Язык птиц

Аттар. Язык птиц.


Удод рассказывает птицам о взыскании Симурга Собрались птицы мира, Все, какие были, — и явные, и тайные. Все сказали: «На свете сейчас Нет ни одного града без владыки. Что станет с нашим краем без царя? Быть без царя, — больше нам нет пути! Надобно быть нам опорой друг другу, И пуститься на поиски царя. Ведь если не будет царя в стране, То лада и порядка не будет в войске». И вот, все [птицы] собрались в одном месте, Все они стремились найти себе царя. Удод, с взволнованным сердцем, Полный упования, вышел к собравшимся [птицам]. На груди его – нарядное одеянье тариката, На голове – венец хакиката. Обладающий быстрым умом вступил он на путь, Извещенный о благе и зле. [Удод] сказал: «О птицы, нет сомненья, что я И посланник господина, и вестник [мира] тайн. И о господине принес я весть. И по разумности своей стал поверенным тайн. Тот, кто держал в клюве «Во имя Аллаха», Не диво, что сумел он постичь множество тайн. Провожу я жизнь, печалясь о себе. Никто не может разделить мою печаль. Ведь я охвачен страданьем по царю, И никогда не стану печалиться из-за войска. Я вижу воду в недрах земли, Немало тайн я знаю и помимо. Я вышел вперед для беседы с Сулайманом. Несомненно, я превзошел его свиту. О всяком, кто покидал, о диво, его владения, [Сулайман] не расспрашивал, и не требовал [к себе]. Едва я однажды покинул его, Повсюду устроил он поиски. Ведь без меня не мог он вынести ни мгновенья. Удоду до конца веков довольно такого почета. Я отнес его письмо и вернулся, Стал у него поверенным тайн. Каждый, кто будет желанным для Пророка, Глава его достойна венца. Каждого, кого Господь помянул благим словом, Ни одна птица не обгонит в полете. Годами я странствовал по воде и суше. Неуклонно шел я по пути. Прошел через долины, горы и пустыни. Облетел [весь] мир во время потопа. Побывал в странствиях вместе с Сулайманом. Обошел [весь] мир вдоль и поперек. Царя своего я узнал. Как пойду я один? Мне было то не под силу! Если станете мне попутчиками, Будете допущены к тому Царю и в тот Дворец. Оставьте позорное взирание на самих себя. Доколе будет длиться этот стыд безверия? Каждый, кто жизнь отдает ради Него, освобождается от себя. На пути к Возлюбленному освобождается от благого и дурного. Расстаньтесь с жизнью и вступите на путь. Танцуя, склоните голову на тот Порог. Несомненно, есть у нас Царь. Он за горой, а имя ей Каф. Зовется Он – Симург, Повелитель птиц, Он к нам близок, а мы от Него далеки. На вершине высокого дерева Его покой. Его имя невозможно выразить словами. Больше сотни тысяч завес Перед Ним – и из света, и из мрака. В обоих мирах ни у кого не хватит отваги, Дабы обрести от Него долю. Он Абсолютный Царь навечно, Погруженный в совершенство своего могущества. Он не являет себя оттуда, где Он. Как же знанию и разуму подняться туда, где Он. Нет к Нему пути, но и не вынести [разлуку] с Ним. Сотни тысяч людей впали в безумство из-за любви к Нему. Если [даже] чистой душе не постичь Его свойства, У разума [и подавно] нет источника Его познания. Несомненно, пребывают в растерянности и разум, и душа. Перед Его свойствами тьма застилает глаза. Умом не постичь Его совершенство, Глазами не узреть Его красоту. Сотворенное не обрело пути к Его совершенству. Зрение не отыскало путь, а знание шло [ему] вослед. Часть людей приобщится к тому Совершенству и той Красоте, Если не будут всецело полагаться на воображение. Можно ли пройти этот путь, [опираясь] на воображение? Сможешь ли ты за месяц добраться до луны? Там сто тысяч голов обращенных в мячи. Там слышатся крики радости и горестные стенанья. На пути сотни раз повстречается и суша, и море. Так что знай, — этот путь не близок! Нужно быть храбрым, как лев, чтоб осилить этот путь, Ведь путь далек, а море очень глубоко. Нам надлежит идти в растерянности, На пути к Нему и смеяться, и рыдать. Если получим от Него знак — дело сладится. А если нет, жизнь без Него обернется позором. Зачем нужна душа, если нет Возлюбленного? Если ты муж, не позволяй душе быть без Возлюбленного. Нужна смелость, чтобы пройти весь этот путь, Нужно расстаться с жизнью у этого Дворца. Нужно мужественно отречься от жизни, Тогда можешь сказать, что ты — муж этого дела. Душа без Возлюбленного не стоит ничего. Подобно мужам, пожертвуй драгоценной жизнью. Если мужественно расстанешься с жизнью, Возлюбленный сто крат ниспошлет тебе жизнь.


Рецензии