Трагедия Американская

Три борьбы или намного больше?
 
Ничего не предвещало для меня такой концовки, а по итогу задумалась: чем стала для меня эта книга? Другом? Проводником? Не тем и не другим. Такое ощущение, что в ней я нашла что-то свое, скрытое от посторонних глаз, либо у книги сильная способность к мимикрии. Она удивляет меня, эта история…
Все просто и где-то даже обычно, обыденно я бы сказала. История юноши, процесс его становления, попытки устроиться в большом мире, любовь, как ему казалось, снова любовь (и вроде уже не кажется), выбор, убийство, суд, тюрьма, смерть. Много подобного происходит в жизни? Достаточно, с маленькими отличительными нюансами и дополнениями. Здесь ими служит религия, различные формы веры и неверия, сомнения и иногда страхов. Сложно? Да, но возможно попытаться понять что движет человеком и почему.

1. Вера в себя или то, что считается правдой, и причем здесь Бог?
Выбор главным героем сделан, но какой ценой? Сомнениями, попытками понять, как говорится, «а был ли мальчик?», а в данном случае убил он свою жертву (без сомнения жертву) или нет:
«Убил? Или нет? Ведь он не пришел на помощь, а мог ее спасти», «В сущности, это его вина, что она упала в воду, хотя  у него и вышло это нечаянно» - сомнения точат и в конце концов:
«- Я не виновен в том преступлении, о котором говорится в обвинительном акте.
-Вы, Клайд Грифитс, виновны в преднамеренном убийстве некоей Роберты Олден.
Дорогая мама, я осуждён. Клайд».
У закона свое мнение на этот счет, основанное на фактах, логике и том, кому удастся лучше преподнести выгодную версию: адвокатам и подсудимому или прокурору и народу, который он представляет. И герою остается только одно: попытаться найти понимание и оплот у того, с кем жил рядом с самого детства, но которого не всегда признавал – у Бога.
«Не предавайтесь сомнения. Спрашивайте - и вы получите ответ.
Обратиться к творцу всего живого с мольбой. И вот как просто разрешался этот вопрос!»
Ответ один: скажи себе правду. А правда осталась такой же неясной, как и была: «Твердое сознание своей невиновности, сменялось в нем мучительными сомнениями». А сомнения – это смутные, странные оттенки собственных чувств, которые остались неясными даже для самого героя. И в конце:
«Мама ты должна верить, что я умираю покорно и спокойно. Смерть мне не страшна. Бог даровал силы и мир в моей душе. Но про себя он прибавил: "Так ли?"

2. Борьба матери в своей вере: в Бога? Сына?
Мать, убитая, но несломленная горем, сильна и неколебима в своей вере. Вопрос в кого верить? Компромисс. Сын виновен – Господь вразумит и поможет перенести горе. Она не может быть менее милосердной к сыну, чем Он.
Сын невиновен – «Всевышний не захочет, чтобы мать неверием своим подтвердила его смертный приговор!». Она не совершит зла, поверив злу о сыне.
Поэтому ей просто остается верить – и в Бога, и в сына.
«И она встала - лишь для того, чтобы снова опуститься на колени».

3. Человек, который верит по своему жизненному призванию и не потерял ли преподобный в конце свою веру?
Он верит. Истово и страстно, как верит и мать главного героя: «Нет греха слишком большого для милосердия божьего!» Но здесь, для меня, он становится больше теоретиком, редко встречающимся с практикой в лице жизни. А когда она припечатывает к действительности возникают они – сомнения. Он приходит к выводу о виновности главного героя, но вопрос звучит в его голове: смеет ли он изменять своему душевному убеждению ради милосердия?». И внутри него также идет борьба, как и внутри любого человека. Наверное, потому что у каждого живет то, что одни называют душой, другие сердцем, третьи – частицей Бога.

P.S. С религии все начинается, религией все и заканчивается… У каждого она своя.


Рецензии