Мотоциклист в шаре. Трутся медведи...

В московском парке Сокольники был такой аттракцион.
Большой шар из прочной стальной решётки, диаметром метров пятнадцать.
В него через дверцу заходит мотоциклист, садится на мотоцикл и, начинает ездить по внутренней поверхности шара, постепенно ускоряясь.
Наконец, набрав скорость, он начинает, поднимаясь,  двигаться по боковой поверхности шара, как бы лёжа по отношению к земле, а затем начинает описываеть в шаре и «мёртвые петли».
Явление эффектное, но вполне понятное.
При большой скорости движения мотоциклиста по отношению к шару, из-за его вращательного движения возникает центробежная сила, «прижимающая» его с мотоциклом к поверхности шара и не дающая тем самым упасть под действием земного тяготения. Нечто похожее я уже описывал, рассказывая о своём переживании на большом вращающемся диске в венском парке развлечений Пратер.
(См. «Если факты противоречат догме» 18 II 2018)

Но вернёмся к шарику.
Шар, конечно же, установлен на прочном и тяжёлом бетонном фундаменте.
Допустим, однако, что этот шар, сделанный из лёгкого, прочного материала, стоит на подшипниках и поэтому может поворачиваться относительно зрителей и фундамента как угодно.
Что будет тогда?
Может ли случиться, что мотоциклист будет «висеть» на боковой поверхности шара или даже на его верхушке (внутри) вниз головой, практически НЕПОДВИЖНО относительно зрителей и фундамента, несмотря на его скорость? Ибо шар под колёсами его мотоциклла будет за счёт вращения колёс ТОЖЕ вращаться ему навстречу.
(Типа, человек бежит по платформам медленно движущегося поезда «навстречу ему»  то есть в противоположном скорости поезда направлении. Относительно перрона он будет неподвижен!)
Так же и наш мотоциклист?

ЧЕПУХА! НЕТ! НЕ БУДЕТ в этом случае мотоциклист разъезжать по всей поверхности шара, а будет всегда находиться в самом низу шара! И будет своими колёсами вращать шар, всего-то. Ибо во всех перечисленных случаях свободно вращающегося шара, сам мотоцикл НЕ совершает вращательного движения!!! Никаких центростремительных и центробежных сил при этом возникать не будет! Он, фактически, будет оставаться на месте, крутя вокруг себя шар!
По закону сохранения импульса: M1V1 = M2V2. .
Первая пара – это масса и скорость мотоцикла с мотоциклистом, вторая – масса и скорость вращения шара. Если первая масса гораздо больше второй, то и скорость её будет во столько же раз меньше.

Другой опыт.
Допустим, шар сделан из очень лёгкого и прочного материала и вообще ни к чему не прикреплён. То есть может свободно кататься по некой гладкой площадке.
Будет ли тот же эффект?
НЕТ!
Мотоциклист будет любым своим движением сдвигать шар как бы от себя назад, шар будет убегать из под него и никакой реальной центробежной силы опять не возникнет!
(Аналогично вышеприведённому заключению).
Мотоциклист будет находиться всегда внизу и, вращая шар колёсами,  катать его по площадке, находясь в нём!
Противоречит ли это закону сохранения импульса? Нет! Ведь шар катится по земле, здесь действует ещё и сила трения шара о землю. Такой же шар, помещённый в лужицу сверхтекучей жидкости, БУДЕТ, ВРАЩАЯСЬ, стоять на месте!
(Схоже с описанным раньше случае с подшипниками.)

Резко меняю тему, но только по-видимости. Ибо речь снова об элементарной физике «вращения»...
Но заодно и о телепатии сквозь время...
«Трутся спиной медведи о земную ось...»
Многие, несомненно, помнят эту идиотскую песенку из «Кавказской пленницы». Песенка эта написана талантливым композитором Зацепиным, а текст -- бездарным и безграмотным, как в русском языке, так и в школьной физике, «поэтом» Дербенёвым. Тем не менее, она до того понравилась самому Гайдаю, что в своём следующем блестящем по таланту фильме «Бриллиантовая рука» он, изображая пьяницу-забулдыгу, орёт именно её, в то время, как двое милиционеров «грузят» его в коляску мотоцикла для доставки в вытрезвитель.

Итак, песенка.
Идея Дербенёва проста до идиотизма. Де «Где-то на белом свете» торчит из земного шарика его ось, белые медведи чешут об неё свои спины и этим вращают Землю.
Допустим, что ось — реально существующий стержень, даже с «сучками», о который можно чесать спину.
НО, для того, чтобы вращать шар, крутя трением его ось, медведи должны чесать спины по касательной к образующей оси, округлой поверхности цилиндра оси! То есть как бы лёжа горизонтально. Те, кто хоть раз видели научно-популярные фильмы «из жизни медведей»,  могли заметить следующее:
Медведь становится на задние лапы спиной к стволу дерева и то приседая, то выпрямляя лапы, трется спиной о него. Если считать медведей Дербенёва такими сильными и массивными, что они двигают земной шар, то получится, что наш бедный шарик  ДОЛЖЕН НЕ ВЕРТЕТЬСЯ, А ПРОСТО «подпрыгивать» на своей орбите вокруг Солнца. Так что при каждом движении медведей, океаны и материки будут резко сдвигаться то к северному, то к южному полюсам, в общем, жуткие катаклизмы!!!
Так, как же по технологии, открытой Дербенёвым, шарик крутится?
Тут я заявляю со всей категоричностью, что ТОЧНО ТЕЛЕПАТИЧЕСКИ могу сказать, о чём думал поэт при написании этого текста!
Телепатия через пространство и время!

Видел в детстве такую игрушку: Большой волчок с торчащей из него длинной осью и плоской ручкой на ней. Когда сильно нажимаешь на ось, волчок начинает вертеться. Несколько нажатий и волчок, сильно раскрутившись, вращается довольно долго.
В чём «секрет»? Ось волчка – это стальная прямоугольная в сечении полоса, скрученаая вдоль её главной оси в длинный плавный винт. При нажатии ось входит в специальную прорезь в теле волчка, в точности совпадающую с её сечением, и поэтому двигающаяся винтовая ось вращает сам волчок!
Вот об этой игрушке и вспомнил Дербенёв, сочиняя текст!
Телепат я, Вольф Месинг!

Но Дербенёв не учёл закона физики. Ведь медведи, трясь спинами о ТАКУЮ винтообразную ось,  лапами упираются в Землю и толкают её с той же силой в противоположную сторону, этим противодействуя вращению!
Так что ПРИ ЛЮБОМ РАСКЛАДЕ медведи, какими бы сильными и массивными ни были, и какой бы  винтообразной ни была бы «ось Земли», ЕЁ РАСКРУТИТЬ НЕ МОГУТ!

Грех тут не вспомнить цитаты из пародии блестящего сатирика и поэта-пародиста Александра Иванова:

Ну, поэты! Удивительный народ!
И наука их, как видно, не берет.
Их в банальности никак не упрекнешь,
Никаким ключом их тайн не отомкнешь.

Всё резвиться б им, голубчикам, дерзать...
Образованность всё хочут показать...

Мораль: Даже фантазировать надо с умом, а не по-кретински безграмотно!
31 Х 2019


Рецензии