Гармония противоречий 1-Книга, опередившая историю

КНИГА, ОПЕРЕДИВШАЯ ИСТОРИЮ

          Ты проклял ли, пророк, бессмысленных детей,
          разбил ли ты свои скрижали?
          А.С. Пушкин.

          Какова историческая роль религии в сценарии сотворения и приумножения народа? В процессе построения общества «Развитого Социализма» нам удавалось обходиться без «опиума для народов» на протяжении ряда десятилетий, – пусть, даже и звучало это только в официально заявленной формулировке на уровне государства.
И вот вопрос религии стал вновь актуальным уже в масштабах государственных, – вероятно, потому, что наступил очередной период в его истории, период с очевидной экзистенциональной угрозой существованию страны(?).
Так всё же, какова лепта «опиума для народа» в дело сохранения государства и народа, дабы не исчез народ бесследно со страниц немилосердной истории человечества?
Попытаемся отыскать в истории примеры, облегчающие понимание важности вклада религии в государственное устройство. Действительно ли можно говорить о её влиянии на процесс формирования нации и становления государства? Способствует ли она сохранению его целостности, консолидации общества, сплочению всех социальных слоёв? Определяет ли она самосознание народа и ощущение его принадлежности к определенной духовной культуре?
Вопросов немало, а ответы на многие из них ещё вчера не вызывали у нас сомнений.

     За самым известным примером формирования народа и образования государства на основе единой религии обратимся к Ближнему Востоку.
Иудаизм не относят к мировым религиям, в число которых, наряду с христианством и исламом, включён и буддизм. Древнейшая из этих трёх мировых религий, возникшая в Древней Индии на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития, появилась в VI-V вв. до н.э.
Зрелый возраст христианства известен каждому; а самая юная из них – ислам возникла в Аравии только в VII веке н.э.
Но никто не станет оспаривать влияния иудаизма на христианство и ислам, признавшие и общих (изначально – иудейских) пророков, и общность религиозных и исторических событий.
Вспомним, как начинался процесс распространения иудаизма среди народа израильского, насколько долгим, наполненным страданиями и не бескровным был он.
     Каждому известно, что у истоков этой, наиболее ранней монотеистической религии стоял ветхозаветный Моисей.
Он почитается пророком не только у иудеев, но также у христиан и мусульман.
Начиналась история этого библейского пророка в период царствования Рамсеса II Мериамона – одного из самых популярных в истории Египта правителей, и продолжалась в правление сына его Мернептаха (1224-1215до н.э.), которого и принято считать фараоном «Исхода».
В младенчестве (в трехмесячном возрасте) Моисей был спасён дочерью фараона и воспитан ею.
Она же и «нарекла имя ему Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его».
И был Моисей «вместо сына у дочери фараоновой».
Изучение родословия Моисея не успеет Вас утомить – оно более чем краткое: по свидетельству Ветхого завета Моисей был потомком Левия, имя отца его Амрам, а матери Иохаведа (Исход,6,20). Так же упоминается, что являлся он внуком Каафа, и в его время из рода Каафа было 8600 человек (Числа,3,28).
Моисей, родившийся в Египте и проживший много лет «вместо сына у дочери фараоновой» (Исход,2), а значит – во дворце, несомненно был воспитан в лоне египетской культуры и поклонялся богам обширного пантеона этой удивительной страны. Он наверняка вырос человеком, проникшимся ощущением принадлежности к царственному дому, – со всеми вытекающими отсюда наклонностями, представлениями и властными притязаниями.
Из Ветхого Завета мы узнаём, что Моисей спас целый народ «сынов Израилевых», которые жестоко угнетались фараонами. Он вывел его из Египта, из фараоновского рабства, сквозь расступившиеся воды «Чермного» (Красного) моря. По указанию бога Яхве Моисей становится предводителем всех израильских племен и на горе Синай получает от Бога «скрижали с 10 заповедями».
Как же произошло, что знатный египтянин, c завидным положением, породнившийся с самой могущественной царской династией того времени, превратился во врага приютившей и воспитавшей его семьи, в мятежника и «государственного преступника»?

     Египетская версия этого исторического феномена описывает происхождение Моисея иначе, нежели библейская: египтяне назвали Моисея родным (а не приёмным) сыном сестры правящего фараона. Был он личностью незаурядной, являлся одним из жрецов храма Осириса и, как из этого следует, являлся высокообразованным, посвященным в тонкости культа и амбициозным молодым человеком. Древнееврейский историк Иосиф Флавий сообщает, что Моисей даже командовал войсками где-то на юге.
Версия «Моисей – египтянин» находит косвенное подтверждение и в Библии.
Во второй главе Исхода Моисей и назван «Египтянином».
«Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец наших» – рассказывали отцу дочери священника Иофора, описывая поступок Моисея.
При обращении к Господу Моисей называет идущий за ним народ – «Твой народ», «я и народ Твой», «этот народ», отделяя себя от сынов Израилевых.
Его воспитание, «голубая царственная кровь», образованность в вопросах богословия и богослужения – всё это способствовало формированию военного и религиозного лидера, властного деспотичного вождя, убежденного в своём высоком праве повелевать народами.
Так, может быть, он, одержимо, используя любые ухищрения, всеми силами и создавал под себя собственный народ, и завоёвывал земли?
А знаменем его далеко идущих планов должна была стать убеждающая идея, безусловно – озарённая божественной волей, сплачивающая и воинственная.
Он предъявил народу учение о предначертанной Богом миссии, высоком предназначении и исключительности избранного им народа, единственно верном пути в жизни, и, возможно уже тогда, – «гарантию» обретения загробной жизни каждому, кто последует за ним. Вспомним, что египетскими религиозными культами «перспектива вечной жизни» не гарантировалась простому смертному.
Так чем не заманчивое предложение присоединиться к когорте богами избранных!
Трудно представить, чтобы на подобное грандиозное действие решился просто «некто из племени Левиина» (Исход,2), а не отягощенный кармой родовитости, чувствующий своё предназначение знатный и влиятельный сановник страны Египетской, получивший соответствующий теологический стартовый потенциал.
...Хотя, соглашусь: предводители масштабных спонтанных вооруженных восстаний и попыток переворотов с целью захвата власти порой провозглашали себя мессией, законным наследником престола, «убиенным и вновь воскресшим» или сумевшим избежать расправы царём-мучеником, то есть – обладателями права повелевать чужими судьбами (Иуда Маккавей, Лжедмитрии I и II-й, Пугачёв …).
Сицилийское восстание рабов в 104-99 годах до н.э. возглавил раб Сальвиний: сложно сказать, искренне ли верили восставшие в его знатное происхождение, но царём Трифоном его провозгласили. Сальвиний-Трифон мечтал очистить от римлян весь остров и создать на Сицилии отдельное царство. Допускаю, что поначалу намерения Моисея были еще более скромными – создать на полупустынных землях кочевую общность, способную за себя постоять, и стать её вождём. Малых царей, кочующих племенных объединений и отдельных родов в то время было предостаточно: таковыми являлись и предки библейских патриархов, кочевавшие по аравийскому полуострову от поселения к поселению небольшими семейными группами. Существовали и такие крошечные царства, как Моав на восточном берегу реки Иордан и побережье Мертвого моря (IX-VIII вв. до н.э.), и отдельные города-государства на территории Сирии и Ливана.
Здесь у Моисея и возникает потребность в сплочении беглецов, в создании новой общности, чтобы люди прекратили идентифицировать себя с народом Египта, с традиционными религиозными представлениями. Ему следует сотворить новую идентичность на основе ближневосточного древнего божества, объявляемого их исконным Богом – так появляется «Бог отцов ваших»…
Но об этом немного позднее!

     Если согласиться с египетской трактовкой происхождения Моисея, мать его – сестра фараона (и, естественно, дочь предыдущего фараона), безусловно, мечтала посадить сына на престол вместо слабого и не настолько разумного сына своего брата. Дабы устранить нежелательного претендента на корону, Рамсес II ссылает племянника на территорию дельты, где ведутся крупные строительные работы. Моисей направляется туда в качестве большого начальника – государственного чиновника, призванного следить за ходом строительства.
Ничего экстраординарного в этом назначении нам усмотреть не удастся. Многие родственники фараонов занимали высокие и почетные должности в государстве: командовали армиями и руководили строительством, именовались верховными военачальниками, зодчими и даже врачами. При этом, они едва ли разбирались в военном деле, мелиорации, строительстве или медицине…
Ярчайший пример – Имхотеп, легендарный мудрец, врачеватель и зодчий (XXVIII в. до н.э.); этот вельможа был не просто и не только сановником фараона Джосера, но и его родственником. В нашей памяти он остался как величайший архитектор – автор знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера и его погребального храма. Но отличился этот многоталантливый вельможа не только выдающимися инженерными знаниями – надписи на стенах храма Хора и Себека в Ком-Омбо сохранили его медицинские рецепты и рекомендуемые методы приема лекарств. В перерывах между такими «не вполне соотносящимися увлечениями», как возведение монументальных памятников архитектуры, лечение людей и создание первого медицинского справочника, Имхотеп, очевидно, успевал заниматься ещё и мелиорацией, преуспев в создании графика разливов Нила...
Благодарные египтяне в долгу не остались и провозгласили его… богом медицины!
В те времена вообще было принято считать, что автором всего, что создается в Египте, является непосредственно сам фараон. Летописцы повествовали от его имени: «Я создал, я построил, я победил!..». А я, в свою очередь, не припоминаю имени ни одного выдающегося египетского ремесленника, скульптора, архитектора или художника – всё создавалось самим «сыном бога РА»!
РАзве что – за исключением пары-тройки его вельмож (таких же “авторов”), да придворного ваятеля фараона-реформатора Эхнатона.
И тот, без сомнения являлся не творцом, а чиновником – смотрителем за царскими мастерскими.
Может быть, что-то радикально изменилось с тех времён? Неужели мы искренне верили в то, что и наши советские административные и партийные «бонзы», непрерывно получая правительственные награды, ордена и «звёзды героев», действительно что-то созидали, изобретали и писали эпохальные труды!?

        Итак, пребывая в ответственной должности, Моисей, несомненно – в гневе, убивает человека и, убедившись, что никто не заметил преступления(!), скрывает тело в песке (Исход,2,13).
Он убивает человека, так как «увидел, что Египтянин бьёт одного Еврея»!
Не вступился, не прекратил побои властью данного ему положения... а, не мудрствуя, – убил… и испуганно сокрыл следы преступления!
Что же, “похвально” для будущего пророка!
Несомненно, был он человеком вспыльчивым, не терпящим никаких возражений, ни во что не ставившим жизнь человеческую, – что и вытекает из дальнейшего повествования о его странствованиях по пустыне, по его отношению ко всему «своему народу».
Но тайное всё же становится явным, и Моисей вынужден в страхе бежать, ибо даже жреца, обвинённого в убийстве, по закону ждало суровое наказание.
Ох, если бы подобное правосудие практиковалось и в наше просвещённое время!
«И услышал Фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей бежал от Фараона и остановился в земле Мадиамской» (Исход,2,15).
Очевидно, действительно не входил Моисей в число любимчиков Рамсеса Великого, который и воспользовался возможностью легитимно устранить возможного конкурента собственному сыну.

     Таким образом, опомнившийся Моисей скрывается в земле Мадиамской (Исход,2,15-2,16), у священника Иофора, который женит его на своей дочери Сепфоре (Исход,2,22).
Вероятно, здесь, в доме своего тестя, в его храме, где справлялся культ бога Эа, и прошли годы беглеца. Здесь предавался он теологическим исследованиям, осмысливал произошедшее и не мог смириться со сложившимся положением дел. Здесь, может быть, крепнет его убежденность в высоком предназначении и формируются амбициозные планы на будущее.
Моисей проникается идеей единобожия… а вероятно просто останавливается на признании верховенства одного из богов – Эа. Бог этот представлялся одним из главных древних шумеро-аккадских богов, возносящимся над всем пантеоном многочисленных ближневосточных божеств. Хотя упоминать об этом авторам Ветхого Завета или откровенно не хотелось, или подобные подробности были им недоступны.
Во время общения Моисея с тестем ему было даровано великое откровение – он узнал древнейшую историю израильского народа: исход народа из земли Эдем и скитания его по земле Шинар.
Мадиамнитяне (или мидийцы) верили, что ведут своё происхождение от патриарха Авраама, считая себя потомками его сыновей от младшей жены Авраама. Отделившись от Авраамова колена, они поселились на северо-востоке Аравии (Бытие, 25,1-6).
В отличие от израильтян, проживавших в Египте, мадиамнитяне не утратили своей культурной и религиозной самобытности.
Возможно, у них сохранялась богатая устная традиция, простирающаяся к временам их жизни в Месопотамии… Возможно, они принесли с собой клинописные глиняные таблички, на которых были записаны мифы и предания их предков, живших в Древнем Шумере!
Вероятно, эти предания и были той самой «вестью», которую принёс Моисей «своему народу» в Египет? Ведь неспроста обращается Моисей к Богу так: «…вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: “Бог отцов ваших послал меня к вам”.  А они скажут мне: “как имя ему?” Что сказать мне им?».
На этот вопрос Бог отвечал: «Я – тот, кого зовут Эйах» / «Эйах ашер Эйах».
Еврейское «Eyah asher Еyah» – буквально переводится как «Я есть Эа»: здесь прослеживается классическая библейская игра слов.
«И сказал ещё Бог Моисею: “так скажи сынам Израилевым: Яхве, Бог отцов ваших…послал меня к вам. Вот имя моё на веки в памятование о мне из рода в род”».
Отсюда ясно, что израильтянам не знакомо было это имя.
Кто же такой Яхве или Эйах? – это и есть западно-семитская версия имени древнего шумерского Эа, а затем и аккадского бога Энки – «бога подземной бездны и мудрости».
Некоторые расхождения в произношениях одних и тех же имен происходили, в частности, и по той причине, что в древних языках народов Передней Азии гласные звуки не писались.
Это имя из шумерского пантеона и принёс Моисей народу.
Вероятно, его наставник Иофор был жрецом именно культа Эа. Ведь даже тогда, когда Моисей после «Исхода» со всем народом встал у подножия «горы Десяти Заповедей», именно Иофор, тесть Моисеев, с сыновьями его и женой его приходит к Моисею в пустыню и приносит жертвы Яхве (Иегове).
Не сам Моисей, и не Аарон, а мадиамский священник руководит жертвоприношением!
«И принёс Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу…», а Аарон, считавшийся верховным жрецом (номинально ли?), и все старейшины Израилевы пришли «есть хлеба с тестем Моисеевым перед Богом» (Исход,18,12).

     Шумерский бог мудрости Энки (Эа) считался богом, дарующим жизнь и владыкой пресных вод, богом милосердным, заботящимся о людях. Неслучайно он был столь почитаемым, «необходимым» божеством в изнемогающей от зноя пустыне.
Но «библейский бог Моисея» Иегова/Яхве превращается уже в «бога-громовержца», говорящего из облака, поражающего молниями, одновременно повелевающего всеми водам на земле и дождём.
Он – Бог, и дарующий жизнь, и несущий смерть. Он превращается в сложную амальгаму, сплав нескольких божеств.
В образе его воплотились и черты, отражающие более грозную природу другого шумерского бога Энлила/Эллила, который являлся «Владыкой воздуха», стоявшим во главе месопотамского пантеона.
Таким образом, ещё одно имя Господа – Элохим/ Элоим восходит к шумерско–аккадскому «Энлил/ Эллил/Эл».  «Эл» с шумерского и семитских языков переводится просто как «Бог».
То есть, это даже не имя собственное. В библейском (западно-семитском или древнеарамейском) озвучении оно и произносится как [Элохим] или [Элоим], – с окончанием множественного числа «им/im».
Повторюсь: Elohim – множественное число от El [Эл]; то есть, что показательно, имя это означает – боги во множестве своём.
Этого жестокого бога Эла и путают с другим персонажем древнего пантеона – мудрым богом Эа.
Признание наличия высших сил, олицетворяющих конфликт божеств, идею противоборства добра со злом, несущих человечеству разрушение и спасение, наказание и прощение, жестокость и милосердие – свойственно многим мировым религиям; а возможно, и всем – не хватает энтузиазма исследовать это положение.
Подобный конфликт присутствует и в эпическом повествовании о «Потопе», обнаруженном археологами в Месопотамии в нескольких версиях. Оно существовало задолго до написания Ветхого завета – сюжет этот и лёг в основу библейского рассказа.      
Прототипами библейского Ноя послужили шумерский Зиусудра, аккадский Утнапишти(м) и старо-вавилонский Атрахасис.
В шумерско-аккадском эпосе именно немилосердный бог Эл обрекает человечество на губительный потоп.
В ветхозаветной версии Всемирного потопа эту же кару обрушивает на людей Бог за «великое развращение человеков» (Бытие,6,5…). То есть, библейский Господь воплощает в себе образ карающего бога Эла.
Все попытки бога мудрости Эа отговорить вспыльчивого «коллегу» от подобной «крайней меры» и наказать людей не столь радикально – успеха не имеют.

     Но забудем на время о навязчивом стремлении разглядеть в словах и поступках «Бога карающего» подтверждение собственным представлениям о «Высшей справедливости». Нас удивляет даже Его логика, точнее – полное её отсутствие, в высказываниях и в мотивации судьбоносных для «человеков» решений. Нас, привыкших к понятию адекватности наказания для провинившегося, поражают Его представления о справедливости наказания и обоснование столь радикальных мер: например, то, что за развращение человеков наказать он решает все и вся, без разбора:
«И увидел Господь что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов(?), и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.  …И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло».
В чём оказались повинны все наземные животные, почему «твари неразумные» расплачивались за грехи человеческие ... и чем праведнее их оказались те (не наземные и не небесные), что обитали в водах (морских и речных)?

     Так Бог израильтян воплотил в себе одном все эти представления о противоборстве нравственных начал, антитезе карающих сил природы и благодатности даров её. Теперь все высшие обязанности, распределяемые прежде между целым сонмом божеств, стали прерогативой единственного Всевышнего:
«И изрёк Бог к Моисею все слова сии, говоря: Да не будет у тебя других богов перед лицом моим... ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода…».
И следом, говоря уже о милосердии своём, прибавляет: «…(Я) Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, и сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех…».
Но тут же Господь вновь «перечёркивает» сказанное выше, завершая: «…но не оставляющий без наказания».
И невозможно удержаться от восклицания: «Так определись же, наконец, Господи, кто ты – “прощающий вину и преступление, и грех…”  или всё же – “не оставляющий без наказания”»!
И что ещё более сражает – Бог называет себя наказывающим отнюдь не провинившихся, не просто грешников, Он есть – «наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода (!)». (Исход, 34)

     И такая устрашающая жестокость Ветхозаветного Бога окажется неизменным «свойством его характера» в продолжение и Пятикнижия Моисея, и Книг Царств – образ Всевышнего в главном не меняется, пока израильтяне продолжают вести «войны Господа» с другими народами. Бог этот долго будет оставаться жутким и ужасным, каким и надлежит быть одному из патриархальных ближневосточных божеств.
Современные тем событиям культы иных богов ханаанских народов поражают жестокими жертвоприношениями, которые являются шокирующей стороной их верований; этих богов – деспотов умилостивляли, принося в жертву самое дорогое – детей.
В случаях крайней опасности цари собственноручно закалывали своих первенцев.
Подобно библейскому Аврааму, ребёнка убивали в знак богобоязненности!   
Даже значительно позднее, в истории Карфагена происходили целые гекатомбы из детей. (2)
Кровавыми жертвами богов благодарили за успехи и победы.
Таких человеческих жертвоприношений, как у ханаанских народов, не исключая и евреев, не существовало ни у вавилонян, ни у ассирийцев, ни у египтян, которых, кстати, Ветхий завет «держит за очень плохих парней».
Конечно, на знаменитых балаватских вратах изображены жестокосердные ассирийцы, бросающие в воды озера Ван куски жертвенных животных… – вот такие они «бесчеловечные» в сравнении с некоторыми другими семитскими народами!
Стоит ли ужасаться той жертве, какую Бог потребовал от Авраама в знак того, что патриарх боится Бога – убить сына Исаака (Бытие,22). Показательно, что «не любит – а боится»!

     В Книге Бытие,22 Бог искушает Авраама (родоначальника евреев): «Авраам! Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор…». Отец, поставленный перед страшным выбором, тем не менее, не впадает в отчаяние – послушно, с раннего утра он готовит всё для всесожжения сына: седлает осла, колет дрова, берёт с собой двух отроков (подростков, прислужников) и сына Исаака и направляется на указанное богом место.  Исаак, несомненно, пребывая в смятении, вопрошает отца: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?». «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой», – отвечает отец, – «И шли далее оба вместе».
Трудно передать чувства сына, наблюдавшего за тем, как отец его устраивает жертвенник, укладывает дрова; затем Авраам, «связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров».
Можно ли удивляться этой жертве, как чему-то чрезвычайному, выходящему из ряда вон?
Что же творилось с мировосприятием родителей, рассматривающих детей в плане практической полезности, уравнивающих, казалось бы, самое ценное своё достояние с жертвенным животным! Такие «жуткие предпочтения ханаанских богов» – измышления исключительно самих людей.
Даже если не углубляться в научно-исторические лабиринты древних культур и остаться в границах Ветхозаветных историй, мы будем шокированы отношением их героев к ценности человеческой жизни.
Даже мысленно низводя себя во времена, о которых у нас сформировалось определённое представление, как об эпохе бескомпромиссной борьбы за выживание, мы не в состоянии погрузить себя в дурман той веры, полностью отождествить с теми, кого мы признаём и за своих предков.
«Ведь отцы неподсудны, не могут быть даже порицаемы!», – вопиет наш рассудок, – «Поставленный перед подобным выбором родитель, скорее, покончил бы счёты с жизнью: так неужели мы были низменней презренного волка, защищающего своего щенка до последней капли крови»!
И когда «простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего, Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: “…не поднимай руки твоей на отрока…ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, для Меня”».
     Показательно, что от Авраама требовалось доказывать не любовь к Богу, а страх перед Ним – принести жертву в знак того, что он боится Бога!
Тогда Авраам увидел овна, «запутавшегося в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего».
Конечно, Авраам, не задумываясь, приносит на костёр запутавшегося в кустарнике овна (барана), не останавливаясь перед тем, что это животное – чья-то собственность… – Это же сам Бог творит чудо, предоставляя ему животное для жертвы!
И как можно осуждать кражу заплутавшего овна, в то время, когда нападения на соседей с целью отъемы стад и имущества рассматривались как свидетельство доблести!

     Мы не решаемся примириться со своим пугающим прошлым, ревниво разрывая общую книгу истории на свои и чужие страницы, списывая его бесчеловечность на паранормальность, психические отклонения, нравственную несостоятельность каких-то отдельных народов.
Но разве обряды, связанные с принесением собственных детей в жертву страшным языческим божествам, являлись “религиозной причудой” исключительно народов древнего Востока?
Не могу не напомнить и о некоторых античных свидетельствах подобной «богобоязненности», воспетых в сюжетах Гомера и Еврипида, увековеченных в греческой истории и мифологии. Один из них связан с эпическими событиями – известной любому школьнику «Илиадой», войной греков с троянцами. Сосредоточимся лишь на одном, казалось бы, незначительном эпизоде – на принесении в жертву Ифигении.
После того как все греки (не без споров и препирательств) договорились о совместном в походе на Трою и наконец-то спустили корабли на воду страшный ураган заставляет их вернуться в гавань Авлиды. Прорицатель Калхант объявляет, что флот не сможет отправиться в путь пока их предводитель – царь Агамемнон не принесёт в жертву самое ценное из того, что у него есть – собственную дочь Ифигению. Девушку ожидал жертвенный костёр! Она в отчаянии умоляла отца не лишать её жизни. Трогательные мольбы её к отцу чувственно описаны великим трагиком Еврипидом. Однако военные подвиги и авторитет правителя представляли для Агамемнона большую ценность, нежели жизнь собственной дочери – жертвоприношение было предопределено. Конечно, античный автор не смог допустить столь непоэтичной концовки в сцене, полной драматизма: в тот самый момент, когда царь готов был предать дочь мучительной смерти на виду у всей армии, произошло чудо – Ифигения исчезла, и на её месте у алтаря появилась… нет, не овен, а лань!
В итоге, все приличия и законы жанра были соблюдены: и жертва богам принесена, и необходимая порция адреналина получена, и зритель покидал театр в прекрасном расположении духа.
Но даже эта, наиболее знакомая нашим современникам история, убеждает, что принесение человеческих жертв не являлось для греков чем-то из ряда вон выходящим.
 
     С реками крови, заливающими страницы античной истории, с тем, как герои Эллады традиционно расправлялись со своими соперниками, словно это были жертвенные животные… – любители греческой мифологии вынужденно смирились(?).
«Но», – воскликнут негодующие защитники европейской демократии и традиций либерализма, – «детские жертвы у “античных демократов и отцов европейской цивилизации”, в отличие от “диких финикийцев”, – простите, это нонсенс и наговор»!
Возможно, некоторым известна и история Ниобы, нередко служившая сюжетом для украшения саркофагов и вдохновлявшая авторов античных статуй.
В ней повествуется о несчастной царице Ниобе, жене правителя греческих Фив Амфиона, гордящейся большим количеством своих детей. И вот, по приказу очередной прорицательницы, жители Фив потребовали у царицы привести к алтарю двух её сыновей. Женщине удалось убедить горожан не приносить на этот раз жертв. Но разгневанные греческие боги не могли простить подобного святотатства: однажды, когда Ниоба сидела в окружении своих детей и любовалась их красотой, в воздухе просвистели стрелы, и все дети были сражены: несравненный Аполлон убил семерых её сыновей, а красавица Диана, покровительница рожениц, – семерых её дочерей!
В довершение, Амфион, пытавшийся из мести разрушить храм Аполлона, также был убит стрелой, а Ниоба – окаменела от горя.

    Скажите, всё это – сказочки!  Античная мифология не просто изобилует сценами воистину «нечеловеческой» жестокости, она построена на «патологической привлекательности кровавого сюжета»:
– принесение греками в жертву одной из дочерей Приама, Поликсены;
– регулярные жертвоприношения критскому Минотавру в количестве семи юношей и стольких же девушек – обряд, призванный задобрить божество в образе быка;
– история Андромеды, дочери царя Эфиопии, отданной им в жертву морскому чудовищу (к счастью, спасённой Персеем)…
В ряду привычных для античной истории преступлений, превратившихся в издержки традиционного быта, – трагедия Медеи, дочери коринфского царя, убившей двух своих детей от Ясона.
«Дети мои, дайте вашей мамочке поцеловать ваши ручки. О, милая ручонка! О, нежный ротик! Я желаю вам счастья… но не здесь, а в преисподней» (Еврипид).
Испуганные малыши ничего не понимали, но мать закалывала их одного за другим… и скрылась затем на крылатой колеснице.
Порой, дети «античных героев» не оставались в долгу перед родителями: такова история дочерей Пелия (свергнувшего брата Эсона и злодейски завладевшего царским троном в Иолке), – зарезавших своего отца и сваривших его в котле.
Пытаться даже просто перечислить преступления исторических героев против собственных родственников – то же, что полностью пересказать весь древний эпос (названный героическим), и всю историю античных государств!
 
     И если у кого-то и остаются сомнения в том, что античные боги превосходили своих «ближневосточных коллег» в кровожадности, то уж с их изощрённым коварством вряд ли кто-то решится состязаться!
На такие интриги и козни простодушные Баалы и Инанны не были способны!

     С пришествием «религии Моисея» жертвенное всесожжение свелось к сжиганию на огне жертвенника тельцов, овнов, козлов и голубей. Жертвы эти стали символом полной отдачи себя Господу. На жертвенное животное возлагали руки, делая его своим «заместителем».

     …Но пора прекращать сумбурные поиски исторических аналогий с библейским сюжетом об Аврааме и Исааке и неторопливо возвращаться в жаркую пустыню к Моисею.

     Конечно, идея монотеизма не явилась «наитием» Моисея!
Согласимся с вполне логичным выводом, что Моисей, родившийся и проживший сорок лет в Египте, «вместо сына у дочери Фараона» (Исход,2), был воспитан в лоне египетской культуры, поклонялся божествам местного пантеона, являлся человеком, исключительно образованным для своего времени, и мог не знать (от учителей, служителей культа, из письменных источников) об удивительном историческом периоде в истории своей страны, имевшем место всего за полтора века до него.
Вспомним об экстраординарном фараоне Аменхотепе IV – Эхнатоне, учредившем культ единого бога Атона (1380–е до н.э.)… –  кстати, «бога милосердного, дарующего всему жизнь и отвергающего кровавые жертвы»!
Так уже тогда, за 14 столетий до пришествия христианства, утверждалось жрецами культа Атона!
Но у Эхнатона, названного нами (но не его современниками) реформатором, не оказалось убежденных последователей – прогрессивный по тем временам культ был поступательно упразднён после смерти реформатора.
В последовавших за периодом царствования Эхнатона письменных документах правитель, почитаемый при жизни богоподобным и успевший благополучно отбыть в «Ладье Вечности во владения Осириса», уже упоминается не иначе, как «Враг» или «Царь – враг».
Почему всесильному монарху не удалось осуществить того, что сумел сделать беглый бунтарь – это тема для отдельного исследования.

     Напомню, что события, описанные Ветхим Заветом (Исход), пришлись на период царствования Рамсеса II Мериамона (одного из самых заметных персонажей египетской истории) и сына его Мернептаха (1224-1215), которого и принято считать «фараоном Исхода».   
Необходимо упомянуть и о том, что в период правления XIX-XX династий усиливается идея монотеизма, соединенная с верховным солнечным божеством – Амоном, и все другие древние боги отождествляются с ним.
В ряде папирусов («лейденские») утверждается, что «Амон един, сотворивший сам себя, а остальные боги – персты членов его»; что «три бога есть всего: Амон, Ра, Птах. Но Амон – он же Ра в лице, а тело его Птах».
Парадоксальный образ верховного божества! Но в теологии, совокупности религиозных доктрин и учений о сущности и действиях Бога, встречаются и ещё более загадочные мистификации...
Таким образом, естественно полагать, что монотеистическая идея Моисея не оказалась «первым лучом света в тёмном языческом пантеоне древнего Египта».

     Обратимся непосредственно к истории Моисея…
Итак, спустя годы представляется возможность для его возвращения в Египет - старый царь египетский умирает и на престол восседает двоюродный брат беглеца.
«И сказал господь Моисею: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей».
И он возвращается, так как угроза неминуемого наказания померкла: «умер старый царь египетский», факт передачи власти по наследству свершился: на престоле утвердился законный наследник, необходимость устранения опального родственника отпала.
Нельзя сбрасывать со счетов и предположения, что беглец мог быть «амнистирован» и возвратился на родину по приглашению великодушного родственника: даже учитывая отсутствие заинтересованности сменившейся власти в его казни, трудно представить, что возвращался «беглый преступник» на свой страх и риск!
Отрешимся на миг от «библейской аксиомы» об избрании Моисея богом Яхве, назначении его иудейским пророком и предводителем израильских племен, и призвании вывести израильтян из фараоновского рабства…
Очевидно, никто уже не сможет прояснить, какими идеями руководствовался Моисей, в дальнейшем возглавивший бунт против брата и законного правителя: то ли не оправдались его надежды на возвращение прежнего вельможного статуса, то ли возвращался он искренне одержимым идеей реформации в религии, то ли исполненным жаждой отмщения за отлучение от благ царственного дома и за обретённые муки…
Но популярность вернувшегося Моисея, надолго покидавшего Египет, была невелика; и действовать он решает через Аарона Левитянина, широко известного среди людей, проживавших в районе дельты Нила.
И сказал Моисей Господу: «О, Господи! Человек я не речистый… Я тяжко говорю и косноязычен» (Исход,4,10).
«…И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина, я знаю, что он может говорить вместо тебя… ты будешь ему влагать слова мои в уста его… и будет говорить он вместо тебя к народу… а ты будешь ему вместо бога».
И в переговорах с фараоном Аарон становится посредником и транслятором воли Моисея.
     Отчего же Господь избрал своим посланцем человека косноязычного и заикающегося, вместо красноречивого, с даром убеждения?
Не оттого ли, что для успешного управления народом требуются не столько личностные качества вождя, сколько имидж харизматичного лидера, сотворение его и поддержание. Необходим не столько многословный оратор, сколько жёсткий правитель, неуклонный в достижении поставленной цели, одержимый идеей, беспощадный исполнитель «Высшей воли».
Несомненно, Моисей не был одинок и опирался на круг сторонников, на вооруженную группу заинтересованных исключительностью своего правового положения «гвардейцев» – левитов.
Одно семейство из «Левитова колена», Аарон и его сыновья, были избраны священниками, остальные левиты назначались их помощниками. Они и становились учителями, начальниками и судьями. Колено Левия, одно из двенадцати, было определено для служения Богу.
Впоследствии они стали забирать на своё содержание от десятин (подати, составляющей десятичную долю с имущества или дохода), приносимых остальными коленами (Чис.35:7; Нав.21:19).

     По прошествии какого-то времени Моисею удаётся убедить племена в его наследственном праве повелевать, в легитимности его власти, и Моисей уже воспринимается «своим народом» не иначе, как законный правитель. Не случайно он продолжал править более сорока лет!
В том, что он являлся никчемным оратором и не обращался к народу напрямую – нет ничего удивительного. Несомненно, это даже способствовало подъёму его авторитета, вознося вождя на недосягаемую высоту, оберегая от появления ощущения доступности и «панибратских настроений» со стороны подданных.  Фараоны основ риторики (подобно римским сенаторам) не изучали и напрямую к народу также не обращались – не к лицу сыну верховного божества общение с простыми поданными, умоляющее его достоинство! Для этого существовал необходимый штат чиновников, специальные глашатаи – провозвестники высокой истины или священной воли «материализовавшегося божества». Простому люду достаточно было просто лицезреть Его – уже одно это являлось величайшей привилегией.
И здесь, в соответствии с вековой традицией, должны были существовать ретрансляторы божественной воли в лице чиновников, представителей жречества и прочих, не настолько отягощенных благородством происхождения.

    Так что же за народ возглавил и вывел из земли Египетской Моисей – неужели, народ «сынов Израилевых», жестоко угнетаемых фараонами?
Что же это были за племена, которые обитали в то время в Египте?
«Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской(4), было четыреста тридцать лет» (Исход,12,40).
Вероятно, это и относится к племенам, скитавшимся со времён Авраама, Исаака, Иакова и нашедшим затем себе родину в земле Египетской и прожившим здесь немало столетий! А ведь далеко не всякий народ мог бы похвастать столь продолжительной историей существования!

     Теперь попробуем задаться вопросом, возможно ли подобное, чтобы на протяжении более четырех веков небольшая группа людей в чужой стране продолжала сохранять свою национальную идентичность?
При этом ещё – даже в отсутствии политической, территориальной, культурной, конфессиональной автономии, проживая в Египте, на территории многонациональной дельты Нила!
Найдутся ли ещё в истории подобные примеры?
Проживали «сыны Израилевы», если обратиться к писанию, «под одной крышей с египтянами» (т.е. в тесном соседстве). В преддверие Исхода (3,22) Бог, обращаясь к израильтянам через Моисея, наставляет: «…пойдёте не с пустыми руками…(пусть) каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и золотых, и одежд…».
Постоянно называя народ «сынами Израилевыми» и перечисляя имена глав домов/семей и родов писание подчеркивает, что передача генов осуществлялась исключительно по мужской линии: национальная принадлежность матери в расчёт не принималась.

     Вторая книга Моисея указывает, что вошла в Египет действительно немногочисленная группа скитальцев: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: (далее следуют имена 11 глав семей) …Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте» (Исход,1).
Значит, каждая семья насчитывала до семи человек, и имела в своём составе, в лучшем случае, до двух женщин, способных к деторождению… Все 11 семей уже находились в тесном родстве по отцу…
К сожалению, при их малочисленности ещё «и умер Иосиф и все братья его и весь род их».
Невольно возникает вопрос, как горстке мужчин, братьев по отцу (Иакову), на протяжении четырёхсот лет приводивших в дом женщин от других родов/народов, удалось пронести ощущение национальной идентичности – ген Израилев? Пронести его через поколения своих «многонациональных» детей и детей своих детей, со вскармливающими их матерями – египтянками, ханаанеянками, амореянками, хеттеянками, ферезеянками, евеянками и иевусеянками…
Горстке людей, утративших веру и обычаи предков, на столетия погрузившихся в лоно местной культуры! Так на чём же могло основываться ощущение потомками от чресл Иакова того, что они по-прежнему олицетворяют собой народ Израилев?
Каким образом 11 мужчин – сыновей Иакова от межнациональных браков – были в состоянии в чужой среде сохранить национальную идентичность и пронести Семя Израилево через 17 – 20 поколений! (5)

     Предвижу, что последует ироничное: «А как же сохраняли свою самобытность многочисленные советские народы в составе многонационального государства»?
Вспомним, что Советские республики фактически являлись крупными национальными государствами в составе обширной многонациональной федерации – с собственными языками, вероисповеданием и культурой!
Да и этническая составляющая процесса измерялась отнюдь не одиннадцатью мужчинами!
И при распаде страны в 1991 социалистические республики тут же превратились в отдельные национальные государства.

     Безусловно, и историко-этническая привязка к территории происхождения, и тем более численность народа – факторы немаловажные: ведь не создали в России свои национальные диаспоры ни эфиоп Абрам (Петрович) Ганнибал, ни потомки шотландского поэта Томаса Лермонта.
 
     К сказанному: современные советские и российские народы и их далёкие предки, принимавшие участие в этапах этногенеза, жили на своих исторических территориях, в ареале собственных языков и национальных культур, на протяжении многих веков, а иногда и тысячелетия.
Была ли утрачена в период существования Советского Союза национальная самобытность советских народов? Национальная политика правительства не предусматривала ассимиляции малых народов… Скорее, с точностью наоборот – она проводилась с ориентацией на развитие местных культур, сохранение их самобытности, стимулирование науки и образования «по всей периферии Советской империи». И люди, даже пребывая вне пределов собственных республик, ощущали свою принадлежность к определенному народу, сохраняя национальные и религиозные особенности быта и поведения.
У близко знакомого мне и глубоко уважаемого мной казахского народа за время советской власти появилась казахская классическая музыка и национальный театр, возникла национальная литература и живопись.

     Совершенно иной представляется этническая картина в США – котле, в котором многочисленные англичане и ирландцы, французы и голландцы «сварились» в новую этническую общность – в новое население территории, освобожденной от исторически населявших её народов.
Триста миллионов человек превратились в то, что первый смуглокожий президент Соединённых Штатов (Обама) называл американской нацией.
Так что же, в мире появилась национальность «американец»? Следует ли теперь ожидать появления национальности «европеец»? …Боюсь, что за усилиями неугомонных «евроинтеграторов» просматриваются и такая тенденция.
Самим фактом существования этой огромной страны искажено даже понятие natio – племя, народность. Теперь понятие нация стали связывать не с определенным народом, носителем самобытного литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Нацию рассматривают как общность принадлежности к определенному государству, складывающуюся из различных народностей. (6)
За пару сотен лет(!) здесь, в Новом свете, не осталось даже следов от африканских народов, завозимых работорговцами: здесь не сохранились машона и матабеле, хауса и йоруба, игбо и фульбо, ибибио и кикуйо, лухья и камба… не существует ни кенийцев, ни нигерийцев.
Не осталось даже Niger-ов – вместо сотен национальностей возник удивительный народ, не помнящий родства, – «афроамериканцы»!(7)
   
    Конечно, ощущение принадлежности к какой-либо из наций – категория весьма условная. Но для этого следует оставаться, как минимум, носителем национального языка, ощущать связь с культурой этого народа и, предпочтительно, обладать общими расовыми признаками, исторически свойственными этому народу.
В противном случае представителями нации назначаются дети вчерашних иммигрантов – чернокожий швед или эстонец арабского происхождения…
Население территории может полностью поменять культурные традиции, конфессиональную принадлежность, язык. Но едва ли при этом новые смуглокожие жители Франции превратятся в потомков Людовика Великого!
Перед многими, несомненно, тотчас явится взору дух смуглолицего курчавого классика со спокойным, проницательным взглядом, устремлённым в будущее, обращенным к нам – взбалмошным потомкам. Запоминающийся лик великого русского поэта, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского литературного языка не ассоциируется с народным образом Иванушки из российской глубинки.
Возникнет искушение поёрничать на тему «русскости» Пушкина?
Одним из предков Пушкина Александра Сергеевича был известный Абрам Петрович Ганнибал («арап Петра Великого») – сын эфиопского князя, российский военный инженер, генерал-аншеф, камердинер и секретарь Петра I (ок.1697-1781).
Он являлся прадедом по матери великого поэта.
Но с детства для Пушкина была значима принадлежность к славному в истории роду: в числе возносимых им предков – легендарный родоначальник Радша, сподвижник Александра Невского. (8)

     Но обратимся вновь к израильтянам…
Так вот, тому, каким образом «сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та», – остается только удивляться! Как одиннадцать близких родственников, сумели не раствориться в массе многочисленных народов и сберечь национальную самобытность! Каким божественным промыслом эта горстка сумела превратиться минимум в три миллиона беженцев, покидавших Египет уже под предводительством Моисея!  Ибо во время выхода из Египта Израиль насчитывал уже около 600 тысяч, кроме женщин и детей (Исход,12,34; Числа,1,46)!

     Но ещё более самого этого сказочного «откровения» меня озадачил Генри Геллей (Henry H.Helley) – автор знаменитого Библейского справочника «Bible handbook», изданного в Мичигане в 1965 году.  Автор и исследователь Священного писания, комментируя библейские события, ничтоже сумняшеся, написал: «Весьма правдоподобно, что они (израильтяне) удваивались каждые 25 лет, чтобы достичь такой численности (в 3 миллиона) за 430 лет из 70 душ».
Можно было бы наивно подискутировать с уважаемым исследователем Библии, если бы не полный идиотизм последовавшего за этим аргумента: «Рост населения в Соединенных Штатах Америки за 400 лет достиг 100 000 000, с некоторым участием иммиграции, что делает рассказ о росте израильского населения весьма правдоподобным» – что же, прекрасный пример «североамериканской логики»!
После подобного «доказательства» возникает ряд безобидных вопросов: почему автор “даже не подозревает” о том, что всё население США (за исключением немногих избежавших геноцида индейцев) – это и есть «голимая иммиграция»? Что «житель и гражданин Соединенных Штатов Америки» – это не национальность, и даже не принадлежность к определённой расе?
Какие только народы не бурлили (и продолжают перевариваться) в «котле нового мирового гегемона»!
Как автор, пусть даже «не дружный с логикой и пропускавший в школе уроки по арифметике», не понимает очевидного – того, что прирост населения в этой стране осуществлялся не только, и не столько благодаря «спринтерской» рождаемости у мормонов (9), сколько за счёт бесконечной иммиграции из всех уголков Земли?
И традиционно, в поисках лучшей доли, устремлялись в эту беспрестанно печатающую доллары «страну всеобщих возможностей», в первую очередь, люди, не лучшим образом обустроенные на родине, или же – не ощущающие остро родственных, исторических и культурных связей с собственным народом – те, кому глубоко наплевать на такие сантименты, как «Родина» или «могилы предков».
Может быть, автор Библейского справочника под фразой «с некоторым участием иммиграции» подразумевал миллионы чернокожих рабов, завезенных с африканского континента?..

     Но ведь в книге Моисея говорится отнюдь не об увеличении населения целой страны – Египта! Речь идёт об умножении конкретного народа  – «сынов Израилевых», носителей избранного Богом «генетического кода» – наследственной информации, полученной от предков и передаваемой потомкам!
«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (и естественно  – женщин)», –  повествуется здесь исключительно об израильтянах.
Тот факт, что также «множество разноплеменных людей (не имеющих отношения к сынам Израилевым) вышли с ними» – оговаривается отдельно.

     Отнесёмся снисходительно ещё к одному «эпохальному открытию» Геллея – «400-летней истории США»!
Ибо, по его откровению, население Соединенных Штатов умножалось в течение 400 лет.
Ну и что из того, что независимое государство США было образовано в ходе Войны за независимость в Северной Америке только в 1776 году (за 189 лет до написания им книги)!
Ведь то, что европейская канализация… извиняюсь, колонизация Северной Америки начиналась в XVI веке (в ходе которой именно коренное население и вытеснялось, и истреблялось), отнюдь не свидетельствует о существовании на этой территории даже подобия Соединенных Штатов. Эти плохо контролируемые просторы постепенно заполнялись авантюристами и проходимцами… извиняюсь, – первопроходцами из европейских стран, охотниками за пушниной и старателями. Скорее, эти территории следует рассматривать как европейские заморские колонии, в значительной части – английские, испанские и французские. Даже после образования к концу XVIII века в Северной Америке Соединенных Штатов огромные территории не принадлежали новой администрации. Только в 1803 США купили у Франции Западную Луизиану, в 1819 вынудили Испанию уступить им Флориду, в 1840-1850-х захватили свыше половины(!) территории Мексики, а в 1867 “купили” у России Аляску и Алеутские острова. Только начиная с этого периода (за 98 лет до написания Галлеем его эпохального труда) и можно пытаться рассуждать о народонаселении на территории США!

     Привычно готов простить очередному североамериканскому исследователю истории демонстративную бестолковость (или традиционно бессовестную ложь); полагаю, многие уже начитались подобных “научных” откровений и неожиданных открытий в избытке.

     Познавательные же мистификации с родословием народа Израильского оставим на усмотрение авторов Священного писания… – они несравнимо ближе нас к истокам письменной истории. Возможно и мы сами трактовали бы исторические события схожим образом, будь в нас заинтересованность в прикладной полезности изложения истории именно того народа, с которым нам привычно себя отождествлять.
Увы, нашим предкам не предначертано было следовать примеру месопотамских или ханаанских летописцев!
По выражению А.С.Пушкина: «История уездного нашего города была бы для меня удобнее, но она не была занимательна ни для (нашего) философа, ни для прагматика»,

     Как всё же и когда на самом деле могли появиться семитские племена в Египте?
Многие историки склонны относить время их появления к периоду нашествия гиксосов.
Гиксосы – греческая модификация древнеегипетского «хеку-шасу» («князья шасу») – от имени вождей племенного союза, образовавшегося в передней Азии в XVII в. до н.э.
Среди гиксосов несомненно было немало семитов. Несколько Египетских царей того периода носят семитские имена (Якобхер и Анатхер). Есть немало и других фактов, свидетельствующих о присутствии семитов в волне захватчиков.
Но ни один из народов того периода не был в состоянии выставить военные силы, способные завоевать Египет и обеспечить только для одной крепости (в городе Аварис) гарнизон в 240 тысяч солдат (по данным летописи Манефона)!
Безусловно, численность гарнизона преувеличена летописцем во много раз. Но и не приходится сомневаться, что речь идёт о мощном многонациональном объединении, включавшем и знаменитых своими завоеваниями касситов, и хеттов, и контингент ханаанейско-аморейского происхождения (племена, бродившие в Сирии и вошедшие в итоге в состав митанийской державы).
Видимо, к этому периоду и можно относить время поселения предков евреев в Египте.
Манефон пишет о 511-и годах правления двух династий гиксосов. Ветхий Завет говорит о 430-и годах пребывания евреев в Египте, что приближенно соотносится с египетскими сроками, учитывая невозможность точной датировки столь давних, протяженных и не очерченных чёткими временными рамками событий.
Последние рассчитанные даты пребывания гиксосских династий у власти в северном Египте определяются 1700-1590 годами.
Кроме сказания Библии об Исходе, существовали рассказы позднего времени, возникшие в Египте и сближавшие евреев с гиксосами.

     Итак, вспомним, что фараоном Исхода принято считать Мернептаха.
Время Исхода можно датировать периодом 1224-1215 годами (т.е. периодом правления фараона Мернептаха). Таким образом, намечается период в 480 лет со времени появления этих племён в дельте Нила – что согласуется с библейским исчислением (430 лет).
Вероятно, потомки «хабири» (в их числе и сами Сыны Израилевы) в сонме иных народов, населявших многонациональный Египет, и «изнурялись» на постройке городов-крепостей Пифом, Раамсес и Илиополь (Исход,1).
Их участие в работах едва ли можно рассматривать как проявление избирательной жестокости правителей, мотивированной национальной неприязнью или вызванной страхом египтян перед многочисленностью этого народа. Принудительные работы на государственных объектах являлись обычными и систематическими общественными мероприятиями на протяжении почти всей истории Египта. Повинность по строительству и ремонту дорог и каналов, царских усыпальниц и храмов, фортификационных укреплений и прочих стратегических объектов налагалась на всё население многонационального Египта без дискриминации по национальному признаку. Египетские крестьяне, освободившиеся от сезонных сельскохозяйственных работ, так же привлекались к возведению государственных зданий и сооружений.
Во многом благодаря этому стали возможными столь грандиозные масштабы в мелиорации и строительстве, процветала вся эта удивительная древнеегипетская цивилизация.

     Но(!)… в одной из од, посвященных победе того же самого фараона Мернептаха над коалицией морских разбойничьих племён, нападавших с моря (луку, акайваша, туриша, шакалша, шардана) и ливийцев, одновременно обрушившихся с запада, вдруг находим упоминание Израиля!
Эта ода была найдена в заупокойном храме, построенном для себя Мернептахом в Фивах.
В ней, прославляющей победу фараона над врагами, говорится: «Цари повергнуты и говорят: “Пощады”. Нет никого, возносящего главу среди девяти племен; опустошены ливийцы, хетты спокойны; в плену Ханаан(7), как всякий злой, уведен Аскалон… Израиль – его людей нет, его посевы уничтожены, Сирия сделалась вдовой для Египта. Все страны соединены в мире…».
Значит, Израиль в это время уже «сидит» в Палестине. Таким образом, оказывается, фактический Исход произошел раньше и часть «хабири» осела, вероятно, на Ефремовых горах, как «племя Израиль»!

         Почему же Господь избрал именно Израиль для того, чтобы «нести имя Его человечеству»?
Выбор Господом именно народа Израиля в качестве избранного не кажется убедительным и немилосерден для ряда других народов, кажущихся более достойными для распространения первой монотеистической религии – «предтечи» двух Мировых религий.
Интересно обратить внимание на то, что Господь, обращаясь к Моисею, и сам говорит о буйности и жестокости этого народа: «И сказал Господь Моисею: пойди… ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам её, и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Амореев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течёт молоко и мёд, ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный… Если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас (так как вы народ жестоковыйный)».
И не уверен Господь в своей выдержке, что сможет противостоять искушению истребить этот народ в одну минуту.  И неоднократно порывается он уничтожить его (Исход,32 и 33).
Да и первосвященник Аарон, обращаясь к Моисею, даёт характерную оценку темпераменту израильтян: «…ты знаешь этот народ, что он буйный… И Моисей увидел, что это народ необузданный».  Примечательно, что и Моисей, и Аарон отделяют себя от ведомого ими народа.
И тем более труднообъяснимо, почему Бог выбирает именно его и направляет на поселение в землю самую плодоносную и щедрую, и готов ради этого «необузданного народа» истреблять другие!
Может быть потому, что планы Бога и определяли конечной целью именно захват чужих земель, изгнание (наказание) прогневивших Его: «Хананеев, Амореев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев»?..
Откажусь на мгновение от «религиозного скептицизма» и попытаюсь найти объяснение этому с позиции верующего человека: человечество (в библейских границах Ближнего Востока) уже забыло урок Потопа – наказания за грехи и скверну; «Главы семейств Сима женились на безбожных потомках Каина... наполнили землю развращением и насилием».
Ещё через 400 лет после потопа были показательно разрушены Содом и Гоморра(10) – обители содомии и мужеложства… – чтобы освежить память извратившихся потомков Ноя, предупредить о грядущем гневе Божьем, на примере нового наказания земли уже огнём. (11)
И вот, терпение Господа вновь иссякло, и «возникло понимание необходимости» устранения причин греха – изменения религиозного сознания беспутных созданий!
Наказание грешных семитских народов «изгнанием» в реальности влекло ограбление, полное или частичное уничтожение их, порабощение и насильственную ассимиляцию захватчиками.
Вот на такой почве, «где течёт молоко и мёд», и следовало появиться росткам новой религии!
Как тут не вспомнить о том, что «клин клином вышибается»!
Видимо, именно племена израильские и представляли собой «наиболее податливый, легче формуемый материал» для насаждения единобожия и «эффективный инструмент» для Божьей кары и распространения веры в Бога Единого...
***
     Если вдруг, своим бесцеремонным вторжением в привычную и целостную библейскую картину происхождения народа Израиля, незлонамеренно обидел истинно верующего или читателя, отождествляющего себя с древнейшим из народов, прошу извинить мои докучливые копания в иных исторических свидетельствах истории этого народов, достойного величайшей из книг.
------------------------   

Некоторые пояснения к тексту

1.  Изначально книги («Писания») были написаны на пергаменте древнесемитским шрифтом без гласных и без разделения слов. Такой текст легко поддавался искажениям и мог быть понятен до тех пор, пока его язык оставался живым и разговорным. В последние века до н.э. евреи утратили свой древний язык, стали говорить по-арамейски и ввели так называемый квадратный шрифт («История древнего Востока», Б.А.Тураев). Книги стали переписываться этим шрифтом. Чтение гласных было установлено только во II веке. Сами же знаки для гласных букв появились не раньше VII века в так называемом масоретском (массоретском) тексте – первая сохранившаяся рукопись датирована 916 годом. Таким образом, текст, печатаемый в современных изданиях еврейской Библии, в своём настоящем виде – довольно позднего происхождения.
– Квадратное письмо (квадратный шрифт) – ответвление западно-семитского письма, восходящее к арамейскому письму; письмо древнееврейских надписей, литературы на древнееврейском языке, современных языков иврит, идиш и некоторых других; 4 буквы в иврите используются и для гласных, иногда применяется система надстрочных и подстрочных знаков огласовки; в идише часть букв получила значение гласных.
– Первоначально существовало консонантное письмо – система письма, состоящая из букв, которые обозначают согласный, с произвольным или нулевым гласным (древнейшее семитское, письмо туарегов – тифинаг).
***
2.  Гекатомба (от греч. hekaton – сто и bus – бык) – жертвоприношение в Древней Греции, поначалу состоявшее из 100 быков; впоследствии гекатомбой называлось всякое значительное общественное жертвоприношение. В переносном смысле – огромные жертвы войны, террора, эпидемии и т.д.
***
3.  Искренние защитники нетленных ценностей европейской культуры с негодованием воскликнут: «Сначала на себя полюбуйтесь!». Но что-то не припоминается в истории государства Российского (после периода языческих жертвоприношений и семейных распрей в дохристианской Киевской Руси) фактов узаконенной религиозной традицией расправы с собственными детьми.
Хладнокровное принесение человеческой жертвы, столетиями практиковавшееся и воспеваемое в античной «колыбели человеческой цивилизации» (– по определению многих историков и западных политиков) не найдёт «достойного противовеса» в российской истории.
В истории Древней Руси имели место случаи братоубийства в периоды борьбы наследников за княжескую власть. Наверное, самые известные из мучеников, павшие от руки брата – Борис и Глеб, канонизированы Русской православной церковью. Но подобное рассматривалось как страшное преступление, порицалось и наказывалось даже в княжеской среде. Убивший братьев Святополк I прозван в народе «окаянным»!
И невозможно сравнивать античные, узаконенные религиозными мотивами и обусловленные ментальными особенностями расправы с детьми с исключительными трагическими событиями в восточнославянской и Российской истории.
…Хотя, в качестве свидетельства дикости славян, доныне используется (нашими соседями и «отечественными доброжелателями») один из самых популярных исторических «трендов» – это убийство Иваном IV Грозным старшего сына Ивана. Последний погибает через несколько дней вследствие удара посохом, нанесённого отцом в приступе в гневе. Смерть сына повергла царя в страшное в отчаяние: Иван Грозный отправляет в монастырь щедрые пожертвования на помин души сына и сам собирается уйти в монастырь...
И ведь вошёл Иван IV в историю как деспот: хотя и был этот венценосный холерик одним из самых образованных людей своего времени, обладавшим феноменальной памятью и эрудицией!
Не явится для «злопыхателей» убедительным примером славянской дикости и детоубийства и казнь Тарасом Бульбой своего сына – изменника, обесславившего имя его, повернувшего оружие против соплеменников.
Оставим сторонникам концепции «врождённой порочности восточных славян» возможность самим покопаться в исторических архивах…
***
4.  Ханаан - древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии.
***
5.  Израиль (Исраэль), в Библии второе имя Иакова.
***
6. «Нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной эпохи, эпохи подымающегося капитализма. Процесс ликвидации феодализма и развития капитализма, является в то же время процессом складывания людей в нации. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (Сталин).
***
7.  Ну а как же российские дети от многонациональных браков?..
В одном из фильмов советского периода главная героиня (в исполнении замечательной советской актрисы Лии Меджидовны Ахеджаковой) приезжает из Москвы в Узбекистан, куда был направлен по воинскому призыву её сын. Во время поисков места службы сына мать обращается за помощью к местным. В разговоре с ней местный житель – пожилой узбек пытается как-то помочь в поисках и справляется о национальной принадлежности молодого солдата. Когда в беседе обнаруживается, что все родители военнослужащего и родители его родителей принадлежат к разным народам, старик резюмирует:
«Ну, тогда всё понятно, он – русский!»
***
8.  Пушкины – российские дворяне и бояре c XIV века, происходили из рода Гаврилы Олексича, дружинника Александра Невского и героя Невской битвы (1240). Возвысились в конце XVI века. Среди наиболее известных имён: Гаврила Григорьевич (после 1626), думный дворянин; Григорий Гаврилович (? -1656), боярин, оружничий, дипломат и государственный деятель.
И дядя гения Василий Львович Пушкин являлся даровитым поэтом, «заслонённым» талантом племянника. Да и вкус к родному языку, фольклору и истории пришел от бабки по матери – М.А. Ганнибал, урожденной Пушкиной.
***
9.  Мормоны ("Святые последнего дня") - члены религиозной секты, основанной в США в 1-й пол. XIX в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 "Книгу Мормона" (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) – главный источник вероучения, включающего положения иудаизма, христианства и других религий. В 1848 община мормонов основала в штате Юта государство мормонов - теократическое государство по типу Древнего Израиля. Мормоны проповедовали и практиковали многоженство.
***
10.  Содом и Гоморра – (в Библии) два города у устья реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря, жители которых погрязли в распутстве и за это были испепелены огнем, посланным с небес. Из пламени Бог вывел только племянника Авраама Лота с семьей. Во время бегства из Содома жена Лота, несмотря на запрет бога оглянулась, и была превращена в соляной столб. Дочери Лота, напоив его вином, вступили с ним в кровосмесительную связь, чтобы продолжить род человеческий.
По сей день выражением «С. и Г.» мы обозначаем крайний беспорядок, хаос, разврат.
***
11.  Ной – библейский праведник, спасшийся вместе с семьей на построенном по велению Бога ковчеге во время Всемирного потопа.
Сим, Хам, Иафет – (в Библии) сыновья Ноя, от которых после Всемирного потопа «населилась вся земля».
Хам был проклят Ноем за то, что насмеялся над наготой опьяневшего отца, и обречен на рабство.
Сим и Иафет, которые проявили сыновнюю почтительность и прикрыли отца одеждой, были благословлены Ноем.
В библейском родословии Сим, Хам, Иафет, их сыновья и внуки представлены родоначальниками-эпонимами больших групп народов: семитских (от эпонима «Сим», народов Элама, Двуречья, Сирии, евреев и др.), хамитских (от «Хам», народов Африки и др.) и яфетических («яфетидов», от «Иафет»), отождествляемых с индоевропейскими народами.
***

 


Рецензии