Море, солнце и бычки

Море, солнце и бычки

        Это случилось, как теперь говорится, на заре перестройки. Если помните, тогда широко в ходу был так называемый бартер. Менялось все на все. Кстати, немного позже в результате бартерной сделки между рудоуправлением и Севморзаводом моя семья получила долгожданную квартиру в Инкермане. Некоторое время договор находился у меня на руках. И я точно знаю, сколько стоит моя квартира. 5500 тонн щебня.
        Ну, а в тот раз рудоуправление за щебень приобрело несколько путевок на базу отдыха, принадлежащую потребителям нашей продукции – сахарным заводам Украины. В разгар сезона  очень проблематично было стать счастливым обладателем путевки  на базу отдыха «Мыс Сарыч», зато я почти без проблем получил две путевки (себе и сыну) на Арбатскую стрелку.
        Не дурак и понимаю, что на безрыбье и рак-рыба. И что дареному коню в зубы не смотрят. Но все же был несколько разочарован. После долгой утомительной дороги – домики в голой степи и мелкое мутное море, Не знаю, может быть кому-то, менее притязательному, это местечко и могло показаться райским уголком, но только не мне.  Нам посчастливилось всей семьей отдыхать пару раз на мысе Сарыч, и  отдых оставил самые незабываемые воспоминания. Та база отдыха располагалась среди можжевелового леса в живописнейшем уголке Крыма, и буквально под окнами домиков то мирно плескались, то с яростью бились о берег волны. Берег был галечный, поэтому морская вода отличалась в тех местах особой прозрачностью.
        Но не возвращаться же было назад. Вселились в домик, обустроились, сбегали искупаться . Чтобы меньше разочаровываться, пытались во всем искать свои плюсы. Вода хотя и мутновата, но до чего теплая! Можно хоть весь день не вылезать, не замерзнешь. А что пляж не привычный галечный, а песчаный – так на песке валяться мягче. Да и камней нет.
        Когда же мы узнали, что здесь неплохая рыбалка, совсем духом воспрянули. Ведь оба – заядлые рыбаки. Вот только снасти с собой не взяли. Но эту проблему решили на следующий же день. В ближайшее село отправлялся автобус с базы отдыха,  сын смотался и привез леску, грузила и крючки. Я навязал закидушек, после ужина выклянчил у повара немного мяса на наживку  и самонадеянно решил, что вся рыба - наша.
        На следующий день подорвались с утра пораньше (небо только начало сереть) и поспешили на берег. Немилосердно хотелось есть и спать, закидушки постоянно путались в водорослях, бычки если иногда и цеплялись на крючки, то сплошь мелюзга, малолетки какие-то. Такой улов и показывать кому-либо  было бы стыдно...
        На наше счастье, за завтраком я разговорился с соседом по столику. Он оказался старожилом и немного нас просветил относительно особенностей местной рыбалки.
        Оказывается, ловля с берега – детская забава. Ловить надо с лодки. Лодка в наличии есть. Ее хозяина на все лето перебирается из села на  пляж у базы отдыха, здесь днюет и ночует прямо под лодкой. Такса за прокат лодки – тарелка супа или стакан водки. Деньги как объект товарно-денежных отношений не признает. А лучшая наживка – здоровенные улитки, в изобилии обитающие на берегу под камнями.
        Не буду долго распространяться, как доставал водку и ублажал хозяина лодки (оказалось, что на лодку была настоящая очередь). Выручило то, что он когда-то бывал в Балаклаве и по этой причине признал нас почти
за земляков.
        Стыдно вспоминать, с каким трудом я выгребал в море в первый раз. Весла не слушались, лодка немилосердно рыскала. Ведь, по совести говоря,
я хоть и вырос у моря, но на веслах никогда не ходил. Самым распространенным плавсредством были ялики, а это совсем другой коленкор.  Тихонько пофыркивает мотор, и твое дело – только шевелить рулем.
         Но, в конце концов, все более или менее наладилось. Шлюпку приручили, появился сравнительно стабильный ежедневный улов. Хозяин лодки, с которым с помощью водки и умыкнутой из столовой еды наладились почти дружеские отношения, просветил нас, как правильно заготавливать рыбу в такую жару.
        Ее надо было обильно засыпать на ночь солью, утром сполоснуть, нанизать
на кусок лески и вывесить на солнышко.
        Так что через пару дней уже лакомились вялеными бычками. Просто пальчики оближешь! Правда, вскоре я заметил, что, кроме нас, бычками лакомится
и вездесущая детвора, шмыгающая под окнами. Ругать не стал - дети, ну что
с них взять! Но пришлось напрячься и ловить больше рыбы, чтобы число вязок вяленых бычков хотя-бы не уменьшалось. Благо дело, со временем пришел опыт в ловле неприхотливых бычков, узнали уловистые места, да
и лодку брали почти без проблем.
        Одно раздражало. Пару раз, чтобы размяться, с нами на рыбалку ходил владелец лодки. Я не мог без смеха смотреть на его снасти – толстенная леска, ржавые крючки чуть ли не с палец размером, увесистые гайки вместо грузил.
И был буквально шокирован, когда он начал таскать одного за другим  отборных бычков, иногда по нескольку штук сразу. Я сидел рядом, но у меня
на ту же наживку, на любовно изготовленную снасть бычок ловился реже
и мельче. Порой я начинал хитрить, подбрасывал свою закидушку вплотную к его, рискуя запутать снасти  – безрезультатно. Похоже, все же верна поговорка о легкой руке...
        Свой богатый улов он всегда отдавал нам. Я понимал, что рыбалка – дело загадочное. Но все-таки какая-то обида на непредсказуемый рыбацкий фарт оставалась.
        Слава рыбалке! Она не дала пропасть от скуки. Ведь валяться целыми днями на горячем песке и бултыхаться в теплой водичке нам скоро прискучило, окружающий пейзаж был до тошноты однообразен (не раз с умилением вспоминались живописные окрестности м.Сарыч). Сначала надеялись, как и там, занять вечера волейболом, но доблестные работники сахарной промышленности к волейболу были не очень расположены – играли мало и не очень умело. Предпочитали проводить вечера отдельной компанией – составляли на улице столы и дружно до полуночи нарушали всяческие режимы и распорядки. Иногда создавалось впечатление, что самогон у них неисчерпаем. Видимо, дома трудились добросовестно, и сахара хватало на все нужды.
        Как- то нам сделали сюрприз. Однажды утром мы увидели на асфальте у кухни увесистую рыбью тушу - центнера на два. Подходить не стали, только удивились – кому и зачем понадобился дохлый дельфин? За обедом все разъяснилось – оказывается, директор базы отдыха купил задешево у местных рыбаков белугу, и на первое была изумительная уха. Не помню уже, сколько раз, два или три, просил добавку,  но от второго блюда отказался, Даже компот не влез.
        Но все когда-нибудь заканчивается. Подошел к концу и наш отдых. На прощание, несмотря на начавшийся шторм, решили сходить на заключительную рыбалку. Хозяин лодки не рискнул отпустить нас одних (подозреваю, он больше переживал не за нас, а за лодку) и пошел с нами.  Рыбалка оказалась неудачной(видимо, из-за сильного волнения рыба ушла на глубину). Но какого же страха я набрался на обратном пути! На берег выходили кормой вперед, чтобы носом разрезать набегающие водяные валы.  А в таком положении  шлюпка была плохо управляема.  Нас захлестывало,поэтому постоянно приходилось постоянно отчерпывать воду.  Шлюпку могло  бросить на камни или развернуть боком к волне и перевернуть, и я страшно боялся. Не за себя, за сына- выплывет ли, случись что.  Но он вел себя достойно и не паниковал. До сих пор им горжусь.
Обратная дорога домой показалась такой длинной.  Хотелось быстрее обнять дочек и жену (она хоть и вредная, но родная), отмыться от въевшейсяза две недели морской соли, похвастаться рыбацкими подвигами. Так соскучились по Балаклаве, своей тесной квартире в хрущевке и даже даче, требующей постоянного ухода. Ну почему надо куда-то уезжать, чтобы понять, как счастлив? До сих пор не пойму.
                29 июля 2012 года
                ДеньФлота


Рецензии