Генерал и персональный пенсионер Я. М. Фишман

Фото: (слева — направо) Ф.М. Фишман, полковник медицинской службы; Я.М. Фишман, генерал-майор технических войск в отставке, персональный пенсионер; неизвестное лицо из числа знакомых или сослуживцев Я.М. Фишмана. Подмосковье, дачный участок Я.М. Фишмана. 1956 (?). Автор фотоснимка неизвестен. Фото публикуется впервые. Фото из архива родственников Я.М.Фишмана. Опубликовано с разрешения правообладателей.

После смерти И.В. Сталина в 1953 году    Яков  Моисеевич Фишман жил ожиданиями перемен в СССР и в своей личной жизни. Он предвидел, что Военной Коллегией Верховного Суда СССР его дело будет пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления, а несправедливый  приговор в отношении него будет и  отменён. Так оно и случилось в 1955 году.

В начале января он оказался на свободе  и  проживал в Енисейске, потом решил переехать в Европейскую часть  страны, поближе к Москве, где он длительное время жил с супругой Натальей  Михайловной Рычковой, скончавшейся  в Сибири. По неподтвержденным данным,  изможденный и похудевший от болезни и не имевший лишних денег Я.М. Фишман поселился в Кимрах.

Он был не одинок,  рядом с ним находилась бывшая московская  домработница Мария Ивановна, хорошо знавшая его покойную жену.

В 1955 году, незадолго до празднования Дня  Победы  Якова Моисеевича Фишмана полностью реабилитировали. В последний месяц лета того же года ему присвоили звание генерал-майора технических войск,  а в сентябре в его военном билете появилась строка " в отставке". Я.М. Фишман дорожил орденом Красной Звезды, который ему вручили в 1933 г. О других его медалях сведений нет.

Точная дата переселения Я. М. Фишмана в Москву не известна его племяннику  Анатолию Фишману (род. в 1945 г.) , проживающему  ныне в Мюнхене. Неизвестна и дата регистрации брака Якова Моисеевича  с его избранницей Марией Ивановной.

Генерал-майор в отставке стал добиваться восстановления членства в КПСС.
В ноябре 1955 года персональному  пенсионеру Я. М. Фишману вручили долгожданный партийный документ.

У него появилась московская квартира в "генеральском доме" на Красной Пресне и дачный участок под Москвой.

В 1956 году к нему на дачу приехал из Саратова родной брат "Филя" — Филипп Моисеевич Фишман, полковник медицинской службы (1897  — 1962).
 
Брат Филя познакомил брата Яша с  сыном Толиком, родившимся в год Победы. Брат Яша признался, что  вторая супруга Мария уговорила удочерить ее родственницу Зину, почти ровесницу Толика.

Новые знакомые из числа "военных дачников" задавали бестактные вопросы Я. М. Фишману, где и как он так сильно похудел? Яков Моисеевич отшучивался: "В Сибири. Похудел поносами, поносами..."

После реабилитации Я. М. Фишман  прожил  на свободе  шесть счастливых лет. Он скончался  утром  12 июля 1961 года в Москве. В "Свидетельстве о  смерти"  записано, что причиной смерти был "инфаркт". Родственники покойного  сообщили автору, что у Я. М. Фишмана было несколько инфарктов.

Газета "Красная Звезда" 15 июля того же года  опубликовала некролог [1], где говорится: "...Яков Михайлович Фишман родился в 1887 г. и с молодых лет принимал участие в революционном движении.  В 1920 г. он вступил в ряды КПСС и до конца  своей жизни оставался верным сыном партии. С 1924 г. он работал на различных ответственных должностях в Министерстве обороны СССР.

Энергичный, беззаветно преданный Родине, он приложил много сил и знаний для повышения  боеспособности войск.
 
Много участвовал в разработке научных и практических задач <...> является автором ряда книг" [2]. (От автора. Известны следующие издания Я. М. Фишмана: Газовая война. — М., 1924; Химическое оружие. — М., 1924; Воздушно-химическая оборона тыла. — М., 1928; Военно-химическое дело. — М.—Л., 1929; Военно-химическое дело в современной войне. — М.—Л., 1930).

Текст некролога  завершают такие слова: "Я. М. Фишман  пользовался авторитетом в военных и научных кругах и уважением среди товарищей по работе. Память о Я. М. Фишмане, чутком и отзывчивом товарище, сохранится на долгие годы" [3].


Примечания.

[1]. "Красная Звезда", 15 июля 1961 года 
[2]. Там же.
[3]. Там же.

(Справка: Яков Моисеевич Фишман (1887 — 1961) — российский революционер и политический деятель; члену ЦК партии левых эсеров и член ВЦИКа; советский разведчик и военный деятель; доктор химических наук и  генерал-майор технических войск).

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке  публикации   мюнхенскому  дипломированному инженеру  Leon Оpstyen.


Рецензии