Гармония противоречий 3-Истребление во благо

На фото: на горе Моисея. Рассвет над Синайским полуостровом

«ИСТРЕБЛЕНИЕ ВО БЛАГО» -
                НЕ АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

          И после развала Британской империи подстрижкой «английского газона» в мире продолжают заниматься всё те же самые «сеятели демократии», привычно расчищающие Землю от «сорняков», нарушающих «идиллическую картину мирового политического партера».
***               
         «В раю будет больше запретов, чем в аду»
         Еврейское изречение
 
      «Что такое государства, как ни большие разбойничьи шайки!» – писал Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) (354-430), христианский теолог и родоначальник христианской философии истории. И в сочинении «О граде божьем» он противопоставлял государству церковь – «божий град»; насилию – нравственный закон, любовь к ближнему и божественную благодать.
Но западная церковь прекрасно научилась сливаться с государством, умело используя его властные инструменты и силу для принуждения и порабощения. Нередко она сама превращалась в теократическое государство (такое, как Папская область) или в церковное княжество (как Епископство Льежское).
То, что столетиями творила католическая церковь во времена инквизиции и крестовых походов, – никак не укладывается в образ «града божьего».
Огонь “очищающих” костров инквизиции, практика изощрённых пыток, цинизм “судебных” процессов… запах крови и пота от тысяч никогда не мывшихся псов-рыцарей, науськиваемых “священным престолом”… разграбленные города и дороги, устланные костями “неверных”… – не напоминает ли это скорее картину преисподней, нежели «града божьего»?
При этом церковные иерархи, собирая свою десятину, неустанно твердили, что “Бог любит всех нас”.
А монахи-рыцари из духовно-рыцарских орденов продолжали убивать византийцев и мусульман «во славу Господа» и «во имя освобождения гроба Господня».
Но что меня более всегда озадачивает – это необъяснимая воинственность священных книг, которым, по моим наивным представлениям, следовало давать лишь высоконравственные советы и призывать к миру и человеколюбию. Поражают и бесконечные жестокости Ветхого завета, и призывы Корана к борьбе с «неверными».
И я не нахожу рационального объяснения поступкам библейских «героев», их нелогичности и безрассудству, несоответствиям между словом и делом.
Заметно явно предвзятое отношения к истории тех событий и желание оправдать нелицеприятные её стороны некоей «высшей целесообразностью»!
Создаётся впечатление, что происходит подмена понятия «образование еврейского этноса» идеей «чудесного спасения народа, уже давно существующего»!
В противовес внушаемым церковью представлениям о Божеской милости библейский облик «Бога ревнителя, наказывающего детей за вину отцов», всегда пугал и выстраивал в воображении мостроподобный образ божества страшного – карателя всего сущего.
     «И изрёк Бог к Моисею все слова сии, говоря: Да не будет у тебя других богов перед лицом моим... ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода…».
В лицемерии своём Он обескураживающе непоследователен – начиная говорить о милосердии: «…(Я) Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, и сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех…» – Бог тут же следом «перечёркивает» только что изречённое и завершает: «…но не оставляющий без наказания».
И, что особенно потрясает – Его обещание наказывать отнюдь не провинившихся: «наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода» (Исход, 34).

     Вглядываясь в строки, описывающие (в «Исходе») то, как Моисей получал на горе Синай каменные доски с «10 божественными заповедями», я недоумевал: они же непреложной истиной гласили: «Не делай себе кумиров… и не поклоняйся им; Не произноси имени Господа твоего напрасно; Помни день субботний..; Почитай отца твоего и мать твою; Не убивай; Не прелюбодействуй; Не кради; Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; Не желай дома, жены, ничего, что у ближнего твоего».
А пророк, спустившийся с горы и узревший, что народ его поклоняется божеству в образе Тельца, тут же под горой разбивает божественные скрижали (какое вопиющее неуважение ко Всевышнему!) и, собрав верных ему «сынов Левииных», убивает около трёх тысяч человек!
За что такая кара – ведь он даже ещё не донёс до них Новое нравственное уложение, призванное определять их дальнейшую жизнь, не изрек своих требований и претензий, не убеждал, не наставлял, не проповедовал, не… не… не!

     И продвижение богом избранного народа «в землю, где течёт молоко и мёд» сопровождалось войнами и насилием. Убийствами полнится всё дальнейшее повествование истории народа, причём, «уже обретшего веру». Можно ли всё это пространное и подробное изложение истории воспринимать иначе, как не нарушение Божественного предписания – «Не убивай»!

     Меня повергало в изумление то, что, научая Моисея, Бог подсказывает тому, каким образом можно обобрать египтян, прежде чем «народ его» обратиться в бегство: «…внуши народу тайно, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросила вещей серебряных и вещей золотых и одежд» (Исход, 11).
В другом варианте перевода: «…когда пойдёте не с пустыми руками…(пусть) каждая женщина выпросит у ближней своей и у живущей в доме её вещей серебряных и золотых, и одежд… И вы нарядите ими сыновей ваших и дочерей, и оберёте египтян».
А ведь даже из прочитанного складывается впечатление, что эти народы жили тесно по-соседски и, вероятно, делили не только кров, но и тяготы – раз уж жили они под одной крышей. Как же быть с заповедями «не кради» и «…не желай ничего, что у ближнего твоего»?
Что же это иное, как ни непостижимое лицемерие!

     Но, увы, эти уроки фарисейства бледнеют в сравнении с последующими Божественными деяниями! Для мечтателей-идеалистов, тех, кто руководствуется в жизни идеями просвещенного человеколюбия, представлениями высокой нравственности, не остаётся шансов оценить «все милости Господа».

     Адресованные народу в виде скрижалей требования руководствоваться милосердием, честностью и правдивостью звучат более чем странно при взгляде на следующий акт “Высокого милосердия”: «И сказал Господь Моисею: Ещё одну казнь я наведу на фараона и египтян…в полночь я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле египетской от первенца фараона до первенца рабыни, которая при жерновах и всё первородное из скота, и будет вопль великий по всей земле египетской… у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пёс языком своим (т.е. кара их не затронет), дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (Исход,11).
Вот что и явилось практическим воплощением заповеди «не убивай»!
«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота... и сделался великий вопль во всей земле египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исход,12).
Что же это был за пример поголовного человеконенавистничества, при котором даже ребёнок простой рабыни, «которая при жерновах», с её и без того злосчастной жизнью, обрекался на смерть!

     Не оставляет ощущение, что на протяжении Священного писания продолжается мучительный поиск «нового образа единого Бога израильского» – того, изначального, «приватизированного и реформируемого Моисеем», и надо полагать, не одним им – целым кругом его сподвижников, в числе которых – и жрец Иофор, тесть Моисеев!
Происходит переосмысление многосложного образа и «милостивого Творца всего сущего», и «Высшего судии – вершителя судеб»: просматриваются попытки воплотить в едином божестве противоборство сил созидательных и разрушительных, традиционно распределяемых по целому сонму божеств языческих.

     В продолжение Ветхого завета «нравственные постулаты Бога Моисеева» будут пугать и озадачивать: Он продолжает представать жутким и ужасным, каким и надлежит быть одному из патриархальных местных божеств.
Шокирующая жестокость со стороны Ветхозаветного образа Бога неудивительна – таких жертвоприношений, как у сеннаарских (Южное Двуречье, Шумер) и ханаанских/ханаанейских народов (палестинцев, финикийцев), не исключая и евреев, я не обнаружил ни у халдеев-вавилонян (1), ни у «бесчеловечных ассирийцев», ни у «египтян-угнетателей» – всех, кого Ветхий завет «не жалует».
Имени собственного у Бога я так же не смог обнаружить – одно из его библейских имен – Элохим происходит от шумерско-аккадского Энлиля – Эллила – Эла.
В Библейском произношении это – Эллоим или Элохим (Elohim –множественное число от Эл – El).
На самом деле, этот издревле существовавший собирательный теоним не являлся именем собственным какого-либо божества.
То есть, он переводится как «боги» во множестве своём, обозначая все «существующие» божества.
Эла, жестокого шумерского, а затем и аккадского бога путают с другим персонажем древнего пантеона – более человеколюбивым богом Энки – Эа.
На вопрос об имени Бога Моисея получает ответ: «Эйах ашер Эйах» / «Eyah asher eyah», то есть: «Я есть Эа» (буквально, «Я – это Я»). Здесь очевидна библейская игра слов: «Я – тот, кого зовут Эа».
«Скажи сынам Израилевым: Эа послал меня к вам».
Эйах (то есть, просто – «Я»), в более привычной для нас транскрипции, и есть – Яхве, Ягве или Иегова.

     Отсутствие имён собственных у божеств характерно для семитского пантеона.
«Имена» их божеств – нарицательны, просто обозначая некоего, облечённого властью, правом верховенства. Они свободны от излишнего фантазирования, и ничего мистического, сокрытого, иносказательного в них не обнаружите: Ваал переводится как «Владыка», Адон – никто иной, как «Господин», Мелек-Молох – «Царь», Баалат – «Владычица», …а интересующий нас Эл – это просто «Бог».
Сам же Эл (и до появления «Пророка трех конфессий» - иудеев, христиан и мусульман) имел многовековой культ, собственных жрецов и многонациональную паству.

      Интересен следующий факт: на монетах древнего финикийского города Библа бог Эл иногда изображался с шестью крыльями. Не наводит ли это на сравнение с библейскими многокрылыми Херувимами или с Керубами – жуткими мифическими персонажами шумерского эпоса, охранявшими вход в Эдем/Эдин.
По одной из исторических версий, воинственные племена керубов (народ Керу) жили в преддверии входа в окруженную горами долину Эдема «в горах Араттских». Об этом занимательно и аргументированно повествуют Дэвид Рол в своём труде «Генезис цивилизации» и Р.А.Уолкер в книге «Земля Эдем».
Они «размещают» Библейский райский сад в долине между озером Урмия и Каспийским морем, вдоль реки Аджи-Чай или Мейдан, на территории северного Ирана – эта когда-то благодатная, зелёная долина и являлась, по их предположению, прародиной шумерского этноса, древнейшего в Передней Азии.
Вероятней всего, этот этноним (Керу, Керубы) и лёг в основу имени Керубим – с окончанием множественного числа «- im». А образ наводящих ужас племён и запечатлён в изображениях крылатых монстров у всех древнейших культур этого обширного региона. Именно эти монстры из «стражей Эдема» и превратились позднее в исполнителей воли Божьей – херувимов, ангелов.
Многочисленные памятники изобразительного искусства Ассирии и месопотамских культур изобилуют изображениями крылатых существ: и божеств, полностью пребывающих в человеческом обличии, и крылатых гениев (2) с орлиными головами, и крылатых быков с человеческими головами, и тому подобные удивительные образы...  Видимо, им, многокрылым, и нашлось место в «великом воинстве» в составе сонма ангелов и злонамеренных демоном.
Ломка устоявшихся религиозных представлений происходит в период формирования нового образа «единого Бога израильского»: тогда все Его «прежние коллеги по миропорядку» заменяются участниками «божественного эскорта» – ангелами небесными и злыми духами, чёрными ангелами, изгнанниками из рая. Последние и компенсируют отречение от древних «богов – носителей негативного начала»; ведь при полном отказе от признания существования неких разрушительных сил перестает складываться привычная картина «жестокого мира»!
Человеческое представление о миропорядке исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба и взаимодействие противоположных сил и тенденций.
И ангелы, и демоны, находящиеся, вместе с тем, в единстве и взаимопроникновении, властвуют над человеком. Очевидно, это один из основных законов также и «религиозной диалектики», объясняющий развитие мира и человека.
**********
«Элои! Боже мой! Элои! –
Молил Отца с креста Мессия, –
За что обрёк ты на страданья!»               
А люд, справлявший торжество,
Нетерпелив был в ожидании,
Смеялся: «Вот, зовёт Илию!
Ну что же, посмотрим, как Илия
Придёт с креста снимать его!» (3)

Господь, творящий правосудье!
Что сим пытался нам сказать?
За что нас жаждал наказать?
В твоих перстах мы лишь орудья!
               
Эллил, Элохим и Аллах!..
О, Эл! – Веками мы взывали!
А сколько крови проливали
Тебе на жертвенных столах!

О, милосердный бог Эйях,
О, Эа, Яхве, Иегова!
Зачем внушал ты людям страх?
За что лишал еды и крова?

Когда замыслил ты Исход,
Почто учил ты беспрестанно
Свой богоизбранный народ
Жестокосердию, обману:

Как обобрать по мере сил
Своих доверчивых соседей
Из египтян, кто столь же беден,
Чей хлеб вкушал, с кем кров делил!

Зачем губил детей безвинных
В домах и бедных, и господ,
И тех, кто в хижинах живёт
И сам бесправнее скотины?

Ты не щадил рабов, чьи спины
Напоминают эшафот!
За что ж побил невинный скот?
…Ведь Сам ваял весь Мир из глины!

Я не бунтарь, не Маккавей, (4)
Но гнев смятенный оживает –
Отец, который побивает
Своих несчастных сыновей!
               
Когда руками Моисея
Губил свой ветреный народ,
Ты расправлялся, не жалея
Ни слабых женщин, ни сирот!

За что грозишься покарать
Чад неразумных, неподсудных
За грех Отцов, порой беспутных? –
Ведь сам учил их красть, и врать!

Ты ль, Сеннаарский бог Эллил
Топил в Потопе всё живое?
О, Воплощенье жутких сил!
О, Рок, не знающий покоя!

О, Эл, безжалостный тиран,
Что славен страшными делами!
Тебя ль библейский Ханаан
Изображал с шестью крылами?

Ты ль – КерубИм?! ...И пусть я груб,   
Но мне не виден образ милый –               
Предо мной стоит Керуб –               
Шумерский ужас многокрылый!
   
Не Херувим, прекрасный всем,
А беспощадный страж-гонитель,
Что затворял врата в Эдем,
Откуда изгнан Прародитель!

Элои! Боже наш! Элои!
За что нам жалуешь страданья!               
Тебе отдали мы немало, –
Губя детей на алтарях,
Мы, преклонялись пред Тобою,               
Творя без счёта изваянья
МолОхов, Сетов и ВаАлов -
Им посвящали боль и страх.      
------------------------

1.   Халдеи – семитические племена, жившие в 1-й пол. I-го тыс. до н.э. в Южной Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626-538 в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.
2.   Гений в религиозной мифологии: дух, олицетворение добрых или злых сил.
3.   см. Евангелие от Марка.
4.   Маккавей (Иуда) – вождь народного восстания (II в. до н.э.) в Иудее. После гибели Иуды Маккавея борьбу возглавили его братья.
----------------------------------
          Если вдруг, своим бесцеремонным вторжением в привычную и целостную библейскую картину происхождения народа Израиля, незлонамеренно обидел истинно верующего или читателя, отождествляющего себя с древнейшим из народов, прошу извинить мои докучливые копания в иных исторических свидетельствах истории этого народов, достойного величайшей из книг.
***


Рецензии