Юлия Шилова

(наброски морально-психологического портрета после прочтения романов «Я убью тебя, милый» и «Я буду мстить»)

        К творчеству женщин-писательниц всегда относился с предубеждением, хоть и не отношу себя к женоненавистникам.По моему глубокому убеждению, ни одна из них не оставила сколь-нибудь значительный след в мировой литературе. Есть прекрасные поэтессы – такие как Ахматова, Цветаева и некоторые другие, и перед ними преклоняюсь. Но проза – явно не женское призвание. Лишнее этому доказательство – на удивление популярная сейчас писательница детективно-занимательного жанра Юлия Шилова. Ее книжки попали мне в руки случайно( попросил соседку дать что-нибудь почитать на суточной смене в кочегарке), и за отсутствием выбора я их прочитал. Как говорится, на безрыбье и рак – рыба. Читал со смешанным чувством гадливости и удивления. Ничем не прикрытые ограниченность и пошлость – и тиражи всероссийского масштаба. Чудеса, да и только!
        Первое же впечатление: это произведения провинциальной мещанки, страдающей от зависти к коренным москвичам, мечтающей о «красивой», в ее понимании, жизни и презирающей немосквичей, жителей провинции. О том, что она – не коренная москвичка, свидетельствует отсутствие в романах хорошего знания Москвы, хотя основное их действие происходит именно в столице. Так Москву знает приезжий, объездив на такси. Но никак не коренной москвич, с детства исколесивший ее ногами. Чувствуется, что Ю.Шилова родилась и выросла в небольшом провинциальном городке. Она смакует прелести проживания в столице, в то время как москвичи считают это чем-то обыденным и само собой разумеющимся.
        Могу смело предположить, что писательница с детства имела завышенную самооценку. Считала, что настоящая, полнокровная жизнь возможна только в первопрестольной. Не обладая  особыми талантами и трудолюбием, решила сделать литературную карьеру. Изучила конъюнктуру  книжного рынка и начала стряпать криминально-эротические романчики. Надо признать - они пользуются успехом у определенного, довольно невзыскательного, круга читателей, в основном женского пола. Их объединяет, уверен, также и  любовь к тошнотворным мелодраматическим телесериалам. Потребление подобных «шедевров» искусства   для них - попытка уйти от серой обыденной жизни. Даже не знаю-это их вина или беда…
        Сами по себе сюжеты романов убоги и примитивны, изобилуют множеством натяжек и условностей, не имеют ничего общего с реальной жизнью. Скудость словарного запаса, множество не замеченных корректором (и прежде всего-автором) грамматических ошибок свидетельствуют о неразвитости писательницы, ее низком культурном  уровне.
        Фотография Шиловой на обложке, где она кутается в роскошную шубу- ярчайшее свидетельство ее мещанского идеала женской привлекательности.
        В романах много нелепостей и несуразиц. Так, в сцене имитации убийства Макса  описывается, как Вера с мужем загримировали «покойника». У него были  «бледно-желтое лицо, заостренный нос, посиневшие губы, раскрытые глаза смотрели в небо». Кстати, интересно, как он умудрялся не моргать? Для большей убедительности они намазали его краской, придающей холод рукам (???). Краска была взята, по словам писательницы, на киностудии. Интересно, где она там применяется? Сплошная чушь!
        Кстати, ранение пистолетной пулей в правую часть туловища вряд ли могло привести к мгновенной смерти и, соответственно, таким быстрым изменениям во внешности. За время Дашиного отсутствия (10-15 минут) труп никак не мог полностью остыть. Даже если допустить, что если тело за столь короткий промежуток остыло, то было бы заметно отсутствие трупного окоченения во время перетаскивания его к болоту. Далее живописно описывается, как Кирилл, муж Веры, привязал к шее «трупа»   кусок пенопласта, имитирующий камень. Даже при отсутствии пенопласта тело не погрузилось бы полностью в воду (достаточно вспомнить, сколько требуется усилий для того, чтобы  нырнуть). Бросив тело в воду, троица еще минут на пять задержалась у болота, судя по диалогу. Хотелось    бы увидеть нетренированного человека, способного задержать дыхание под водой хотя бы на минуту! Уж поверьте опытному ныряльщику – это абсолютно нереально. К тому же удалялись они  не спеша и в любом случае услышали  плеск, если бы Макс вынырнул. Да и бросили его в стоячую воду болота, а не в журчащую реку, так что любой посторонний звук был бы слышен сразу.
        Или другой пример. В сцене попытки ритуального убийства Глеба есть эпизод, когда седой сатанист, тяжело ранив Глеба, перед выстрелом в Дашу кричит:            «Теперь твоя очередь, сучка!». Только что она стреляла в Михаила, одного из вожаков секты, в руках у нее заряженный пистолет, она полна решимости бороться за свою жизнь.… Да в нее надо было стрелять не задумываясь, а не устраивать театральные эффекты. В общем, ситуация совершенно нереальная.
        Ю.Шилова совершенно не знакома со многими вещами, о которых пишет, в том числе и с основами сатанизма. Во время черной мессы в жертву приносят невинную девушку или ребенка. Но никак не взрослого мужчину. Во время ритуала присутствуют только посвященные, члены секты (Даша   же была практически посторонним человеком). Жертвоприношения проводят обычно ночью, в безлюдных местах или в специальных помещениях, но никак не в придорожной роще среди бела дня. Сатанисты – фанатики, в романе же они выставлены почти бандитами, для которых ритуальное убийство – лишь возможность для овладения имуществом жертвы.
        И такие нелепости встречаются в романах чуть ли не на каждом шагу. Подробности лагерного быта описаны таким казенно-деревянным языком, что сразу становится понятно – писательница знакома с этим вопросом весьма поверхностно. Бандиты у нее сплошь и рядом  робин гуды. Работа стриптизерши – чуть ли не вершина профессиональной карьеры танцовщицы. Игорь Николаевич настолько наивен, что просто не понятно, как такой лопух умудрился стать главой банды.
        Убоги жизненные идеалы Ю.Шиловой. Предел ее мечтаний – шикарная одежда, крутая тачка, рестораны, богатый покровитель. Как взахлеб описывает она разные деликатесы и умопомрачительные наряды от известных кутюрье! Мужчины – лишь способ заполучить все это. И уже даже неважно, в качестве кого он выступает – мужа, любовника или просто покупателя женского тела. Любовь и секс для писательницы-синонимы. Отсюда и мораль-лучше быть любовницей крутого, чем женой работяги. Это не мораль – скорее ее полное отсутствие. Наверное, бесполезно объяснять писательнице, что любовь имеет три равно важные составляющие  – физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Она признает только первую. Эмоциональная ей недоступна вследствие внутренней холодности  и нравственной фригидности, а интеллектуальная – из-за неразвитости и низкого коэффициента  IQ. Об аморальности писательницы свидетельствует и легкость, с которой  ее героини, даже и самые положительные, отдаются кому ни попадя.
         Романы Ю.Шиловой безнравственны. Они исподволь внушают мысль, что всего в жизни женщины могут достичь с помощью красивого тела, а мужчины - крепких кулаков. Главное, немного отодвинуть в сторону мораль и общечеловеческие ценности. И тогда легко можно оправдать проституцию, разврат, беспредел сильных и забитость слабых, предательство, социал-дарвинизм и  еще многое, многое другое….
         Моральное убожество проявляется  и в том, что она не смогла подняться до создания  в своих произведениях действительно положительных образов. Героев, которым хотелось бы  сопереживать, подражать, и с которыми интересно было бы общаться. Исподволь она внушает читателю мысль, что все люди – сволочи. Может быть, таким путем пытается обелить себя – хотя бы и в собственных глазах.
         Ее произведения – макулатура, ширпотреб для инфантильных подростков и недалеких дамочек. Это – яд для юных душ. Романы возводят аморальность и вседозволенность в ранг нормы. Свое кредо писательница изложила устами  воровского авторитета, папика: »…главное в жизни-деньги. Нет людей, безразличных к деньгам. Деньги делают человека состоятельным, уверенным в себе… Имея деньги, ты сможешь увидеть весь мир, ходить в лучшие театры, посещать дорогие рестораны, одеваться у модных кутюрье, в сорок лет выглядеть двадцатилетней. Разве найдется дурак, который откажется от всего этого? Просто одни знают цену деньгам, а другие нет…». Кстати, известно ли г-же Шиловой, что по понятиям вор в законе должен жить очень скромно? То есть приведенный монолог - просто бред сивой кобылы.
         Для писательницы важно только количество денег и , соответственно, получаемых благодаря ним благ. И не играет никакой роли, каким путем они достались. Пусть даже за ними стоят растоптанные судьбы, искалеченные души, горы трупов. Ее лозунг -  Homo hominus lupus est.  И с этим естественно перекликаются принципы папика: «…твои личные чувства и эмоции никому не интересны, кроме тебя одного». Героиня романа «Я убью тебя, милый», стриптизерша  Даша, презрительно называет бывшего мужа, оставшегося в городе, где она родилась, неотесанной деревенщиной. Но он хоть убивал время у телевизора. А она, считающая себя культурным человеком, вращается  в треугольнике  стриптиз-бар – квартира (где только спит) – любовник. И самым  культурным мероприятием считает посещение ресторанов.  У нее даже не возникает мысли родить ребенка, то есть просто атрофировано  самое естественное - инстинкт продолжения рода.
    Роман заканчивается идиллической картиной ее жизни с папиком в благословенной Америке. Их времяпрепровождение: бассейн, прогулки, телевизор, секс. Благо, с деньгами проблем нет. Растение, не более….


Рецензии
Да,Шилову до Вас не знала)
Здорово,Владимир, Вы её почистили! Поделом.

Татьяна Фучиджи   31.10.2021 17:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.