватывает взгляд-вопрос. «Да это один художник принес, поставил тут». И каждая вещь «знает свое место», ибо это Вселенная ее Дома, где все живет и  вибрирует в унисон с космосом. Ценность вещи не в денежном эквиваленте, а в особой сердечности, с какою даритель вносит ее в Дом Риммы. Но книги,- они особые жители этой планеты ее Дома.
Ежедневный ритуал кормления голубей, вьющихся над ее балконом пятиэтажного дома, где она живет.
-Поговорила с Лао-дзы, пожаловалась ему, плохо чувствую себя, жалуется Римма, не могу завтра  ехать на выступление, приглашена, и отказать нельзя, (звонил какой-то военный очень высокого звания) и вдруг звонок,
-Римма Андриановна, просим извинить, выступление Ваше откладывается.  Ну как не поблагодарить  Лао- дзы?- озорно улыбается Римма.
 -А можно, я  в ученики ему поставлю эту скульптурку. Пусть постоит рядом с ним  (Лао-дзы на черепахе  с учеником, но моя скульптурка была много меньше), осторожно интересуюсь я.
- Да, конечно,- соглашается Римма. «Маленький Лао-дзы» пробыл в учениках у «Большого Лао-дзы» чуть больше года.
Взяв в руки ее книжку для детей, «Книжку про Колябу- Молябу», я начала напевать детские песенки удивительно легко и весело. На встрече с детьми в школе, в которой я работала, Римма  Андриановна призналась, что для детей начала писать, когда сын Артур заболел, и попросил придумать стихи для него. Так получилась эта книга, героиня которой маленькая озорная девочка. Удивительно светлый, чистый и гармоничный мир детства, в который погружают стихи для детей, созданные Риммой. В первом ряду актового школьного зала, где проходит выступление, развалившись, сидит младшеклассник, позевывая, и явно не проявляя особого интереса к беседе, которую Римма Андриановна  доверительно и просто ведет с детьми (это особый дар, так тонко чувствовать детскую аудиторию). Педагог торопливо  пытается объяснить ребенку, что так нельзя вести себя.
-Пусть отдохнет, - успокаивает нас Римма,- Что ж, ребенок устал, и такое бывает.
«Что же делать с твоими песнями?»,- однажды спросила Римма. Из «Книжки про Колябу – Молябу»  родился цикл детских песенок, которые я пою Римме на одной из наших встреч. Это потом я понимаю, что надо завершать начатое. Самый большой урок, который дает Римма,- это умение общаться. Она никогда не перебивает, дает возможность высказаться. Однажды я остановилась в разговоре, недолгая пауза.
 - Продолжай, я слушаю, слушаю, что говорит Вселенная,- подытоживает Римма Андриановна. Она и сама видится мне Ею, самой Вселенной со своим собственным звездным покрывалом из созвездий.
Мы приходили к ней и со своими снами.
-Римма Андриановна, спрашиваю я, и чуть ли не шепотом рассказываю ей о том, что видела памятник «Тыл-фронту»  в движении. Скульптуры, эти огромные изваяния на фоне ночного неба двигаются! Происходит действо, смысл которого я не в состоянии постичь.
- Так ты же поешь песню «Магнитогорск», это вполне объяснимо. Прикоснулась к эгрэгору города, дочь моя.
Припоминаю, как однажды, Римма дает свой листочек, на котором напечатан ее стих «Лао-цзы на Аркаиме»
Самым чудесным образом стих становится  по-детски веселой, мудрой и звонкой песенкой, которую Римма приняла. Но  как-то одно слово пропела неверно, хотя и в рифму.
-Нельзя так небрежно обращаться со словами,- заметила Римма. Это я очень хорошо запомнила.
- Однажды с радостью рассказываю ей о том, что была поездка на Аркаим с детьми из детского дома. Там на тот момент у меня работала подруга, которая и пригласила меня к детям. Песня «Лао-дзы на Аркаиме» была спета перед самым возвращением домой, а на ладошке восседал китайский мудрец (тот, который был  в учениках у Большого Лао-дзы на алтаре Риммы). Она радостно выслушала меня, когда я рассказала ей о поездке.
-Дочь моя, это тебе зачтется на небесах. Она считала, что к этим детям - сиротам нужно ходить и встречаться с ними, и не жалеть для них душевных сил.
Однажды по телефону услышала от Риммы Андриановны одну фразу, которая прозвучала как напутствие: «Приходит ваше время. Мы можем только дышать в вашу сторону»
 Пишу это воспоминание о Римме, и стараюсь не употреблять глаголов в прошедшем времени. Мне думается, что такие люди, живут в самых «небесных уголках» нашей памяти, остаются для нас светочем, советчиком и другом с необыкновенно огромным сердцем, всевмещающем в себя всю боль и радость этого мира. Обращалась к ней всегда только по имени-отчеству как к большой-пребольшой Маме. Но иногда у меня было желание назвать ее просто по имени, переступив порог ее дома, сказав радостно: «Здравствуй, Римма!». Не успела…

               


Рецензии