За сколько родину продашь?

Наш легендарный телесериал «Вечный зов». 4-я серия. «Мятеж».
26 мая 1918 года старший из братьев, Антон Савельев, возвращался поездом с Москвы, со съезда комиссаров труда. Его избрали губернским комиссаром несколько месяцев назад. В этот день в Новониколаевске начался белочешский мятеж. Антона арестовывают прямо на вокзале, вместе с женой Лизой и сыном. Во время радостной встречи их окружают солдаты в форме австро-венгерской армии.
- Что здесь происходит, товарищи? – недоуменно проговорил Антон.
- Ничего особенного, - спокойно проговорил подошедший офицер царской охранки Арнольд Лахновский, - просто уничтожают советскую власть…
… После допроса, на котором Лахновский пытался завербовать Савельева, но потерпел неудачу, он приказывает расстрелять Антона. Однако по пути к месту расстрела один из конвоиров, подкупленный большой суммой денег большевиками, ушедшими в подполье, помогает ему бежать.
… Антона вели на расстрел первой июльской ночью, часа в три.
За 300 шагов до места, усатый конвоир шепнул ему на ухо:
- Кандалы подпилены, как только пойдем на изготовку – сигай в овраг, там тебя ждуть… А-ну, давай лихоманец!...
… На подпольной квартире сбежавшего Антона ждал руководитель Николаевской организации РСДРП Иван Михайлович Субботин, который и сообщил освобожденному интересную подробность. Кивнув на рабочего, который разбивал Савельеву кандалы.
- А, кстати, это сын того конвоира…
Изумленный Антон с благодарностью взглянул на долговязового парня лет 25-ти, Данилу Кошкина, который ловко освобождал его от кандалов:
- Так ты при случае передай отцу спасибо!
- Пулю ему, - со злостью проговорил рабочий, - это как раз бы…
- Это почему же? – спросил Антон.
- Деньги ему большие уплатили… А я думал, все равно обманет… Неет, все выполнил…
- Вон оно что!
- А ты как думал? Мы с ним давно разошлись, по идейным соображениям…

****

Вот так! Во все времена находились желающие за приличный куш нарушить присягу и «продать Родину» (причем, не так уж и важно, какие интересы при этом преследовали – важен сам факт).
То, что в конвое служили не все искренне честные и порядочные (с точки зрения государства) люди, армейскому командованию было достаточно хорошо известно. И это представляло собой большую проблему.
Основная сложность состояла в близкородственных и дружественных связях между выполнявшими свой долг солдатами и арестантами, нарушившими закон. Этот момент как раз и показан в фильме – сыну не составило большого труда уговорить отца-конвоира совершить должностное преступление и подготовить «политическому» побег с места расстрела. Правда за деньги – ну, а кто же будет в таком случае бесплатной жизнью рисковать?
Об этом свидетельствует рапорт Начальника Штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа генерал-лейтенанта светлейшего князя А.К. Имеретинского в Главный Штаб от 17 ноября 1880 года за №146 «Об изменении порядка назначения новобранцев в местные команды Архангельской губернии» :
«… По ежегодно издаваемым Главным Штабом росписаниям, назначаются в местные команды новобранцы из тех уездов, где команды эти расположены.
Между тем, некоторые уездные города Архангельской губернии служат местом административной ссылки лиц, неблагонадежным в политическом отношении. Новобранцы до приема на службу, живя нередко в одних домах со ссыльными и ведя с ними знакомства, и по вступлении в службу, продолжают их посещать, легко попадая под их влияние, по своей слабости и неразвитости, что может крайне вредно отражаться на внутреннем порядке в командах и, в особенности, при исполнении караульной и конвойной службы, когда этим новобранцам приходиться сопровождать лично-знакомых им арестантов.
В устранение вышеизложенного, весьма важного неудобства, имеющего в названной губернии особое значение, при большом числе там ссыльных, Его Императорское Высочество, командующий войсками изволил приказать испросить распоряжения, чтобы на будущее время, по росписанию о распределении новобранцев, нужный контингент их, для пополнения местных команд Архангельской губернии, назначался в общией цифре, в распоряжение губернского воинского начальника, с предоставлением ему последнему дальнейшей разверстки между командами…»


Рецензии