Странные страны - Доступная роскошь

ДОСТУПНАЯ РОСКОШЬ ПОРТЫ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ

          Турция – Мекка бюджетного туризма!
Вполне открытая, доступная и недалекая (в географическом смысле этого слова), давно уже не таинственная, вдоль и поперек изъезженная страна, ставшая домашним курортом не только для среднестатистического немца, но и для «нашего постсоветского брата».
Территория, c бесконечным курортным побережьем, воспетым в сериале «Наша Раша», где «Тагил правит» шумно, отвязано и ненасытно, под девизом «Сожрем больше, чем заплатили».
Где магически привлекательное «All inclusive», по сравнительно условной цене наполняет в сравнительно неплохие отели под завязку.
- Так как? Готовы? Едем?
Ах, уже побывали!
          И, если вдруг до нынешнего ослепительного момента Вашей жизни, полной впечатлений, Вы ещё не нашли достойных приключений на свою... голову — то: "Остановись мгновенье, ты — прекрасно!"
Так как это - ой, как много, значит! Это значит, что отдых здесь, в Анатолии, среди останков античных государств, не оставил у Вас чувства разочарования! Значит - ангел-хранитель распростер свои крыла над Вашим беззаботным челом... то есть — телом, распростертом на пляже!
Значит не так много гостеприимных турок признали в Вас туриста с тяжелым денежным мешком, который по местным законам гостеприимства и надлежит помочь донести!
          Что же может привлечь сюда не обремененного элементарными
историческими знаниями и не томимого жаждой руиносозерцания туриста?
*****

СОКРОВИЩА АНАТОЛИИ

          Возможно, кто-то придет к заключению, что благословенная земля древней Анатолии, когда-то богатой историей, не лучшее место для познавательных туров.
Может быть, подобное заключение последует за осознанием того, что почти всё, худо-бедно сохранившееся и могущее привлечь излишне любознательных - это наследие народов, ныне исчезнувших в мясорубке истории и не имеющих отношение к истории турецкого государства.
А прославлять чужой гений и неродные деяния — не сильно греет нынешних жителей Малой Азии.
И не очень заинтересованы нынешние жители этой многострадальной земли в сложении гимнов в честь тех, чью цивилизацию они сами когда-то и уничтожали. Может быть - может быть...
          И что бы вам ни рассказывали местные гиды, окончательно добили Византийскую империю, просуществовавшую более тысячи лет (с 4 по 15 века), пришлые сельджуки, ветвь племен тюрок-огузов.
Взятие в 1453году Константинополя турецкими войсками положило конец её долгой и удивительной истории.
А создать ничего исторически привлекательного и равного по архитектурной значимости прежней цивилизации завоеватели так и не смогли.
Как выразилась некая Фелис, турецкий архитектор и дизайнер, с которой имел возможность общаться на профессиональной ниве: "В Турции архитектуры не существует!"
         Так может быть, что-нибудь из природных «чудес света»?
Из природных достопримечательностей поспешите посетить горячие источники Памуккале, где принимала омолаживающие ванны легендарная Клеопатра.
Вам здесь расскажут, что, благодаря волшебным свойствам благословенных вод, египетская царица так долго оставалась молодой и привлекательной!
Что каждые пять минут, проведенных здесь, омолодят Вас лет на пять!
Так что, прекрасные дамы, не перестарайтесь, не пересидите в парных водах бассейна Клеопатры – не то придется Вашему мужу вместо жены извлекать из бассейна младенца!

         А может быть, желаете посетить что-нибудь из исторического наследия?
Но  здесь почти всё чужое – не своё, к чему Турция - никаким боком!
Все, что имеет хоть какую-нибудь историко-археологическую ценность!
И что никак не поможет нам понять эту землю и не погрузит нас в глубины такой непродолжительной турецкой истории.

Так что же принадлежащее более чем пятивековой турецкой культуре удастся увидеть в этой стране?
          Голубую мечеть (мечеть Султанахмет), построенную к 1616 году Седефкаром Мехметом Ага, учеником Сенана.
По замыслу султана Ахмеда I мечеть с центральным залом площадью 53х51 м., с куполом диаметром 23,5 м. и высотой 43м. должна была превзойти по масштабу древний византийский храм Святой Софии?
 (Для сравнения: размеры храма Святой Софии - 81х72м., высота храма 55м., диаметр купола превышает 31м.)
Но с целью постройки мечети на площади ипподрома были разрушены постройки византийского периода, в том числе и Большой византийский дворец, и множество дворцовых построек, принадлежащих высшей знати!
          Можно осмотреть и Старый султанский дворец Топкапы, чья поистине сарайная архитектура, состоящая из нагромождения барачных построек, окончательно расстроила меня?
Увы, более ничего турецкого на память не приходит.

          Так что же не принадлежащее турецкой культуре смогли бы Вы открыть для себя на этой древней земле? - храм Афины в Ассосе или храм Аполлона в Дидимах, грандиозный античный театр в Милете, или весь древний Эфес – этот музей под открытым небом.
А может быть древний Хиераполис или столицу некогда существовавшего Пергамского царства — город Бергама.
В Древнем Константинополе (Стамбуле) пройдите по гигантскому храму Святой Софии, изувеченному турками, обстроенному минаретами и превращенному в мечеть Айя-София с заштукатуренными фресками и разграбленными античными мозаиками.
Ну, а если брожение по руинам не входит в список ваших приоритетов?
Один из знакомых описал свои впечатления от посещения древностей:
“Эфес оставил без ответа вопрос, почему же он так популярен среди туристов. Мы прошли по всем его закоулкам, я прочитал исторические факты, но понять всеобщее удовольствие людей, плетущихся под палящим солнцем друг за другом среди руин, не получилось. В итоге мы последовали примеру остальных и поплелись рассматривать руины. Впечатления получились ровные. Впрочем, любители развалин найдут там, что посмотреть”.
Так что: “У каждого свой вкус: кому бродить под солнышком палящим…
кому нравится арбуз, а кому – свиной хрящик!”
А сколько ещё другого, не до конца разрушенного набегами иноземцев и правлением новых хозяев этой земли, Вы смогли бы обнаружить здесь!
Описывать всё это едва ли имеет смысл – и так книгами, посвященными этим памятникам истории, можно заполнить не одну библиотеку!

          А может быть, решите посетить Трою?
Но едва ли Вы обнаружите там “Гомеровскую Трою” - город времени правления легендарного царя Приама!
Увы, город именно этого периода был срыт энергичным Генрихом Шлиманом.
Неутомимый Шлиман сам признавал, что сделал при раскопках ряд серьёзных ошибок. В дневниковой записи от 17 июня 1873 года он сообщал: «Идея, что гомеровская Троя стояла на материковой плите, была ошибочной, и во время предыдущих раскопок я сам разрушил её».
А вот, что написал Рудольф Вирхов, который был основным «агентом» Генриха Шлимана в академической среде Германии.  Признавая, что приходится уничтожать культурный слой более позднего времени, он заявил:
 - … Я признаю, что это своего рода святотатство. Разрез господина Шлимана прошёл как раз посреди храма, его части были отброшены по обе стороны и частично снова засыпаны, и будет трудно восстановить его”.
Немецкий археолог А. Конце откровенно писал, что купцу Шлиману лучше всего было бы «отдать деньги более способным людям, настоящим учёным, чтобы они могли путём раскопок обогатить науку».
Отношение Шлимана к историческим памятникам, возможно, характеризует и такой незабываемый факт: в Афинах он решил за собственный счёт снести средневековую Венецианскую башню, потому что она заслоняла вид на Парфенон из окон его помпезного дома. Только личное вмешательство короля Георга помешало это сделать
          Ко всему сказанному можно добавить, что, найденный в раскопках «Клад царя Приама» Шлиман попросту украл, контрабандой переслав находки в Афины. Когда турецкие власти что-то заподозрили и провели внеочередную инспекцию раскопок, то ничего обнаружить не смогли.
          Здесь я полагаю, что необычайно интересная история этого неординарного купца-археолога вполне достойна терпеливого внимания.
Те же, для кого она представляется излишним, засоряющим память объемом информации могут без ущерба её пропустить.
Однако, приведу её в самом конце повествования.

*****
НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ТУРЦИЮ ГУЛЯТЬ!
 
          Итак, если "в Турции архитектуры не существует!", то существует море!
Вот и преуспевает здесь туризм в форме пляжно-ненатужной.

А вполне приличное проживание, неплохая интернациональная кухня, прекрасное море — и все по вполне разумным ценам, по сравнению с Ниццей или Сан-Тропе — чем не достойный вариант для ''стройного кошелька''...
Но приличным оно сможет оставаться исключительно при соблюдении нескольких заповедей!
Вот наставления, как уберечься от прискорбных реалий этой страны в период отдыха "по-турецки":
1.  Если вас все же угораздило отдохнуть дешево, ограничьте Ваше времяпровождения пятизвездочным отелем на побережье Средиземного моря.
2.   Не ищите приключений, пытаясь путешествовать индивидуально!
3. Не принимайте пищу, где попало! - в уличных кафешках и других забегаловках, особенно, удаленных от проторенных туристами троп и, тем паче, в вечернее время.
4. Никогда не поддавайтесь на предупредительные и настойчивые попытки оказать Вам помощь в чем-либо.
5. Никогда не спрашивайте у бесчисленных уличных торговцев: "А сколько это стоит?"
6.   Постарайтесь не пользоваться такси.
7.  Никогда не оставляйте деньги в номерах отеля, даже по количеству звезд, не уступающего хорошему коньяку!
И никогда не носите с собой много наличности!

Но, если простого списка вышеперечисленных предостережений еще недостаточно и для решительных выводов Вы жаждете убедительных доводов, то начнем:
*****

Наставление 1:

          Ваш отдых должен состоять из постоянного времяпровождения в пятизвездочном отеле на побережье Средиземного моря, по системе «все включено», которая полностью исключает общение с местным населением.
В понятие «все включено» входит круглосуточное питание и напитки местного происхождения, что весьма соблазняет небогатых западноевропейцев и россиян, наделенных амбициями состоятельного человека, но не имеющих достаточных денег для «привилегированного отдыха».
Сами турки из персонала, обслуживающего отели с системой «All inclusive», жалуются, что подобный метод обслуживания, при котором персонал отстранён от прямых контактом с постояльцами, угнетает их, так как лишает дополнительных поборов в виде постоянных чаевых за всякого рода мелкие услуги и простое открывание дверей перед Вашим носом. У них, естественно, исчезает всякая заинтересованность в улучшении качества обслуживания.
И местный персонал, состоящий из прекрасных физиономистов, уже научился просто не замечать Вас, если конечно во всем Вашем облике не прочитывается готовности осчастливить его зеленой бумажкой.
Не секрет, что во всех ''уже развивающихся, пока еще не развитых и безнадежно недоразвитых'' странах туристы всегда воспринимаются не иначе, как в образе ходячих ''денежных мешков'', которые и приезжают туда не отдохнуть, а исключительно растратить всю свою наличность, благотворительно раздавая деньги местному населению налево и направо.
Конечно, все отдыхающие в Турции блаженствуют от осознания того, что пропадает необходимость перманентно благодарить угодливый персонал непонятно за какие деяния уже посте того, как весь период пребывания заблаговременно оплачен! Но, как заведено в местном турбизнесе: после внесения предоплаты - Вы уже никого персонально не интересуете! Не заметно наличных денег — не заметно и наличия клиента!
На моей памяти, довольно часто происходили случаи с выселением целых групп туристов из отелей. Один из них произошел в июне 2010 года. Объявила себя банкротом крупнейшая турецкая турфирма, не перечислившая деньги клиентов в ряд отелей на побережье. В результате многие отели потребовали от приехавших срочно покинуть номера или произвести повторную оплату. Годом раньше выселяли и российских отдыхающих, насильно выбрасывая их вещи из номеров. Причина — схожая!
Но сильно не зацикливайтесь на указанной проблеме: эти ''бомбы'' местного сервиса валятся на отдыхающих не квадратно-гнездовым способом, и возможность избежать неприятности довольно высока, особенно, если будете оформляться через неплохо зарекомендовавшуюся себя фирму со стажем — лет так... 100!
А в остальном, прекрасная маркиза, - на поехали бы Вы на Коста-Брава!
Там и 99%-гарантия на благополучный исход отдыха, и кухня испанская, а не то как о ней думают в Турции, и природа, достойная грез, а не высохшие Ликийские холмы, покрытые кустарником, да и архитектурно-историческое окружение в Испании— это далеко не античные руины, старательно разваленные Османами, ничего достойного взамен так и не предложившими.
*****

Наставление  2:

          Не ищите приключений, пытаясь путешествовать индивидуально!
          Исключите или хотя бы предельно сократите личные контакты с местным населением, не болтайтесь маленькими группками где ни попадя. Выезжайте на экскурсии только в составе больших организованных групп, устроенных через турагенства при тех же отелях.
Не приобретайте турпоездки в уличных киосках.
И, тогда появится вероятность того, что Вы все-таки вернетесь назад в отель, у Вас, такого не привередливого туриста, будет возможность вспоминать хоть о чем-нибудь. Если опять же какой-либо инцидент не очернит общего впечатления от отдыха.
По возможности не пользуйтесь такси, особенно вне крупных городов. Хотя и крупные города не гарантируют Вас от неприятных прецедентов.
Конечно и в автобусном туре ...что-нибудь может подкрасться незаметно!
...Например по дороге в Памукале перевернется очередной автобус, набитый туристами, поскольку водитель уснет за рулем.
Но и такое случается довольно редко.
Полным обломом, потерей денег и времени, закончилась наша попытка заказать обзорную экскурсию по городу в одном из турагенств на территории международного аэропорта в Стамбуле. Обещанный гид в центре старого города, куда нас отвезли на микроавтобусе, так и не появился - ждали полтора часа. Несколько раз порывался сбежать и водитель. Пришлось изъять у него и ключи от машины, и одному из группы постоянно дежурить у автобуса, пока остальные пытались самостоятельно хоть что-то осмотреть, чтобы как-нибудь сгладить пакостное настроение от этой экскурсии.
Но это не единственный подобный случай, произошедший со мной и спутниками. Была и еще одна отчаянная попытка в последующей поездке нанять местного гида в легальной турфирме, расподложенной в самом центре города. Обман - это, наверное, национальная черта местного населения.
Видимо, в их представлении - быть хитрым, и означает быть умным.
          Да и что касается совместного сотрудничества с турецкими партнерами на моей профессиональной ниве – всё в итоге сводилось к халтуре, мошенничеству, обману.
Сотрудничать же приходилось не своей воле – турецкие компании навязывались государственными  заказчиками, и, наверное, ни у кого не возникает сомнения, каким образом те заказчики заинтересовывались в контрактах.
*****

Наставление  3:
 
          Не принимайте пищу, где попало! - в уличных кафешках и других забегаловках, особенно, удаленных от проторенных туристами троп и, тем паче, в вечернее время.
Не однажды мне рассказывали об имеющей место в городских забегаловках практике: иностранцам в напитки подсыпается какой-то дурман, после чего клиентам, якобы напившимся до беспамятства, очищали карманы. Вас куда-нибудь оттащат заботливые работники, громко сокрушающиеся по поводу такого спившегося, не знающего меры, клиента.
 Где Вы после подобной трапезы себя обнаружите - это большой вопрос. И обнаружите ли!
*****

Наставление  4:

          Никогда не поддавайтесь на предупредительные и настойчивые попытки оказать Вам помощь в чем-либо.
          Во время съезда архитекторов в Стамбуле трех делегатов из нашей группы ограбили (среди белого дня), выпотрошив карманы и сумки. Хорошо хоть (атлетически сложенные бандюки) паспорта вернули. К ним на улице подошел хилый турок, на плохом русском узнал, что они разыскивают летнюю обувь, и пригласил зайти в магазинчик к брату (вот здесь за углом, и по низким ценам). Там их и обступила дюжина крепких парней, заломивших руки.
Естественно, через несколько минут не осталось ни парней, ни обуви – пустое непонятное помещение….

          К вам на улицах и в местах массовой торговли неизбежно будут привязываться очень вежливые предупредительные люди или торговцы, предлагать достать все, чего душа пожелает, при этом, призывать пройти с ними куда-то ''совсем рядом'', где есть все, что нужно.
Если Вы сбились с ног в поисках обуви — окажется, что за углом у них есть нужная вам обувь, пусть и слоновьего размера. Скажете: ''Нет-нет, ошибся — на муравьиную ногу!''
-''Да-да, именно на муравьиную и есть!'' - последует ответ.
- ''Да и не обувь нужна мне, а фотонный трансклюкатор!''- стремительно меняете Вы полюс своих интересов.
-''Вот-вот, именно — трансклюкаторы там и лежат! Причем, точно Вашего размера!'' - тут же звучит воодушевляющий призыв, и вы ловите бесконечно преданный взгляд.
Очень часто эта чехарда из стремительно перевоплощающихся предметов, начинается со скромного ''аленького цветочка'': доброжелательный завлекала предлагает Вам девочек на любой вкус и любой национальности вплоть до англичанок и шведок, на худой конец — массаж и сауну. Затем с легкостью переключается на любую другую продукцию, когда-либо произведенную человеческим гением.
Понятно, что никакой продукции Вы, верящий в школьные добродетели, никогда не увидите. Если же Вы все-таки любитель девочек — то шанс увидеть их у Вас появится, но англичанки и шведки непременно окажутся бывшими подданными Украинской ССР.
Окажитесь вы в изолированном помещении под присмотром мощных парней и далее последуют два варианта:
Вариант А. На этапе знакомства перед Вами как по волшебству появляется Кола или Спрайт с подсыпанным наркотиком или снотворным, девушка доверительно начинает знакомиться, первая берется за свой стакан, призывая следовать её примеру. Далее — без комментариев.
Вариант Б. После знакомства с ''прекрасной дамой'' у Вас изымается вся наличность в оплату интим-услуг, и когда сразу вслед за этим выясняется, что Вы по-прежнему в долгу у заведения,— изымается и всё остальное, что может представлять ценность, не только для Вас.
При этом, все может кончиться благополучно для Вашего физического состояния только в том случае, если Вы не будете пытаться оказывать упорное сопротивление.
          И поверьте, в этой огромной ''10 - миллионной помойке'', называемой Стамбулом, едва ли кто-нибудь будет разыскивать и сумеет разыскать какого-то незадачливого туриста!
Проявите благоразумие и поверьте в то, о чем я говорю, как в непреложную истину!
Стамбул, да и вся Турция, — это и базарный перекресток Евразии, и ошеломляющее столпотворение проходимцев и жуликов из многих стран мира. Ибо в той же Европе подобного простора для их плодотворной жизнедеятельности не наблюдается!
*****

Наставление  5:
 
          Никогда не спрашивайте у бесчисленных уличных торговцев: ''А сколько это стоит?''
Даже позёвывая от скуки!'
Торговцы чем попало, на торговых улицах и в местах, активно посещаемых туристами, будут преследовать Вас постоянно. Привязчивы они необыкновенно!
          Один мой знакомый имел неосторожность поинтересоваться у уличного торговца ценой на его ''швейцарские часы'' (синзян-уйгурского производства): - И почем эти замечательные ''Роллексы''?
- Всего ничего — 500$ - последовал стремительный ответ.
С удовлетворение констатируя указанную сумму, знакомый поблагодарил продавца и собрался было продолжить путь. Турок сначала просто бежал следом, цена со скоростью зарядов в автоматной рожке иссякала: ''300...,200...,100...,50..., 25!''
Когда знакомый, не чая уже как бы отвязаться от докучливого продавца, попытался остановить это стремительное обесценивание престижной марки часов словами: ''Мне не нужны часы! Я просто поинтересовался...''
торговец тоже просто полез в драку с криком: ''А если не собираешься купить, зачем спрашиваешь?''
          Пытались и мне втюрить что-нибудь совершенно не нужное, долго преследуя и непрерывно сбрасывая цену. Вот такой маркетинг по-турецки!
Даже местные гиды предупреждают: ''Не заговаривайте с уличными торговцами!''
*****

Наставление  6:

          Постарайтесь не пользоваться такси.
Один из прецедентов произошел вскоре после денежной реформы. Турецкие лиры, жившие до сего в купюрах с десятками нулей, предоставляли возможность ощутить себя миллионером. Можно было с достоинством Ротшильда отвалить за чашечку отвратительного турецкого кофе полмиллиона. И таскать в кошельке мелочь в купюрах по миллиону лир!
И вдруг — реформа, обесценившая деньги и мелкое человеческое тщеславие в тысячу раз.
Возникла необходимость держать ухо..., точнее глаз востро, ибо повсеместно пытались подсунуть старую купюру.
          Вот в это-то совершенно безнравственное время и оказался я в командировке в Стамбуле-городе мошенников.
Первая же поездка на такси оставила очередное грязное пятно на страничках моей памяти, посвященных ''Порте Блистательной'' — так высокопарно турки именовали свою родину (а с ней и — правительство) на протяжении веков!
Еще не поздним вечерком таксист подвёз меня до дому... то есть - до отеля, и вот приближается коварное время расчета. Счетчик у таксиста работает и, естественно, я постоянно поглядываю на меняющиеся цифры.
В итоге поездки - абсолютно уверен, что вёз он по наикривейшему пути — достаю купюру, требующую сдачи, и протягиваю таксисту. Тот моментально, но уж очень безыскусно, меняет её на старую с таким же номиналом, показывает, мол, я перепутал старые с новыми — давай еще, и тут же следом быстрым движением подкручивает счетчик, естественно в сторону увеличения — теперь на нем уже не 40 лир, а 80! Когда я начинаю высказывать неудовольствие, таксист начинает угрожать, что вызовет полицию. Только и остается, что уходить, проклиная всех местных таксистов, оставляя ему непомерные чаевые. Чтобы он не мог оторваться от горшка из-за неумеренного потребления чая и неделю не выходил на работу! 
Моих коллег, которые не поверили рассказу, убеждая меня же в обходительности турецких таксистов, на следующий день ждал такой же пренеприятнейший опыт.
И, уверен, это не одиночные уникумы, талантливые и изобретательные.
Скорее, работает система отношений таксист-турист, нацеленная на богатых лохов, многократно  апробированная на приезжих. Ничего криминального в подобном они не видят и делятся опытом, совершенствуются и изобретают всё новые и новые уловки.
*****

Наставление  7:

          Никогда не оставляйте деньги в номерах отеля, даже по количеству звезд, не уступающего хорошему коньяку!

И никогда не носите с собой много наличности!
          Если, в таком случае, не знаете что предпринять, то и я не смогу дать дельного совета. Может быть - платежная карточка? Но и ей едва ли удастся воспользоваться в любом месте.
          Вот живой пример:
В 4-х звездном отеле, где была прописана наша делегация на время проведения Международного съезда архитекторов, ни работал ни один сейф в номерах! Конечно же группа не безмолвствовала.
Администратор конечно же подсылал мастера, который, слегка поковырявшись в цифровом замке, разводил руками и бесследно исчезал.
Ни один сейф так и не заработал. Зато из одного номера сразу же пропало три тысячи $, когда постоялица, очень надежно спрятав деньги под матрас, удалилась на крышу отеля с целью охладить измученное жарой тело в бассейне.
Она ведь даже не покинула здания! И приглянулись деньги конечно же не случайному прохожему, забредшему на верхний этаж этого ''респектабельного заведения''!
          Пример №2.  У троих членов делегации просто отобрали деньги, насильно выворачивая карманы и обшаривая сумки. Им, наивно разыскивающих подходящую летнюю обувь на торговой улице в самом центре Стамбула (в двух шагах от Святой Софии), предложили показать в каком магазине можно купить подходящую обувь. Но магазин оказался странной кафешкой за закрытой дверью. Их обступили здоровые молодцы, пути отступления к двери перегородили атлетические туши тяжеловесов. Да и двинуться по направлению к двери не было никакой возможности: несчастных покупателей насильно усадили на скамьи, завернув руки, и произвели обыск.
          Кому здесь жаловаться, и в какую-такую сомнительную полицию рискнешь обратиться в этой стране легализованного мошенничества и бандитизма?  Чтобы за этим последовали: задержание, привод в участок, непонятные объяснения и протоколы на турецком, и совершенно не предсказуемый финал? В итоге, которого, чего доброго, окажетесь нарушителем частной территории, возмутителем порядки, а то и окажется, что украдете чего-нибудь!
          Думаю, заготовленных именно для Вашей дискредитации вариантов у местных бандюков - окажется великое множество!
И был нашими делегатами предпочтен путь сохранения случившегося в тайне, дабы избежать постыдного признания в собственной неосторожности и доверчивости. А такой вариант вполне устраивает и местных бандитов, и, иже с ними, местную полицию!
          Что касается моего определения Турции, как ''страны легализованного мошенничества и бандитизма'', то в качестве аргумента могу привести свой жизненный опыт: за всю свою уже не короткую жизнь в нашей далеко не правовой республике я лично не сталкивался с таким количеством беспредела, какой успел обрушиться на меня в течении всего нескольких краткосрочных поездок в Турцию! 
          Так же могу поделиться полезной информацией о блестящем уровне обслуживания в другой четырехзвездочной турецкой гостинице в центре города. Отчаянно посчастливилось пожить в нем во время служебной командировки.
Увы, обменного пункта в секторе видимости от дверей отеля не просматривалось. И валюту пришлось менять здесь же, за стойкой администратора. Курс был запредельный! И сообразительный администратор, смекнув, что постояльцы не располагают временем для поездок в поисках обменника, каждый раз предлагал им новый курс. И рос тот в бессовестно-геометрической прогрессии. Служащий даже не напрягал фантазии для изобретения правдоподобных доводов: ''Таков наш курс обмена на сегодняшний день.'' Еще раз напомню: это был вполне респектабельный отель в центре Стамбула!
          И вот - ресторан при том же отеле. Первая же наша попытка перекусить закончилась "их" попыткой вписать в наш счёт не заказанные блюда! Возможно - те, что персонал уже съел сам! Благо, мы оказались внимательны. Официант, даже не конфузясь, вычеркнул лишнее.
*****

Так что, дамы и господа:
“Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь!
Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…”

*****

ГЕНРИХ ШЛИМАН
или
то, как великие открытия делаются великими дилетантами

Генрих Шлиман (Schliemann) - знаменитый археолог-самоучка. Сын бедного протестантского пастора, родился в Нейбукове (Мекленбург-Шверин), по свидетельству его автобиографии, в 1822 году, по другому свидетельству - в 1818 году. Детство провел в Анкерсгагене, где ходило немало рассказов о различных кладах, и был старинный замок, с крепкими стенами и таинственными ходами. Все это сильно действовало на воображение ребенка. С 8 лет, после того, как отец подарил ему "Всемирную историю для детей" с картинками и, между прочим, с изображением объятой пламенем Трои, его мечтой делается открытие Гомерической Трои, в существование которой он непоколебимо верил. Его семью постигли несчастия, вследствие которых он не мог окончить курс ни в гимназии, ни в реальном училище, и вынужден был поступить сидельцем в мелочную лавку, затем юнгой на корабль, плывший в Венесуэлу. У голландских берегов корабль потерпел крушение. Генрих Шлиман спасся от гибели и очутился в чужой стране, без всяких средств к жизни. Он отправился в Амстердам, по дороге прося милостыню. Там ему удалось получить место в одной торговой конторе. Все свободное время он употреблял на изучение иностранных языков, тратя половину жалованья на свое образование, живя на чердаке и довольствуясь самой скудной пищей. Шлиман начал с английского языка, а потом выучился и французскому, голландскому, испанскому, итальянскому, португальскому, причем придерживался особой методы - переводов не делал, а побольше читал громко, писал упражнения, заучивал их наизусть и т. д. С переходом Шлимана в другую контору (1844) его положение улучшилось. Он принялся за изучение русского языка, без учителя, с помощью лишь грамматики, лексикона и плохого перевода "Похождений Телемака", и тем не менее через 6 недель Генрих Шлиман мог уже написать письмо по-русски. В 1846 году он переехал в Петербург, благодаря способностям полиглота сначала в качестве агента амстердамского торгового дома в Сакнт-Петербурге, а потом открыл и самостоятельную торговлю. Приняв в 1847 году российское подданство, до 1864 года преимущественно жил в России, составив большое состояние, в том числе в результате калифорнийской золотой лихорадки и Крымской войны.
Карьера в Петербурге развивалась быстро: уже в феврале он заключил крупные контракты на поставку олова и красителей; удалось наладить связи и с Малютиными, для чего пришлось совершить поездку в Москву. Вторая поездка в Москву состоялась весной, в это время Шлиман успешно занимался игрой на бирже. Всего за 1846 год он побывал в Москве четыре раза. Важнейшим из московских знакомств стала связь с купцом В. А. Перловым, который первым в России стал торговать чаем в розницу. С 27 сентября 1846 года Шлиман начал вести петербургский дневник, поначалу — на английском языке.
12 сентября 1852 года он обвенчался с Екатериной Петровной Лыжиной — дочерью преуспевающего адвоката, по некоторым сведениям, племянницей С. Живаго.
Вскоре благодаря тестю — адвокату Петру Александровичу Лыжину — Шлиман был приписан к нарвскому купечеству (в 1854 году вступив в 1-ю гильдию), которое тогда освобождалось от рекрутской повинности и имело особые льготы в налогообложении и организации торговли. Летом 1853 года началась Крымская война, которая стала источником обогащения для многих представителей купечества, в том числе и Шлимана. Он торговал серой, селитрой, свинцом, оловом, железом и порохом. Только в один день — 3 июня 1854 года — он поставил Военному министерству 1527 слитков свинца; во время войны его месячный оборот достиг миллиона рублей
В 1855 году в семье Генриха и Екатерины родился первенец — сын Сергей,
а в последствии и две дочери Наталья (умершая в 1869 году)  и Надежда (1861 года рождения).
Все более и более расширяя свои операции, Шлиманн к началу 1860-х годов сделался уже миллионером. Изучение иностранных языков на время было почти оставлено. Только в 1856 году Шлиман решился, наконец, удовлетворить своему давнему страстному желанию - выучиться по-гречески (раньше он боялся, что слишком увлечется этим, во вред торговле). Придерживаясь своей практической методы, он начал с новогреческого, а потом перешел к древнегреческому языку, не останавливаясь долго на грамматике. Затем Шлиман принялся и за латинский язык, забытый было им совсем. В конце 1850-х годов Шлиман совершил путешествие по Европе, по Египту и Сирии, дорогой выучился арабскому языку, посетил Киклады и Афины. В 1863 году он окончательно ликвидировал свои дела, чтобы всецело отдаться осуществлению своей мечты - открыть Гомерическую Трою. Но Шлиману, по собственному его выражению, хотелось прежде "повидать свет". В 1864 году он посетил Северную Африку, развалины Карфагена, Индию, берега Китая и Японии, Америку. Дорогой он написал первую свою книгу - о Китае и Японии (на французском языке). В 1866 году Генрих Шлиман поселился в Париже и с этих пор отдался изучению археологии. Посетив в 1868 году Ионические острова, в том числе и Итаку, затем Пелопоннес и Афины, Шлиман отправился в Троаду. Прежде, чем производить раскопки на месте древней Трои, нужно было решить вопрос, где ее искать - там ли, где был греко-римский "Новый Илион", т. е. на холме, ныне называемом Гиссарлык, или же южнее, где ныне деревня Бунарбати, у возвышенности Балидаг. Предварительные исследования убедили Шлимана, что древняя Троя могла находиться лишь на Гиссарлыке. По получении разрешения от турецкого правительства осенью 1871 года он начал здесь раскопки, которые производил при содействии своей второй жены Софии, в течение многих лет исключительно на свои средства с удивительным увлечением, энергией и терпением, мирясь с неудобствами бивуачной жизни, терпя подчас зной и стужу. На зиму работы обыкновенно прекращались, а с весны возобновлялись. Особенно тяжело было начало 1873 года; работы возобновились очень рано; в щели деревянных стен построенного Шлиманом дома дул резкий северный ветер, так что нельзя было зажечь даже лампы; холод в комнатах достигал до - 4° по Реомюру, вода замерзала. Днем это было еще сносно, так как Шлиман был в постоянном движении на воздухе, но вечером, - говорит он в своей автобиографии, - "кроме нашего одушевления к великому делу открытия Трои, мы не имели ничего, что согревало бы нас". В том же году Шлиманом был открыт так называемый "большой клад", состоявший из бронзового оружия, нескольких серебряных слитков, большого числа сосудов (медных, серебряных, золотых) разной формы и разной величины, 2-х великолепных диадем, головной повязки, около 8700 мелких золотых вещиц, нескольких серег, браслетов, 2-х кубков и проч. Шлиман открыл его собственноручно (чтобы спасти его от расхищения рабочими) и даже с опасностью для жизни, так как стена, под которой приходилось копать, грозила ежеминутно разрушением. Результатом этих и последующих разысканий Шлиманом было открытие на Гиссарлыке нескольких поселений или городов, последовательно возникавших один за другим. Шлиман насчитывал их 7, причем 5 городов он признавал доисторическими, шестой - лидийским, а седьмой был греко-римский Илион. Генрих Шлиман был убежден, что он открыл Гомерическую Трою, и первоначально принял за нее третий город, а потом второй (считая со стороны материка), от которого довольно хорошо сохранилась окружная стена с башнями и воротами, развалины здания (открытые позднее) - дворца, с портиками, с двумя половинами, мужской и женской, с золой и очагом, упомянутый выше "большой клад", много сосудов, нередко с изображением головы, оружие, преимущественно бронзовое и т. п. Это - так называемые "троянские древности", памятники "троянской культуры". Но культура эта гораздо древнее гомерической и даже микенской, и Шлиман впал в заблуждение, отожествив этот город с Гомерической Троей - Гомерической Троей оказался шестой город, исследованный уже после смерти Шлимана его сотрудником и продолжателем Дерпфельдом и принадлежащий микенской эпохе. В 1874 году Шлиман на время приостановил свои раскопки на Гиссарлыке и издал книгу "Trojanische Alterthuemer" (вышедшую вскоре и на французском и английском языках), проникнутую энтузиазмом к Гомеру и убеждением, что гомерические поэмы - исторический источник, свидетельство которого точно и непреложно. Впоследствии Шлиман сделался осторожнее в своих выводах и гипотезах. Между тем истек срок, на который был дан Шлиману фирман, и пока шли хлопоты о новом разрешении, Шлиман занялся раскопками в Микенах, приведшими к еще более поразительным открытиям. Он ближе исследовал здесь ранее уже известные развалины стен и знаменитые Львиные ворота (основание коих им открыто) и открыл несколько куполообразных могил, подобных "сокровищнице царя Атрея". Главное внимание Шлиман обратил на акрополь. Еще в 1860-х годах он пришел к убеждению, что могилы Агамемнона и его спутников, упоминаемые Павсанием, следует искать внутри акрополя.
7 августа 1876 года он начал раскопки неподалеку от Львиных ворот, и вскоре открыл богатую культуру, которую с тех пор принято называть Микенской, - круг из двойного ряда или кольца каменных плит, алтарь циклопической постройки, несколько каменных стел с изображениями сцен из военной и охотничьей жизни, со спиралями в виде орнамента, и, наконец, 5 шахтообразных могил с телами покойников и с массой драгоценностей - золотыми масками на некоторых покойниках, диадемами, нагрудниками, перевязями, бляхами, перстнями с прекрасными изображениями охоты и сражений, браслетами, множеством оружия, из которого особенно обращают на себя внимание бронзовые мечи с различными изображениями; с массой сосудов металлических, поражающих иногда своей массивностью, глиняных, отличающихся легкостью, с изображением бычачьих голов, разного рода животных, с натуральным страусовым яйцом, с золотыми идольчиками и проч. Шлиман был уверен, что им открыты могилы именно Агамемнона и его спутников; но этой уверенности ученые не разделяют и признают несомненным лишь то, что это - могилы царские. Свои находки в Микенах Генрих Шлиман, согласно закону греческого королевства, предоставил в распоряжение правительства, и они хранятся в Афинах (сначала в колитехнионе, теперь - в национальном музее). После раскопок на острове Итаке Шлиман осенью 1878 года снова возвратился к разысканиям на Гиссарлыке. По временам ему оказывали содействие и другие ученые, например Рудольф Вирхов и Эмиль Бюрнуф, посетившие Троаду в 1879 году. В 1881 году Шлиман издал на английском и немецком языках обширный труд ("Ilios"), со своей автобиографией и описанием сделанных им открытий на Гиссарлыке. Затем Шлиман произвел разыскания в Орхомене (в Беотии), с его знаменитой "сокровищницей царя Миния". По сообщению (устному) невестки Шлимана, Анастасии Георгиевны Шлиман, уроженки города Харькова, он составил около этого времени план раскопок в окрестностях нынешнего Батума, в пределах древней Колхиды, но этот план не осуществился. В 1882 году мы видим Шлимана опять на Гиссарлыке, производящим раскопки при содействии ученого архитектора Дерпфельда. Результаты своих новых разысканий Шлиман обнародовал в книге "Troja". Большую часть своих троянских находок он, несмотря на выгодные предложения Англии, принес в дар Германии (находятся в Берлине, в этнологическом музее). Затем последовали его замечательные открытия в Тиринфе, как бы дополняющие открытия в Микенах. Шлиман производил здесь раскопки., вместе с Дерпфельдом, главным образом в 1884 году, пролил свет на систему укреплений Тиринфа, на сеть галерей или камер в его стенах, и, самое важное, открыл большой дворец с пропилеями, портиками, алтарем, с двумя половинами - мужской и женской (гинекей), с золой (мегарон), где был домашний очаг, с баней и с живописью "al fresco", алебастровым фризом, орнаментом в виде спиралей и розеток, глиняными идолами, сосудами и т. п. Все это - памятники микенской эпохи. Весть об открытии Шлиманом большого дворца в Тиринфе, устройством своим напоминающего дворцы, описываемые Гомером, встречена была сначала недоверчиво; высказывалось, например, предположение, что дворец этот - византийское здание Х или XI века. По этому поводу в Лондоне состоялся даже торжественный диспут между Шлиманом и Дерпфедьдом с одной стороны и их противниками - с другой. Шлиман и Дерпфельд одержали победу, и, в довершение их торжества, вскоре был открыт греческим археологическим обществом дворец и в Микенах, подобный тиринфскому. Шлиман намерен был произвести раскопки и на Крите, на месте древнего Кносса, столице Миноса, но ему не удалось приобрести участок, на котором они должны были происходить, и, кроме того, он отвлечен был спором, возникшим по поводу Трои. В последние годы своей жизни Шлиман свободное время проводил обыкновенно в Афинах. Там он выстроил себе обширный дом, где все напоминало Гомера; прислуге давались имена греческих героев и героинь; сын Шлимана от второго брака - Агамемнон, дочь - Андромаха. Но Шлиман проживал в этом дворце не подолгу, так как и в последние годы жизни много путешествовал и предпринимал раскопки. За год до смерти ему пришлось снова посетить Трою и приняться за разыскания, чтобы отстоять свое дело от нападок ярого противника, Эрнста Беттихера, утверждавшего, будто открытый Шлиманом на Гиссарлыке "второй город" есть лишь некрополь, и обвинявшего Шлимана и Дерпфельда даже в недобросовестности. По этому поводу весною 1890 года Шлиманом была устроена даже международная конференция, которая решила спор в его пользу. Шлиман начал тогда новые разыскания, продолжавшиеся до августа 1890 года. На следующий год он надеялся возобновить их; но в декабре 1890 года он скончался в Неаполе. Похоронен он в Афинах. Шлиман открыл целую культуру, о существовании которой и не подозревали, целую эпоху в истории Греции; в смысле научного материала его находки и открытия являются неоценимым сокровищем, если даже отвергнуть его выводы и толкования, как подчас фантастические и результат слепого увлечения Гомером. Для знакомства с его деятельностью и открытиями имеется богатый материал. Сам Шлиман познакомил нас со своей сказочной судьбой, дав свою автобиографию в начале книги "Ilios"; каждое свое открытие он сопровождал изданием подробного отчета, выходившего обыкновенно в виде объемистого тома, со множеством рисунков, с предисловием известных ученых, большей частью одновременно на трех языках - немецком, английском и французском. Сочинениями Шлимана надо пользоваться с некоторой осторожностью: несмотря на свои великие открытия, Шлиман был все же дилетант без надлежащей подготовки, и притом великий энтузиаст, веривший в действительность всего того, что повествует и описывает поэт.


Рецензии
День добрый, Аристарх! Благодарю Вас за ваш труд, правда читала целый день с перерывами, но оно это стоило. Одна сказочная история жизни Шлимана достойна пристального внимания...Мне было очень интересно 🤔 🧐
Благодарю за путешествие по Стамбулу 🤗 никогда там не была и как то уже и не хочется 🤔 🤗
Добрых Вам путешествий!
С теплом. Милка

Милка Ньюман   13.10.2020 04:02     Заявить о нарушении
Милка, здравствуйте! Рад встрече с Вами!
Это замечательно, что Вас статья смогла заинтересовать. Спасибо за Ваше долготерпение!
С Турцией мои взаимоотношения складывались не безоблачно.
С ней желательно держать ухо востро! Если на отдыхе все было складно – это не гарантия того, что также случится и впоследствии. Из отелей самостоятельно, конечно, лучше не выезжать, нигде не болтаться – гарантий на благополучный финал никто не даст.
Турция – это перекрёсток в проблематичном регионе. Конечно, там стоит быть предусмотрительно аккуратным во всём. Расслабляться не рекомендуется. Каких только проходимцем и жуликов не собрала эта страна из не очень весёлых стран. А в настоящее время тем более. Все, что я рассказал, знаю точно, со многим сталкивался лично, бывал там многократно – и на отдыхе, и в командировках, и на профессиональных съездах.
Конечно, там можно найти немало интересного, и возможно, с моей стороны, как человек уже знакомого с достопримечательностями, оценки в тексте звучали несколько цинично…
Но таково уж мое неоднократно подтверждаемое впечатление от страны.
Но я же – не прожжённый циник, незаслуженно поругивающий «прекрасную страну». От многих мест на земле у меня сохраняются бесподобные, трудно-описуемые впечатления.
Еще раз большое спасибо, Милка, за внимательность и добрые оценки!

Аристарх Басаргин   13.10.2020 19:34   Заявить о нарушении