От Нижнего Новгорода до Антарктиды. продолжение 8

                Глава 30
               
      Смена экипажа на новом судне НИС «Геолог Дмитрий Наливкин» должна про-
изойти в Буэнос-Айресе. Туда экипаж вылетает самолетом из аэропорта Шере-метьево-2. До вылета сумел Александр Николаевич слетать домой, повидаться с семьей. Москва от Нижнего Новгорода всего-то около 450 километров, т.е рядом, и несколько дней на свидание с родными, конечно же, нашлись. Рейс предстоит серьезный, и идти в такой рейс надо со спокойным сердцем.
      Вылетели из Москвы без задержки, летный экипаж наш – Российский. Но, как отличается рейс Москва – Буэнос – Айрес от наших внутренних рейсов. Часто Александр Николаевич летал рейсом Мурманск – Н.Новгород, но никогда, ни
жареной курицы, ни вина, ни осетровой икры, им в самолете не предлагали, а тут,
пожалуйста, и все это бесплатно, т.е. входит в стоимость билета, наверное. Икрой,
мурманских моряков не удивишь, особенно тех, которые ранее работали в Арктике, но все равно, приятно.
       Пассажиры в самолете разные, есть и очень колоритные. Например, летят в
Африку черные до какого-то блестящего, лиловатого оттенка кожи, негры в наших
кроличьих шапках. Или сидит очень интересная барышня, сразу видно, что ино-
странка, и по одежде и по поведению. Но обратился к ней доктор с каким-то вопросом на немецком языке, а она ему на чистом русском ответила. Оказалась
наша, летит к мужу в Аргентину.
     Наконец прилетели в Буэнос-Айрес. Встретил судовой агент, который сразу на автобусе отвез в порт на судно. Прием - передача дел не заняла много времени. Приняли дела, получили снабжение и вышли в рейс, на юг в Антарктиду к Южным
Оркнейским островам. После теплой Аргентины очень скоро похолодало, Атлантика встретила неприветливо, штормами, и вскоре почувствовали приближение к Антарктическим холодным водам. Айсбергов пока нет, но ясно, что скоро они появятся. Экипаж пока постепенно приходит в себя, тяжело организму сразу перестроиться, недавно были в жарких тропиках, где жара за 30 градусов, а тут
уже минусовые температуры. Да и часовой пояс другой, недавно дома в это время спали, а сейчас это время работы. Молодому организму легче адаптироваться к новым условиям жизни, а людям постарше – сложнее. Вот у судового врача еще одна задача – помочь морякам в этой адаптации. В рейс моряки идут все здоровыми, проходят медкомиссию, но некоторые скрывают свои болячки,а врачи этой медкомиссии иногда хотят «помочь» моряку и допускают его до работы в море. Все это знают, а уж судовой врач и тем более, вот у Александра Николаевича и появляется еще одна одна головная боль, необходимо заранее провести уже в море медосмотр экипажа, чтобы не пришлось потом в штормовых условиях предпринимать какие-нибудь действия, чтобы спасти моряка. А такие случаи у него уже были, но, Слава Богу, все заканчивалось хорошо.
      Шторм не стихал до тех пор пока не подошли к Южным Оркнейским островам.
Да и стих он как-то быстро, и вскоре увидели айсберги. Плывет ледяная гора, точнее судно мимо нее проходит. Высота айсберга с нашу «хрушевку», а может и выше, и знаешь, что это только надводная часть, может только треть этой горы. Картина, конечно, сказочная – завораживает. Но через некоторое время у моряков появляются улыбки. Видно, как с этих айсбергов, ну, как наши детишки зимой с ледяных горок, скатываются пингвины. Маленькие – Адельки, ну они и есть маленькие, им баловаться, кувыркаться, так это и смотрится, как естесственное поведение малыша, а вот, когда скатывается на брюхе Королевский, крупный пингвин, моряки даже говорят, что у него и морда серьезная, вот это, конечно, зрелище. Моряки даже начинают спорить, какое у него было «выражение морды». Ну, а какое может быть у него это выражение? Это же он за рыбой с айсберга ныряет, но все равно зрелище интересное, а уж моряки за него придумывают всякие версии. Моряки – они народ такой. Если есть какая-то возможность в рейсе объяснить какое-то событие с юмором, то они это обязательно сделают. Иногда и рождаются так называемые «морские байки». Но, надо сказать, что в основном они не являются вымыслом, просто жизнь морская преподносит столько разных случаев, что нормальный, береговой человек в это сразу и не поверит.
      Работа НИС «Геолог Дмитрий Наливкин» предстояла в тесном контакте с
Аргентинскими полярниками. В Буэнос-Айресе с руководством Аргентинских
полярников встречались, познакомились, о предстоящей работе говорили, а вот  конкретно  будущую  совместную  работу уже обсуждали непосредственно с аргентинскими полярниками на аргентинской полярной базе «Аркадос».
     Дошли до Южных Оркнейских островов, подошли к бухте, где находилась аргентинская база «Аркадос». Встали на рейде, пригласили в гости аргентинских полярников. Приняли их хорошо, показали судно, обсудили план предстоящих
работ,  организовали хороший ужин. Единственно не учли, что  аргентинцы любят свое вино и пьют его, как соки, а на НИСе у шипчандлера набрали крепких напитков, ну, как привыкли. Некоторые аргентинские гости это не сразу осмыслили и на свою базу возвращались уже с трудом. Хорошо, что была хорошая, тихая погода и добрались они до своей базы без происшествий. А вот, когда наши моряки нанесли им ответный визит, антарктическая погода и преподнесла им сюрприз. Сюрприз, это, конечно, для научных работников, работающих на этом судне. Моряки, проработавшие ранее в Арктике, попадали в разные переделки. На спасательной шлюпке № 1, т.е. на капитанском катере, под руководством капитана, спокойно подошли к Аргентинской станции. Встретили их хорошо, провели экскурсию показали, как тут живут полярники. Живут хорошо, все есть для нормальной работы и отдыха. Комфортабельное жилье, отлично оборудованные научные лаборатории, госпиталь, душ, сауна. Самое интересное – это, конечно, свободно гуляющие по станции пингвины, и маленькие адельки и большие королевские. Для начала провели традиционную игру в футбол. У аргентинцев этот спорт стоит на первом месте и, естественно, наши проиграли. Опять обсудили с руководством станции предстоящую совместную работу. Потом дру-жеский ужин и домой. Но к этому времени заштормило. Несколько раз пытались на катере отойти от берега,но океанская волна поднимала катер и выбрасывала на берег. Пришлось вызывать с НИСа подмогу. Там спустили спасательную шлюпку. Не доходя до берега, со шлюпки подали на катер буксир и оттащили его от берега. Пока происходила эта операция моряки порядком промокли и про-мерзли, температура воздуха около плюс трех градусов, ну и вода тоже ледяная. Хорошо, что на судне есть сауна, смогли отогреться. Решили в дальнейшем при визитах на берег тщательней изучать метеопрогноз. 

                Глава 31
     На следующий день вышли в море для проведения плановых работ. Шторм,
волны заливают палубу, снежные заряды, но в этом море Уэдделла постоянно такая погода, а работать надо. Вытравили за борт «косу» КМПВ и приступили к
простреливанию толщи воды из гидравлических пушек. Глубина моря в этом
районе достигает 12 километров. Связались с 35-й Советской Антарктической
Станцией (САЭ-35) и стали считаться участниками освоения Антартиды. Даже
занесли весь экипаж НИСа в книгу участников освоения Антарктиды, обещали
выдать всем памятные значки. Особенно обрадовалась этому молодежь НИСа.
Командиры постарше и ученые тоже рады. У первых уже есть всякие знаки от предыдущих Арктических рейсов, а у ученых к кандидатским и докторским званиям еще и такое героическое звание прибавится. Доктору тоже приятно, вернется в Нижний Новгород не только моряком, но участником Арктических и Антарктических экспедиций. Больных на судне пока нет, группы здоровья, когда не штормит, работают под его руководством, а вечерами с капитаном в кают-кампании устраивают почти конкурс, кто больше стихов знает. Читают по четверостишьям, иногда и некоторые члены экипажа помогают. Так и проходит этот рейс. У доктора работы пока мало. Больных на судне нет, камбуз чистый, в провизионных камерах поддерживается нужная температура. В свободное время можно любоваться необычной природой, где на айсбергах и пингвины и морские слоны,рядом океанскую гладь рассекают плавники касаток. Можно сделать много необыкновенных фотоснимков. И появилось много времени для чтения. Начал изучать китайскую медицину, особенно про влияние на организм иглоукалывания. С юности страдал заболеванием позвоночника, часто эта боль приходила,когда вроде ее и не ждешь. Сам пытался справиться с  межпозвонко-вой грыжей растягиванием позвоночника висом на перекладине. На какое-то время боль проходила. В этот рейс набрал много литературы по китайской системе, и в последствии это ему очень пригодилось.
       Научная работа НИСа продолжается, обследовали большой участок намечен-ных работ. В море Уэдделла и в море Росса впервые советскими учеными  были выполнены сейсмические глубинные исследования, которые не только показали структуру океанского дна, но главное и наличие в его недрах полезных ископаемых. Это были очень важные открытия, но для продолжения работы в океане  нужны пищевые продукты для экипажа, питьевая вода, топливо и техснабжение.       
       Получили распоряжение  Руководства  все необходимое получить в порту Дакар, там цена  на все необходимое для судна дешевле, но о качестве родное начальство не особо задумывалось, главное – экономия. То, что этот порт находится далеко от района работы НИСа и рядом есть другие государства и порты, в которых можно получить судну все необходимое, так это шел 1990 год и командовали судами и наукой не всегда порядочные специалисты. Порт Дакар морякам НИС  «Геолог Дмитрий Наливкин» знаком, бывали там ранее несколько раз и этот заход в порт моряков не обрадовал. В этому порту Портовые власти ищут всякие причины, чтобы сорвать мзду, портовые работяги попросту крадут на судне все,что можно стащить. У доктора свои проблемы. На острове Пинос, находится лепрозорий для прокаженных, но их иногда выпускают в Дакар для посещения мечети. Ходят они по городу и могут разносить страшную неизлечимую заразу, от этой болезни лекарства еще не нашли. Доктор всех предупреждает:
      - Ребята, вы хоть и взрослые мужики, но я вас прошу: ни в коем случае не ешьте ничего в улочных ларечках, и ни в коем случае не пейте воду или соки,
где попало. С приходом из города смывайте с себя всю грязь и пот.
        Выполняли его рекомендации моряки или нет – неизвестно, но проказы ни у
кого не было.
        Вот так и проходит время рейса. Научные работы, несмотря на постоянную
штормовую погоду, и иногда, раз в месяц заход в Дакар. Порт этот моряки не осо-
бо уважают, но, главное, после постоянно качающейся палубы, походить по твер-
дой земле и увидеть других людей. Это, конечно, радость. Походили по твердой
земле, и опять к айсбергам продолжать работу.
       Отстреляли последние мили океанского дна пневматическими пушками. Ученые собрали последнюю информацию, осталось только ее проанализировать и просчитать, но это все можно сделать на берегу в нормальных  лаборатория  в своих НИИ.
       Закончили работы и по пути в родной порт опять зашли на рейд аргентинской станции Аркадос. Подошли к станции, встали на рейде, погода не особо штормовая, так ветер 6-7 м/сек, отдельные волны 1-1,5 метра.      
       Аргентинцы встретили хорошо. За время работы стали почти друзьями. Поделились с ними своими научными открытиями, для гостей хозяева организовали прощальный ужин. И опять при отходе от базы сложности. Погода в Антарктическом районе постоянно меняется. Вот и сейчас шторм, ветер начался увеличиваться, волна тоже. Остаться на базе и ожидать улучшения погоды, а сколько этого улучшение ждать? Изменение этой  погоды в Антарктиде еще не научились точно предсказывать. Решили добираться до судна, не ожидая, когда погода еще ухудшиться.
      Опять добрались до НИСа все до нитки промокшие и замерзшие. Но уже, можно сказать, дома. Выбрали якорь и следующий порт захода это уже Буэнос-Айрес.
      Простояли в Буэнос-Айресе почти пять суток. Ученые решали свои дела с ар-
гентинскими коллегами. Капитан занимался судовыми делами. Пока стояли в порту, на судне побывало много местных жителей. В основном приходили бывшие наши граждане целыми семьями, с детьми. Многие давно покинули родину, всем им интересно узнать, как сейчас живется в их бывшей стране.     Получили все необходимое для продолжения рейса. Следующий порт захода по пути в Мурманск – Роттердам. Моряки уже начали готовиться к приходу в Нидерланды. Начинают рассчитывать, что надо купить родным, и на что хватит их денег. А ходу до Роттердама минимум три недели.
     Атлантика опять встретила штормами. У доктора появились больные. В Арген-тине очень дешевое вино, вот некоторые моряки набрали его, а сейчас страдают
от интоксикации, да еще и постоянная качка. Пришлось оказывать помощь болезным. В дополнение к этим больным старший механик просит осмотреть моториста:
     - На вахту не выходит, лежит на койке скрюченный. Жалуется на сильную боль
в животе, говорит, что местное вино не пил.
      Осмотрел его доктор, подозрение на аппендицит. Причем по всем показаниям необходима операция. А, как эту операцию делать, когда палуба на качке то
поднимется, то резко проваливается. Все скрипит, а что не успели, как следует закрепить, то по палубе летает. Сделал больному обезболивающие уколы, грел-
ку со льдом на живот, и решил подождать улучшения погоды. Судно находится почти в центре Атлантического океана, островов рядом нет. Нигде не спрятаться от шторма для проведения операции у больного. Пришлось доктору круглосуточно около него дежурить. Наконец ветер начал стихать, качка уменьшилась, а у больного не прекращаются боли. Необходимо срочно делать операцию.
      Прошла операция успешно, сделал ее доктор вовремя. Еще несколько дней просрочки и мог произойти разрыв аппендикса, а это уже угроза заражения брюшной полости, т.е. перитонит. Повезло, что и ассистент хороший нашелся, второй помощник капитана. Все моряки обязаны проходить обучение на различных курсах, тренажерах и получать после обучения соответствующие сертификаты. Среди прочих тренажеров есть такой: «Оказание первой медицинской помощи и медицинский уход». Через несколько дней прооперированный уже начал выходить на палубу.
      Судно проходит экватор, тепло, солнечно и хорошая маловетренная погода. Пересекли Атлантику от Бразилии в сторону Африки. Скоро острова Зеленого Мыса (Кабо-Верде). Дней через десять ожидается приход в Роттердам. У доктора больных нет, но опять появились полчища тараканов. Ранее в Дакаре набрали местных тараканов для борьбы со своими «стасиками». Как они боролись неизвестно, но во время работы в антарктическом районе тараканы на судне особо в глаза не бросались, жили где-то в щелях потихоньку, а в тепле в тропиках опять размножились. Чем их доктор только не пытался вывести, никакие дихлофосы не помогали. Единственная надежда, что с приходом в Мурманск, специалисты санэпидстанции обработают судно и численность этих надоедливых пассажиров уменьшится.
      Наконец ошвартовались в порту Роттердам. Порт многим морякам НИСа
«Геолог Дмитрий Наливкин» знаком, ранее часто здесь бывали. В город идти далеко,порт занимает очень большую территорию, он считается самым крупным
портом в Европе. Да и нет особого желания куда-то далеко идти, недалеко от причала находятся магазины, с товарами специально для русских моряков. В них
продаются товары пользующиеся огромным спросом в СССР. Джинсы, гипюровые
кофточки, парики, жевательная резинка и т.д., но на ввоз всех этих товаров нашими законами наложены ограничения. При досмотре судна в родном торту ттаможенники не только отберут излишки, но и «визу» могут прикрыть за нарушение таможенных правил. Так, что покупая подарки, надо обо всем этом моряку помнить.
               
                Глава 32
      И вот долгожданный приход в Мурманск. После окончания работы комиссии КПП и работы различных контролирующих служб, поставили судно в СРЗ на плановый ремонт. Часть экипажа осталась на судне на ремонт, а большинство экипажа оформили очередные отпуска. Оформил отпуск Александр Николаевич и полетел к семье в Нижний Новгород. Опять во время отдыха занялся ремонтом домика в Лукоянове, так весь отпуск в ремонтных работах и провел. И опять мысль: «Зато, когда я брошу эти моря и осяду на берегу, у меня будет свое благоустроенное жилье или, как любят говорить моряки, вышедшие на пенсию, о – свой домик в деревне».
      Отпуск закончился, на самолет и в Мурманск. В бассейновой больнице опять
попросили подменить на время отпуска флагманского врача. Отказаться нельзя,
пока есть желание работать на морских судах в Мурманске, надо соглашаться.
Откажешься – потом обязательно тебе это припомнят, люди у нас работают всякие. Отработал флагманским врачом четыре месяца. Передал дела штатному врачу и надо устраиваться опять на судно. Но в службе он уже свой и с этим проблем нет:
     - Александр Николаевич, где бы вы хотели работать?
     - Да, пожалуй вернусь я в Пароходство.
     - Отлично, сейчас как раз ищут врача на т/х «Дмитрий Донской». Вот туда мы
вас и направим. Тем более, что на судах такого класса вы уже раньше работали.


Рецензии