Приметы Лиссабона-мануэлино...

 Хочу обратить ваше внимание на совершенно необычный стиль в архитектуре.
Ещё одно диво, которое меня потрясло в этом замечательным городе и его окрестностях - это МАНУЭЛИНО- стиль в архитектуре, который возник здесь в XV—XVI веках, как национальный вариант Ренессанса, и взял всё, что только было в истории архитектуры подходящего этим свободолюбивым людям, полных авантюризма, открытий, любви к путешествиям, готовым к другой жизни.
Эпоха открытий и путешествий захлестнула Португалию. Всё будоражило кровь от открытий новых земель, до приобретённого золота и дорогостоящих специй. Португалия была в это время на пике своей морской силы и славы, в фаворе у всего мира, как морской державы, соперничая с генуэзцами и испанцами. Экономический и культурный рост, способствовали интенсивному строительству и поиску новых стилей в архитектуре и искусстве.
Миг могущества этой страны пал на время правления короля Мануэля I Счастливого (годы правления 1495—1521).Вот и стиль в архитектуре прославил его имя. Стиль включил в себя: изысканную готику, ажур и изящество мавританского стиля,свободолюбивые Ренессансные элементы, щедрое барокко, декор из элементов восточных храмов Индии, о которой так многие мечтали, включая Колумба,"Восточные сладости" ажурных плетений и тайных помещений, плюс морской стиль с канатами, штурвалами, морскими узлами,астролябиями, раковинами, морскими звёздами водорослями, растительными элементами- древа жизни, листьями дуба, лавра, плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, грозди винограда и листья, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые ветви, много других растений и ягод.
Что-то в лепнине ещё напоминает знаменитые храмы любви в Индии с загадочными эротическими фигурами за занятием сексом. Но избыточность экзотической лепнины не портит, а украшает храмы. Тем не менее, мера соблюдена, вопреки всему. Казалось бы - столько излишеств, так много всего! Нонсенс! Но, такой привлекательный! Как говорили герой книги В. Орлова - «ничто не слишком!».
И знаменитое окно королевского монастыря в Томаре этому свидетельство. Его можно рассматривать часами.Откуда столько всего в одном стиле? Всё имело место и заимствования, и влияния,... но тщательно переработанные собственной фантазией, отшлифовано морем, которое течёт в жилах португальцев,овеяно ветрами,обдуваемых паруса кораблей. Думаю,что этот коктейль привезли из дальних странствий мореплаватели, путешественники, первооткрыватели новых земель, пираты и тамплиеры.Все принесли что-то ими увиденное, и их поразившее своё, а этот город всё вобрал в себя,как губка, и гармонично обобщил в одном незабываемом стиле- мануэлино! А под боком мавританское кружево, плитка с Востока, да и всё остальное отлично вписалось в архитектуру этой страны.Ну, как это не прихватить себе! Томар — бывший оплот португальских тамплиеров,прекрасных строителей-каменщиков,некогда защищавших страну от мавров. Замок перестраивался веками, и его интересно разглядывать, выискивая черты разных стилей и эпох, ковыряясь в этом слоёном торте. Это настоящая роскошь. Эти наслоения великолепны, и дают пищу для размышлений.
Здесь можно вспомнить и Гауди,короля модерна, его знаменитую Саграду Фамилию в Барселоне,её уже строят сто лет! Наверняка навеянную детскими играми в песок. Изумительный привет из детства...Первая мысль, которая возникает,глядя на здание-
 Саграду ,мысль о счастливом детстве!Вспомните детей, играющих в мокрый льющийся песок,сооружая похожие здания, а потом это уже стала игра для взрослых. Гауди детские игры перенёс на взрослую почву. Но это, всё равно, абсолютно другое у него, и с ним не перепутаешь "мануэлино", хотя много общих элементов. Название само "мануэлино" появилось лишь в 19 веке. 
 
 Хочу сказать немного о существовании этого стиля у нас в Москве. Как-то меценат, купец, и совсем ещё молодой человек - Арсений Морозов путешествовал в Испании и Португалии. То,что он увидел в Лиссабоне- Жиронимуш, строения в Синтре и других местах,-его поразило. Это были дворцы в стиле мануэлино. Приехав домой, он привёз с собой мечту построить подобие увиденного. Он просто влюбился в этот стиль и стал строить на месте сгоревшей конюшни свой замок. Мать подарила ему в день рождения на 25 лет  участок земли и ждала иной постройки. Сколько было насмешек, нелестных слов сказано в адрес Арсения, даже мать, приехав посмотреть на то, что сын построил ,сказала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать".Творцы общественного мнения делали свою чёрную работу, всячески некрасиво называя этот дом. Но, время самый верный судья. Сегодня мы восхищаемся творением Арсения Морозова, который был куда более продвинутым человеком,чем его современники,не умевшие заглядывать в будущее.К сожалению Арсений мало жил в этом особняке, так как рано ушел из жизни в 35 лет в 1908 г, выстрелил себе в ногу на спор, доказывая силу духа, получил заражение крови и умер через три дня. Наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная — Нина Александровна Коншина.С женой он не жил с 1902г. Жена пыталась оспорить, но не удалось. Дом купил Леон Манташев- нефтяной король того времени. Затем, кто там только не жил-  то анархисты, то пролеткультовцы театральная группа, даже Сергей Есенин. Далее там был наркомат иностранных дел, посольство Японии, посольство Индии,Дом дружбы с иностранными государствами. Помню бывала там с друзьями на разных презентациях и каком-то празднике государства Перу.Сегодня там проводят дипломатические приёмы и нам не стыдно,что у нас есть такое красивое здание. Оно нравилось мне с ранней молодости, с первого мгновения.Спасибо Арсению Морозову.Светлая ему память!
2020г


Рецензии
Уважаемая Ольга! Архитектуру иногда называют "застывшей музыкой". Она подобно музыке может вызывать большие человеческие чувства: торжество, величие, радость, скорбь. Вы прекрасно рассказываете читателям об архитектурных шедеврах Португалии. Вы, Ольга, прочувствовали особенности самобытного стиля, на который повлияла мавританская архитектура. Вами подробно описано своеобразие лепного орнамента, в основе которого лежат растительные и геометрические мотивы. Он нередко сплошь покрывает архитектурные детали. Высокие образцы искусства мавров, полные неувядаемого очарования, были восприняты и использованы как в архитектуре Португалии и Испании, так и в декоративно-прикладном искусстве. Спасибо Вам огромное за волнующий и интересный рассказ о таком особенном архитектурном стиле, названном в Португалии "мануэлино". Доброго Вам здоровья! И особая благодарность за рассказ об известной в России семье Морозовых.

Ирина Карпова 4   30.04.2020 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо,дорогая Ирина, за такой основательный экскурс в архитектуру любимой мной страны.Видно,что Вы тоже к этому не равнодушны. А дом Морозовых мне с юности очень нравился, когда увидела его впервые долго рассматривала и думала- откуда такое чудо?! Потом уж узнала всё о нём. Еще раз благодарю за вдумчивое прочтение моих работ и душевный отзыв.С симпатией и теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   30.04.2020 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.