Кьеркегор о возвышении себя и унижении 1
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Если бы Кьеркегор получил должность учителя, то приобрести (или возвыситься) он уже не мог, но зато мог потерять ее (или унизиться). Вступление в труппу странствующих актеров Кьеркегор расценивал как унижение для себя, т.к. он не имел к этому ремеслу (или искусству) никаких способностей. Зато в будущем либо способности разовьются, либо он найдет что-то более соответствующее его наклонностям, т.е. в будущем он мог только выиграть.
При выборе жизненного пути мы все привыкли считать, что необходимо выбирать себе занятие, соответствующее своим интересам и способностям. Поэтому такая мысль Кьеркегора нам кажется парадоксальной. Но сопоставление этой мысли с евангельской притчей снимает парадокс. Мы на время унижаем себя, чтобы потом возвыситься или занять место в жизни, соответствующее своим наклонностям и потребностям. Как пишет апостол Павел в послании к Евреям (11:35), «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение». Перефразируя эти слова, можно сказать: выберем худшую долю, чтобы в будущем занять место в жизни, соответствующее нашим наклонностям и способностям.
Некоторым это может показаться ахинеей, не имеющей никакого отношения к реальной действительности бытия. На это можно ответить словами апостола Павла из 1-го послания к Коринфянам (1, 26-29):
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Свидетельство о публикации №219110401679