Любимый мужик царя Алексея Михайловича Послесловие

     Труд, на который подвигла автора любовь к отечественной истории, сопроводим некоторыми соображениями, не претендуя, однако, на то, чтобы все читатели сочли их непреложной истиной.

     1) Никон, родившись крестьянином Никитой, Миновым сыном, показал себя могучей незаурядной личностью. Пройдя долгий путь подвижника, он сумел встать на один уровень с царем, но захотел стать выше, полагая, что священство настолько выше царства, насколько небо выше земли. Однако всякая церковь неповоротливо догматична, а если когда и отказывается от своих догм под влиянием научных открытий, то весьма медленно и в крайне редких случаях, поэтому страна, где правит церковь, неминуемо отстает от жизни. Это хорошо видно на примере некоторых мусульманских государств, например, Саудовской Аравии, где все церковные и государственные должности принадлежат членам королевской семьи. Там до сих пор женщины закрывают лицо, в ходу публичные казни, в том числе за «колдовство», жёстко преследуются ученые, нецерковные писатели и иноверцы. Поэтому стремление Никона сделать Россию теократическим государством, т. е. государством с церковным правлением, никак нельзя считать прогрессивным, полезным для страны.
     2) Православия, свободного от национальных особенностей нет и не может быть. Это понимали и писали даже восточные патриархи. Чтобы в этом убедиться, достаточно понять историю установления этих самых обрядов.
     В глубокой древности, когда люди стали думать, что их предки созданы богом или богами, они считали необходимым выражать им свою благодарность, надеясь получить за это помощь в охоте, выращивании хорошего урожая, содействие в размножении домашнего скота, да и своего собственного тоже. Люди запоминали обращенные к богу или богам слова и жесты, при которых была наиболее удачная охота или наиболее урожайный год, и с помощью тех же слов и жестов пытались эту удачу повторить. Тем самым закреплялись обряды, т. е. способы общения с божеством и когда появились мировые религии, каждый народ непременно вносил в них что-то от своих первобытных обрядов. Например, масленица, языческий праздник восточных славян, со всеми обрядами (катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а на Украине еще и вареники), перешла в нашу православную церковь и в ее календаре названа Сырной седмицей. Именно обрядность разделила христианские церкви сначала на западную и восточную, а затем на множество других. Так что обряды не предписаны свыше, а имеют происхождение вполне земное, связанное с творческими особенностями каждого отдельного народа. Как хорошо сказал киевский митрополит Платон (ум. в 1891 г.), «наши земные перегородки до неба не доходят». Да и с чего бы богу многоголосное пение в православных храмах должно нравится больше звуков органа в католических!
     Сложившиеся стране за 500 с лишним лет обрядовые традиции были не хуже и не лучше греческих, но Никон резал по живому, заменяя их на греческие. Можно сказать, что именно с него пошла традиция перенимать у иностранцев без разбору и дурное, и хорошее. Затеяв свои реформы по изменению обрядности, Никон думал не столько о пользе для страны, сколько о тесном единении поместных православных церквей, разумеется, под началом российского патриарха. Такое единение невозможно в принципе, а поэтому реформы Никона не представляются необходимыми.
     3) Однако же зла эти реформы принесли много, поскольку Никон проводил их «порывисто и с необычайным шумом, не подготовляя к ним общества и сопровождая их жестокими мерами против ослушников. Оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства» (В.О.Ключевский). По части нетерпеливости и жесткости Никон, надо сказать, весьма схож с Петром Великим. В результате Никон загубил тысячи людей (уничтожение старообрядцев продолжилось и после Никона). Понадобились века, чтобы гонения унялись и старообрядцам было разрешено строить свои церкви (1900 г.), чтобы церковь сняла с них отлучение и признала их обряды «спасительными и равночестными новым» (1974 г.) и, наконец, чтобы церковь попросила прощения за те зверства, которые ею были допущены по отношению к ним. В октябре 2000 г. в особом «Послании» была признана вина церкви за содеянное насилие (пытки и убийства) над старообрядцами, «претерпевшими за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его»: «Простите братья и сестры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью».
     Автору еще в школьником довелось беседовать с старообрядцами, рассматривать их книги, где Никон изображался со змеей на шее, а Аввакум – с нимбом, теперь же старообрядцев надо искать днем с огнем, старообрядческая церковь в Иванове, родном городе автора, закрыта за неимением прихожан, так что не похоже ли постановление собора РПЦ от 1974 г. на посмертную реабилитацию жертв сталинских репрессий. Церковь продолжает поминать Никона как святейшего патриарха, однако святым его не провозгласила. И это правильно.
======================
Иллюстрация: памятник Никону в его родном селе Вельдеманово.


Рецензии
Помимо Личных Черт Никона и молодости ,внушаемости, и даже глупости Помазанника..
Никон .. прямой духовный (только ли ?) потомок фино-угорских языческих жрецов "ярославских" и "ивановских" (условно), вынимавших Рыбу и Зерно из женских спин на глазах православных миссионеров,и лишь угроза применения силы князьями НА ВРЕМЯ (!) укротило их "Дух".. Коротко : ДЕРЖАЛИ веками "фигу" в кармане по отношению к "пришлой" власти.. Из этого "великого" племени , кстати, - Александр Яковлев, Андрей Власов, Михаил Суслов, Борис Ельцин и др. ..

Иванов Андрон   05.11.2019 19:13     Заявить о нарушении
Не понял, как в эту компанию попал Суслов. Если остальная троица могли посчитать "пришлыми" представителей большевицкой власти, то Суслов ей верно служил.

Юрий Козиоров   05.11.2019 19:35   Заявить о нарушении
Земляк Никона - Суслов.. из племени победоносцевых и человеков в футляре, способных омертвить, заморозить и довести до абсурда любую идею . Обратная сторона угорского фанатизма и упёртости.. В эту "кампанию" и Распутина..

Иванов Андрон   05.11.2019 21:05   Заявить о нарушении