Музыка леса, или певчие хоры Приобья!..

«Музыка леса, приятная всем, в течение веков служила и продолжает служить источником вдохновения для величайших композиторов и поэтов мира. Эту музыку создают шум листвы и богатый птичий хор: пение крошечных пеночек и славок, флейтовые посвисты дроздов, соловьиные трели, меланхолическое кукование кукушки. Недаром песня птиц так широко использована в музыкальных произведениях; голоса птиц можно услышать и в большой опере, и в симфоническом концерте, и в замечательных романсах русских композиторов.
Посмотрите, как часто говорит о птицах, об их песнях
наш народ в своих замечательных сказках, былинах,
думах, как часто привлекают внимание поэтов…».

Профессор А.Н.Формозов.


--1—

Музыка леса бывает разная!
Свист ветра, шум крон деревьев, шорох опадающих осенних листьев, протяжный скрипучий стон трущихся друг о друга наклоненных сухих стволов, быстрые перестуки дятла и его же громкие весенние барабанные трели, тихое журчание лесного ручейка и ласковый плеск озерных волн, пушечно-обвальный грохот грома во время июльской грозы и тихое посвистывание апрельской синицы…
Музыка леса прекрасна во все времена года! Даже—зимой, когда сорокаградусный мороз с уханьем рвет оледенелые стволы сосен, елей, кедров и когда тихой серебряной музыкой просыпается с вершин сверкающий иней…
Но для меня наши приобские леса наиболее музыкальны и поэтичны с конца мая до конца июня, во время прилета и гнездования разных певчих птах! Не раз писал об этом чуде природы; хочу еще раз напомнить читателям о прекрасных певчих хорах Среднего Приобья!..
В Нефтеюганском и Сургутском районах иногда можно услышать песни соловья-красношейки: красивый набор звонких трелей! Песня этой птицы из семейства дроздовых (иногда ее относят к роду соловьев) очень громкая, по силе почти не уступающая соловьиной, но короче и часто начинается с подражания другим птицам.
«Благодаря яркой, красивой окраске оперения,- пишет биолог В.И.Азаров,- и сильной звонкой песне соловей-красношейка является несомненным украшением лесов Сибири».
А зяблик? Кто не слышал звонких весенних трелей зябликов? Эта веселая нарядная птица весьма обычна как в целом по ХМАО-ЮГРЕ, так и в приобских лесах близ Сургута, на левобережье Оби, в бассейне Большого Салыма.
Мухоловки- серая, малая, пеструшка; пеночки- весничка, теньковка, таловка, зеленая, зарничка; коньки- лесной, луговой и сибирский; камышевки- садовая, барсучок и дроздовидная; вьюрки, чеканы, щуры, щеглы, дрозды, скворцы, ласточки, иволга, кукушки, славки- черноголовая, завирушка, садовая, серая; грачи и галки, вороны и сороки, синицы, дятлы, кулики- все это наши с вами знакомые лесные и луговые певцы, которых в Ханты-Мансийском автономном округе –Югра можно встретить почти во всех районах, практически на всех его территориях!
Примерно всего лишь месяц волшебно распевают в островных приобских лесах эти перелетные птицы, но как же повсеместны и слитны их хоры и в начинающих зеленеть лиственных лесах, и в темно-хвойной тайге!..Даже в Нефтеюганске в середине июня 2008 года я заслушивался тонкими флейтовыми посвистами одной серой, невзрачной на вид, пичуги, свившей гнездо в густых зарослях шиповника на склоне холма между вторым «а» и шестнадцатым микрорайонами (в бывшей зоне частной застройки домов, где осталось немало различных густых кустарников- черемухи, рябины, боярышника, дикой розы и т.д.).
В Пыть-Яхе школьники вместе с лесниками устанавливают скворешники и «приглашают в гости» искусного пересмешника и непревзойденного истребителя вредных насекомых- черного скворца обыкновенного! (До трехсот раз в день прилетают к гнезду с кормом оба родителя, принося жуков, гусениц и др.).
Отступление.
Вред некоторых насекомых сельскому и лесному хозяйству ОГРОМЕН!!! И ущерб был бы в десятки-сотни раз больше, не помогай человеку…маленькая птица! Певчая!.. Лесной конек, например, кормит птенцов в гнезде более ста раз в день; обыкновенная горихвостка- до пятисот раз; а пеночка-зарничка- даже до 800 раз в день!
«Насекомые нигде не могут укрыться от птиц, которые зондируют почву, переворачивают сухую листву, обыскивают кору деревьев, долбят их стволы, обследуют каждый прутик и каждый листик на нем. Они не находят спасения ни в воде, ни в воздухе, ни в ночном мраке»,- так описывает уничтожение насекомых птицами американский биолог Р.Питерсон.
Автор книги «Певчие птицы» А.Ф.Ковшарь считает, что само сосуществование птиц и насекомых- одно из интереснейших явлений на Земле! А приспособления к добыванию насекомых у птиц чрезвычайно разнообразны…Например, в лесу птицы заселяют все ярусы- от поверхности почвы до верхушек деревьев; при этом разные виды имеют свою кормовую специализацию. Дрозды и коньки ловят и собирают добычу на земле, в траве и лесной подстилке; пеночки, славки, синицы- на ветвях, хвое, листьях деревьев и кустарников; дятлы, поползни, пищухи- на стволах деревьев; ласточки и мухоловки- в воздухе и т.д.
Только одна пара синиц в гнездовый период очищает от вредителей около сорока плодовых деревьев (а синицы, уничтожающие зимой яйца и куколки насекомых, приносят в перспективе больше пользы, чем те птицы, которые поедают только взрослых насекомых, уже начавших свою вредную деятельность).
Есть масса интересных примеров и фактов, когда птицы помогали людям при массовом размножении насекомых: вот всего 50 пар обыкновенных скворцов быстро очистили от гусениц ильмового ногохвоста ближайшие к гнездовью лесные кварталы (на соседних же участках в течение двух недель работала целая команда сборщиков гусениц- они набрали 120 ведер, т.е. более двух миллионов гусениц). Однако птицы сделали эту работу быстрее, лучше и во много раз дешевле, чем люди,- всего лишь за стоимость изготовления и развески скворечников.
А вот в Волгорадской области скворцы очистили 11 гектаров леса от дубовой листовертки; в Днепропетровской области расправились с златогузкой, а в одном из лесхозов Ростовской области полностью ликвидировали очаги пилильщиков. И что характерно: во всех этих случаях скворцов привлекали уже не для профилактики, а для подавления вспышки вредителя!
Озимую совку, которую еще называют северной саранчой, успешно поедают грачи, галки и вороны, а также перелетные дрозды. Свекловичных долгоносиков в массе истребляют различные жаворонки, коньки, каменки и другие обитатели открытых пространств!..



--2—



Такая тесная музыкальность и почти хозяйственная прагматичность тысяч и тысяч певчих птиц- в животном мире на планете уникальна!
Ученые говорят: по богатству и разнообразию издаваемых звуков птицы не знают себе равных среди всей остальной земной фауны. Источником же голоса у птиц является так называемая нижняя гортань- и наиболее сложно устроена она именно у певчих птиц!..
У певчих воробьиных голосовая мускулатура (7 пар мускулов нижней гортани) позволяет издавать чрезвычайно разнообразные звуки; и эта мускулатура у самцов развита гораздо сильнее!..
Профессор Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета А.С.Мальчевский, сравнивая весеннее пение птиц по яркости и разнообразию с цветением в мире растений, определяет его как «позывные вида и противоположного пола, действующие в пору размножения». Есть и другая теория- гнездовой территории (правда, ее приверженцы- западные орнитологи, которым так близки понятия «заявка на землю», «конкуренция»).
И все же зачем весною и молодым летом так шумно, так полнозвучно, так привольно поют птицы? (Мне доводилось в середине июня слышать кукование кукушки в пойме Оби даже посреди северной белой сночи!-В.Н.). Скорее всего, птичья песня- приспособление, облегчающее встречу полов; это прежде всего музыкальный призыв в системе звуковой сигнализации птиц!
Для того, чтобы призывный звуковой сигнал выполнял свою роль, он должен раздаваться как можно чаще и дольше. «И самцы певчих птиц в этом отношении неутомимы,- пишет А.Ф.Ковшарь,- в разгар пения они исполняют сотни песен в час».
Например, в Заилийском Алатау самцы обыкновенных чечевиц поют до 523 раз в час, обыкновенных горихвосток- до 535, дроздов-деряб- даже 1117 раз в час. В Подмосковье, по наблюдениям В.Г.Гептера, лесной конек исполняет до 418 песен в час, а зеленая пеночка под Санкт-Петербургом- около 470 (или 5000 в день).
На берегах и в пойме обской протоки Сырой Аган в прошлогоднем и нынешнем (2009 г) июнях я подолгу слушал почти беспрерывные птичьи хоры, не заглушаемые даже грохотом и гулом автомобильных армад, движущихся по автомагистрали Тюмень-Сургут. Пели тут и чечевицы, и славки, и пеночки, и камышевки- до десятка самых разных птичек, невидимых в гуще зеленой листвы, в высоких тростниках и траве, среди хвойных шапок сосен, кедров и елей.
Пение ведь для птиц- еще и показатель физиологического состояния самца, и это нисколько не противоречит его главной роли- оповещению о готовности вступить в брак. «Однако прежде всего…птица поет не потому, что она хочет что-то сказать и выразить звуками своей песни, а потому что она не может не петь». (Л.Б.Беме, «Певчие птицы», М.. «Советская наука», 1956).
Наверное, русский профессор оказался ближе всего к разгадке звучания моих любимых птичьих хоров и отдельных великолепных солистов-исполнителей! Так уж они устроены Матушкой-Природой: через птичье пение выходит вся их избыточная весенняя и брачная энергия!..
Кстати, в мире не раз предпринимались попытки нотной записи птичьих песен, но ноты передают лишь высоту тонов, ритмику и мелодию, а наиболее существенные черты песни- ее видовой характер- остаются неуловимыми. К примеру, короткие песенки овсянки, пеночки-веснички и переходящие из трели в трель песни жаворонков, славок, щеглов; или многократное повторение одного-двух или трех обрывистых слогов- пение большинства синиц, сверчков, зеленой пеночки…Они, эти звучания, все такие разные, непохожие! (Соловей, черные и певчие дрозды, некоторые хорошо поющие камышевки находятся как бы в промежуточной группе названных певцов).
Отступление.
За последние полвека новая наука- биоакустика- узнала о птичьих голосах несравненно больше, чем было открыто за все предыдущие столетия. Применение магнитофонной записи (а потом и электронной, цифровой) совершило настоящий переворот в науке о голосах птиц!
И что же выяснилось?
Оказалось, что песни певчих птиц, например, лесного жаворонка, иволги, некоторых дроздов имеют (при воспроизведении в замедленном темпе) много общего с мелодиями народно й музыки, звучанием народных инстументов. Раньше об этом родстве можно было судить только по тому, как часто композиторы обращались к изображению птичьих голосов. Великий Бетховен во второй части Шестой симфонии запечатлел иволгу, а во второй части Пасторальной симфонии- соловья, перепела и кукушку. Тревожные сигналы самца зяблика звучат в начале вальса Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса».
Из русских композиторов наиболее часто использовал голоса птиц в музыке Н.А.Римский-Корсаков.
(А сегодня, соединенные вместе, голоса певчих птиц и прекрасная классическая музыка звучат с CD и DVD- дисков (так называемая релаксационная музыка); много выходит дисков и просто с лучшими певучими голосами птиц России, Сибири и Дальнего Востока! И на моем ПК они звучат постоянно!- В.Н.).
…А все ли самцы одного вида поют одинаково?Оказывается, нет. Как считает уральский писательНиколай Никонов, «склонность к красивому пению у птиц так же индивидуальна, как, скажем, у людей…У птиц также бывают свои Карузо, Шаляпины и Козловские». И ведь верно: любители соловьиного пения издавна различали курских (самых певучих, голосистых!), черниговских, волынских, киевских, польских и других соловьев! По всей вероятности, для самцов певчих птиц свойственна не одна, а целый «репертуар» песен, причем частоту использования тех или иных вариантов каждый самец произвольно меняет. Так в том же Заилийском Алатау лесные коньки, черногрудые пеночки исполняют по 5 вариантов песен; обыкновенные горихвостки, зеленые пеночки и московки- по 6… У лесного конька в Норвегии насчитывали до 12 песен; у американского крапивника- 16 и т.д.
Итак, певчие птицы- это своеобразная и самая крупная группа птиц, заселивших весь земной шар. Всего насчитывается 5100 видов, относящихся к 57 семействам. В России встречаются всего 329 видов из 28 семейств, населяющих в основном Евразию.
Появившись на Земле всего около 60 миллионов лет назад (тогда как водоплавающим, например, «от роду» более 115 миллионов лет), воробьиные – и в первую очередь певчие- заселили все континенты (за исключением Антарктиды) и большинство океаническтих островов, кроме самых удаленных от материков. Особенно разнообразен состав певчих птиц в тропических лесах. И гораздо меньшее число видов населяет открытые ландшафты- степь, пустыню и полупустыню.
К северу количество певчих птиц заметно уменьшается. Однако та же пуночка залетала на 89 градус северной широты! Проникают певчие птицы и высоко в горы- в Гималаи (альпийских галок видели на склонах Джомолумгмы (Эвереста) на высоте 8100 метров); обыкновенный крапивник взлетал на высоту почти 5,5 километра; на Тянь-Шане краснобрюхая горихвостка и красный вьюрок гнездятся до высоты 4,4 километра, а на Памире- до 5 километров! На этом высочайшем нагорье- крыше мира- около 15 видов птиц регулярно гнездятся выше 4000 метров над уровнем моря!
…Конечно, певчие птицы очень различны по величине и внешнему виду: наиболее крупный их представитель- черный ворон- весит до 1500 граммов, а самый маленький в нашей стране- желтоголовый королек- всего…4-5 граммов; некоторые нектарницы (колибри) еще меньше…3-4 грамма!


--3—




В Ханты-Мансийский автономный округ –Югра на лето прилетает довольно много певчих птиц. В том числе дрозд- белобровик, вертишейка, славки, соловей-красношейка, мухоловки, пеночки, камышевки, коньки, вьюрки, щеглы, чечевицы, зяблики, завирушки, иволга, малиновки, щуры, чеканы, кукушки, щеглы и т.д.
Наших пернатых певцов можно встретить и в садах, и в парках, и в пригородных лесах, и в поймах рек, обских проток, и в тайге, и на болотах.
И самый многочисленный среди певчей братии- вьюрок!
(К вьюрковым- семейству певчих воробьиных- относятся и чижи, и чечетки, и щеглы, и клесты, и щуры, и чечевицы, и дубоносы, и снегири). Так вот мой давний знакомый по приобским лесам исконный вьюрок не так уж мал: длина в среднем 16,5 см, вес 19-25 г. Повсеместно обычный вид. Прилетает в мае, гнездится на деревьях, вплетая в наружную стенку гнезда куски бересты; в кладке 4-6 яиц. Удельный вес насекомых в пищевом рационе вьюрка значительно выше, чем у зяблика. Из растительных кормов поедает семена хвойных, сорняков и других растений. Отлет начинается в сентябре и продолжается до начала октября. Зимуют птицы в Южной Сибири, на Кавказе. Подлежат охране, как и большинство наших певчих птиц!..
А вообще-то мой вьюрок населяет всю тайгу Евразии, от Скандинавии до Камчатки!
Птица раскрашена ярче зяблика:и голова и верхняя часть спины блестяще-черные, поясница и брюшко белые, горло, зоб, грудь и плечи охристо-рыжие. Голос очень напоминает зяблика, но пение резко отличается в худшую сторону: сухой треск, щебет и чириканье…
Как и зяблик, вьюрок в летнее время преимущественно насекомояден, а зимой питается разными семенами.
…Всю раннюю весну и молодое лето я слышу «песни» нашего приобского вьюрка на таежных островах вблизи обских проток- Девкиной и Сырого Агана. Видел и его самого на верховых болотах, и красноватые птичьи перья, разбросанные кучками здесь же. (Явно вьюрки- желанная добыча для ястребов-тетеревятников!).
В погожий июньский день, когда вовсю припекает солнце, в кедровниках, ельниках, сосновых борах слышится это почти беспрерывное тихое трещанье вьюрков, спрятавшихся в сумрачных кронах хвойных деревьев. Что ж, и этот треск, щебет приятны моему слуху, когда знаю, кто скрывается за ними!..

**************************
…Прекрасна музыка леса! Тысячекратнее прекраснее она весной и в начале лета, когда и на земле, и на деревьях, и в воздухе расцветают живые цветы—нежные растения и « музыкальные цветы»- поющие певчие птицы, начинающие свои мелодии спустя всего два часа после наступления полуночи и заканчивающие их к началу той же светлой северной полуночи.
Поющие птичьи хоры- подарок Богов, незаменимое, бесценное украшение приобской природы! И как же бережно надо нам относиться к маленьким пернатым музыкантам- певцам, чтобы их становилось больше и больше, чтобы дружно заселяли они и городские парки, и скверы, и сады!!!
Ведь они так стараются как можно лучше и виртуознее исполнить и для нас, людей, свои весенние брачные песни!!!

Вл.Назаров
2010 год


Рецензии