Жук

Как-то вечером я возвращался с работы. После напряженного дня в конторе, раздражающей давки в метро, ожидания поезда на холодной платформе, так приятно было сесть и расслабиться в теплом ароматном вагоне при ярком свете электрических лампочек.
Я поставил свой кожаный чемоданчик радом на скамейку, обозначив границы личного пространства, расстегнул верхние пуговицы пальто и снял шапку. Переведя дух, я огляделся по сторонам и отметил приятную пустоту в вагоне. Только несколько человек сидели поодаль и разговаривали тихими голосами. Поезд тронулся, и пространство наполнилось мерным гулом и ритмичным постукиванием колес. Каких-то полтора часа и я буду в городке, приду в свою теплую маленькую квартиру, выпью рюмку холодной водки и доем рагу. Потом лягу на тахту и проведу остаток вечера перед телевизором. А завтра никуда не пойду. Отобью плитку в ванной и поменяю кран.
Я ехал в своих приятных тревожащих душу мечтах, в предвкушении надвигающегося отдыха, рассматривал вновь появляющихся пассажиров, невольно примечал их недостатки внешности, посматривал на часы и приближался к тому блаженному моменту, когда дорога возьмет свое и погрузит меня в легкий сон.
Внезапно я ощутил движение в левом рукаве, будто насекомое ползло по внутренней поверхности предплечья от ладони к локтю. Меня как кипятком ошпарило, до чего это было неожиданно и страшно. Забыв о всяком приличии, я начал с силой бить себя по руке кулаком, растирать, чесать место нападения. Я замирал на несколько мгновений в ожидании странных ощущений и снова продолжал бить себя, как только насекомое проявляло признаки жизни. Была зима, на мне было теплое шерстяное пальто, под ним толстый свитер и рубашка, застегнутая на запястье запонкой. Я был опрятен, не завшивлен, на мне никогда никто не жил. Насекомого не могло быть у меня в рукаве. Но, тем не менее, я вполне реально ощущал его присутствие, я не только чувствовал, я видел неким внутренним взором, как оно ползет по моей коже, цепляясь своими крючковатыми лапками за мой эпидермис, преодолевая стебли волос. Я видел эту омерзительную картину очень явно, в мельчайших подробностях. Этот жук был коричневатый, с черными блестящими лапками и подвижными ощупывающими усами на голове. Из-под его твердых верхних закрылкок слегка виднелись белые мягкие крылышки, как кусок не заправленной в брюки рубашки, свисающий из-под коричневого пиджака человека, только что покинувшего уборную вечером в баре.
Хотя народу было не много, но сидел я так, что все видели меня. Я поймал на себе несколько недоверчиво-оценивающих взглядов. Должно быть, я слишком энергично бил себя по руке. Я попытался успокоиться и здраво взглянуть на проблему. В конце концов, даже если у меня в рукаве и впрямь сидит насекомое, в этом нет ничего страшного. Я уже пережил первый шок и, судя по всему, хуже быть не должно. Жизни моей оно не угрожает и вряд ли  принесет какой-то ущерб моему здоровью. Даже если оно укусит меня, то всю кровь точно не выпьет. Я приду домой, спокойно разденусь, найду его и спущу в унитаз. На какое-то время я успокоил себя и будто настрой мой передался жуку. Он затих. Я старался не шевелить рукой, дабы не тревожить его. Я надеялся, что он заснул. Поезд плавно покачивало, монотонный гул уводил меня в зыбкую дремоту. Я слышал невдалеке разговор двух женщин о посадке помидоров, периодическое щелканье раздвижных дверей, шарканье пассажиров, чей-то кашель. До моего носа доносился сигаретный дым. На эти обрывки реального мира наплывали какие-то собственные искаженные полусном мысли и представления. Я иногда открывал глаза, чтобы не теряться полностью в забытье и контролировать происходящее, замечал знакомые лица попутчиков и, успокоившись, проваливался снова.
На одной из остановок я сквозь закрытые веки заметил, что напротив меня сел новый пассажир. Меня обдало потоком морозного воздуха. Пока он усаживался, свет мелькал заслоняемый его головой. Я ощутил, что это довольно крупный господин. Большого человека всегда чувствуешь, даже с закрытыми глазами, тогда как мелкого и с открытыми не сразу приметишь. Пассажир угомонился и затих. Периодически только слышался шелест переворачиваемых газетных листов.
На одной из остановок поезд резко затормозил, и я от неожиданности открыл глаза. Сквозь пелену наплывшей слезы я увидел своего попутчика, и ужас охватил все мое нутро. Вместо почтенного господина напротив меня сидел огромный жук. Он был в пальто и шляпе, на коленях у него покоился большой кожаный саквояж, а в лапках была зажата газета. Он вращал маленькими подвижными шарнирными глазками и беспрестанно совершал жевательные движения крючкообразными челюстями. Я вскрикнул сдавленным голосом, вскочил и открыл глаза снова. Будто у меня не одна пара век на каждом глазу, а две. Я распахнул настоящие веки, и видение это тот час же пропало. Сосед мой оказался вполне обычный грузный человек с большим красным лицом. Он с недовольным удивлением смотрел на меня. Я сел и утер капли пота с висков.  Мне показалось, что он хочет спросить, как я себя чувствую. «Все в порядке…», зачем-то сказал я, но мужчина никак не отреагировал на мои слова, а лишь отвернулся и уставился в окно. Я испытал раздражение. Зачем я сказал это! Да и он хорош, мог бы хоть улыбнуться в ответ.
А насекомое мое тем временем продолжило движение. Вероятно,  я потревожил его. Оно поползло быстрее и уже приближалось к локтевой ямке. Я вскочил и сдержанным, но уверенным шагом вышел в тамбур. Трясущимися руками я достал папиросы и спешно закурил. Я затягивался полной грудью и выпускал дым в рукав. Я так интенсивно наполнял легкие дымом, что у меня быстро закружилась голова и ослабли ноги. Потом я оттопырил манжету на сколько можно и тряс рукой в надежде, что и у жука закружилась голова, и он отвалится. Но он крепко держался! «Отрывайся же! Я выкину тебя на улицу! Разойдемся мирно, по-хорошему», шептал я, а потом не совладав с собою прокричал в полный голос: «Сдохни, гнида, сдохни!!!». Мужчина, стоявший в другом конце тамбура спиной ко мне, обернулся. «Это вы мне?», поинтересовался он. Я смутился, пот так и капал с моего лица. Я улыбался и пытался что-то объяснять, но жук отвлекал меня. Я дергался, бил себя по руке и, видимо, производил впечатление ненормального.
Мужчина ушел в вагон. А я больше не мог терпеть. Я стащил пальто и прижал его задом к стене, потом стянул свитер и зажал его между колен. Я вырвал запонку и задрал рукав как можно выше. Но жук уже ушел. Теперь он был у меня за плечом. Я буквально сорвал рубашку, пытался достать его, но не через надплечье, не через подмышку не мог дотянуться до него. При этом я почувствовал, что он растет, захватывая под собою все большую площадь тела, цепляясь за кожу все больнее.
Поезд подошел к очередной остановке, в дверь было метнулись люди, но увидев меня, отпрянули и перебежали к другому вагону. Я стоял по пояс голый и терся спиной об стену. Но жук не покидал меня. Я даже на мгновение подумал, не под кожей ли он, но тут же отмел эту мысль. Это было бы слишком для моей психики.
Я впал в отчаяние и, подхватив свои вещи, ворвался в вагон. Я подбежал к своему месту и, подставив спину большому господину, стал умолять его снять жука. «Я не понимаю, позвольте…что вам надо, молодой человек…оденьтесь, наконец…» -  мямлил он, отстранившись от меня. Женщины визжали. Двое незнакомых мужчин подошли и грубо усадили меня. Один из них ударил меня по лицу и велел одеваться. Поезд подходил к городку. Меня вывели из вагона и грозили сдать в полицию если я не уберусь побыстрее. Помощи искать было негде.
Я прибежал домой взмыленный и совершенно обезумевший. Жук стал уже совсем огромный. Он как рюкзак сидел у меня на спине, крепко вцепившись в кожу своими крючьями, и щекотал усами шею. Я быстро скинул одежду и пустился в бой. Я бил себя по спине сковородой, шваброй, поливал его холодной, горячей водой, водкой, уксусом, всеми шампунями, снова бил. Я наполнил ванну водой и долго лежал, ждал когда он захлебнется. Но он не отпускал меня. Наконец, уже ближе к утру, я вылил на него бутылку подсолнечного масла и мой враг пал. Он отпустил свои лапы и упал с грохотом на пол, перевернулся и уполз под ванну. Совершенно измученный, весь жирный от масла, я вылез и, даже не обтеревшись, закутался в одеяло и уснул.
Как мы привыкали друг к другу, я не стану рассказывать. Тот, кто живет не один, поймет меня и так. Кто же одинок, каким был я, вряд ли способен осознать всю сложность уживания двух совершенно чужих существ в одном геометрическом пространстве. Однако со временем жук стал моим другом. Он больше не нападал на меня, а мирно жил в моей квартире. Я постелил ему тряпку в коридоре и кормил кашей. Я больше не был одинок.



2014г.


Рецензии