Юганские чик-чирики и чир-р-ры!

(Продолжение темы)
... Непоседливое, хлопотливое существо — домовой воробей!
Серыми камушками, рассыпавшись стайкой по асфальту, скачут воробышки в поисках хлебных крошек, зерен, семечек; спугнутые, шумно улетают, но через минуту уже возвращаются, чтобы докончить пир. Зимой и летом сердобольные нефтеюганцы подкармливают голубей и воробьев, давая им шанс выжить в самые суровые морозы. Отплачивают же заботу о них наши «чик-чирики» веселым щебетанием!...
Как-то в яркое солнечное предпасхальное утро я вышел на улицу подышать воздухом. Глаза слепили белая пороша, выпавшая ночью, ярко-синее безоблачное небо и брызги солнечных лучей, отражавшихся на стенах домов, на стволах берез, на льдинках многочисленных луж.
Во всей этой гамме весеннего апрельского утра доминировало воробьиное... пение. Их громкие хоры доносились до меня ото всех балконов и крыш ближайших пятиэтажек! Этакое беспрерывное напряженное щебетание-пение! Как бы птичье славословие Богу-творцу, создавшему для них этот прекрасный сияющий мир!...
И другое воспоминание. Середина июня. Отцветает рябина. На улице — молодое лето! Жарко!... Распахиваю створки окна в комнате — и в уши врывается упругий шум ветра и зеленой листвы осин и берез! Перебивая его, откуда-то с верха моего окна доносится громкое беспрерывное восторженное чирикание! Да, это под деревянным настилом балкона верхнего соседа вылупились и оперились молодые воробышки!... Они еще побаиваются улетать из теплого и уютного гнезда, выстланного сухой травой, перьями и пухом, и поэтому во все горлышко призывают своих пап и мам, умчавшихся за вкусными жирными гусеницами, жуками и бабочками...
Даже осенью и зимой, когда молчат все птицы, домовой воробей подает свой голос. Не раз в темные морозные январские и февральские утра, собравшись тесной стайкой на ветках берез, воробьи тихо, но оживленно и без умолку «беседовали» о чем-то между собой. Воробьиные «собрания» прекращались только с появлением яркой утренней зари и множества людей, спешивших на работу мимо моих милых воробышков и совсем не замечавших их.
Отступление.
Человек без ущерба для своего духовного здоровья не может жить в отсутствие животных и птиц, пусть даже диких. Ему нужны эти «младшие братья» даже больше, чем он им!
Одним из особо щедрых подарков природы России являются певчие птицы: соловьи, черные дрозды, иволги и многие другие незаметные малые лесные птахи, по весне прилетающие в наши боры и рощи и радующие наш слух прекрасным мелодичным пением.
Но... с каждым годом с зимовок возвращается все меньше и меньше пернатых! И гибнут они уже не от загрязнения окружающей среды и охоты на них, а от погодных аномалий в местах их зимовки. «Сейчас во время глобального потепления, — пишет мой друг — орнитолог А.Н. Пискунов со Среднего Урала, — на его общем фоне все чаще и чаще наблюдаются аномалии погоды в полосе Альпийско-Гималайского орографического пояса, где в основном и зимуют наши ближние мигранты: жаворонки, скворцы, зяблики, некоторые дрозды, дикие голуби и т.д. Они-то и исчезают в первую очередь; это стало особенно заметно нынешней весной. В то же время средства массовой информации постоянно сообщали нам прошедшей зимой о снежных бурях, сильных снегопадах и заморозках на юге Европы, в Крыму и на Кавказе, в Ставропольском крае, в Иране и Средней Азии и даже в Африке. Вот она главная причина сокращения численности наших ближних мигрантов. А вот дальние мигранты — ласточки, стрижи, кулики и т.д. от этих катаклизмов страдают меньше... ».
Что ж, видимо, скоро и нам, северянам, останется слушать песни лишь синиц да воробьев! Да и тех же синиц в Нефтеюганске, как я уже писал, становится все меньше!
Домовой воробей очень хорошо известен всем читателям. А вот про полевого воробья мы знаем гораздо меньше. (Вообще же воробьев в России насчитывается с добрый десяток видов!). В последние годы полевого воробья все чаще замечают даже за Полярным кругом, а в Ямало-Ненецком автономном округе он распространен сейчас так же, как и домовой воробей.
Полевой воробей меньше и стройнее домового, весит 20-25 г; отличается от него и окраской: верх головы не серый, а ярко-коричневый, на белой щеке есть черное пятно — «сережка». Повадки же у него те же, что и у домового воробья, но резкое «чирр-чирр» (как и окраска тела) не дают его спутать с нашим привычным соседом.
Как утверждают ученые-биологи, полевой воробей на нашем континенте распространен даже шире домового воробья!
Полевой воробышек — в основном дуплогнездник; гнездится в дуплах деревьев, в пустотах пней, иногда в земляных норах, а также, подобно домовому воробью, во всех щелях и углублениях строений, под карнизами и пр.
Все это и позволило ему заселить всю территорию Ханты-Мансийского автономного округа — Югра! (Правда, большей частью полевой воробей гнездится в небольших поселках. И значительная часть птиц на зиму откочевывает к югу, за пределы округа).
Наша справка.
Род воробьев относится к семейству ткачиковых, которое объединяет довольно разнообразных по внешнему облику и размерам птиц — от пеночки до крупного дрозда. Это семейство представлено 65 родами и 270 видами.
Длина тела 7,6-30 см, телосложение плотное, голова округлая, шея короткая, хвост от очень короткого до очень длинного, клюв конический. Оперение от скромного «воробьиной» окраски до ярко-красной или синей.
Четыре вида и один подвид ткачиковых уже занесены в Красную книгу МСОП.
В России обитает пять родов, восемь видов ткачиковых, в том числе семь гнездящихся.
Возвращаясь к обычному домовому воробью, следует сказать, что на Север он пришел вслед за человеком. Еще лет сотню назад его здесь не было совсем. Теперь же «чик-чирики» гнездятся и зимуют в населенных пунктах во всех районах нашего округа. Высокая плодовитость (в кладке бывает до 10 яиц!) позволяет домовому воробью из года в год увеличивать свое «народонаселение».
Действительно, теперь в Нефтеюганске, пожалуй, уже не сыщешь ни одного здания, ни одной постройки, где бы по весне не устраивались небольшие шарообразные гнезда воробьев. Но наш хороший знакомец может выводить свое потомство и в дуплах деревьев, и в норах глинистых обрывов, и даже в стенках... гнезд крупных птиц (орлов, орланов). Часто занимает скворечники и норы береговых ласточек...
И что примечательно: в отдельные годы самки воробьев делают вторую кладку!
А основу питания домовых воробьев составляют растительные корма; весной — частично — насекомые (выкармливают ими птенцов).
Кто же среди птиц родственники нашего домового и полевого воробьев? Оказывается, это обширный отряд пернатых под названием «Воробьинообразные», включающий в себя более... половины населяющих Землю видов!!! Все это преимущественно мелкие и средней величины птицы. Самый крупный представитель — ворон — весит 1,1-1,6 кг, а самый мелкий — королек — 5-7 г.
И в орнитофауне ХМАО-ЮГРЫ насчитывается около ста видов воробьиных птиц, представителей 21-го семейства: ласточковые, жаворонковые, трясогузковые, сорокопутовые, свиристелевые, иволговые, скворцовые, врановые, крапивниковые, завирушковые, оляпковые, длиннохвостые синицы, славковые, корольковые, мухоловковые, синицевые, поползневые, пищуховые, вьюрковые, ткачиковые и овсянковые.
И среди них — немало великолепных певцов!...
Воробьинообразные — важный компонент биогеоценозов нашего северного региона!
Но, увы, в южных районах Тюменской области тот же полевой воробей может приносить значительный вред сельскому хозяйству! Во второй половине лета воробьи большими стаями кочуют по полям зерновых и масличных культур, поедая наливающуюся пшеницу, просо, коноплю, подсолнечник. И только после уборки полей они переходят на питание семенами сорняков...
Что же перевешивает — польза или вред? Думаю, на весах великой Матери-Природы дорого каждое живое существо! А регулировать численность полевого воробья могли бы, наверное, многие хищники (ястреб, сова, куница и др.), которых, увы, человек почти истребил!
Впрочем... так ли уж страшны для «чирров» хищники? По сообщению биологов, полевой воробей «... давно оценил возможность с большой для себя выгодой гнездиться бок о бок со многими своими смертельными врагами. В щелях между толстыми ветками в гнездах орлов и орланов устраивает он свои. Предпочитает выводить птенцов в гнезде... ястреба-тетеревятника, если даже поблизости есть свободные дуплянки и домики-синичники, развешанные специально для мелких птиц, в том числе и для него. Такие пары относятся к человеку почти с той же опаской, как и их «покровители». В бедных лесом равнинных районах полевые воробьи отваживаются на соседство с такими разорителями птичьих гнезд, как сорока и серая ворона, затискивая собственные постройки под основания их гнезд. В старых грачиных колониях, где на многих деревьях пудовые гнезда черных птиц сливаются чуть ли не в сплошную массу, бывает нередко сложно оценить, кого здесь больше — грачей или их шустрых квартирантов. Да и в редкой колонии береговых ласточек не гнездится хотя бы пара полевых воробьев. Правда, полуметровая норка этой птицы для воробья немного неудобна тем, что ему, не умеющему ходить, приходиться скакать по низенькому ходу короткими прыжками, преодолевая в пору выкармливания птенцов по двести-триста метров в день, но она для него надежнейшее убежище».
(Об этом же писал в своем рассказе «Красная горка» — по нему был снят и прекрасный мультфильм! — писатель-натуралист Виталий Бианки).
Как видим, плодовитость и высокая приспособляемость и «чик-чириков», и «чирров» просто выдающиеся, что дает основание предполагать: никакое глобальное потепление для них не страшно! В любом природном катаклизме они все равно извлекут свою выгоду!..

Вл Назаров
2011 год


Рецензии