Взаимодействие с миром

 Как только ребенок сказал свое первое слово, пусть даже и звучащее неправильно «кука, би-би, ма-ма» начинается следующий этап преддошкольный – первоначальное овладение языком ( от 1 года до 3 лет)

Я называю этот этап «время слов  с опорой на жест или предмет»

Начиная с года,  дети становятся более мобильными, они могут перемещаться в пространстве без помощи взрослых, они освоили не только горизонтальную область (когда они ползали), но и вертикальную, они встали, у них освободились руки, они могут до всего дотянуться, вскарабкаться еще выше, например, при помощи стула.  И видя такое огромное количество предметов вокруг себя, у ребенка, естественно, возникает желание их получить, изучить, как они устроены, узнать, для чего их используют взрослые. И  первые слова ребенка выражают его потребности, желания, он понимает, что при помощи слов можно указать на вещь, обратить на нее внимание, получить ее.
В это время, малышу еще год-два, его произношение еще не совершенно, а желание познать окружающий мир огромно. Уважайте его тягу к знаниям, слушайте его, пытайтесь разобраться, что он хочет сказать. Только так вы будете поддерживать его речевое развитие, он будет видеть, что он услышан, что его понимают. Потому что ребенок не говорит, ради говорения, он не изучает речь, он  учится взаимодействовать с миром, с говорящими взрослыми.
Его первые слова – это подражание нашим словам. Мы говорим «хорошо», он услышал и повторил «хошо», мы «кукла», он «кука». Его первые слова неотделимы от предмета или жеста. Он не может попросить пить просто так, он может сделать это только взяв в руки кружку или другую посуду, из которой он пьет. Проходя мимо кровати,  он хлопает по ней рукой и говорит «пать». Он соединяет все, что видит со словами.  Машет ручкой и говорит «пока». Его одно слово пока заменяет целое предложение. Звуковая сторона, произношение совершенствуется с каждым днем.
Происходит рост пассивного и  активного словарей. Пассивный – те слова, которые ребенок понимает, но еще сам не произносит. Активный – те слова, которые ребенок использует сам, говорит. А вот количество и тех и других слов напрямую зависит от речевого окружения ребенка, от нас с вами.
Кто-то использует лишь 200 слов, а кто-то 2000. Чем больше предметов вы назовете, тем лучше. Чем больше мест вы посетите с малышом, тем богаче будет его речь. Чем больше ситуаций вы освоите, тем богаче будет речь вашего ребенка.
Мне попалось видео, как дрессируют собак-поводырей. Маленьких щенков лабрадора берут в магазин, в кино, в машину, их знакомят со всеми ситуациями, с которыми им придется столкнуться  во взрослой жизни, чтобы они знали и не пугались. А почему мы у ребенка требуем знания значения слова «тропинка», если ни разу не водили его в лес?
Малыши начинают строить простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Да, они уже знают слова-предметы, знают местоимения, знают, что он, Саша, это «Я». Знают  слова-действия. Так почему бы и не сказать «Я хочу кушать».
Но и слова, и предложения в этот речевой период обязательно опираются на ситуацию, на предмет, на жест.
Если на улице, в зоопарке спросить малыша «Хочешь кушать?», он может просто не отреагировать. А вот если вы этот же вопрос задаете с яблоком, или тарелкой в руках, или на кухне, тогда он точно поймет, чего вы от него хотите, и ответит вам.
 


Рецензии