Кто видел в море... Ленин, ответьте Брежневу!
- «Ленин», ответьте «Брежневу»!
- На связи!
- Попробуйте задний ход. Мы пройдём рядом с вами!
- Добро! Выполняю!
- «Брежнев» полегче! Вы нас раздавите!
- «Ленин», вас понял! Принято!
- «Брежнев», всё получилось. Имею ход! Продолжаю движение. Спасибо!
Мы снова продвигаемся вперёд. И тут новая беда: огромная ледяная глыба попала между винтами атомохода «Ленин». Лопасть одного из винтов вонзилась в лёд так, что застряла в нём. В результате создавшейся нагрузки на винт металл не выдержал, и лопасть обломилась. Ледяная глыба всплыла вместе с обломанной лопастью на поверхность. Такого моряки ещё не видели!
- «Ленин» - «Драницину»!
- На связи!
- У вас винт всплыл!
- Не понял! Повторите!
- Наблюдаю лопасть винта в льдине у вас за кормой!
- «Драницын», полный стоп!
- Есть полный стоп! Выполнено.
- «Брежнев» - «Ленину»!
- На связи!
- Ложусь в дрейф для водолазного осмотра винтов!
- Добро! Принято!
Арктика не переставала испытывать нас на прочность, преподнося такие, вот, «сюрпризы». Водолаз спустился в воду для осмотра подводной части ледокола, а палубная команда вооружила кормовой кран для поднятия обломка лопасти на борт.
Гребные винты атомного ледокола «Ленин» - четырёхлопастные, со съёмными лопастями. Количество винтов – три. Вес среднего винта составляет 27,8 тонны, бортового - 22,5 тонны. Материалами для изготовления гребных винтов служат цветные сплавы и нержавеющие стали. Потерять даже часть винта – дорогое «удовольствие», поэтому лопасть была извлечена из льдины и поднята на борт ледокола. Пять с лишним тонн нержавеющей стали (даже, как металлолом), представляют большую ценность. Когда все эти мероприятия были окончены, наш караван ледоколов продолжил движение к месту встречи с танкером «Нижневартовск», который застрял во льду в трёх часах хода по чистой воде от порта назначения Певек. Но чистой воды в этом районе не наблюдалось. Ледовая обстановка была тяжелейшая и только ухудшалась. Ветер и морозы осложняли положение. Поэтому мы были единственной надеждой для моряков танкера и тех, кто ждал танкер в Певеке. Нельзя было допустить, чтобы заполярный город остался без топлива, которое было так нужно городской электростанции. Вопрос стоял очень остро. Губернатор Николаев прислал телеграмму и в правительство, и на ледокол, что вынужден начать подготовку к эвакуации населения из Певека.
В статье «Арктика: Мужество против стихии» от 17 октября 1983 года специальные корреспонденты ТАСС писали: «На участке от мыса Шелагского до мыса Биллингса была узкая полоска разряженных льдов, которая использовалась для проводки судов на восток. Теперь же и с ледоколом по ней пройти было невозможно. Ещё накануне в порту Певек были готовы поставить под разгрузку танкер «Нижневартовск». Однако изменение погодных условий нарушило все планы: судно до сих пор находится буквально у порога Певека. Огромное поле труднопроходимых паковых льдов встало на пути танкера и его лидера – ледокола «Капитан Драницын». На помощь пришёл атомоход «Ленин», но и этого оказалось недостаточно. Капитаны ледоколов приняли решение переждать период наибольшего сжатия»…
От себя могу добавить к вышеизложенному, что из Штаба морских операций нам пришло указание держать машины на ходу - чтобы в момент, когда сжатие ослабнет, продолжить движение. На что наш капитан, выругавшись про себя, приказал: «Стоп машинам!» (чтобы бессмысленно не расходовать топливо). А потом, распорядившись, чтобы вахтенные следили за ледовой обстановкой и поступлением информации от атомоходов, отправился отдыхать в свою каюту. Профессионал знал, когда ему надо будет вновь появиться на ходовом мостике. А сейчас я продолжу цитировать статью.
…«Манёвр удался, через полтора часа наступило ослабление, и ледоколы сразу же возобновили работу. Атомоход старательно окалывал канал, помогая себе и каравану высвободиться от цепких ледовых объятий».
Далее авторы статьи давали ответ на следующий вопрос:
«Ради чего развернулась эта битва во льдах? Навигация в Арктике началась позднее обычного, проходит с большими сложностями. И, несмотря на это, северян надо обеспечить всем необходимым – промышленными и продовольственными товарами, топливом. Единственный путь доставки грузов на Север – море. И, как бы ни была коротка и сложна навигация, все грузы должны быть доставлены получателям. Чтобы жизнь здесь шла нормально. Поэтому и ведут сквозь льды и штормы свои суда морские труженики Арктики».
Всех этих газетных статей мы в то время не читали. Газеты на борт нам не доставлялись, да и не до газет нам тогда было. Но, зато, газеты читали наши родные и близкие. Слова любви и поддержки от них приходили к нам в строчках радиограмм, которые мы принимали в часы сеансов связи с Мурманским радиоцентром. Эти слова и пожелания согревали наши сердца, и мы верили, что обязательно победим в этой битве с ледяной стихией, которая встала на нашем пути. Слова из моей песни «Ледокольная»: «Мы пробьёмся, мы вернёмся, мы вернём свои долги!» - были нашей клятвой перед теми, кто в нас верил и ждал. Но сколько нам ещё предстояло сделать для этого, никто тогда не знал.
Наши вахты в радиорубке были очень напряжёнными и насыщенными множеством вводных заданий и срочных распоряжений. Нередко приходилось выполнять их в паре с начальником или вторым радистом, чтобы успеть обработать весь поток информации, проходящей через нас в обе стороны. Сводки, запросы, карты погоды, уточнения ледовой обстановки, связь с береговыми радиоцентрами и судами, находящимися в зоне нашей ответственности. Постоянно были включены не только приёмники, но и радиопередатчики, поскольку потоки информации не иссякали. Подмениться на несколько минут, чтобы принять пищу, или по личным надобностям, и опять вернуться в радиорубку, чтобы продолжить исполнять свои служебные обязанности по обеспечению бесперебойной радиосвязи ледокола с внешним миром - вот такими были трудовые будни всего личного состава нашей радиослужбы в тот напряжённый период. Мы писали в судовом вахтенном журнале фразу: «Вахту сдал. Вахту принял» с указанием времени и личными подписями. Но и сдавший, и принявший вахту радисты из радиорубки не уходили, а продолжали заниматься текущими неотложными делами.
Весь экипаж ледокола работал в авральном режиме. Медленно, очень медленно мы продвигались вперёд через нагромождение льда и снега. Канал, пробитый атомоходом, затягивался почти сразу. Нам приходилось вести танкер «на усах». Стальные буксирные стропы ("усы") диаметром 60-65 мм рвались, как бумажный шпагат. Мороз, ветер, ледяное сжатие, обледенение корпуса - всё было против нас. Но сдаваться было нельзя. Много других судов в сопровождении ледоколов Дальневосточного пароходства пробивались к Певеку с востока. Трудно было везде. И везде люди упрямо боролись со стихией. От их успеха в этой борьбе зависела жизнь и работа тех, кому предстояло зимовать на этих заснеженных, продуваемых студёными арктическими ветрами, берегах Чукотки.
Свидетельство о публикации №219110601259