Лиссабон. Слава транзитом. Часть 3

  Продолжение. Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2019/10/31/1741
 
  То, что внешне "Глория" выглядит сейчас  не особо привлекательно, читатель уже понял.
 
  Однако, несмотря на мятые  бока вагона и небрежно закрашенные граффити на них, внутри он чистый и гораздо более ухоженный, чем снаружи.

  Но меня интересует не внешний вид и интерьер вагона, а вопрос, насколько его конструкция соответствует требованиям безопасной эксплуатации общественного транспортного средства.
 
  В молодости я застал похожие трамвайные раритеты и хорошо помню, как на крутых улицах украинской столицы они то и дело сходили с рельсов. Причём  на совершенно прямых в плане участках. Даже появление более совершенного подвижного состава ситуацию  с аварийностью не исправило, и с наиболее  крутых улиц трамваи сняли.
 
  Считается, что обычные трамваи не могут безопасно преодолевать уклоны более 5%,  а уклон Кальсада-да-Глория приближается к 18%!
 
  Поэтому я был очень удивлён, обнаружив в тележке "Глории" маршевые двигатели трамвая, ведь давным-давно известно, что обычное железнодорожное колесо на уклоне более 5% начинает пробуксовывать!
 
  Это прекрасно знали строители первых фуникулёров. Поэтому несмотря на то, что движение вагонов обеспечивали не приводы колёс, а кабели (тросы) или гравитация,  их пути обязательно включали кремальеру – зубчатую стальную рейку или похожую конструкцию.
 
  Вагонная тележка комплектовалась колёсной парой с зубчатым колесом, или звёздочкой, которое катилось по зубчатой рейке, обеспечивая уверенное сцепление вагона с рельсами и, при необходимости, его надёжное аварийное торможение.
 
  На снимке рядом с моими фотографиями вида на храм Бом Иисус ду Монте и вида от его подножия  на Брагу читатель видит фрагмент кремальеры, похожей на разработанную в  XIX веке швейцарским инженером Риггенбахом и применённую  для первого фуникулёра на Пиренейском полуострове в этом португальском городе Браге (подъёмник к храму Бом Иисус ду Монте, открытый 25 марта 1882 года, единственный оставшийся в мире фуникулёр  на водном балансе,  работающий до сих пор).

  Должен заметить, что такая конструкция кремальеры применяется и в некоторых горных железных дорогах, но там звёздочка, приводимая в движение двигателем локомотива, является ведущей, обеспечивая преодоление подъёма без пробуксовки колёс.
 
  Фуникулёр "Глория" должен был быть точно таким же, как построенный в Браге. Читатель, видимо, обратил внимание, что кремальера и тросовое хозяйство такого фуникулёра выступают над проезжей частью дороги, делая её неприемлемо опасной для пешеходов и непригодной для других транспортных средств.
 
  Лиссабонская Кальсада-да-Глория была достаточно загруженной улицей, поэтому жители обратились к властям с требованием строить кабельный трамвай с подземным тяговым тросом,  не мешающим ездить по мостовой на повозках.
 
  Не знаю, как бы отреагировали власти, если бы жильцов не поддержали хозяева лиссабонского цирка: на Кальсада-да-Глория содержались дикие звери, и владельцы цирка пригрозили, что если не смогут возить львов в клетках, выпустят их на улицы города.
 
  Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/11/07/1146 


Рецензии
Угроза владельцев цирка была весьма ощутима, пришлось прислушаться к просьбам
жителей. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   21.11.2019 12:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина! Да, львы на улицах сторицы - серьёзная угроза! С уважением, Борис

Борис Готман   21.11.2019 17:27   Заявить о нарушении
Столицы, конечно!

Борис Готман   21.11.2019 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.