Мавританский ракурс

      На нашем рыболовном траулере “Сократ“ во время промысла у берегов Мавритании в рыбном цехе работала бригада мавританцев из четырех человек. После выгрузки рыбы на транспортный рефрижератор трое из них остались на судне, а четвертый (наблюдатель за правилами лова) был списан с судна. На его место
прибыл новый наблюдатель. Рыбаки предполагали, что новый наблюдатель смог заплатить за направление на судно больше, чем его предыдущий коллега, проработавший на судне всего два месяца.
      Звали наблюдателя Мухаммед. Это был высокий, худой, смуглый человек в длинном темном халате с мелкими узорчиками и короткими рукавами, в сандалиях на босую ногу. Он окончил в столичном городе Нуакшоте университет и, кроме других иностранных языков, знал неплохо и русский. Мы с ним разговорились, стоя в тени на палубе. Он мне рассказал об условиях жизни и быта в Мавритании.
      Его родное селение находилось на расстоянии 180 километров от города Атар, и в нем имеется колодец с водой. До Атара из Нуадибу летает самолет два раза в неделю. Дорога между этими городами булыжная и шоссейная. Дома у него одна жена, больше ему не надо. Правда, у некоторых богатых мавританцев есть и две и три жены. Больше четырех жен у них не разрешается иметь. Он сказал, что за невесту платить калым (выкуп) не надо. Матрос Максимка же в его бригаде, наоборот, говорил мне, что платят выкуп: десять верблюдов или пятнадцать баранов. Врал, наверное. А, может, смотря в какой местности какие порядки.
Мухаммед сообщил мне, что его заработок на судне составляет 800 долларов в месяц, а у простых рыбаков – 400. Но эти суммы, видимо, только в ведомости, а на руки-то получают намного меньше. Матросы-мавританцы говорили, что получают всего 250 долларов в месяц.
      Его родители живут за 1000 километров от Нуадибу, в пустыне; занимаются верблюдоводством. У него имеется 141 верблюд. Пастухи делают их выпас в отдаленных местах, живут в шалашах из верблюжьей шерсти, едят верблюжье мясо, пьют верблюжье молоко и зеленый чай. Они очень крепкие люди. Воду привозят себе на верблюдах. Пасут стада в кустах с колючками и листочками. Эти кустарники им помогают найти мальчики, которые бегают везде.
      Он упомянул, что мавританцы очень набожные мусульмане. У многих мусульман нет наручных часов, и они определяют время намаза по солнцу. Первый намаз совершают в 6 часов утра при восходе солнца, второй – в полдень, когда твоя тень под солнцем будет длиною в три твои ступни, третий – около 17 часов, когда твоя тень равна одиннадцати твоим ступням, четвертый – при заходе солнца и пятый – через час после его захода. Читая намаз, молящийся поворачивает голову на восток в сторону Мекки и молится в течении пяти минут. Обычно молитва у всех одинакова по Корану, но после молитвы молящийся уже может просить для себя что либо у Аллаха.
      Мусульманам нельзя пить алкоголь, прелюбодействовать, врать и красть. За первых два греха еще не наказывают сильно, но за вранье отлучают от ислама. За прелюбодеяние закидывают камнями по созыву муллы. За воровство в сумме более двух долларов отрубают правую руку, а при повторном – левую, а потом – правую стопу, если участвует в воровстве, или ухитряется украсть, будучи безруким.
      Я спросил: сохранилось ли у них рабство. Он ответил, что двадцать лет назад оно в Мавритании официально отменено, но пережитки рабства еще имеются из-за безработицы, и традиционной привычки иметь хозяина, дающего за работу еду и крышу над головой. К тому же очень многие бедные мавританцы имеют долги перед богатыми людьми, и предпочитают этот долг погашать своим трудом на хозяина, нежели садиться в тюрьму. А убежать от хозяина, которому должен, невозможно. В населенных пунктах такого должника быстро найдут, а убежать в пустыню – значит обречь себя на голодную смерть. Но в последнее время рабство – дело добровольное. Даже откупившись от хозяина, порою вольный человек возвращается к нему обратно. По традиции мавританцы главенствуют над неграми, но суд все же разбирает все несправедливости.
      Мясо козы в Мавритании является деликатесом. Его цена – 17 долларов за килограмм, в то время как один килограмм мяса верблюда стоит 2 доллара. Иметь дома коз запрещается, но всё же некоторые мавританцы их держат. Также держат в домашнем хозяйстве и страусов.
      Время обучения в начальной школе длится шесть лет, в колледже – тоже шесть лет, а в университете (в Нуакшоте) – четыре года. В колледже, в основном, учат английскому и французскому языкам, немножко – испанскому. А в университете на филологическом факультете учат разным языкам, в том числе и русскому.
       Относительно погоды Мухаммед сказал, что в Мавритании с сентября по ноябрь дуют ветры с песком с севера, а в остальное время года тихо и бывают дожди не так уж и редко. На юге страны они идут почти каждый день. Я поблагодарил своего собеседника за такую интересную информацию, и мы разошлись по своим делам.
-  -  - 2002 г.    


Рецензии